"Менжинец", Л-10,
Б-10, ЗАС-18, ПЗС-20
Тип «Л» XI серии
фотография:
ПЛ Л-10 и другие ПЛ типа "Л" XI серии.
историческая справка:
1934 год 10 июня командиры (в/ч 3750, в/ч 51219):
1. Павлов Ф.Ф. (19.02.1936-16.04.1939) список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» © 2004-2022 Составитель Андрей Николаев.
Заложена на заводе №198 в г.Николаев (в некоторых источниках ошибочно указывается, что на заводе №189, в г.Ленинград) под наименованием "Менжинец";
1934 год 15 сентября
Получила литерно-цифровое наименование Л-10;
1934 год (?)
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на заводе №202 (Дальзавод) в г.Владивосток (в некоторых источниках ошибочно указывается, что на заводе №199 (Амурверфь)) была произведена её сборка;
1936 год 18 (17?) декабря
Спущена на воду;
1936 год 29 декабря
Вошла в состав 42-го ДнПЛ 4-й БрПЛ ТОФ;
1937 год 8 сентября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ;
1937 год 12 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1937 год 12 (17?) декабря
Зачислена в состав ТОФ. Вошла в состав 42-го ДнПЛ 4-й БрПЛ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);
1938 год 2 июля
Перечислена в 41-й ОДнПЛ (окончательно сформирован только 05.11.1939, с 11.02.1941 - 3-й ОДнПЛ) ТОФ с базированием дивизиона на бухту Раковая (Петропавловсе-Камчатский), затем на бухту Тарья (пос.Лахтактный);
1938 год 15 августа
Прибыла к новому месту базирования в бухту Раковая (Петропавловсе-Камчатский);
1940 год 6 - 7 декабря
Во время нахождения на грунте на глубине 53 м из-за неплотно закрытого клапана осушения в трюм 3-го отсека поступило около полутонны забортной воды. Были залиты электромоторы лебедок перископов;
1940 год декабрь (приблизительно)
Перебазирована на бухту Золотой Рог (г. Владивосток). Подчинена командованию 42-го ДнПЛ(?) 4-й БрПЛ ТОФ. Предположительно в дальнейшем встала в ремонт до конца лета 1941 года на судостроительном заводе №202 в
г.Владивосток. С 11.02.1941 подчинена командованию 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ;
1941 год 2 сентября
Возвращена в состав 3-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтажный);
1945 год 10 мая
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ. Осталась во временном подчинении командованию 3-го ОДнПЛ ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);
1945 год 27 октября
Выведена из временного подчинения командованию 3-го ОДнПЛ ТОФ. Переведена для постоянного базирования в бухту М.Улисс (г.Владивосток) в состав 5-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ;
1947 год 12 февраля
В составе соединения переформирована в состав 5-го ВМФ;
1947 год 16 июля
В составе дивизиона перечислена в состав 5-й БрПЛ КчВФл 7-го ВМФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтактный);
1948 год 1 октября - 1950 год 4 февраля
Прошла капитальный ремонт на ССЗ №202 в г.Владивосток;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;
1949 год 10 июня
Переименована в Б-10;
1951 год апрель
Переформирована в состав 91-й БрПЛ 16-й ДиПЛ КчФл 7-го ВМФ (с 23.04.1953 - ТОФ) с базированием на бухту Тарья (с 1954 - бухта Крашенинникова) г.Петропавловск-Камчатский;
1951 год 17 - 26 ноября
Совместно с ПЛ Б-12 совершила штурманский поход по маршруту: Петропавловск-Камчатский – мыс Африка – мыс Столбовый – Петропавловск-Камчатский. Пройдено 1108 миль, решено более 200 астрономических задач;
1953 год 5 февраля
До устранения неисправностей материальной части запрещено плавание;
1953 год 19 апреля
Присвоен бортовой номер "48";
1953 год 9 мая - 3 июня
Прошла доковый ремонт;
1953 год 16 июня
Убыла во Владивосток для замены АБ;
1953 год 24 июля
Возвратилась в бухту Тарья после замены АБ;
1953 год 1 сентября
Переформирована в состав 182-й БрПЛ (с 01.07.1955 - в составе 10-й ДиПЛ) КчВФл (с 31.05.1956 - ПС) ТОФ с прежним местом базирования;
1953 год 15 октября - 1954 год 15 января
Прошла теущий ремонт;
1954 год 24 апреля
Включена в кампанию;
1954 год 22 июня
Исключена из боевого состава в связи с постановкой в ремонт;
1954 год 29 июня
Переведена для ремонта во Владивосток с подчинением 52-му ДнСРПЛ 79-й БрСРК ТОФ;
1955 год 2 ноября
Прибыла в состав соединения после окончания ремонта;
1955 год 2 ноября
Прибыла в состав соединения после окончания ремонта;
1956 год 24 апреля
Переведена в состав боевого ядра II очереди;
1956 год 29 октября
Переведена в состав боевого ядра I очереди;
1957 год 29 июня - 18 июля
Участвовала в зачетном ТУ ПС ТОФ "Днепр";
1957 год сентябрь
Во многих источниках ошибочно утверждается, что эта ПЛ заливе Аляска первой в ВМФ осуществила дозаправку топливом в океанских условиях ПЛБ Б-66 проекта 611 под командованием кап.2р. Царева Н.И, совершавшую
75 суточное автономное плавание. На самом деле дозаправку осуществила однотипная ПЛ - Б-24;
1957 год 24 - 28 сентября
Участвовала в инспекторском ТУ КчВФЛ ТОФ "Туапсе";
1957 год 27 октября
Переведена для текущего ремонта в Магадан;
1957 год 31 октября
Исключена из кампании на время ремонта;
1957 год ноябрь
Переведена в боевое ядро II очереди;
1958 год 16 октября
Переведена в подкласс зарядовых судов (директива НШ КВФ № 0753 от 31.12.1958);
1959 год 1 января
Исключена из состава 10-й ДиПЛ ПС ТОФ;
1959 год 20 февраля
Исключена из боевого состава ВМФ, разоружена и поставлена на прикол в бухте Крашенинникова;
1959 год 1 апреля
Переведена на штат зарядового судна, подчинена командиру 10-й ДиПЛ ПС (с 15.07.1961 - 15-я ЭскПЛ) ТОФ;
1959 год 19 сентября (30 мая)
Переименована в ЗАС-18 (в документах от 09.04.1959 уже имела этот тактический номер, так что переименование скорее всего произошло 01.04.1959);
1966 год март
Использовалась по назначению в бухте Крашенинникова;
1966 год 15 октября (15 июня)
Переименована в ПЗС-20;
1967 год 30 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разделки на металл. В некоторых источниках указывается, что ограждение рубки ПЛ установлено в качестве памятника ПЛ «Л-16» в г.Вилючинск, однако скорее всего
это ошибочная информация и там находится ограждение рубки другой однотипной ПЛ;
1967 год 15 декабря
Расформирован экипаж.
2. Щербатов В.М. (16.04.1939-09.09.1942)
3. Попов А.В. (09.09.1942-21.02.1945)
4. Котрехов А.П. (10.03.1945-01.12.1949)
5. Бодаревский Ю.С. (01.1950-04.1952)
6. Давидович Б.Г. (03.1954-1957)
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах «Цитадель», Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "Тайфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
7. Голосовский П.З. "Очерки по истории ЛПМБ "Рубин"", т.2, ЛПМБ "Рубин", Ленинград, 1979г.
8. Козлов В.С. "Северо-восточный форпост России", журнал "Подводный флот", №5.
9. Осипенко Л.Г. "Подводники. Записки командира первой атомной подводной лодки", 2-е издание, Золотая аллея, Калуга, 2002г.
10. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1995гг.)", ВТА "Тайфун", №11, Санкт-Петербург, 1998г.
11. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись.
12. Фонды музея объединения подводных лодок Тихоокеанского флота, гор. Рыбачий.
13. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
14. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.
15. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
16. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2004-2022 Design by Andrey S. Nikolaev.
All
rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.