"Ленинец" (бортовой №41 и №31), Л-1
Тип «Л» II серии
фотография:
ПЛ "Л-1" (тип "Л" II серии). Предположительно 1934 - 1936 год.
историческая справка:
1929 год 6 сентября
Заложена в Ленинграде на Балтийском заводе под наименованием "Ленинец". Текст закладной доски гласил: "Закладка этой
подводной лодки произведена на 12-м году Октябрьской революции. Этот год был годом напряжения всех сил пролетарского государства
в целях осуществления грандиозного плана индустриализации. В этом году была утверждена пятилетка социалистического строительства,
развернуты работы по строительству Магнитогорского, Кузнецкого, Тельбесского металлургических заводов, величайшего в мире
Сталинградского тракторного завода и многих других. Этот год был годом продолжения попыток буржуазных государств втянуть нас в
войну на Дальнем Востоке и положить конец передышке и мирному строительству. Задача подводной лодки "Ленинец" -
бдительно охранять с моря подступы к красному Ленинграду от нападения врага...";
1931 год 28 февраля
Спущена на воду при 14-градусном морозе. В таких условиях до этого спуск ни когда не производился;
1932 год 11 декабря
Первое пробное погружение производилось в Кронштадской гавани. ПЛ была поставлена между двумя тральщиками "Запал" и "Ударник". С носа ПЛ были поданы концы на оба корабля;
1932 год 28 декабря
Зачислена в 3-й ДнПЛ БрПЛ МСБМ. Присвоен бортовой № 31. До этого числилась под бортовым № 41;
1933 год 22 (29?) октября
Вступила в строй;
1933 год 22 октября
Вошла в состав МСБМ;
1934 год 15 сентября
Переименована в "Л-1";
1935 год 11 января
Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота;
1935 год 25 марта
Вошла в состав 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Кронштадт;
1938 (1939?) год
В составе дивизиона отрабатывала задачи совместной огневой подготовки в Лужской губе;
1939 год октябрь
Перебазирована в Таллин;
1939 год ноябрь
Советско-Финскую войну встретила в составе 12-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на Таллин;
1939 год 29 ноября - 13 декабря
Вечером 29 ноября вышла в Аландское море на позицию №7. Вечером 30.11 заняла позицию. Около полудня 1.12 выставила на выходных фарватерах в шхерах у Нюхамна
2 минных банки (6 и 14 мин МЗ-М на северном и южном колене с минными интервалами 60-90 м), чтобы
предотвратить уход финских броненосцев в Швецию. Продолжая наблюдать за районом, командир ПЛ обнаружил в финских шхерах активное
движение судов противника, но атаковать их не было возможности, а поставить мины на обнаруженных фарватерах было нельзя, так как
все они, согласно приказу штаба КБФ, были выставлены у Нюхамна. Подводная лодка находилась на позиции №7 до 12.12, после чего была отозвана на базу, куда прибыла через сутки;
1939 год декабрь - 1940 год январь
Находилась в базе в ожидании мин. После их прибытия активные боевые действия уже закончились. По итогам БП в 1940 году командир ПЛ Могилевский С.С. был награжден орденом Красной Звезды;
1940 год сентябрь
При нахождении в море во время погружения получила дифферент до 30 гр. на нос. Вследствие пропуска сальника носовых горизонтальных рулей в носовую дифферентную цистерну стала поступать вода. В результате крена
был выплеснут электролит и АБ получила короткое замыкание;
1940 год 11 декабря - 1941 год август
Находилась у стенки Адмиралтейского завода № 196 в г.Ленинград в капитальном ремонте (степень технической готовности на 01.07.1941 - 64%);
1941 год 11 февраля
Вошла в состав УБрПЛ КБФ;
1941 год август
Планировалась к переводу на Северный флот в составе ЭОН-15, однако выход немцев к Неве заставил эти планы отменить. Была поставлена на консервацию, а 50-60% личного состава обращено на формирование частей
морской пехоты. Корпус ПЛ был отбуксирован к Туруханным островам в торговом порту г.Ленинград;
1941 год 6 сентября
Переведена в дивизион строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ. Остатки экипажа почти полностью были переведен на другие корабли;
1941 год 27 декабря
При очередном обходе порта силами ДВС было обнаружено, что корпус ПЛ сел на грунт. Очевидно ПЛ постепенно затонула от осколочных попаданий артиллерийских снарядов противника (акватория порта
прекрасно простреливалась осадной артиллерией противника);
1944 год лето
Поднята аварийно-спасательной службой КБФ;
1945 год 7 июля
Ввиду нецелесообразности восстановления исключена из состава ВМФ;
1949 год
На базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.
командиры:
1. Скриганов М.П. (01.02.1930-01.11.1930)
2. Булавинец А.Г. (17.02.1931-01.11.1934)
3. Максимов П.В. (01.11.1934-09.02.1938)
4. Могилевский С.С. (09.02.1938-15.02.1941), по другим данным командовал до 08.1941
5. Эйхбаум Н.Э. (20.08.1943-21.09.1943)
6. Вершинин Ф.Г. (06.10.1943-30.08.1944)
дополнительная информация:
1. Страница экипажа.
2. Фотография ПЛ Л-1 в Таллине. 1940 год.
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Стратегия КМ, 2001г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Сборник "Фронт проходит под водой", ФГУП "СПМБМ Малахит", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", Выпуск 15, №3/1999г.
9. Платонов А.В. Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Галея-Принт, 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016