М-247, ПЗС-6
Тип «М» ХV серии (проект 96)
фотография:
Подводные лодки 27-й ОБрПЛ ЧФ. Балаклава. 1962 год.
ПЗС-6 проекта 96 (предположительно), М-351 проекта А615 и М-353 проекта А615
Фрагмент фотография из архива Казакова В.
историческая справка:
1948 год 29 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как ПЛ М-247;
1949 год 12 января
Отнесена к подклассу малых ПЛ;
1949 год 14 февраля
Заложена на заводе №196 в г.Ленинград. Подчинена ОДнСКРПЛ ОВСНК 8-го ВМФ;
1949 год 31 августа
Спущена на воду;
1949 год 22 ноября
Вступила в строй;
1949 год 6 декабря
Включена в состав 8-го ВМФ. Вошла в состав ОУДнПЛ Кронштадской ВМБ 8-го ВМФ (с 25.03.1950 - ОУДнПЛ КВМК);
1950 год 14 декабря
Перечислена в состав Черноморского флота;
1950 год декабрь - 1951 год январь
Перевезена по железной дороге из г.Ленинград в г.Николаев (по другим, скорее всего ошибочным данным, в мае 1951 года переведена по внутренним водным системам на Черное море). Вошла в состав 4-го ДнПЛ 2-й БрПЛ ЧФ;
1951 год 27 января
Вошла в состав 152-й БрПЛ 21-й Констанцской ордена Ушакова I степени ДиПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1952 год
Была дооборудована специальными малошумными винтами. Прходила испытания в районе Евпатории. Во время испытаний произошло столкновение с транспортом "Ижора" (вез марганцевую руду из Поти в Одессу). По правилам, район испытаний
должны были закрыть для судоходства, но, по какой-то причине, это не сделали. Транспорт прошел над ПЛ и сорвал тумбу перископа. ПЛ легла на грунт на глубине 22 метра. После аварийного всплытия самостоятельно вернулась в пункт
базирования. При столкновении никто серьезно не пострадал. ПЛ встала в аварийный ремонт на СРЗ-13;
1960 год 22 ноября
Исключена из боевого состава ВМФ, разоружена, переформирована в ПЗС и поставлена на прикол;
1960 год 17 декабря
Переименована в ПЗС-6. Предположительно в дальнейшем использовалась для обеспечения боевой подготовки 27-й ОБрПЛ ЧФ с базированием на Балаклаву;
1963 год 20 марта
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. По данным Бережного С.С., впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.
БУТС СВВМИУ (г.Севастополь) построена на базе прочного корпуса ПЛ типа "М" XV серии. Для ее строительства в 1966-1967гг. с большой вероятностью могли быть использованы только корпуса ПЛ
М-237 (скорее всего для ствола водолазной башни) или М-247 (наиболее вероятно, что для основы БУТС). То, что основой для сооружения БУТС послужил прочный корпус подводной лодки
М-30 типа "М" XII серии скорее всегоне верно, но возможно компоненты ПК были использованы для создания именно ствола водолазной башни. По состоянию на 2017 год, БУТС продолжала использоваться в интересах ВМФ.
командиры (в/ч .....):
1. Весящий А.М. (1951?-1952-1953)
2. Циунель В.Н. (02.1953-11.1954)
3. Щукин Б.Б. (195?-1961)
список источников:
1. "Адмиралтейские верфи подводному флоту России", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.
2. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
5. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Месть" Сталина. Советские подлодки типа М", ЭКСМО, Москва, 2010г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2006-2022