|
К-77, Б-77, "U-484" проект 651
фотография:
ПЛ Б-77 проекта 651 у пирса в Видяево. 1987–1989 гг. Фотография Быкова С. (с сайта http://www.k-77.com)
историческая справка:
1963 год 31 января Заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как КрПЛ К-77;
1963 год март Сформирован экипаж на базе 12-й ЭскПЛ СФ (ПЛ проекта 629). Командный состав назначен из офицеров 4-й ЭскПЛ СФ;
1963 год март - 1964 год апрель Изучение экипажем устройства корабля по чертежам и техническим описаниям. Отработка практических навыков и
действий на подводных лодках проекта 629;
1964 год май - ноябрь Перезд на сдатачную база завода "Красное Сормово" в г.Севастополь. Отработка экипажем организации службы, изучение
материальной части, экслуатация материальной части на выходах в море на одной из подводных лодок проекта 651 из состава 153-й БрПЛ ЧФ;
1964 год ноябрь Переезд экипажа в г.Горький для приема подводной лодки с завода "Красное Сормово". Экипаж вошел в состав 104-й бригады строящихся ПЛ ЧФ;
1965 год 11 марта Спущена на воду. Традиционная бутылка шампанского не разбилась о корпус подводной лодки, так-как ударилась о резиновое
покрытие. Тогда командир БЧ-5 капитан 3 ранга Павлинов Н.П. разбил о корпус бутылку рома;
1965 год март - июнь Достройка на плаву у стенки завода. Выполнены заводские швартовые испытания материальной части подводной лодки;
1965 год июнь Переход в плавдоке ТПД-12 по Волге, Беломоро-Балтийскому каналу в г.Беломорск. Переход своим ходом до г.Северодвинск на сдатачную базу завода "Красное Сормово";
1965 год июль - сентябрь Заводские и Государственные ходовые испытания;
1965 год октябрь Внутренняя отделка подводной лодки, загрузка всех видов запасов;
1965 год 31 октября Вступила в строй;
1965 год 19 ноября Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 35-й ДиПЛ 1-й Краснознаменной ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица, Мурманская область);
1965 год ноябрь Переход к месту постоянной дислокации;
1966 год Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;
1968 год Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;
1969 год Боевая подготовка. Участвовала в учениях Северного флота;
1969 год сентябрь Перешла для базирования в губу Ура;
1969 год октябрь Переформирована в состав 35-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ура (г.Видяево, Мурманская область);
1970 год апрель - июнь Выполнила задачи первой БС в Средиземное море. Участвовала в маневрах "Океан". Все поставленные задачи выполнены успешно;
1971 год 28 октября - 1973 год 23 января Прошла средний ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);
1973 год Полностью отработан курс боевой подготовки. Успешно выполнены торпедные и ракетные стрельбы. Участвовала в учениях Северного флота;
1974 год 3 мая - 23 ноября Выполнила задачи второй БС в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Осуществляла слежение за авианосцами 6 флота ВМС
США "Америка", "Форрестол" и "Индепенденс". С 26 июля по 4 августа 1974 года прошла межпоходовый ремонт, пополнение запасов и отдых экипажа в г.Александрия (Арабская Республика Египет);
1975 год 20 декабря - 1976 год 10 апреля Выполнила задачи третьей БС (командир - кап.1р. Левин А.И.) в Центральной Атлантике. 11.01.1976 на переходе через Атлантический океан командир
подводной лодки получил информацию о переходе из США в Средиземное море авианосца "Саратога" в составе 7 кораблей охранения. 13.01.1976 получен приказ
на изменение маршрута для расхождения с авианосной группой, которое по расчетным данным должно было произойти 14.01.1976. 27.01.1976 занят район боевого
патрулирования на широте Больших Антильских островов в 900 милях восточнее Пуэрто-Рико. Патрулирование на юго-восток вдоль побережья Южной Америки. 07.02.1976
получен приказ следовать в порт Конакри Гвинейской республики для пополнения запасов и отдыха экипажа. 14.02.1976 прибытие в порт Конакри. 28.02.1976 убытие
с рейда порта Канакри для продолжения несения боевого патрулирования. 10.03.1976 получен приказ следовать в п. Александрия Арабской Республики Египет для
межпоходового ремонта. 18.03.1976 на подходе к Гибралтару получен приказ на возращению в Видяево к 16.04.1976. 30.03.1976 в 01:30 возник пожара в 5 отсеке
на ППС 3-4 групп аккумуляторных батарей. Применением ЛОХ (система обьемного тушения с использование фреона) пожар потушен. Из-за несанкционированной подачи
фреона в 7 отсек вместо 5 отсека погибли, стоящие на вахте командир электротехнической группы капитан-лейтенант Кочнев Анатолий Алексеевич и командир отделения мотористов
старшина 1 статьи Тоос Пауль Карлович, несший вахту на ДАУ (дистанционное автоматическое управление) дизелей. Оба одев маски ИДА-59, потеряли сознание и не
смогли открыть клапана, что вызвало кислородное голодание с летальным исходом. 9 человек которые спали в отсеке пришли в сознание после дыхания кислородом с
помощью корабельного врача. После возвращения в базу они были признаны годными к службе на подводных лодках;
1977 год 4 апреля - 1978 год 24 декабря Прошла средний ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный). По другим данным средний ремонт проходил с 1976 по 1977 год на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);
1977 год 25 июля Переименована в Б-77;
1978 год После ремонта принята резервным экипажем под командованием кап.1р. Ерёмина В.И. Выполнила задачи четвертой БС, после чего ПЛ передана основному экипажу;
1979 год декабрь - 1980 год 10 июля Выполнила задачи пятой БС в Средиземное море;
1981 год 10 июля - 29 сентября Выполнила задачи шестой БС (последней в истории корабля) в Средиземное море. По прибытии в Средиземное море ПЛ был нарезан район боевого патрулирования
в Адриатике, севернее Тунисского пролива. 23.8 в воскресенье БЧ-5 праздновало свой день. Такие праздники устраивались для каждой БЧ по воскресным дням
для разнообразия монотонной службы. Пекли пироги, зачитывали звуковые письма от родных и близких, устраивали состязания на лучшего специалиста БЧ. ПЛ
находилась в надводном положении и производила заряд аккумуляторной батареи. В в 23.55 была объявлена аварийная тревога из-за пожара в 6-м отсеке (форс
пламени в районе среднего дизеля (дизель-генератора) у кормовой переборки). Личный состав 6-го отсека был выведен в корму, дан ЛОХ в отсек, возгорание
было потушено. После разведки отсека выяснилось, что перед сменой вахты, дежурный моторист был обязан пополнить топливом расходный бак над среднем дизелем.
Именно это он и начал делать. Но так, как техника была достаточно примитивной, полноту заполнения расходного бака он проверял через вентиляционную трубку,
которая одним концом опускалась в воронку (если пошла солярка, бак - полон). Видимо в ходе этой операции солярка пошла с большим напором через края воронки
и угодила прямо на коллектор дизеля, а там 700 градусов, отсюда и форс пламени. Пострадавших в результате проишествия не было, за исключением того, что
разведчики, вернувшиеся из 6-го отсека начали терять сознание, видимо маски недостаточно плотно прилегали, и люди надышались всякой дрянью. Доктор оказал
морякам необходимую и достаточную медицинскую помощь. В 11.00 был дан отбой аварийной тревоги, а 6-й отсек объявили обитаемым. Лодка начала движение под
моторами в сторону точки, где ее уже поджидала комиссия для проверки. Навстречу были высланы корабль-разведчик и спасательный буксир;
1989 год 20 сентября - 1991 год 19 марта Прошла капитальный ремонт на СРЗ-35 (п.Роста, г.Мурманск);
1990 год В связи с расформированием 35-й ДиПЛ перечислена в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;
1991 год август Осуществила межфлотский переход вокруг Скандинавии из Видяево в Лиепаю (Латвийская ССР);
1991 год 6 сентября Перечислена в состав ДКБФ. Вошла в состав 58-й БрПЛ ДКБФ с базированием на г.Лиепая (Латвийская ССР);
1993 год 25 июля С боезапасом на борту успешно принимала участие в параде ВМФ в в г.Балтийск с горячей гонкой УДР. О праздновании дня ВМФ был снят документальный фильм студией ДКБФ;
1993 год 1 октября Перечислена в состав 22-й БрПЛ БФ с базированием на г.Кронштадт;
1994 год февраль Выведена из сил постоянной готовности и переведена в резерв;
1994 год апрель Выведена из состава ВМФ и передана в ОРВИ. До последнего решался вопрос о переходе ПЛ своим ходом в США своим ходом, но что-то помешало об этом договориться в Москве;
1994 год июль Продана Латвией финскому коммерсанту Йари Комулайнен (компания "Sub-Expo Ltd."). Передана из состава 22-й БрПЛ представителям страховой и буксировочной компаний для буксировки в Финляндию.
Переведена в г.Хельсинки (Финляндия). На ПЛ удалось разместить бар и ресторан. Использовалась для посещения туристами. Была переименована в "U-484";
1997 год Компания "Sub-Expo Ltd." сдала ПЛ в аренду на пять лет канадской компании "Russian Submarine B.C." с ежегодной выплатой 200000 долларов США;
1997 год - 1998 год январь Переход на буксире через Атлантический океан в залив Тампа (полуострове Флорида) в туристическую гавань американского
Санкт-Петербурга, раскинувшегося на берегах Мексиканского залива. С властями этого города у компании "Russian Submarine B.C." была, в свою очередь,
договоренность о 30-месячной субаренде ПЛ в качестве аттракциона, ошвартованного к городской пристани. Однако понадобилось преодолеть 6000 миль,
чтобы остановиться в полутораста метрах от причала. Мелководье не позволило отшвартовать лодку с осадкой 9 метров к городской пристани с глубинами
около 5 метров. Пытаясь спасти положение, компания стала возить туристов на лодку, стоявшую на якоре, катерами (восемь долларов с человека);
1998 год февраль - 1999 год февраль ПЛ "U-484" посетило более чем 50000 посетителей. Однако доходы не покрыли расходы на доставку и
содержание ПЛ. В феврале 1999 года "Russian Submarine B.C." заявила о своем банкротстве и опечатала входные люки ПЛ. Компания "Sub-Expo Ltd." выставила ПЛ на продажу за 1000000 долларов США;
2000 год Компания "InterMedia Film Equities Ltd." для съемок фильма "K-19: The Widowmaker" арендовала ПЛ на год за 200000 долларов США. Для этого
ПЛ совершила 2000-мильный двухнедельный переход в канадский порт Галифакс, где была помещена в док;
2000 год - 2001 год Так как ПЛ предстояло изображать К-19 проекта 658, существенно отличающуюся силуэтом от относительно короткой и прямоугольной в
сечении ПЛ проекта 651, началась "пластическая операция". Корпус был удлинен 25-метровой насадкой в корме, увенчанной характерным гребнем, а поверх
оригинальной закрепили огромную пластиковую рубку, в которой подразумевались три баллистические ракеты. С большой дистанции силуэт дизельной лодки
действительно стал напоминать К-19. Однако вблизи она напоминала скорее надводный корабль с широкой и плоской палубой. Впрочем,
для съемок это было гораздо удобней и безопасней, чем, если бы они проходили на настоящей К-19;
2001 год апрель - май Морские съемки фильма "K-19: The Widowmaker" сразу после фактического выхода из плавдока, следовавшего за сценой фильма о спуске
К-19 на воду и неразбившейся бутылке шампанского. Для съемок, проходивших в районе Галифакса - главной базы Королевских канадских ВМС, последние
предоставили несколько кораблей, выведенных из боевого состава флота. Подводную лодку "Онандага" типа "Оберон", изображавшую С-270, эсминец
"Терра Нова" типа "Ирокуа", по фильму американский эсминец "Декатур", а также некоторое количества личного состава для обеспечения морских сцен.
"Плавание" каждого корабля обеспечивало 2-3 буксира, несколько "зодиаков" с водолазами и спасателями и быстроходных катеров для посыльных нужд.
Поэтому число вымпелов в "эскадре" порой переваливало за два десятка, особенно когда в нее вливались роскошные катера суперзвезд, игравших главные роли;
2001 год лето По окончании съемок ПЛ была выставлена для всеобщего обозрения. В день открытия публичного доступа билет стоил 50 долларов, а мероприятие
было обставлено соответствующей помпой. Когда интерес горожан к киношной К-19 стал спадать и т.к. место у причала стоило дорого и в нем нуждались
круизные лайнеры повторилась та же ситуация, что и во Флориде. Тем временем компания-арендатор выполняла свои обязательства по возвращению ПЛ изначального облика;
2002 год ПЛ заинтересовался расположенный в американском городе Провиденс фонд музея авианосца "Саратога". Одного из тех, кому предназначались в свое
время ракеты с борта Б-77. Уже несколько лет эта организация пыталась переделать бывший аэродром авиации ВМС США Куонсет Пойнт на Род-Айленде в
тематический парк-выставку, центральным экспонатом которой должен был стать списанный авианосец "Саратога". Для привлечения средств на реализацию
проекта не хватало изюминки. Ею по замыслу президента фонда Франка Леннона и должна была стать U-484;
2002 год 25 марта - 1 марта Переход из Галифакса в Провиденс (США). Подготовка к открытию для публики. Работы продолжались несколько месяцев вплоть до ее открытия как музея;
2002 год август Открыта для посещения в г.Провиденс (США) как подводная лодка - музей "U-484".
2007 год 17 апреля Во время сильного шторма получила повреждения корпуса, в результате чего утром образовался сильный крен на левый борт и дифферент на корму, а
к вечеру ПЛ затонула у пирса;
2007 год 28 апреля - 7 мая Произведено обследование затонувшей ПЛ с помощью видеокамер и водолазов;
2007 год 17 - 25 августа Подготовительные работы по подъему ПЛ с привлечением армейского десантного судна 2031 New Orleans, которое использовалось как судно
поддержки и платформы для спуков дайверов на этой фазе операции;
2008 год июль Спасательные команды при помощи гидравлических насосов смогли откачать воду из корпуса подлодки, стабилизировали ее и 26.7 подняли на поверхность на понтонах;
2010 год май Денег на восстановление подводной лодки так и не было найдено. Корпус ПЛ был разделан на металл.
дополнительная информация:
1. Список погибших 30.03.1976г.
2. Статья Апрелева С. "Метаморфозы К-77".
3. Фотография ПЛ-музея U-484 в г.Провиденс (США).
4. Фотография ПЛ-музея U-484 после шторма. 17.04.2007г.
командиры (в/ч 59182):
1. Борисов В.С. (1962)
2. Белошников В.И. (03.1963-12.1964)
3. Калашников Н.Н. (12.1964-1967)
4. Мочалов В.В. (1967-1969)
5. Левин А.И. (1969-1976-1979?)
6. Колот Н.И. (1979?-1979?)
7. Андреев В.П. (19.07.1979-1989)
8. Басаков С.В. (1989-1992)
9. Дегтярёв А.Н. (1992-04.1994)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ К-77 (Б-77):
1. Еремин В.И. (1974, 1978) резервный экипаж 35-й ДиПЛ
командиры на переходах после продажи:
1. Дэйв Эллин, Канада (2001)
источники:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Информация из сборника статей Власова В.П. с сайта "Подводные лодки, история развития".
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.
4. Информация с сайта музея U-484.
5. Апрелев С. "Брошенная эскадра".
6. Информация с сайта http://www.k-77.com.
7. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
8. Апрелев С. "Метаморфозы К-77".
9. Воспоминания ветеранов-подводников.
10. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Спецвыпуск №5 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2007г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2018 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2018 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
|