Проект П613 (NATO – “Whiskey One Cylinder”).
Модернизация ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта 1.
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступление в строй |
||||
ГОРЬКИЙ: ССЗ №112 "Красное Сормово" (1) |
||||||
1 |
302 |
11.11.1956 |
05.11.1957 |
1958? |
модернезирована по пр. П613 |
4. История проекта:
Предпринятые при разработке проектов первых отечественных ракетных ПЛ попытки их оснащения самолеты-снаряды (С-С), созданными для использования с самолетов и наземных пусковых установок, не дали положительных результатов. В 1955 г. директивными органами СССР было принято решение о разработке комплексов систем вооружения ПЛ с реактивными С-С, предназначенными для поражения наземных целей. В соответствии с этим решением в ОКБ-52 (КБ В.Н. Челомея) были развернуты работы по созданию ракетного комплекса "П-5". Главной отличительной особенностью комплекса был вид старта С-С - непосредственно из контейнера с т.п. «нулевых» (коротких) направляющих. Их длина не превышала длину С-С. В контейнере С-С находился со сложенными консолями крыла, которые после старта с помощью специального автомата раскрывались в полете. При этом обеспечивалась высокая надежность раскрытия и фиксации крыла, а также его работоспособность, проверенная в процессе проведения модельных и натурных испытаний.
Такие С-С, запускаемые из контейнеров подобно баллистическим ракетам, стартующим из ракетных шахт, стали называть крылатыми ракетами.
Параллельно с разработкой КР комплекса «П-5» в ЦКБ-18, в 1955-1956 гг. велись проектные работы по переоборудованию торпедной ПЛ С-146 проекта 613 в ракетную ПЛ для испытаний этих КР (проект П613). Переоборудование ПЛ выполнялось на заводе «Красное Сормово» в 1956-1957 гг. В ходе его на палубе надстройки ПЛ за ограждением рубки был установлен предназначенный для хранения и пуска КР поднимающийся контейнер прочной конструкции длиной 12 м и диаметром в свету 1,65 м. Контейнер был снабжен с обоих торцов открывающими крышками с уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими его герметичность. Ракета хранилась в контейнере полностью заправленной, с БЧ и стартовыми РДТТ. Доступ к КР после ее погрузки в контейнер не требовался. Ракетная ПЛ была оборудована аппаратурой целеуказания КР для чего на ПЛ потребовалась установка новых навигационных приборов типа «Сила», а также корабельной системой управления ракетной стрельбой и аппаратурой предстартового контроля и производства старта. На ПЛ были установлены системы и устройства, обслуживающие ракетное оружие, в частности гидроподъемник для подъема и опускания ракетного контейнера и др. Установка на ПЛ ракетного оружия была произведена при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ за счет снятия с корабля запасных торпед со стеллажами, демонтажа артиллерийского вооружения, перекомпоновки оборудования в носовых отсеках ПЛ и пр.
Учитывая новизну ракетного комплекса с КР, стартующими из контейнеров, которые предстояло испытывать па ПЛ проекта П613, был смонтирован береговой стенд с натурными частями корпусных конструкций ПЛ, ракетным контейнером и пр. В 1957-1958 гг. на стенде была отработана динамика старта ракеты из контейнера, процесс автоматического раскрытия консолей крыла и пр. Стрельба КР с ПЛ предусматривалась в надводном положении при скорости хода до 8-10 уз и состоянии моря до 4-5 баллов.
Испытания ракеты комплекса «П-5» на переоборудованной ПЛ проводились в Белом море. Перед стартом КР контейнер, располагавшийся горизонтально в положении по - походному, поднимался на угол 15°. Стрельба осуществлялась в нос по курсу ПЛ поверх ограждения рубки. Первый пуск КР был произведен 22.11.1957 г. На расчетную дальность КР запускалась с ПЛ в Баренцевом море. Стрельбовые испытания завершились в 1959 г., а в 1962 г. на этой же ПЛ в Кольском заливе были проведены испытания на взрывостойкость КР комплекса "П-5" после чего было принято решение о восстановлении опытной ракетной ПЛ проекта П613 в торпедную ПЛ проекта 613.
В целом успешно проведенные морские испытания КР комплекса «П-5» позволили в 1959 г. принять эту ракету на вооружение ПЛ ВМФ СССР и развернуть серийное строительство отечественных ДПЛКР проектов 644, 665 и ПЛАРК проекта 659. В 1959 году Генеральный конструктор комплекса П-5 В.Н. Челомей и Главный конструктор ЦКБ-18 и подводной лодки П613 П.П. Пустынцев были удостоены званий Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии. Большая группа конструкторов ЦКБ-18 (41 человек) были награждены орденами и медалями СССР.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное надводное: | 1089 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | 17,5 узлов | |
наибольшая подводная: | 11,5 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узла | |
в режиме РДП: | 5,0 узлов | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 11,5 (11,5) миль, 300 (2,0) мили | |
в режиме РДП: | 5000 (5) миль | |
глубина погружения | ||
200 метров | ||
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76 метров | |
ширина: | 6,3 метра | |
осадка средняя: | 4,6 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 2 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | 4 | |
общее число торпед: | 6 | |
ракета комплекса П-5: | 1 | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 2 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество валов: | 2 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 2 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 20 суток | |
экипаж: | 37 человек |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- "История отечественного судостроения", т.V, Судостроение, Санкт-Петербург,1996г.
- Широкорад А.Б. «Оружие отечественного флота 1945-2000», Харвест, Аст, Минск, Москва, 2001г.
- Гусев А.Н. «Подводные лодки с крылатыми ракетами», Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
- ФГУП ЦКБ МТ «Рубин», «Павел Петрович Пустынцев», Санкт-Петербург, 2000г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2020