К-52, Б-6, ПЗС-25, ЗАС-2, УТС-31 |
фотография:
Экипаж ПЛ К-52 типа "К" XIV серии в день награждения медалями "За оборону Ленинграда". Предположительно 06.06.1943. Ленинград.
историческая справка:
1938 год 26 февраля
Заложена на заводе №194 в г.Ленинград. Предназначалась для Тихоокеанского флота. По другим данным - 01.10.1938;
1939 год 5 июля
Спущена на воду. Вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ. Поставлена в консервацию до февраля 1940 года;
1941 год 11 февраля
Перечислена в состав 13-го ДнПЛ Учебной БрПЛ КБФ;
1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилася в достройке;
1941 год 6 сентября
Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ;
1941 год 30 августа
Получила приказ подготовиться для перехода по внутренним водным системам на СФ;
1941 год 22 сентября
Во время прохождения испытаний на Кронштадском рейде авиация противника совершила массовый налет на Кронштадт с целью уничтожения кораблей
Балтийского флота. Возле борта лодки на расстоянии 15-20 метров разорвались три авиабомбы, не причинившие серьезных повреждений, а расчет
кормового 45-мм орудия сбил один "Ju-88";
1941 год сентябрь - октябрь
После завершения испытаний ПЛ перешла в Ленинград и у Калашниковской набережной на Неве приступила к приготовлению к постановке в
транспортный плавдок, но по причине выхода германских передовых частей к Ивановским порогам Невы, переведена к набережной Жореса.
Командование включило ПЛ в план обороны Ленинграда и на случай уличных боев артиллерию подготовили к стрельбе прямой наводкой, а для
исключения захвата лодки приняли на борт две глубинные бомбы;
1941 год 12 октября
Вступила в строй и условно принята в состав ВМФ. По данным Дмитриева В.И. вступила в строй 12.10.1942 или 11.10.1942;
1941 год ноябрь
В начале ноября начала подготовку к походу в Балтийское море на максимальную автономность (до весны 1942 г.), но во время буксировки лодки в
темное время суток, в условиях мощного ледяного покрова Невы, буксир навалил лодку на бык Дворцового моста, в результате чего было повреждено
ограждение рубки и срезаны тумбы перископов. Завод был не в состоянии произвести ремонт, вследствие чего ПЛ законсервировали. Вместо нее к
походу назначили "К-51", на которую с "К-52" перевели часть экипажа;
1941 год 28 декабря
После неудачного похода "К-51", с не на ПЛ возвращен откомандированный личный состав, командование разрешило произвести ремонт собственными силами;
1942 год лето
После проведения ремонта ПЛ отрабатывала маневр погружения и всплытия на ходу на участке Невы между Литейным и Охтинским мостами;
1942 год 11 октября
Вошла в состав Балтийского флота (есть данные о вступлении в состав КБФ 12.11.1942 или 25.11.1942). Зачислена во 2-й ДнПЛ БрПЛ КБФ;
1942 год 21 октября
В ночь на 21.10 перешла из Ленинграда в Кронштадт для завершения подготовки к боевому походу. На переходе столкнулась с катером "Гироскоп",
в результате чего получила незначительные повреждения;
1942 год 10 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта и зимовки;
1942 год 24 ноября
Поднят Военно-морской флаг;
1942 год - 1943 год зима
Зимовку провела возле борта ПБПЛ "Иртыш" у набережной Невы в районе Летнего сада;
1943 год 29 апреля
Подготовлена к боевому походу;
1944 год май
Перешла в Кронштадт;
1944 год 28 - 30 октября
Совместно с ПЛ "Л-21" в охранении базового тральщика "Т-207" и СКР "Туча" переведена из Кронштадта на остров Лавенсаари, а
затем под проводкой финских лоцманов шхерами перешла в Хельсинки для действий на коммуникациях противника в Балтийском море;
1944 год 9 - 24 ноября
Боевой поход. 9.11 совместно с ПЛ "С-4" и "Л-21" вышла из Хельсинки к проливу Юнгфрузунд в охранении
базового тральщика "Т-205", двух МО и двух финских сторожевых катеров в первый боевой поход на позицию в Данцигской бухте. Утром 10.11 вышла
в район севернее м-ка Хела (позиция №5; обеспечивающий - командир 2-го ДиПЛ капитан 2 ранга Е.Г. Шулаков), откуда должна была действовать во
взаимодействии с авиацией в юго-восточной части Балтийского моря. В 01.42 12.11 произвела торпедную атаку ОТР в 25 милях севернее Висбю (ТР
300-400 т, атака=надв/ви/2, д=4-5 каб., промах - атакован шведский ТР, совершавший рейс Висбю - Стокгольм). Опознав судно, командир от
повторной атаки отказался. В 23.20 12.11 прибыла на позицию. 13-15.11 имела ряд контактов с силами ПЛО. 13.11 на юго-западе от Данцигской
бухты ночью ПЛ вышла в атаку на огонь судна, но обнаружив, что это катер противника уклонилась погружением. Всплыв на поверхность через
некоторое время, в 22.24 обнаружила несколько групп катеров противника, идущих в кильватер с включенными огнями и пыталась уклониться от них
двигаясь в северном направлении. В 23.18 3 катера противника обнаружили ПЛ и начали ее преследование. Лодка в условиях 8 бального шторма
уклонялась со скоростью 16 узлов, и в 01.26 следующих суток погрузилась. Катера противника поддерживали контакт до 03.27. 14.11 временно вышли
из строя кормовые горизонтальные рули. Вечером 15.11 при всплытии южнее о. Готланд штормовой волной командир ПЛ был сброшен с мостика в
центральный пост (другой волной был сорван и унесен за борт магнитный компас). От удара о палубу капитан 3 ранга И.В. Травкин получил травму
черепа, сломал правую руку и повредил глаз. В командование ПЛ вступил командир 2-го ДиПЛ. 16.11 перешла в район в 28 милях к северо-западу от
м-ка Брюстсрорт. 17.11 производила ремонт кормовых горизонтальных рулей. 18-20.11 имела ряд контактов с силами ПЛО, уклонялась срочным
погружением. В 02.50 21.11 в точке 55°22'8 с.ш./18°52'8 в.д. обнаружена и атакована СКА, сбросившим 12 глб. При срочном погружении из-за
плохой организации службы не были перекрыты забортные клапаны магистрали замещения соляра забортной водой. При погружении на глубине 45 м
давлением воды разорвало стенки топливных цистерн №2 и 3, в результате чего 2-я группа АБ в IV отсеке была затоплена соляром и водой. ПЛ
легла на грунт на глубине 85 м. Из-за полученных повреждений в 04.55 лодка начала возвращение в базу. В 13.55 23.11 прибыла к о. Люм, в 08.30 24.11 - на Ханко;
1944 год 25 ноября
Перешла в Хельсинки;
1944 год 26 - 27 ноября
Перешла в Кронштадт;
1944 год 11 декабря
Поставлена в Кронштадте в док до 25.01.1945. Произведен ремонт и смена АБ;
1945 год 7 - 11 февраля
В обеспечении двух финских ЛД перешла из Кронштадта в Хельсинки;
1945 год 15 февраля - 11 марта
Боевой поход. 15-18.2 совместно с "М-102" за ЛД перешла к м-ку Нюхамн, откуда самостоятельно вышла в район восточнее банки
Штольпе (позиция №4). Утром 20.2 в 40 милях северо-западнее о. Готланд обнаружила ПЛ противника. В 00.00 22.2 прибыла па позицию. В 01.06
24.2 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 55°19' с.ш./16°42' в.д. (ТР 8000 т, атака=надв/вр/3, д=12 каб., наблюдались
попадания в ТР и СКР - зарубежных данных нет). В послевоенной советской литературе потопленным называется судно "Эрик Фритцен" (7200 брт).
Вечером 24.2 обнаружена германским ЭМ "Z 25" при помощи ГАС, после чего в район позиции выслана группа кораблей ПЛО. В ночь на 25.2
обнаружена и атакована СКР, безрезультатно сбросившим на ПЛ 11 глб. Утром 28.2 не смогла атаковать ОТР из-за плохой видимости и большой волны.
В 10.45 1.3 произвела торпедную атаку на ОТР в точке 55°23'24 с.ш./16°13' в.д. (ТР 6000 т, атака=подв/вр/3, д=13 каб., в 10.47 услышан взрыв,
после чего шум винтов ТР прекратился, в 10.57 при наблюдении в перископ ТР не обнаружен - зарубежных данных нет (в некоторых источниках
указывается, что был потоплен германский транспорт "Bohus" (1761 брт)). Вечером получила разрешение действовать в восточном направлении до
меридиана 19°22' в.д. (т.е. в пределах позиции №3). Утром 3.3 при погружении заклинены носовые горизонтальные рули. В 22.07 4.3 произвела
торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в 30 милях северо-западнее м-ка Стило в точке 55°14' с.ш./17°16' в.д. (ТР 5000 т, атака=надв/вр/3, д=8 каб.,
через 1 мин услышан взрыв торпеды, после чего ТР окутался дымом и в 22.11 затонул - зарубежных данных нет, возможно безуспешно атакован
лайнер "Дойчланд", шедший в охранении ЭМ "Z 28" из Готенхафена в Засниц). ПЛ преследованию не подвергалась. В 02.19 7.3 произвела торпедную
атаку ММ в районе банки Штольпе (атака=надв/вр/3, д=7 каб., из-за ошибки при передачи команды ПЛ произвела залп носовыми вместо кормовых ТА).
В 02.21 лодка произвела повторный залп (атака=надв/ви/2, д=7 каб., в момент погружения акустик услышал 2 взрыва - безуспешно атакован ЭМ или
ММ из состава соединения, включавшего КРТ "Адмирал Шеер", "Лютцов", ЭМ "Z 34", "Z 43", ММ "Т 23" и "Т 33"). В 01.04 8.3 произвела торпедную
атаку ОТР в точке 55°16'3 с.ш./16°07' в.д. (ТР 4000 т, атака=надв/вр/3, д=7-8 каб., через 1 мин наблюдалось попадание 2 торпед и в 01.07
гибель ТР - зарубежных данных нет). В 02.45 начала возвращение в базу. В 13.06 9.3 при всплытии в районе о. Готска-Санден обстреляна шведской
береговой батареей, выпустившей по ПЛ около 50 снарядов. В 09.45 10.3 встречена ЛД в районе м-ка Нюхамн и в 19.05 11.3 прибыла в Хельсинки;
1945 год 17 - 30 апреля
Боевой поход. В 10.35 17.4 вышла на позицию восточнее банки Штольпе (позиция №4). 18.4 при постановке на якорь в шхерах потеряла якорь.
В 04.56 21.4 прибыла на позицию. В 14.20 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКА) в точке 55°17'4 с.ш./17°19'5 в.д. (ТР 6000 т,
атака=подв/ви/3, д=13 каб., услышаны 2 взрыва, в 14.35 в перископ обнаружен только СКА - зарубежных данных нет). Вечером атакована 2 СКА
противника, безрезультатно сбросившими 48 глб. В 20.48 22.4 произвела торпедную атаку ОТР восточнее банки Штольпе (ТР 3000-4000 т,
атака=подв/ви/2, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет). Из-за уменьшения видимости от повторной атаки командир отказался. 23.4 на лодке
производился ремонт дизеля. Днем 24.4 несколько раз обнаруживалась на перископной глубине самолетами противника, которые в течение суток
сбросили на ПЛ 95 бомб. В 00.17 25.4 произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 3 СКР, 4 СКА) в точке 55°14'2 с.ш./17°53' в.д. (ТР 11000 т,
атака=дв/ви/3, д=11 каб., наблюдалось 3 взрыва и пожар на ТР - зарубежных данных нет). В 00.53 ПЛ произвела атаку другого ТР из состава этого
же КОН (ТР ? т, атака=адв/ви/3, д=10 каб., промах - зарубежных данных нет, в обоих случаях атакован КОН, шедший в Данцигскую бухту). ПЛ
преследованию не подвергалась. Утром при перезарядке ТА атакована 3 самолетами Ju-88, обстрелявшими ПЛ пушечно-пулеметным огнем и сбросившими
6 бомб. От близких разрывов междубортные топливные цистерны стали пропускать соляр. Днем 26.4 имела ряд контактов с самолетами ПЛО. В 01.30
27.4 произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) восточнее банки Штольпе (ТР 7000 т, атака=надв/ви/3, д=10 каб., промах из-за поворота КОН).
В 01.49 произвела повторную атаку в точке 55°35'9 с.ш./18°04'4 в.д. (атака=надв/ви/3, д=12 каб., через 2 мин наблюдался взрыв на ТР -
зарубежных данных нет, возможно атакован КОН, шедший с рейда Хель в Свинемюнде и включавший ТР "Терезия Л.М. Рюсс"). После атаки ПЛ
подверглась преследованию СКР. В 02.07 начала возвращение в базу. В 21.35 30.4 прибыла в Хельсинки;
1945 год 20 апреля
Указом Президиума Верховного Совета СССР ПЛ награждена орденом "Красного Знамени";
1945 год
После окончания войны входила в состав 2-го ДнПЛ 1 Краснознаменной БрПЛ ДКБФ с базированием на Кронштадт;
1945 год июль
Участвовала в параде в день ВМФ на Неве;
1946 год
Перебазирована в Лиепаю;
1946 год 15 февраля
Перечислена в состав 2-го ДнПЛ 1-й КрБрПЛ Юго-Балтийского флота (с 01.1947 - 4-й ВМФ) с базированием на Лиепаю;
1948 год 27 июля
Перечислена в состав Северного флота;
1948 год август
Совместно с "К-51", "К-53", "К-55", "К-56" под командованием командира
дивизиона подводных лодок кап. 2 ранга Шулакова Е.Г. из Лиепаи перешла вокруг Скандинавского п-ва в Екатерининскую гавань для последующего
базирования в Полярном в составе 1-го ДнПЛ БрПЛ СФ;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших ПЛ;
1949 год 9 июня
Переименована в "Б-6";
1951 год март
Переформирована в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с прежним местом базирования;
1952 год
Находилась в ремонте;
1955 год 29 декабря
Выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в ПЗС;
1956 год 18 января
Переименована в "ПЗС-25";
1956 год 27 декабря
Отнесена к подклассу ПЗС. Переименована в "ЗАС-2";
1958 год 12 марта
Переформирована в учебно-тренировочную станцию;
1958 год 18 марта
Переименована в "УТС-31";
195? год
Переведена в губу Оленья, где долгое время использовалась в качестве УТС для подготовки экипажей подводных лодок соединения;
1978 год 20 марта
Исключена из списков ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Краснознаменный флаг ПЛ "К-52" передан на вечное хранение в ЦВММ в г.Ленинград;
1979 год 26 января
Расформирован экипаж;
2006 год
Находилась в полузатопленном состоянии в бухте Незаметная губы Оленья (предположительно). Предположительно утилизирована.
командиры:
1. Шулаков Е.Г. (15.01.1941-09.03.1944)
2. Травкин И.В. (14.03.1944-10.1946)
3. Дзиковский Н.И. (1946-1949)
4. Лысов С.А. (1949-1951)
5. Ярушников А.И. (1951-1953)
6. Золотухин В.Д. (1953-1954-1955?)
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "К-52" в Архангельске. 1949 год.
2. Остатки корпуса УТС-31 (предположительно). Фотография Курганова И.
список источников:
1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон, 2001г.
7. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
8. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
9. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг."
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Хромов Н.Е. "Подводные силы Балтийского флота 1906-2006", Кладезь, Калининград, 2006г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" советсвкого флота", Морская Коллекция, №9, 2007г.
13. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Катюши" в бою", Морская Коллекция, №2, 2008г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2018