Rambler's Top100 Подводная лодка Л-25. Тип "Л" XIII-38 серии

Л-25

Тип «Л» XIII-бис серии




фотография:


Russian_USSRflag 35-92


Нет данных
(буду благодарен за любую информацию)




историческая справка:


1938 год 23 октября
Заложена на заводе №198 в г.Николаев;

1941 год февралm
Вошла в состав ОДнПЛ (дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ) ЧФ;

1941 года 26 февраля
Спущена на воду;

1941 год 22 июня
К началу ВОВ находилась в достройке (63,2% готовности) на заводе №198;

1941 год август
11.8 отбуксирована в Очаков, затем в Севастополь, затем в Туапсе и затем в Поти;

1941 год декабрь
Законсервирована и в Очамчири поставлена на отстой;

1942 год 7 января
Закрыты штаты. Экипаж расформирован;

1942 год - 1944 год
Достройка не производилась. Несколько раз поднимался вопрос о достройке, но не было средств;

1944 год ноябрь
С освобождением Севастополя и прекращением боевых действий на Черном море было принято решение перевести часть недостроенных кораблей, в том числе и ПЛ "Л-25", в главную базу флота. На ПЛ были открыты штаты и назначен командир. Числилась в составе 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1944 год 18 - 19 ноября
19.11 (в некоторых источниках ошибочно указывается 18.12.1944 или 18.01.1945) затонула при буксировке в 15 милях от Сухумского маяка ПЛ затонула (в некоторых источниках ошибочно указывается о подрыве на мине). Командование бригады ПЛ совместно с Потийской ВМБ приняли решение перевести корпус недостроенной ПЛ Л-25 на завод в Севастополь. Для перевода и буксировки ПЛ был выделен маломощный буксир № 31, практически даже не морской, а рейдовый. Выход каравана из Очамчиры состоялся 18.11. На переходе погода ухудшилась, подул сильный юго-западный ветер, появилась небольшая волна, которая, по мере усиления ветра, тоже увеличивалась. Буксир в таких условиях был не в состоянии выполнять задание и был вынужден отдать буксирный трос, оставить подводную лодку в дрейфе и возвратиться в Поти. Около 19 часов из Поти в море вышел СКР "Шквал" (командир - Керенский П.А.) и еще 2 СКА с заданием выйти в море, найти дрейфующую ПЛ и, взяв ее на буксир, привести в Поти. На СКР кроме швартовых тросов, никаких других больше не было, но корабли все равно были выведены в море. К рассвету 19.11 СКР "Шквал" обнаружил ПЛ, около которой уже находились 2 СКА. Ветра не было, но была крупная зыбь со стороны моря. По докладу с ПЛ там была уже нарушена герметичность и внутрь, через крышки ТА, поступала вода. После нескольких неудачных попыток буксир был благополучно закреплен, и СКР "Шквал" начал буксировку ПЛ по направлению к Поти. Через несколько минут с СКР увидели, что ПЛ идет с дифферентом на нос. На запрос с ПЛ ответили, что в лодку усилилось поступление забортной воды, т.к. на ходу давление на крышки ТА увеличилось и они стали пропускать больше воды. СКР "Шквал" отвернул с курса на Поти и пошел перпендикулярно к берегу, чтобы скорее дойти к малым глубинам на случай, если лодка начнет тонуть, чтобы потом ее легче было поднять. Несмотря на малый ход поступление воды с каждой минутой увеличивалось. ПЛ стала резко погружаться носом, и надо было принимать решение о снятии с нее команды, во избежание трагедии. Командир СКР "Шквал" приказал одному из катеров подойти к ПЛ и снять команду сопровождения. С увеличением дифферента в лодку быстро набиралась вода, она тяжелела и затрудняла буксировку. Зв несколько минут ПЛ приняла вертикальное положение и движение корабля вперед прекратилось. Чтобы исключить гибель СКР, командир приказал обрубить буксирный трос. Вскоре после этого с сильным хлопком лопнуло крепление крышек кормовых торпедных аппаратов, и лодка, медленно погружаясь, скрылась под водой. С места затопления был уже виден Сухумский маяк (ПЛ снесло течением). Глубина места затопления - 633 метра (поэтому подводную лодку поднимать не стали). Корабли вернулись в Поти. Действия командира СКР "Шквал" были признаны правильными. По его оценке операция по буксировке ПЛ была организована бездарно, а ПЛ была крайне плохо подготовлена для этого технически.




командиры:


1. Никифоров М.И. (1940-07.01.1942)
2. Грешилов М.В. (21.11.1944-12.01.1945)



список источников:


1. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военноне издательство, Москва, 1990г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
4. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
5. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Галея-Принт, 1999г.
7. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Ольховатский О.Н., Чаговец Н.Ф. "Феодосийский подплав", Санкт-Петербург, 2012г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2019