|
Б-62, УТС-432 проект 611, АВ611, АВ611Ц
фотография:
ПЛ Б-62 проекта АВ611Ц в г.Владивосток. 1971 год (предположитеьно).
историческая справка:
1951 год 8 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1951 год 6 сентября
Заложена на эллинге ССЗ № 196 «Судомех» в г.Ленинград как большая подводная лодка;
1952 год 29 апреля
Спущена на воду. Входила в состав 39-й БрСПЛ 22-й ДиСРК 8-го ВМФ (с 15.12.1952 - в 93-й БрУСПЛ КВМК, с 08.01.1953 - 39-я БрСПЛ ЛенВМБ, с 15.03.1953 - в 39-м ДнСПЛ ЛенВМБ);
1953 год 31 декабря
Вступила в строй;
1954 год 14 апреля
Зачислена в состав 93-й БрУСПЛ (с 01.08.1954 - в составе 68-й ДиУК(ПЛ)) Кронштадской военно-морской крепости с базированием на г.Кронштадт;
1954 год 14 июля (предположительно)
Перечислена в состав Тихоокеанского флота;
1954 год осень
Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Молотовск и далее в г.Полярный. Временно подчинена 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный. По другим данным переведена в мае 1955 года;
1955 год май (предположительно)
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были
установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;
1955 год май
Вошла в состав 8-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;
1955 год июнь
В составе 8-й ОБрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;
1955 год 7 июля - 19 августа
Совершила межфлотский переход (командир - Колосов П.Н) в составе ЭОН-65 (2 ПЛ проекта 611, 10 ПЛ проекта 613 и 2 ПБПЛ) по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон (12.07.1955 -
прибытие, 26.07.1955 - участие в параде на День ВМФ) и порт Певек (13.08.1955);
1955 год 20 - 27 августа
Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;
1955 год 27 - 31 августа
В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Тарья (в дальнейшем - бухта Крашенинникова);
1955 год 1 сентября
Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й БрПЛ КчВФл ТОФ (директива НШ КчВФл №4/00294 от 14.07.1955) с базированием на бухту Тарья (пос. Лахтактный, в дальнейшем название устоялось как пос.Лахтажный). По другим данным - 05.09.1955;
1955 год Демонтирована АУ СМ-24-ЗИФ;
1956 год Демонтирована АУ 2М-8;
1956 год апрель
Перешла в бухту Золотой Рог (г.Владивосток);
1956 год 20 сентября
Перечислена в состав 123-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием бухту Золотой Рог (г.Владивосток);
1957 год 9 января - 1958 год 25 октября
Модернизирована и перевооружена по проекту АВ611 на ССЗ № 202 в г.Владивосток. На время ремонта входила в состав 52-го ДнСРПЛ 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1958 год 6 сентября
В 12.32 из носовой шахты произвела запуск ракеты Р-11ФМ на заданную дистанцию (командир - Дыгало В.А.), а через четыре часа из кормовой шахты успешно выполнила запуск второй
ракеты. Обе ракеты достигли боевого поля с минимальным отклонением от точки прицеливания;
1958 год 6 октября
Получила задачу на производство показательной ракетной стрельбы во время визита на Тихоокеанский флот Первого Секретаря ЦК КПСС Хрущева Н.С., который
сперва наблюдал за погрузкой ракеты, а затем вышел в море на эсминце. В 10.30 без согласования с флотским командованием Хрущев Н.С. назначил стрельбу
на 13.00. Правила ракетной стрельбы и действующие нормативы предусматривали 4 часовую подготовки комплекса, тем не менее, ракета стартовала строго в
назначенное время и поразила установленный артиллерийский щит;
1958 год октябрь
Вошла в состав 123-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1960 год январь - июнь
Прошла ремонт на ССЗ № 202 в г.Владивосток. На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1960 год 30 июня
Перебазирована в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1960 год 1 июля
Переформирована в состав 123-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1960 год 22 сентября
Включена в состав боевого ядра I очереди;
1961 год 8 февраля
Из-за ошибки штурмана ПЛ С-179 в определении места, его ПЛ зашла в полигон действий ПЛ Б-62. При всплытии ПЛ С-179,
экипажу ПЛ Б-62, которая следовала в надводном положении, чудом удалось избежать столкновения;
1961 год 10 февраля
Переведена в резерв в связи с постановкой в текущий ремонт;
1961 год 26 мая
Объявлена лучшей ПЛ на КчВФл;
1961 год 15 июля
Переформирована в состав 29-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с прежним местом базирования;
1961 год 26 - 30 сентября
Приняла участие в КШУ ТОФ "Двина";
1961 год 1 октября
Находилась в составе 1 линии по боевой подготовке;
1961 год
Объявлена лучшей ПЛ на ТОФ;
1962 год 15 марта
Включена в состав боевого ядра I очереди;
1962 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Каутский А.А.) с целью проведения транспортных испытаний ракетного комплекса. В шахтах ПЛ несла макеты ракет с боевыми головками;
1963 год 23 мая
Перечислена в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ с базированием на бухту Конюшкова в заливе Стрелок (п.Дунай). Исключение из состава 29-й БрПЛ по приказу командующего КчВФл № 00151 от 13.05.1963г.;
1963 год
Экипаж объявлен "отличным";
1965 год
Перечислена в состав 4-й ОБрПЛ (с 31.05.1966 - 4-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ) КТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);
1966 год апрель
Планировалась к постановке на переоборудование по проекту АВ611Е, но в последствии была заменена ПЛ Б-89. В дальнейшем на ПЛ были демонтированы шахты РО и она стала использоваться в торпедном варианте;
1966 год
Участвовала в испытаниях гидролокационного оборудования;
1967 год
Экипаж объявлен "отличным";
1968 год (приблизительно)
Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1968 год 10 октября - 19 декабря
Выполнила задачи дальнего похода (командир - кап.2р. Чарный Б.И.) с целью проведения гравиметрических измерений. Пополнила запасы в Петропавловске-Камчатском. В ходе похода потерпела аварию энергоустановки.
Севернее Гавайских островов на лодке вышел из строя первый дизель, у западного побережья США - второй, южнее Алеутской гряды - третий, ПЛ потеряла ход и
длительное время с разряженной батареей штормовала в открытом океане, но вскоре была обнаружена советским теплоходом "Индигирка" и приведена на буксире в Авачинскую бухту;
1969 год январь
Закончила аварийный ремонт;
1969 год ноябрь
Поставлена для переоборудования по проекту АВ611Ц на «Дальзавод» в г.Владивосток для установки аппаратуры комплекса «Цунами-Б». Подчинена командованию 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1970 год август
Закончены работы по переоборудованию, после чего ПЛ прошла швартовные и заводские испытания, но государственные испытания были отложены до окончания установки на ПЛ стационарной антенны космической системы «Циклон»;
1970 год сентябрь - октябрь
После окончания работ по дооборудованию, ПЛ прошла государственные испытания. Принимала участие в учениях, где выполняла задачи по обеспечению космической связи между соединениями ВМФ;
1971 год 31 августа
При взрыве торпеды на пирсе в бухте М.Улисс погиб командир БЧ-3 лейтенант Коновалов и радист матрос Сажин, принимавший участие в погрузке торпед и находившийся на надстройке ПЛ;
1972 год весна
Погиб командир торпедной группы лейтенант Колясов Олег. Причина требует уточнения;
1972 год лето
Совместно с ПЛ Б-88 (проекта 611), Б-143 и Б-213 (обе проекта 641) выполнила групповую атаку ОБК, успешно поразив главную цель;
1972 год 13 сентября
Переклассифицирована в опытовую ПЛ;
1974 год 7 август
Исключена из боевого состава ВМФ;
1975 год 1 октября
Расформирован экипаж;
1978 год 10 февраля
Переформирована в УТС, переименована в УТС-432 и в бухте Северная залива Владимир поставлена на прикол;
1996 год 29 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ. В последующем разделана на металл силами частных фирм.
командиры (в/ч 99001):
1. Колосов П.Н. (30.03.1950-17.12.1955)
2. Дыгало В.А. (12.1955-08.1960)
3. Капранов М.П. (08.1960-1962)
4. Каутский А.А. (1962-1965)
5. Лебедев Ю.Н. (1965-1967)
6. Плаксен Е.А. (1967-1968)
7. Чарный Б.И. (1968-10.1969)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-62:
1. Чарный Б.И. (1970) командир 326-го экипажа
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "Б-62" на испытаниях. 1953 год.
2. Фотография ПЛ "Б-62" на переходе на Северный флот. 1954 год.
3. Фотография ПЛ "Б-62" на параде в Амурском заливе. 1963 год. (сайт "Русский Подплав")
4. Фотография ПЛ "Б-62" в бухте Конюшкова. 1966 год. (сайт "Русский Подплав")
источники:
1. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования и их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. "Малахит" - подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
4. Бережной С.С., Спирихин С.А. "НК и ПЛ постройки завода №402-СМП - в ВМФ СССР.1944-1966 гг.", изд. СМП, Северодвинск, 2000г.;
5. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск";
6. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.;
7. Воспоминания членов экипажа.
8. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
9. Комаров М.П. "Уникальные походы подводных лодок в интересах науки", Стратегия будущего, Санкт-Петербург, 2020г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести
поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
|