Rambler's Top100 Подводная лодка Л-19. Тип "Л" XIII серии

Л-19

Тип «Л» XIII серии




фотография:


Подводная лодка Л-19


ПЛ Л-19 (предположительно) типа "Л" XIII серии. 1942 год.
Фотография к статье Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота" из ВТА "Тайфун".




историческая справка:


1935 год 26 декабря
Заложена на заводе №189 в г.Ленинград;

1936 год
Секциями перевезена по железной дороге на Дальний Восток, где на "Дальзаводе" (завод №202) в г.Владивосток была произведена её сборка;

1938 год 25 (26?) мая
Спущена на воду. Поднят Военно-морской флаг;

1938 год июнь
Планировалась к присвоению наименования "Горьковец";

1939 год 4 ноября
Вступила в строй. Вошла в состав ТОФ. Зачислена в 44-й ДнПЛ 4-й БрПЛ с базированием на г.Владивосток (бухта Золотой Рог);

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 5-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1941 год июнь
Экипаж ПЛ Л-19 под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. принимал участие в тактическом учении флота и получил оценку "хорошо";

1942 год - 1944 год
Экипаж занимался боевой подготовкой, отработкой задач в море, совершенствовал способы атаки кораблей противника;

1943 год 8 - 20 сентября
Совместно с ПЛ Л-8 и Л-18 находилась в штурманском походе;

1943 год
Экипаж ПЛ занял первое место на ТОФ по торпедной подготовке;

1944 год 17 февраля
По приказанию Народного комиссара ВМФ СССР экипаж ПЛ Л-19 в составе 57 человек под командованием капитан-лейтенанта Алексеева А.Н. выехал на Северный флот на ПЛ Л-20. ПЛ находилась в ремонте. Три месяца подводная лодка обслуживалась только стояночной вахтой;

1944 год май
Сформирован новый экипаж под командованием кап.3р. Кононенко А.С.;

1944 год
ПЛ досрочно закончила ремонт и завоевала 1-е место по торпедным стрельбам. За достигнутые хорошие результаты в выполнении задач боевой подготовки в 1944 году приказом Народного комиссара ВМФ СССР N 559 от 14 декабря 1944 года лодке присужден переходящий приз "Бюст Маршала Советского Союза Ворошилова К.Е.";

1945 год май
Переформирована в состав 2-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);

1945 год август
Боевой поход. Задача: до 21.00 23.8 - разведка северных подходов к порту Румой, атака боевых кораблей в этом районе; с 21.00 23.8 - уничтожение кораблей противника и донесение о их появлении на позиции "А". В 20.10 19.8 вышла из базы для следования на позицию у порта Румой, в 15.30 21.8 заняла позицию. 22.8 утром от ПЛ получено донесение о том, что в южной части района ее пребывания мин не обнаружено, что дозорных кораблей там нет. В 21.30 22.8 командиром БПЛ было дано распоряжение об уходе из района, т.к. в тот район, на основании приказания Военного совета вышла из базы ПЛ С-52. РДО командира БрПЛ гласила: "Перейти залив Анива, действовать на подходах к Отомари с задачей топить корабли противника. В проливе Лаперуза противник выставил мины, спешно эвакуирует Сахалин". В очередном донесении командир ПЛ сообщил, что "в точке Ш=44°08' Д=141°30' потопил транспорт, второй повредил, он возвратился в порт Румой. Дозоров нет, обследовал весь район - мин нет". По уточненным данным разведки, оба транспорта, атакованные ПЛ Л-19, затонули. После того, как на ПЛ было передано приказание, запрещающее топить корабли, командир ПЛ запросил, как ему понимать свою задачу. Командир БрПЛ ответил: "Находиться Анива, ваша задача разведка. Получение подтвердить". В 5.50 23.8 командир ПЛ подтвердил получение РДО. В 15.22 23.8 от командира ПЛ было получено донесение следующего содержания: "10.22 Ш=45°13' Д=140°00'. Атакован ПЛ противника. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00". Это было последнее донесение с ПЛ Л-19. В дальнейшем ПЛ запрашивалась всеми видами связи, но ответа не дала и в базу из боевого похода не возвратилась. Как позднее стало известно, в проливе Лаперуза было выставлено несколько линий минных заграждений, при этом минные заграждения были поставлены в местах наибольших глубин в проливе. Положениями и руководящими документами рекомендовалось форсировать минные поля на предельной глубине, т.к. сила взрыва мины идет по линии меньшего сопротивления, вверх. Командир ПЛ Л-19 капитан 3 ранга Кононенко А.С. всегда педантично выполнял все положения и, что наиболее вероятно, при форсировании пролива на предельной глубине подорвался на донной мине, ПЛ Л-19 затонула со всем экипажем - 64 человека;

1989 (предположительно) год
Рубка УТС-89 установлена в качестве мемориала ПЛ Л-19 на территории соединения подводных лодок в бухте Малый Улисс;

2005 год 20 - 23 августа
Экспедиция ПНПС «ИСКРА» по поиску ПЛ Л-19 в проливе Лаперуза. Обнаружить ПЛ не удалось;

2006 год август
Завершилась экспедиция по поиску советской подводной лодки "Л-19" и американской лодки USS Wahoo (SS-238), затонувших в проливе Лаперуза в военные годы. В интервью газете "Коммунар" один из организаторов и руководителей этой военно-патриотической экспедиции, капитан дальнего плавания и водолаз Борис Постовалов сказал, что "Подводная лодка «Л-19» найдена в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин, а американская лодка "Wahoo" в проливе Лаперуза недалеко от известной морякам скалы "Камень Опасности". Однако, позже выяснилось, что информация об обнаружении "Л-19" оказалась ошибочной;

2007 год
Появилась информация о том, что экспедиция Морского поисково-исследовательского центра Тихоокеанского флота на яхте "Искра" обнаружила подводную лодку "Л-19" в 20 милях западнее мыса Крильон в южной части острова Сахалин на глубине около 100 метров. Достоверного подтверждения обнаружения корпуса ПЛ на данный момент нет;

2023 год 2 декабря
Компания «Фертоинг» отправилась на обследование подлодок, затонувших в годы Второй мировой войны. Поисковые и исследовательские работы будут вестись с многофункционального судна «Ламантин». Комплексная научно-историческая экспедиция по обследованию места гибели подводной лодки Wahoo SS-238 и поиску затонувшей подлодки «Ленинец» (Л-19) стартовала из Холмска 2 декабря 2023 года. Специалисты планируют выполнить комплекс гидрографических, фотограмметрических и подводных работ по обследованию положения Wahoo SS-238, а также определить точное место гибели Л-19.




командиры:


1. Дроздов В.А. (21.11.1940-21.04.1943)
2. Алексеев Е.Н. (28.04.1943-15.02.1944)
3. Кононенко А.С. (09.04.1944-08.1945)



дополнительная информация:


1. Фотография мемориала ПЛ "Л-19"
2. Список погибших в августе 1945 года



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Самко Ю.Г. "История создания и развития подводных сил Тихоокеанского флота", ВТА "ТАйфун", №1, 1996г.
5. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
6. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999
7. Королюк В.П. "Cлед на тропе войны..."
8. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Первые подлодки СССР. "Декабристы" и "Ленинцы", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, Москва, 2010г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2023