Rambler's Top100 Подводная лодка "Звезда", П-2, Б-31. Тип "П" IV серии

"Звезда", П-2, Б-31

Тип «П» IV серии




фотография:


Подводная лодка П-2


ПЛ "П-2" типа "П" IV серии и ЭМ типа "Новик" на параде на р.Нева.
Ленинград. 1940 год. Фотография с сайта "Цусимские форумы".




историческая справка:


1931 год 19 декабря
Заложена в г.Ленинград на заводе № 189 под наименованием "Звезда" (в ноябре 1930 года предполагалась к названию "Чекист");

1934 год 15 сентября
Получила наименование "П-2";

1935 год 15 апреля (февраля?)
Спущена на воду;

1936 год 9 июля
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1936 год 23 июля
Поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в состав 9-го ДнПЛ 1-й(?) БрПЛ КБФ;

1936 год 18 августа
Вошла в состав 11-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ с базированием на г.Кронштадт;

1937 год весна
До Южной Балтики сопровождала линкор "Марат" в ходе его официального визита в Англию;

1937 год 1 декабря - 1939 год 6 ноября
Прошла в г.Ленинград модернизацию и капитальный ремонт;

1938 год
В составе дивизиона вошла в состав 4-й БрПЛ КБФ (учебная БрПЛ);

1940 год ноябрь
Вместе с ПЛ "П-1" и "П-3" совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу, Либаву;

1941 год 11 февраля
Вошла в состав отдельного дивизиона Учебной БрПЛ КБФ с базированием на г.Ораниенбаум;

1941 год 22 июня
Находилась в Ораниенбауме в организационном периоде;

1941 год 8 сентября
Перешла из Ораниенбаума в Кронштадт;

1941 год 25 - 26 октября
В 18.00 25.10 вышла в Нарвскую бухту (позиция №5, 6) для обстрела объектов на побережье. Утром 26.10 в районе о. Б. Тютерс не смогла удифферентоваться (дифферент возник из-за дополнитнльного груза снарядов) и из-за неправильных действий командира ПЛ и командира БЧ-5 погрузилась с дифферентом на нос 25-28°. В результате пролива электролита вышел из строя ряд механизмов, началось выделение хлора. После всплытия ПЛ была атакована самолетом противника. Две сброшенные бомбы упали в 5 м от левого борта (ранен 1 чел., 4 осколочных пробоины в легком корпусе в районе рубки). При возвращении между о. Сескар и Шепелевским м-ком, обстреляна береговой батареей. В 18.18 26.10 вернулась в Кронштадт;

1941 год 29 октября
Перешла в Ленинград для ремонта;

1941 год 21 декабря
На буксире у ледокола "В. Молотов" совершила переход из Ленинграда в Кронштадт, где с ПЛ были сняты орудия, в балластные цистерны принято 700 т соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном положении была обстреляна береговой артиллерией противника из района Петергоф-Стрельна. В результате артобстрела, длившегося 44 мин. ПЛ получила 14 попаданий в надстройку и ограждение рубки, ЛД - шесть попаданий;

1941 год 30 декабря
В составе конвоя своим ходом вернулась в Ленинград (на переходе безрезультатно обстреляна). Таким образом, подводные лодки, стоявшие в Ленинграде, были обеспечены топливом на зиму 1941-1942 гг;

1942 год 4 апреля
Во время стоянки у Петроградской пристани р. Большая Невка, получила легкие осколочные повреждения в результате близких взрывов авиабомб (стояла рядом с "П-3");

1942 год 1 мая
Была поставлена на консервацию;

1942 год 28 июля
Выведена из кампании;

1943 год 7 января
Перечислена в состав Дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся ПЛ КБФ;

1944 год 10 августа
Выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку и передана Научно-исследовательскому институту связи и телемеханики ВМФ;

1945 год 15 ноября
В составе ДнСКРПЛ вошла в состав УБрПЛ КБФ (с 25.02.1946 - Северо-Балтийский флот);

1946 год 30 декабря
После переподчинения переформирована в состав УБрПЛ ОВСНК ВМС (с 01.02.1947 - 8-го ВМФ);

1948 год апрель
Переформирована в состав ОУДнПЛ 8-го ВМФ (к 1950 году уже там не числилась);

1949 год 12 января
Отнесена к подклассу больших подводных лодок;

1949 год 9 июня
Переименована в "Б-31";

1955 год 9 августа
Разоружена и переформирована в блокшив;

1956 год 20 июня
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1956 год 17 августа
Расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.




командиры:


1. Шишкин А.Г. (1935-1937)
2. Якушкин В.Г. (01.1937-06.1938)
3. Попов И.П. (09.1938-27.05.1942)
4. Лошкарев Л.А. (28.08.1942-09.04.1943)
5. Филов Н.А. (04?.1943-11?.1943)
6. Афанасьев В.К. (13.11.1944-06.06.1946)
7. Морозов П.А. (06.1946-12.1946)
8. Шишкин В.Н. (12.1946-01.1949)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, "Полигон", 2001г.
5. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун", №3 (15), 1999г.
6. Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
7. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
10.Фотография с сайта "Цусимские форумы".



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018