Rambler's Top100 Подводные лодки. Проекты 613А и 613АД

Проекты 613А и 613АД (NATO – “Whiskey”?).

Модернизация ПЛ проекта 613.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодки проекта 613A

вид сбоку ПЛ проекта 613А


Подводная лодки проекта 613AД

вид сбоку ПЛ проекта 613АД


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 НИКОЛАЕВ: ССЗ №444 (1)

1

 С-72

410

1961

06.1962

07.1962

 модернизирована по пр. 613А

1

 С-72

410

12.1963

06.1964

09.07.1964

 модернизирована по пр. 613АД



4. История проекта:


Проект 613А был предназначен для отработки проведения летно-конструкторских испытаний крылатых ракет "Аметист" с подводным стартом. Проектные работы по ПЛ вело ЦКБ-16 (Минсудпром) по техническому заданию ВМФ и под наблюдением 1 ЦНИИ (Минобороны)совместно с разработчиками основного вооружения ПЛ.

1 апреля 1959 года вышло Постановление СовМина №363-170 о разработке первой в мире противокорабельной ракеты "Аметист" с подводным стартом. Головным разработчиком назначили ОКБ-52 (Миноборонпром, главный конструктор В.Н. Челомей). Ракета "Аметист" проектировалась для двух режимов дальности стрельбы: 40-60 км при высоте полета 60 м и 80 км на больших высотах. Длина ракеты 8,2 м, диаметр корпуса 650 мм, стартовый вес 3,7 т. "Аметист" была первой твердотопливной ракетой, разработанной в ОКБ-52. Изюминкой "Аметиста" была уникальная двигательная установка, разработанная КБ-2 ГКАТ. Твердое топливо и обычная боевая часть были разработаны в НИИ-6 ГКОТ. Полная длина ракеты составляла 8200 мм, диаметр корпуса 650 мм, вес 3,7 т. Под корпусом имелся гаргрот, благодаря которому происходило соединение передних отсеков Ф-1 и Ф-2 с кормовым отсеком Ф-4. Дело в том, что отсек Ф-3, где располагался маршевый двигатель 293-П, был полностью герметизирован. Через гаргрот подавался сжиженный воздух для охлаждения бортовой аппаратуры в ходе предстартовой подготовки ракеты.

Общий вес смесевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг. Горючим в топливе был каучук, составлявший 77%, а окислителем - перхлорат аммония (23%). Топливо помещалось в двух шашках, расположенных спереди и сзади от камеры горения. Обе шашки имели бронирование, которое позволяло им гореть только с торца. Бронирование делалось из асбеста, пропитанного специальным клейким негорящим веществом. Время работы маршевого двигателя при дальности 40-60 км составляло около 3 минут. Длина маршевого двигателя 2500 мм. Двигатель имел три сопла, расположенных под углом 120° по отношению друг к другу, высота их над корпусом составляла около 80 мм. Стартовый агрегат состоял из четырех труб, собранных попарно в две отдельные конструкции (спарки) - левую и правую. Каждая труба была двухступенчатая и имела два двигателя - подводного и надводного хода. Кроме того, каждая спарка была снабжена так называемыми двигателя ми отброса. Вес каждой спарки составлял 550 кг.

Старт "Аметиста" производился с подводной лодки с глубины до 30 метров под углом 32° к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера, так называемый "мокрый старт". При этом скорость подводной лодки не должна была превышать 5,5 уз., а волнение моря - 5 баллов. Крылья ракеты автоматически раскрывались под водой сразу же после выхода из контейнера под действием пружинного автомата раскрыва крыла АРК-7 и напора воды. Старт ракеты происходил под действием четырех двигателей малой тяги подводной ступени (около 4,5 т). После выхода носа ракеты из воды на дистанции 1300 м срабатывали 4 двигателя воздушной ступени с общей тягой около 80 т, а еще через 0,15-0,2 с запускался маршевый двигатель. Время работы воздушной ступени составляло 1,5-2,1 с, в зависимости от температуры пороха, а далее, после падения давления газов, в трубах срабатывали пиропатроны двигателя отброса, и спарки отбрасывались в стороны и вниз. К этому времени включался маршевый двигатель. Боевая часть 4Т-66 имелась двух типов: фугасно-кумулятивного действия 4Г-66 весом около 500 кг и со специальной боевой частью ТК-22. На Феодосийском полигоне прошли первые три-четыре пуска "Аметистов" с аппаратурой специальной боевой части для проверки надежности и последовательности срабатывания блокировок боевой части.

Система управления "Тор" была разработана НИИ-49 (Минсудпром), главный конструктор Н.Н. Свиридов (Б.А. Мтрофанов?). "Аметист" имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу "выстрелил и забыл". В состав системы управления входили автопилот, радиовысотомер, аналоговая вычислительная машина и радиолокационная головка самонаведения. Вычислительное устройство само выбирало цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов радиолокационной головки и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например, место авианосца в авианосном ордере. Пусковые установки для "Аметиста" были спроектированы ЦКБ-34 (Миноборонпром), главный конструктор Б.Г. Бочков). В состав комплекса "Аметист" входила и гидроакустическая станция, предназначенная для обнаружения целей. Станция работала в режиме эхопеленгования и шумопеленгования. Первоначально в состав комплекса входила ГАС МГК-100 "Керчь", разработанная в ОКБ завода "Водтрансприбор" под руководством М.М. Магида и принятая на вооружение в 1967 году. Существенным недостатком ее была малая дальность обнаружения целей - от 1 до 20 км. Позже МГК-100 заменили на МГК-300 "Рубин", разработанную в ЦНИИ "Морфизприбор" под руководством Н.Н. Свиридова. Новая ГАС была принята на вооружение в 1968 г. Она имела не только большую дальность обнаружения целей (от 1 до 60 км), но могла одновременно автоматически сопровождать не одну, а две цели.

Первый этап испытаний ракет "Аметист" состоял в отработке подводного старта ракет, в ходе которой производились так называемые бросковые пуски. Для таких пусков в ЦКБ-16 в 1959 году спроектировали специальный погружаемый стенд ПСА (погружаемый стенд "Аметист"), на котором пусковые контейнеры ракет СМ-10 располагались под углом 32,5°. В 1960 году стенд ПСА был изготовлен заводом № 444 в Николаеве. В июне 1961 году ПСА был сдан судоремонтному полигону. Стенд базировался на Балаклаве, а пуски с него производились в бухте Мраморной у мыса Фиолент. Стрельбы обеспечивались кабельным судном КС-4, на котором находился пост дистанционного управления стендом. Первый пуск в Мраморной бухте состоялся 24 июня 1961 года. Фактически вместо ракеты "Аметист" (ее несекретный индекс 4К-66) стреляли габаритно-весовым макетом (ГВМ). На нем из штатного оборудования имелся только стартовый агрегат. Испытания прошли успешно - ГВМ прошел по расчетной подводной траектории и нормально вышел из воды. Через два дня провели повторный пуск ГВМ и снова удачно. После этого было решено перейти к пускам ракет, полностью укомплектованных бортовой аппаратурой, за исключением ГСН. Кроме того, маршевый двигатель был снабжен одной шашкой смесевого топлива вместо двух. Длительность горения этой шашки составляла всего 25 с. В апреле-мае 1962 года со стенда ПСА было запущено 6 таких ракет, из них 4 пуска прошли успешно, а 2 - нет.

Для испытания ракет "Аметист" в ЦКБ-16 в июле 1960 года закончили технический проект 613А, по которому должны были переделать штатные подводные лодки проекта 613. На лодки устанавливались одна (две??) пусковые установки типа СМ-107. К переоборудованию лодки С-72 (командир - кап. 2 ранга Н.Б. Столяров) по проекту 613А приступили в 1961 году на заводе № 444. Закончить переоборудование планировалось в конце того же года, но из-за многочисленных изменений, вносимых ОКБ-52 и НИИ-49, заводские и ходовые испытания были закончены в июне 1962 года. Во время ходовых испытаний подводная лодка перешла в Балаклаву. Два пуска в июле 1962 года прошли удачно. В обоих пусках ракеты 4К-66 имели ту же комплектацию, что и в предыдущие 6 пусков со стенда ПСА. На этом экспериментальные испытания закончились, и дальнейшие работы по "Аметистам" были перенесены на полигон "Песчаная Балка".

Летно-конструкторские испытания ракет "Аметист" проводились на "Песчаной Балке" с декабря 1962 года по декабрь 1964 года в объеме 15 пусков (с 12 декабря 1962 года по 15 декабря 1964 года). Из них три пуска было по подвижной мишени КЦ-183Ц, шедшей со скоростью около 30 уз. и 4 пуска по групповой цели. Группу целей составляли мишень проекта 1784, БКЩ проекта 436-бис и тот же катер-цель КЦ-183Ц. Дальность стрельбы - до 70 км. Первые стрельбы, произведенные подводной лодкой С-72, оказались неудачными. 23 марта 1963 года комиссия Совмина по военно-промышленным вопросам решила провести переоборудование лодки С-72 из проекта 613А в проект 613АД. В результате в декабре 1963 года ПЛ была отозвана из "Песчаной Балки" в г.Николаев на завод № 444.

Основные отличия проекта 613АД от проекта 613А заключались в изменении приборной части и систем комплекса "Аметист" как в самой ракете, так и на подводной лодке. Например, на лодке проекта 613АД впервые установили комплекс электроразъема "Амур" многоразового действия, обеспечивавший дистанционную стыковку, проверки и подводный старт ракеты "Аметист", находившейся в пусковом контейнере. На проекте 613А все эти операции производились вручную. Внесенные изменения позволяли проводить пуски "Аметистов" на предельную дальность с необходимой точностью попадания в цель. В течение шести месяцев завод выполнил работы по проекту 613АД, провел швартовые и ходовые испытания дооборудованной подводной лодки и сдал ее ВМФ 9 июля 1964 года. А пока С-72 стояла в Николаеве, пуски шли с береговой установки КТ-64Б в поселке Черноморск. Из-за неудачи испытания были прерваны до июля 1964 года. Последующие 6 пусков прошли с переоборудованной подводной лодки С-72.

С марта 1965 года по сентябрь 1966 года проходил третий этап испытаний "Аметиста", в ходе которого было выполнено 13 пусков, из них 4 - неудачных. Стрельбы С-72 обеспечивало спасательное судно СС-13 (командир капитан 3 ранга О.Н. Крот). 2-й, 3-й, 7-й и 10-й пуски оказались неудачными. Причинами этого были: 2-й пуск - выход из строя бортовой системы управления (преобразователей); 3-й пуск - выход из строя ампульной батареи; 7-й и 10-й пуски - отказала РГС "Конус". При стрельбе по групповой цели ракеты попадали в самую большую мишень - СМ проекта 1784 (пуски № 5 и № 6). В пуске № 9 проводилась стрельба на минимальную дальность. Максимальная дальность, достигнутая при стрельбах на полигоне "Песчаная Балка", составляла 70,5 км. Дальность стрельбы 80 км была достигнута при последующих стрельбах на Севере.

В 1965-1966 гг. РГС "Конус" подверглась серьезной доработке по повышению помехозащищенности. Для проверки модернизированных РГС проводились облеты головок на самолете-лаборатории Ил-18 в Феодосийском заливе. Всего сделали 40 облетов кораблей разных классов, которые ставили помехи.

Последний пуск в ходе летно-конструкторских испытаний состоялся 23 сентября 1966 года, после чего испытания "Аметиста" были перенесены с Черноморского флота на Север. В июне 1968 года комплекс был принят на вооружение. Ракеты "Аметист" на вооружение получили подводные лодки проектов 661 и 670.


5. Схема подводной лодки проекта:


ПУ проекта 613АД

размещение ПУ С-107 на подводной лодке С-72 проекта 613АД


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  надводное нормальное: около 1100 тонн
  скорость хода  
  полная подводная: около 10 узлов
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  в подводном положении:

около 10 (10) миль
  глубина погружения  
  предельная: 50 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76 метров
  ширина: 6,3 метра
  осадка средняя: 6,4 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм кормовые торпедные аппараты: 2
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 6
  крылатые ракеты: 1 х "Аметист"
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 2 х 112

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.5, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. "Оружие отечественного флота 1945-2000", Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
- Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
- Широкорад А.Б. "Огненный меч Российского Флота", Яуза, ЭКСМО, Москва, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2009-2017