|
К-81, Б-81 проект 651, 651К
фотография:
историческая справка:
1962 год 31 мая Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1963 год 20 ноября Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как крейсерская подводная лодка;
1964(?) год Переезд экипажа на сдатачную базу завода "Красное Сормово" в г.Севастополь. Отработка экипажем организации службы, изучение материальной части, экслуатация материальной части
на выходах в море на одной из подводных лодок проекта 651 из состава 153-й БрПЛ ЧФ;
1964 год 7 августа Спущена на воду;
1965 год лето Переведена по внутренним водным системам на достроечную базу завода в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;
1965 год 14 декабря Вступила в строй;
1965 год 27 декабря Зачислена в состав КСФ. Вошла в состав 35-й ДиПЛ 1-ой Краснознаменной ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопатка (Западная Лица, Мурманская область);
1966 год 20 мая Переклассифицирована в большую подводную лодку;
1967 год 24 июня - 1970 год 21 декабря
На МП "Звездочка" (г. Северодвинск) прошла средний ремонт. По одним данным была достроена по проекту 651К, по другим - модернизирована за время среднего ремонта;
1969 год октябрь В составе дивизии переформирована в 35-ю ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (Видяево, Мурманская область);
1977 год 25 июля Переименована в Б-81;
1979 год июль - 1980 год февраль Выполнила задачи БС в Средиземном море. По итогам БС экипажу ПЛ вручено переходящее Красное знамя ВС КСФ, БЧ-5
признана лучшей на КСФ по итогам БП в 1979 - 1980 гг.;
1981 год март - апрель Осуществила переход на ДКБФ вокруг Скандинавии в надводном положении. 10.4 прибыла в г.Лиепая (Латвийская ССР);
1981 год 23 апреля Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав 16-й ДиПЛ 14-й ЭскПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);
1981 год лето Поход на КСФ (старший КД Огнев С.А.) для выполненя ракетной стрельбы;
1981 год сентябрь - октябрь Первой из кораблей проекта на Балтике выполнила задачи боевого дежурства;
1984 -1987 год Интенсивно использовалась в целях БП и БС. Неоднократно участвовала в запуске ракет-мишеней,а также тренировок авиации в Северном и
Норвежском морях. Экипаж провел ряд ракетных стрельб в Балтийском море и одну - в Баренцевом. В 1983 г. одна из стрельб была неуспешной - первая ракета не
вышла по причине выхода из строя маршевого двигателя ракеты, вторая - по причине невозможности произвести предстартовую подготовку ракеты из-за неисправности
автономной системы гидравлики контейнера и, как следствие, запрет посредника на старт ракеты. В это же период ПЛ 1 раз находилась на БС в Северном море,
неоднократно выходила на обеспечение учений сил ДКБФ данными целеуказаний с использованием системы "Касатка";
1989 год 18 марта На контрольном выходе в полигон Л-30, при нахождении на борту командира 14-й ЭскПЛ вице-адм. Рябинина И.И. и командира 16-й
ДиПЛ контр-адм. Бобровского В.А. в штормовых условиях при всплытии был смыт с мостика за борт и утонул командир ПЛ кап.1р. Некрасов А.Б.;
1989 год 8 декабря В связи с неудовлетворительным техническим состоянием и выработкой ресурса основного оборудования выведена из боевого состава
в резерв. Экипаж переведен на сокрашенный штат, поэтому на ПЛ был переведен нелинейный экипаж Б-24 (после ремонта), а экипаж Б-81 переведен на
ПЛ Б-24;
1990 год 1 октября Переформирована в состав 58-й БрПЛ ДКБФ с прежним местом базирования;
1991 год 19 апреля Выведена из боевого состава и сдана в ОФИ. Поставлена на прикол в гавани г.Лиепая;
1991 год октябрь Затонула у 15 причала в Военной гавани г.Лиепая напротив СРЗ "Тосмаре", после того как подверглась разграблению цветных металлов;
1994 год При выводе российских войск оставлена в г.Лиепая (Латвия) в полузатопленном состоянии согласно контракта №148/8/14 СЗГВ;
1997 год Корпус ПЛ был продан немецкой компании BMG на металл и поднят частной латвийской фирмой "Oprons shipping";
1998 год - 1999 год Разделана на металл на СРЗ "Тосмаре".
командиры (в/ч 63931):
1. Савицкий В.Г. (1964-1973)
2. Столяров В.П. (1973-1977)
3. Ведерников Ю.Н. (06.1977-1979)
4. Рыбаков В.И. (1979-1980)
5. Зайцев В.П. (12.1980-1987-1988?)
6. Некрасов А.Б. (1987?-1988-03.1989)
7. Потапов В.А. (1989-1989)
8. Лякин О.В. (01.1990-05.1990)
9. Югов А.И. (27.11.1990-07.06.1991)
дополнительная информация:
1. Фотография корпуса ПЛ Б-81 в полузатопленном состоянии в г.Лиепая (Латвия). 1992 год - 1994 год.
2. Фотография корпусов ПЛ проекта 651 и 629А в г.Лиепая (Латвия). 1994 год.
3. Фотография корпуса ПЛ Б-81 проекта 651 и Б-183 проекта 629А в г.Лиепая (Латвия). 1997 год.
4. Фотография корпуса ПЛ Б-81 после подъема и осушки в г.Лиепая (Латвия). 1997 год.
5. Фотография корпусов ПЛ проекта 651 и 629А в г.Лиепая (Латвия). 1997 год.
6. Фотография корпусов ПЛ проекта 651 и 629А в г.Лиепая (Латвия) с другого ракурса. 1997 год.
источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация из сборника статей Власова В.П. с сайта "Подводные лодки, история развития".
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
5. Воспоминания ветеранов-подводников.
6. Фотография из архива Савенко.
7. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
8. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или
внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |