М-66, М-63(?), М-33
Тип «М» XII серии
фотография:
ПЛ М-33 типа "М" XII серии после подъема. 1951 год.
Фотография из книги Морозова М.Э. и Кулагина К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М".
историческая справка:
1938 год 31 августа
Заложена на заводе "Красное Сормово" (№112) в г.Горький. Получила литерно-цифровое наименование М-66. Предназначена в состав ТОФ. Организационно зачислена в состав 25-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1939 год 15 ноября (предположительно)
Переименована в М-63(?). Требует уточнения;
1940 год 13 января (предположительно)
Переименована в М-33;
1940 год 23 июня
Спущена на воду;
1940 год
Переведена для достройки и испытаний на завод №198 в г.Николаев. Решение о переводе на ТОФ отменено;
1940 год
Швартовые испытания проходили на Черном море (завод №198 в г.Николаев);
1940 год 8 декабря
Вступила в строй;
1941 год 19 января
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 21-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1941 год февраль
Переформирована в состав 7-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ с базированием на г.Севастополь;
1941 год 22 - 28 июня
Боевой поход. В 19.35 22.6 вышла в дозор в район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №1). Встреч с кораблями противника не имела. В 19.20 28.6 прибыла в Балаклаву;
1941 год 8 - 14 июля
Боевой поход. В 05.05 8.7 вышла в дозор в район северо-восточнее о. Фидониси (позиция №6). В течение похода дважды выходила из строя муфта "Бамаг". Встреч с кораблями противника не имела. В 14.55 14.7 вернулась в Балаклаву;
1941 год 2 - 10 августа
Боевой поход. В 17.07 2.8 вышла для действий в районе Констанцы (позиция №11). Имела задачу проникнуть на вешний рейд. После форсирования минного заграждения противника 5-8.8 находилась на внешнем рейде порта. За время патрулирования лишь 1 раз
наблюдала СКР противника, атаковать который не удалось из-за малых глубин. В 09.07 10.8 прибыла в Балаклаву;
1941 год 17 - 24 августа
Боевой поход. В 18.00 17.8 вышла в район Констанцы (позиция №11). Находилась на внешнем рейде порта с 19.8 по 22.8. В 13.08 20.8 произвела торпедную атаку на румынскую ПЛ "Дельфинул" (ПЛ, атака-подв/пр/1, д=6-7 каб., на ПЛ слышали глухой взрыв - промах,
по другим данным торпеда прошла под носом ПЛ "Дельфинул"). Рубка "М-33" подверглась безрезультатному артиллерийскому обстрелу с румынской ПЛ. В 12.07 24.8 прибыла в Балаклаву;
1941 год 10 - 17 сентября
Боевой поход. В 18.00 10.9 вышла в район Констанцы (позиция №11). 12.9 прибыла на позицию. Имела встречи исключительно с СКА противника. 15.9 начала возвращение в базу и в 12.20 17.9 прибыла в Балаклаву;
1941 год 4 - 11 октября
Боевой поход. В 18.30 4.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). 6.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Вечером 10.10 начала возвращение в базу и в 10.35 11.10 прибыла в Балаклаву;
1941 год 21 - 27 октября
Боевой поход. В 07.40 утра 21.10 вышла в район Констанцы (позиция №11). 23.10 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. Днем 25.10 по левому борту ПЛ на большом расстоянии произошел взрыв мины заграждения S-12. Лодка повреждений не
получила. Вечером начала возвращение в базу и в 14.42 27.10 прибыла в Балаклаву;
1941 год 3 - 6 ноября
Перешла в Очемчири;
1941 год 6 декабря
Выходила в море для оказания помощи выброшенной на камни "М-62";
1941 год 8 - 9 декабря
Перешла в Туапсе;
1941 год 10 - 12 декабря
Перешла в г.Севастополь;
1941 год 16 - 22 декабря
Боевой поход. В 14.24 16.12 вышла в район Одессы (позиция №25). Встреч с кораблями противника не имела. В 14.00 21.12 начала возвращение в базу и в 22.10 22.12 прибыла в г.Севастополь;
1942 год 7 - 13 января
Боевой поход. В 20.40 7.1 вышла для высадки РГ (12 чел.) в районе Евпатории. С 01.30 до 01.45 8.1 высадила РГ. В ночь на 10.1 не смогла снять РГ с берега - разведчики в место встречи не прибыли. В 05.05 13.1 вернулась в г.Севастополь;
1942 год 15 - 17 января
Перешла в Очемчири;
1942 год февраль - май
Прошла гарантийный ремонт;
1942 год 11 - 12 июня
Перешла в Туапсе для боевого дежурства на позиции;
1942 год 13 - 14 июня
Перешла в г.Новороссийск, откуда, после выгрузки боезапаса, принимала участие в снабжении Севастополя. Совершила два успешных рейса. Доставила в Севастополь 5,9 т продовольствия и 7 т боеприпасов;
1942 год 14 - 17 июня
Первый транспортный рейс в г.Севастополь. Загрузка: 5950 кг концентратов. 19.37 14.6 начала переход в г.Севастополь совместно с ПЛ М-111. В 05.21 15.6 уклонилась погружением от самолета. После всплытия в 08.17 снова обнаружила самолет и опять
погрузилась. После всплытия принято решение далее следовать в подводном положении. 19.07 всплыла и в 19.19 наблюдала 4 самолета противника. В 19.34 в районе м.Айтодор обстреляна полевой артиллерией противника. До 21.00 трижды уклонялась погружением от
авиации протвника. 21.03 всплыла. 23.05 прибыла в Камошовую бухту г.Севастополь. В 01.40 16.6 закончила разгрузку. Из-за волнения раненых на борт не доставляли. 02.53 начала переход в г.Новороссийск. На переходе дважды уклонялась от самолетов противника. В
08.10 прибыла в г.Новороссийск;
1942 год 18 - 21 июня
Второй транспортный рейс в г.Севастополь. Загрузка: 7 т боеприпасов. 12.46 18.6 начала переход в г.Севастополь. В 15.46 и 19.15 обнаруживала самолеты Ju-88. В 04.35 19.6 обнаружила самоле противника, который пытался произвести опознание с ПЛ. В 05.01 после
погружения по левому ботрту были слышны разрывы. В 20.20 обаружила самолеты противника. В 21.51 на ПЛ прибыл лоцман. В 22.15 прибыла в Камышовую бухту г.Севастополь. В 23.25 окончила выгрузку боезапаса. 00.20 20.6 начала переход в г.Новороссийск. В 15.09
уклонилась от самолета противника. В 07.23 21.6 прибыла в г.Новороссийск;
1942 год 22 - 23 июня
Третий транспортный рейс в г.Севастополь. Загрузка: 7 т груза (боезапас и консервы), 6 т бензина. 14.46 22.6 начала переход в г.Севастополь. В 18.10 была возвращена приказом командующего. В 18.42 наблюдал два самолета противника. 00.28 23.6 вернулась в
г.Новороссийск;
1942 год 23 июня
С 09.30 до 15.00 произвела откачку бензина. 15.50 отошла от пирса для дифферентовки. В 16.05 23.6 после пуска вентиляции в 3-м отсеке произошел взрыв паров бензина, вызвавший пожар. Приборы и механизмы ПЛ получили серьезные повреждения, 7 человек получили
ожоги 1-й и 2-й степеней, один из них, командир отделения трюмных Костылев М.Н., 3.7 умер в госпитале. В 16.11 23.6 пожар ликвидирован, пущена отсечная вентиляция. В 17.12 отбуксирована к причалу. Повреждения: со 2-го по 4-й отсек - в районе 32-33 шп.
прогнулся настил, в семи местах концы настила отошли от своих мест;
1942 год 26 - 27 июня
Перешла в Очемчири;
1942 год 27 - 28 июня
Перешла в Поти;
1942 год 28 июня - 4 июля
Прошла аварийный ремонт;
1942 год 5 июля
Перешла в Очемчири;
1942 год 6 июля
Перешла в Поти;
1942 год 19 июля
Перешла в Очемчири;
1942 год 19 - 20 июля
Перешла в Туапсе;
1942 год 21 июля - 4 августа
Боевой поход. В 06.30 21.7 вышла в район Евпатории (позиция №3). 23.7 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 2.8 начала возвращение в базу и 4.8 прибыла в Туапсе;
1942 год 5 - 6 августа
Перешла в Очемчири;
1942 год 7 августа
Перешла в Хопи;
1942 год 10 августа
Перечислена в состав 4-го ДнПЛ БрПЛ;
1942 год 16 августа
Перешла в Поти;
1942 год 18 августа
Перешла в Очемчири;
1942 год 20 - 2? августа
В 23.58 20.8 вышла в последний боевой поход в район Одессы (позиция №31). В 18.00 21.8 по ошибке атакована советскими самолетами, повреждений не получила. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. 22-25.8 в точке 46°20,3' с.ш./30°54,3' в.д.
подорвалась на трубках КА двух мин UMB румынского заграждения S-33, выставленного румынскими МЗ "Дакия" и "Мурджеску". На ПЛ погиб 21 член экипажа;
1942 год 24 сентября
Исключена из состава флота;
1951 год июнь
Обнаружена на дне при осуществлении подготовительных работ по подъему ПЛ "М-60";
1951 год июль
Поднята, разделана на металл. Это была уникальная операция, требующая длительной и серьезной подготовки, довольно трудная и опасная, т.к. на ПЛ находились боеприпасы. Для подъема ПЛ М-60 и М-33
был создан 429-й отдельный дивизион аварийно-спасательной службы Черноморского флота воинской части 87118 под руководством инженера-капитана 1-го ранга Александра Васильевича Мадеева. Такие же отряды по подъему затонувших судов
работали в Николаеве, Севастополе, Керчи, Новороссийске и других городах. Необходимо было расчищать морское дно для нормального судоходства. Под руководством Мадеева А.В. работало больше ста человек: военнослужащие и вольнонаемные.
И те, и другие приняли присягу о неразглашении сведений об операции. Одним из кораблей, который осуществлял подъем была плавбаза "Севан", которая была накрыта маскировочным тентом. На затонувшие ПЛ первыми спускались водолазы. Им нужно было промыть каналы,
провести в них металлические стропы толщиной в руку. Все работы проводились с большой осторожностью, ведь в ПЛ находились торпеды. Такие же меры преосторожности соблюдались и при их подъеме, который проводился в два приема.
Сначала ПЛ поднимали с глубины 27 метров до 8 метров, а затем уже доводили до надводного положения. Подъемных кранов не было, поднимали лодки почти вручную: восемь матросов с одной стороны работали на лебедке, столько же на другой.
Операции по подъему обоих подводных лодок заняли в общей сложности две недели. Вместе с моряками и военнослужащими находились на ПБ "Севан" и сотрудники КГБ. Они выполняли свою задачу: в поднятых ПЛ разыскивали документы, собирали
останки подводников. Благодаря им удалось установить имена всех погибших подводников и обстоятельства их гибели. ПЛ после подъема отведена в Одессу. Разделана на металл. Останки погибших подводников вначале были захоронены на
Слободском кладбище, а затем с воинскими почестями их перезахоронили в г.Одесса на Аллее Славы в парке им. Т.Г. Шевченко.
По результатам осмотра поднятой ПЛ можно предположить:
Версия 1 (Платонов А.В.) В ходе осмотра лодки документов не нашли, поэтому точная дата и время подрыва остались неизвестны.
Однако по целому ряду косвенных признаков общая картина была восстановлена. Подводная лодка погибла в первой половине срока пребывания на позиции, т.е. в период 22-25 августа 1942г., о чем свидетельствует
большое количество неизрасходованных продуктов, в том числе свежего картофеля. Подрыв на мине произошел перед наступлением сумерек в 20.26, когда лодка совершала переход в подводном положении на глубине 9 м
из района патрулирования в район зарядки аккумуляторной батареи. Как раз в этом месте проходил первый ряд румынского минного заграждения "S-33", который "М-33" пересекала под углом близким к
90°. Взрыв произошел в районе I отсека в 5-6 м от прочного корпуса (видимо от удара мины о носовые горизонтальные рули). Сразу после подрыва на мине была предпринята попытка всплыть в надводное положение на
полном ходу путем продувания цистерн главного балласта и перекладки горизонтальных рулей на всплытие. Однако носовая цистерна главного балласта и цистерна плавучести потеряли герметичность. Кроме этого, вода
быстро стала затапливать I отсек, и личный состав, практически даже не пытаясь бороться за живучесть, перешел во II отсек. Поэтому "М-33", несколько продвинувшись вперед упала на грунт. В
последующие четыре часа шла борьба с просачивающейся из I отсека водой и подготовка к повторному всплытию. Обстановка явно осложнялась тем, что часть воздуха высокого давления была уже израсходована,
аккумуляторная батарея имела низкую плотность, а во втором отсеке, возможно, вообще была повреждена. Оценив обстановку, командир, по всей вероятности, пришел к выводу, что спасти корабль, наверное, не удастся,
и надо попытаться, хотя бы, спасти людей (это спорное предположение - если бы лодке удалось всплыть, то вполне вероятно, что можно было удержать ее на плаву - как "А-5".). Поэтому, приготовив
все к всплытию, экипаж сосредоточился у входных люков: минимум 6 человек в боевой рубке и 6 человек в VI отсеке. Один человек встал к станции аварийного продувания балласта. По всей вероятности командир рассчитывал
сообщить о положении "М-33" в базу, поэтому приказал радисту оставаться в радиорубке. Возможно среди экипажа был тяжелораненый и его положили на штурманский стол,
чтобы после всплытия аккуратно вынести наверх (на том столе не оказалось никаких карт и бумажных листов, зато лежали останки человека). Не поддается логическому объяснению нахождение останков одного человека
у кормовой переборки IV отсека. Около 0.47 по команде командира механик продул балласт, лодка начала всплывать с нарастающим дифферентом на нос: носовая оконечность оставалась прижатой к грунту. В этот момент
произошел подрыв на второй мине в районе переборки между III и IV отсеками. Дело в том, что когда предпринималась попытка всплыть сразу после первого подрыва, то корабль несколько продвинулся вперед и оказался
как раз на второй линии мин. В результате взрыва оба отсека почти сразу оказались затопленными и "М-33" опять упала на грунт. Теперь в лодке оставались живых только 6 человек в кормовом отсеке.
В целом их положение было далеко не безнадежным. Отсек от взрыва не пострадал, на всех хватало приборов ИСА-М, которые специально предназначались для выхода из поврежденной подводной лодки, глубина всего 27 м.
В VI отсеке начали готовится к выходу через люк из подводного положения. Опустили тубус, чтобы при затоплении отсека осталась воздушная подушка. Приготовили буй, его должны были выпихнуть через открытый люк и
вслед за ним по его буйрепу подняться на поверхность. Когда приготовления были закончены, все собрались у люка и тут оказалось, что люк открыть невозможно. На него давит столб воды высотой почти 24 метра
(создавая этим прижимное усилие 8 тонн - что не под силу человеческим рукам), и чтобы преодолеть это давление, надо было создать в отсеке противодавление, но запаса воздуха не хватало. Теоретически существует
еще несколько способов выравнивания давления, однако, по неизвестным причинам ими не воспользовались (они могли бы либо перепустить воду из соседнего - затопленного пятого отсека, либо открыть краник уравнивания
давления на самом люке - и через него пустить воду, но видимо не догадались об этом). Предположительно люди умерли от недостатка кислорода (по данным Банова Н.В., на ПЛ нашли партбилет и записку одного из
членов экипажа — Хомутенко В.Г. В ней он пишет: "Кроме пятого и шестого, все затоплено, все погибли. Погас свет. Кормовой люк не открывается. Выходя, задохнулись шестеро. Остался я один. Под водой мы уже
более суток. Душно. Очень хочется жить. Прощайте!". На "М-33" вышло в море 21 человек, останки 16 из них были найдены при осмотре.
По поводу гибели еще четырех человек существуют две версии. Дело в том, что во второй раз "М-33" всплыла с большим дифферентом на нос
и задела мину кормовой оконечностью ограждения рубки. Т.е. в этот момент верхний рубочный люк еще находился под водой, но он был открыт. По всей вероятности, его отдраили еще перед всплытием, и он сохранял
герметичность забортного давления. В тот момент думали о всяком, но наверняка никому в голову не приходило, что можно подорваться еще раз! Однако это произошло и взрывной волной люк легко распахнуло. Вполне
возможно, что эта же взрывная волна просто выбросила из боевой рубки первых четырех человек, стоявших у горловины люка. Правда, не исключено, что эти четыре человека почему-то находились в районе переборки
между III и IV отсеками и попали в самый эпицентр взрыва. Этим отчасти можно объяснить останки одного члена экипажа у кормовой переборки IV отсека - возможно его отбросило туда в момент подрыва.
Версия 2 (Тесленко О.) Повреждения "М-33" в начале аварии вовсе не казались ее команде смертельными, и бросать корабль и покидать лодку вначале никто из них не собирался. Об
этом свидетельствует факт нахождения одного человека в IV аккумуляторном отсеке. Спрашивается: зачем он там оказался? Если хотели покидать лодку, то логично собрать весь экипаж у выходных люков - под боевой
рубкой и в самой корме - в шестом отсеке, а в средней части лодки человека быть не должно. На самом деле, повреждения не казались такими уж страшными. Потому, что даже в первом отсеке - самом близком к району
взрыва первой мины согласно осмотру: "торпедные аппараты, механизмы и системы видимых повреждений не имели. Оба торпедных аппарата заполнены водой, покрытые ржавчиной торпеды на месте..." И разумеется, все,
что находилось от взрыва дальше в корму - тем более было в полной исправности. Мало того, несмотря на второй взрыв, произошедший гораздо кормовее - в районе четвертого отсека, но все равно - согласно осмотра:
"...В пятом отсеке все механизмы на своих местах, повреждений систем и устройств не обнаружено... Останков личного состава не обнаружено. В последнем - шестом отсеке также повреждений не обнаружено..." А это
означает, что до второго взрыва все главные средства движения - и аккумуляторная батарея в четвертом отсеке (даже и во втором) была исправна, и дизельный двигатель в пятом отсеке исправен, и электромоторы в
шестом отсеке тоже не повреждены. И если бы лодке удалось всплыть, и экипаж смог заделать пробоину в первом носовом отсеке - а она была не так уж и велика - поскольку весь состав первого отсека успел покинуть
его не потеряв в нем ни одного человека, то заделав брезентом эти небольшие пробоины и восстановив плавучесть первого отсека "М-33" вполне смогла бы уйти своим ходом в родную базу, как до этого
сделала "А-5". А если бы экипаж захотел бросить свой корабль, и спасаться вплавь, то до ближайшего берега (занятого немцами) им пришлось бы плыть около 14 километров в холодной воде, и наверняка
бы все при этом погибли. Поэтому автор абсолютно уверен, что экипаж и не собирался покидать свой корабль. Об этом свидетельствуют и останки радиста в запертой радиорубке, и один человек в четвертом
аккумуляторном отсеке. Зачем бы нужно запираться радисту, если они предполагали сразу оставлять лодку как только она всплывет? Напротив: командир хотел дать радиограмму о своем бедственном положении. Но ведь
радиосвязь в то время была возможна только в надводном положении - радиоволны не проходят сквозь толщу воды. Поэтому связист и сидел в рубке в момент всплытия, да еще и заперся в ней... Так же объясняются и
останки одного члена экипажа в аккумуляторном отсеке. А видимо никто и не собирался бежать с лодки, и просто весь экипаж стоял по своим боевым постам: радист в радиорубке, аккумуляторщик у своих аккумуляторов,
дизелисты в пятом отсеке, обслуживающие электродвигатели - в шестом. Во втором отсеке никого не было, потому, что в него возможно просачивалась вода, и отсек понемножку заполнялся хлором. Точно так же как и
четвертый отсек: у них одинаковое назначение со вторым: это жилые помещения, в которых нет никаких важных приборов и механизмов, обслуживание которых потребовало бы присутствия большого количества людей.
Единственное что там еще есть - это аккумуляторная батарея, но для ее обслуживания вполне хватает одного человека. Вот он то и находился там в момент второго взрыва. Однако, и взрыв второй мины был не так
силен, как это кажется. Почему аккумуляторщик оказался у кормовой переборки своего отсека? А просто потому, что дифферент у лодки был на нос, и когда в поврежденный четвертый отсек стала лить вода - в верхней,
кормовой части этого помещения образовалась воздушная подушка, и аккумуляторщик инстинктивно пытался продлить свою жизнь находясь в ней. Но в пятый отсек ему было уже не пробраться - видимо перед всплытием все
находились по боевой тревоге, и все межотсечные ходы и люки были задраены. И при любой аварии на подводной лодке каждый должен оставаться в том отсеке, где его застала беда. Зато пятый отсек был абсолютно сухой,
и дизелисты через некоторое время покинули его и спокойно перешли в шестой отсек - откуда теперь только и можно было всплыть на поверхность. Ошибочно объяснение Платонова и версии каким образом исчезли четыре
человека - якобы их выбросило взрывом из рубки. Нет, такого не могло быть. Это потому, что даже если б ударной волной распахнуло люк, то все равно в него бы первой хлынула внутрь вода, и при этом она обязательно
захлопнула бы крышку люка - иначе быть не может. Поток воды направлен внутрь рубки, а не наружу. Да и люк узкий - диаметром всего 650 мм. Это живые люди в него легко один за другим вниз прыгают. А если бы их
выбрасывало взрывной волной - не собрать где руки-ноги, тогда наверняка первый же из них застрял бы в этом лазе. По этой же причине четырех человек не могло бы выбросить и через пробоину. Она тоже сравнительно
небольшая, в нее тоже давил поток воды внутрь, а не наоборот, и тела людей скорее застряли бы в ней, чем выбросить их наружу... Но на самом деле все произошло совсем не так: перед всплытием экипаж стоял по своим
местам - почти все в центральном посту. Но когда лодка поднялась к поверхности и произошел взрыв второй вражеской мины, то субмарина тут же упала на дно, а центральные пост через пробоину у кормовой переборки
стало быстро затапливать водой. Но все люди в центральном остались живы и даже не ранены - и это, несмотря на то, что взрыв мины произошел от них на расстоянии чуть ли не вытянутой руки! Они все правильно
понимали и были вполне дееспособны. Понимая, что в центральном уже нет надежды на спасение - они решили выбрасываться через верхний рубочный люк. Но для этого нужно было сначала подняться в рубку. Открыв
нижний рубочный люк они поднялись туда, так, что в необычайной тесноте рубки собрались десять человек - больше было не поместиться, поэтому и радист, раненый (возможно уже умерший) и один человек у клапанов
остались внизу - в центральном посту. Людям в рубке предстояло открыть верхний рубочный люк, находящийся под давлением воды - чего не удалось сделать членам экипажа из шестого отсека. Однако, вода давила на
люк не только сверху, но и снизу - через пробоину центрального поста, ее давление передавалось на воздух в рубке, и в результате давление на люк изнутри и снаружи было абсолютно одинаковым - так, что он
открывался легко - безо всяких усилий, и поэтому краник уравнивания давления на этом люке был закрыт - не было никакой необходимости его открывать: давление и так было равным. Они открыли люк, и сразу водопад
воды обрушился на них сверху - перебороть который не было никакой возможности. Несколько секунд прошло пока вода не затопила всю рубку. И только тогда один за другим они начали вылезать в люк и покидать лодку.
Однако - он находились под водой, и дышать было нечем! Поэтому только первые четыре успели вылезти, а остальные шесть - захлебнулись и погибли в рубке. Но и тем четверым тоже не могло повезти - до берега надо
было плыть 14 километров, а на это способны только рекордсмены. Поэтому все они погибли.
дополнительная информация:
1. Список погибших при пожаре 23.06.1942.
2. Список погибших в боевом походе 08.1942.
командир:
1. Суров Д.И. (06.1940-08.1942)
список источников:
1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, "Стратегия КМ" 2003г.
7. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
8. Информация с сайта "Кладовая морских и авиационных тайн".
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
11. Жакова Т. "Как поднимали затонувшие субмарины", Вечерняя Одесса, 26.03.2013г.
12. Отчет "Боевая деятельность ПЛ ПЛ 2 БПЛ ЧФ по питанию осажденного и блокированного города Севастополя (с 11.06 по 01.07.1942г)"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020