Проект 1840 (NATO – “Lima”).
Нереализованная модернизация – проект 18401
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
|||
закладки |
спуска |
вступления в строй |
||||
ЛЕНИНГРАД: Адмиралтейское объединение (Завод № 196) (1) |
||||||
1 |
01665 |
26.10.1977 |
11.08.1978 |
12.1979 |
1989г – начата мод. по пр.18401, незакончена |
|
4. История проекта:
При разработке и освоении метода
"насыщенных" погружений водолазов длительного пребывания под
повышенным давлением (ДП), для экспериментов в морских условиях использовались
стационарные подводные лаборатории: в США - "Слаб"; во Франции -
"Преконтинент"; в ФРГ - "Гельголанд". Эти лаборатории для
своего функционирования нуждались в значительном количестве средств надводного
или берегового обеспечения, зависели от состояния погоды на море, надежности
стоянки, средств надводного обеспечения.
Учитывая специфику задач ПСС ВМФ,
необходимость выполнения водолазных работ, независимо от состояния моря, для
выполнения экспериментальных работ по методу ДП, было решено создать
автономную подводную базу-лабораторию (ПБЛ).
В сентябре 1967 г. по постановлению Правительства началась
разработка проекта ПБЛ (проект 1840)
в СПМБ «Малахит».
ПБЛ предназначалась:
- для проведения экспериментов по жизнедеятельности
водолазов при длительном пребывании под давлением в газовой среде и при выполнении
работ в снаряжении в воде;
- для отработки организации спусков
водолазов;
- для проверки режимов декомпрессии;
- для отработки и испытаний новых образцов водолазной
техники;
- для выполнения аварийно-спасательных работ и
ремонта подводных объектов.
Тактико-техническое задание на ПБЛ,
было подготовлено специалистами 40 ГНИИ т.т. Березиным Г.Б., Духовским В.Г.,
Капустиным Б.В., Танкелюном В.И., а также главным конструктором СПМБ «Малахит»
т. Евграфовым Я.Е. и его заместителем Поздняковым А.Ф.
При разработке эскизного и
технического проекта ПБЛ рассматривалось несколько вариантов подводной
лаборатории, отличавшихся как компоновкой камер и корпуса, так и энергетическими
средствами, которые могли бы обеспечить задававшуюся в ТЗ длительность (30
суток) пребывания базы (водолазов) под водой.
Проработаны были следующие варианты
энергетики:
- дизель-аккумуляторные, питаемые по
кабелю с поверхности;
- автономные с капсульными
реакторными агрегатами.
За основу проекта ПБЛ был принят
вариант автономной диэель-электрической ПЛ, с размещением барокамер внутри её
корпуса, с автономностью по запасам в 25 суток с учетом того, что
декомпрессия водолазов будет проводиться на базе. Водоизмещение ПЛ
ограничивалось 1600 тоннами.
Технический
проект (разработан под руководством Е.С.
Корсукова (С.А. Дементьева?)) был утвержден в мае 1972 года, и было принято решение о
строительстве ПБЛ на ЛАО со сроком сдачи
ВМФ в 1974 году. В составе проекта ПБЛ было разработано более 40 образцов
специальных устройств оборудования, подводной техники и средств
жизнеобеспечения водолазов в барокамере. Разработка этих средств выполнялась с
учетом опыта экспериментов 40 ГНИИ на ГРК-30 ДП.
На
стадии технического проекта в СПМБМ было выполнено натурное макетирование
барокамеры и водолазного поста во II отсеке ПЛ.
В период постройки на ЛАО было выполнено натурное макетирование
для уточнения расположения оборудования в I отсеке, центрального поста IV отсека и водолазного поста II отсека.
БПЛ-Л выполнена как двухкорпусная. Внутри её прочного
корпуса во II-ом отсеке установлены две
барокамеры, соединенные между собой переходной шахтой; имеет шахту выхода
водолазов для водолазных спусков и шахту шлюзовую для спасения подводников.
БПЛ-Л имела штурманское вооружение,
соответствующее передовым технологиям своего времени.
Телевизионно-оптический комплекс "Шнур",
состоящий из семи подводных телекамер, расположенных снаружи корпуса ПЛ. (одна
на носовой оконечности, две по бортам для наблюдения за грунтом, две на
площадке водолазов, одна у шахты всплытия в носу и одна в ограждении рубки),
семи камер, размещаемых внутри барокамер и двух видеопросмотровых устройств в
центральном посту (ЦП) и на посту управления барокамерами во II-ом отсеке, а также одной камеры, носимой водолазом.
Для обеспечения живучести прочный корпус БПЛ-Л разделен
переборками на семь отсеков, причём носовая и кормовая переборки рассчитаны на
давление 30 кгс/см2, а остальные на 10 кгс/см2.
В первом отсеке размещено оборудование
автоматизированной СЖО барокамер (компрессоры, фильтры, насосы, нагнетательные
агрегаты), холодильные машины, преобразователи АПТ-20-50, приводы
движительно-рулевых устройств, якорной лебедки, горизонтальных рулей,
дифферентные цистерны.
Во втором отсеке размещены камеры ВД
для длительного пребывания водолазов.
По верхней палубе ЛБ расположены
преобразователи, приборы гидроакустики "МГ-25”, привод якорно-швартовного
шпиля, кондиционер. На нижней палубе по ЛБ расположен пост обслуживания
барокамер и водолазных спусков. В трюме размещены газгольдеры системы
утилизации.
Камеры ВД выполнены в виде двух
цилиндрических камер, размещённых одна над другой. Верхняя палуба, разделена
переборкой на жилой и рабочий отсеки (ЖО и РО). Нижняя камера разделена
переборкой на декомпрессионный и приёмно-выходной отсеки (ДО и ПВО). В рабочем
отсеке предусмотрена шлюзовая шахта спасательного люка.
Из ПВО, через прочный корпус
расположена шахта для выхода водолазов, под нею в килевой части БПЛ-Л имеется
выходная площадка и вырез в киле для перехода водолазов с одного борта на
другой. В РО и ПВО имеются шлюзы диаметром 800 мм для входа водолазов и
передачи крупных предметов. В жилом и декомпрессионном отсеке имеются шлюзы D-500 мм для передачи пищи,
медикаментов и т.п.
В третьем отсеке на ВП отсека
размещены жилые каюты на 20 человек, каюта командира, рубка радиосвязи,
распределительные щиты, батарейные автоматы, оборудование отсечной вентиляции и
кондиционирования. В трюме размещены две группы аккумуляторных батарей, цистерны
пресной воды.
В четвертом отсеке на ВП расположен
центральный пост (ЦП), в котором расположено радиолокационное и навигационное
оборудование, посты командира, главного механика, штурмана, посты управления
вертикальным рулём и ВДРК, горизонтальными рулями, общесудовыми системами
"Лантан", гидроакустикой МГ-25, якорными лебёдками и стопорами.
На НП размещена 4-х местная каюта,
каюта врача, изолятор, санузел, выгородка агрегатов кондиционирования и
вентиляции.
В пятом отсеке размещены: на ВП -
камбуз, провизионная кладовая, две 2-местные каюты, кают-компания, буфет. На НП
- провизионные кладовые, две каюты на 8 человек, трюмный пост, устройство ДУК.
В трюме - топливные цистерны и общесудовые системы.
В
шестом отсеке размещены: дизельная установка ЭД-42, два дизель генератора ДГР-500, электро- и дизель компрессоры ЭК-10
и ДК-10-2 с блоками очистки, преобразователи АПТ-20--50М с пусковой аппаратурой
и кондиционеры. В трюме - цистерны масел.
В седьмом отсеке на ВП размещены:
главные распределительные щиты, щит соединения групп аккумуляторных батарей,
приводы ВДРК, вертикального и горизонтального рулей, якорной лебёдки и шпиля,
на НП - гребной электродвигатель ПГ-101. В носовой оконечности расположен
приёмник станции МГ-25, телевизионная камера системы "Шнур", донный
якорь, стопоры подводного якорного устройства, поворотно-откидные колонки ДРК,
баллоны с дыхательными смесями для водолазных нужд.
В надстройке размещены лебёдки подводных якорных устройств,
швартовый и швартово-якорный шпиль, буксирное устройство, две комингс-площадки
с люками, буй-вьюшки, штоковое устройство, захлопки и трубопроводы системы
газовыхлопа дизелей, баллоны с газами и воздухом, телевизионная камера
"Шнур", прибор станции HOK-1.
В ограждении рубки расположен ходовой мостик с постом
управления вертикальным рулём, прибор
станции МГ-25, надводный гальюн и душ, разъемы для питания с берега, разъёмы
для передачи энергии с надводного судна и отсекатели тросов, вьюшки с тросом и
проводником буксирного устройства.
На крыше ограждения расположены антенны радиолокационной
и радиосвязных станций, телекамера "Шнур".
В килевой части размещены телекамеры
"Шнур", баллоны ВВД, приборы индукционного лага ЛИ-5М и эхолота
НЭЛ-6.
В кормовой оконечности расположены поворотно-откидные
колонки ВДРК, штоки вертикального и кормовых горизонтальных рулей.
Для обеспечения надводного и подводного
маневрирования на БПЛ-Л предусмотрен вспомогательный движительно-рулевой
комплекс в составе 4-х поворотно-откидных колонок (ПОК-45), установленных
попарно в носовой и кормовой оконечности. ПОК-45 выполнены в виде откидных
колонок с гребным винтом в насадке с раздельными приводами поворота и
откидывания колонок и вращения винта со скоростью 700 об/мин, которые
расположены в прочном корпусе. Приводы откидывания и поворота колонок
гидравлические, а вращения винта - электрические. Мощность приводного
двигателя - 24 кВт. В рабочем положении колонки откидываются под углом 45° к
ДП лодки, при этом насадки с гребным винтом выносятся за пределы лёгкого
корпуса.
Изменение направления упора гребных
винтов обеспечивается за счет поворота гондолы с гребным винтом вокруг оси
колонки.
ПОК-45 обеспечивает вертикальные,
горизонтальные перемещения БПЛ-Л (всплытие, погружение, перемещение лагом с погружением,
всплытием, ход вперед-назад под углом влево, вправо с погружением, всплытием,
разворот на месте).
БПЛ-Л является единственной в мире
ПЛ снабженной таким движительным комплексом, который обладает хорошей работоспособностью,
надежностью и обеспечивает подводную и надводную маневренность БПЛ-Л, а также
движение вперед со скоростью до 3-х узлов.
Система УК-1 - дистанционного автоматизированного управления
ВДРК обеспечивает достаточно простое управление ВДРК в заданных режимах.
БПЛ-Л имела водоотливные средства производительностью
180 м3/ч на поверхности, до 100 м3/ч - на глубине 100м и
45 м3/ч - на глубине 200м.
Для изготовления корпуса БПЛ-Л использовалась сталь AK-33 с пределом текучести 8000 кгс/см2.
Вертикальный руль выполнен сварным, обтекаемой
формы, балансирного типа с площадью 7,35
м. Горизонтальные рули с разрезным баллером.
Для обеспечения якорной стоянки на глубине до 60 м
предусмотрены якорь с поворотными лапами и укороченным веретеном массой 1000
кг.
Для обеспечения якорной стоянки в подводном положении
на глубине до 300 м установлены специальные носовые и кормовые якорные
устройства с лебёдкой ЛЯГС-7, якорными массивами до 3000 кг и якорные
канаты стальные диаметром 23,5 мм,
длиной около 600м. Якорные устройства обеспечивают возможность всплытия и
погружения БПЛ-Л в режиме "Лифта" без снятия с якорей и
автоматическое травление - выбирание каната до 12 м при стоянке в надводном
положении на волнении.
Предусмотрены на БПЛ-Л швартовые и буксирное устройство,
штоковые устройства - 5 шт. ШУ-200, а также устройство для передачи
электропитания с надводного обеспечивающего судна.
Закладка корпуса ПБЛ состоялась 26.10.1977г. II
августа 1978 года ПБЛ была спущена на воду и подведена к достроечной стенке
северной площадки ЛАО. Приказом ГК ВМФ ПБЛ стала именоваться БПЛ-Л пр. 1840, тактический номер "БС-555".
В январе 1960 года Приказом ГК ВМФ БПЛ-Л была принята в состав КЧФ, и 25.01.80 г. на ней был поднят
Военно-Морской флаг.
Уже в процессе государственных
испытаний БПЛ-Л выявились возможности расширения круга задач, выполняемых ею,
и были предложения по усовершенствованию и модернизации БПЛ-Л.
БПЛ-Л проектировалась с учетом выполнения
задач при обязательном надводном обеспечении, поэтому на ней вместо перископа
был установлен навигационный обнаружитель круговой HOK-1, отсутствовали средства
гидроакустики, обеспечивающие надежный самостоятельный поиск необозначенных
предметов, средства дальней радиосвязи.
Решение о
необходимости разработки проекта модернизации было принято в декабре 1981 г.,
ТТЗ утверждено в июле 1982 года. Договор на разработку проекта 18401 оформлен в октябре 1983г. Согласно ТПЗ на
модернизацию, БПЛ-Л должна выполнять, кроме прежних функций экспериментальной
лаборатории, задачи по самостоятельному поиску в ограниченном районе, оказанию
помощи и спасению подводников, обеспечению подъема, "остропка"
затонувших изделий военной техники с помощью водолазов на глубинах до 300 м в
акватории Черного моря. С этой целью на БПЛ-Л дополнительно предполагалось
установить:
- гидроакустическую систему
"Крильон" для обнаружения затонувших предметов;
- перископ ПЗКА-5 для обеспечения
более точной покладки у объекта работ и надежного безопасного всплытия;
- устройства, обеспечивающие
передачу на аварийную ПЛ в подводном положении сжатого воздуха с давлением
200МПа;
- навигационную гидроакустическую
систему СНП-10;
- станцию "Глетчер";
- автоматизированный комплекс
средств связи "Микрон-М", а также средства по выполнению водолазных
работ.
В соответствии с планом модернизации ПЛ была
отправлена на ЛАО В 1989г. И наступил момент, когда Государство забыло о том,
что стране нужен Военно-Морской флот и службы, обеспечивающие его боевую
готовность. Лодка простояла у причалов завода, но как всегда не нашлось денег,
руководители флота посчитали, что в данный момент страна сможет обойтись без
квалифицированного обеспечения безопасности боевых кораблей и без дальнейшего
движения вперед в области водолазного дела.
В 1994 году БПЛ-Л была разделана в Константиновском
доке КМОЛЗ и продана на металлолом.
Так в нашей стране мы потеряли уникальную возможность
исследования Мирового океана, воздействия на организм человека повышенного
давления, разработки новых методов погружений в морских условиях.
Обидно, что, имея большой потенциал знаний и
практической подготовки, наша страна не имеет аварийно-спасательной службы,
соответствующей современным требованиям. Хочется надеяться, что возрождение
наступит и будет это в ближайшее время.
5. Схема проекта:
Продольный разрез проекта 1840:
1 — антенна ГАС «Гамма-П» (ЗПС); 2
— антенна НОК; 3 — носовой якорный массив;
4 — баллоны системы ВВД; 5 —
первый (носовой) отсек; 6 — агрегатная;
7 — второй (водолазный) отсек; 8 —
верхняя камера глубоководного водолазного комплекса;
9 — нижняя камера глубоководного
водолазного комплекса;
10 — шлюзовая камера с
приемо-выходными отсеками; 11 — декомпрессионная камера;
12 — третий (жилой) отсек; 13 —
каюты офицеров и водолазов; 14 — группы АБ;
15 — антенна ГАС МГА-8; 16 —
ходовая рубка; 17 — прочная рубка; 18 — всплывающая камера;
19 — ПМУ антенны РЛС «Альбатрос»; 20
— ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»;
21 — четвертый отсек; 22 —
центральный пост; 23 — агрегатная; 24 — баллоны с газовыми смесями; 25 — пятый
отсек; 26 — кубрики личного состава и медицинский блок;
27 — столовая и камбузный блок; 28
— шестой (дизельный) отсек; 29 — главный ДД;
30 — седьмой (кормовой или
электродвижения) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГГЭД;
33 — приводы горизонтальных рулей;
линия вала; 35 — кормовой якорный массив.
Схема расположения камер ВД:
1 - рабочий отсек; 2 - жилой отсек;
3 - шлюзовая камера РО;
4 - приемно-выходной отсек; 6 -
декомпрессионный отсек;
7 - шлюзовая камера ПВО; 8 -
шлюзовая камера ДО;
9 - переходная шахта; 10,11 –
газгольдеры
>
Схема расположения ВУ и антенн
1 - АП радиопеленгатора;
2 - ПМУ АП РЛС; 3 – перископ; 4 - антенна ГАС МГА-8
6. Тактико-технические данные проекта:
Водоизмещение, т:
надводное 1872
подводное 2654 (2564?)
Длина наибольшая, м. 85,0
Ширина корпуса наибольшая, м. 7,8
Осадка средняя, м. 6,54
Диаметр ПК (наибольший), м. 6
Архитектурно-конструктивный тип двухкорпусный
Запас плавучести 37%
Глубина погружения, м.
рабочая 300
предельная 375
Экипаж, чел. 41
(9
офицеров)
Энергетическая установка:
Главные
механизмы:
тип ДЭУ
количество (тип) х мощность ДД, л.с. 1 (ЭД-42 (2Д-42?)) х 1900 (1490??)
количество (тип) х мощность ГЭД,
кВт. 1 (ПГ-101) х 1350
количество (тип) х мощность ДГ, кВт. 2 (ДГР-500) х 500
количество х тип движителей 1 х ВФШ
количество групп АБ х элементов в
группах 2 (8СМ) х 112
Резервные
средства движения:
количество х тип РСД 4 х ПОК-45
Скорость хода, уз:
наибольшая надводная 12
наибольшая подводная 8
лагового перемещения 0,5
под ПОК-45 3
Автономность:
по запасам провизии, сут. 25
Время непрерывного пребывания под водой, ч:
по запасам регенерации 127
по запасам электроэнергии 36
Дальность плавания (при скорости хода, уз),
мили:
подводная 25 (8), 80
(0,3)
надводная 200 (12)
Радиоэлектронное вооружение:
гирокурсоуказатель ГКУ-2
автоматический радиопеленгатор АРП-53Р
РЛС «Альбатрос»
(РЛК-101)
комплекс наблюдения за подводной
и надводной обстановкой «Шнур»
навигационный эхолот НЭЛ-6
навигационный обнаружитель круговой НОК-1
станция СПЗ МГ-25
ГАС поиска МГА-8
станция связи с водолазами МГВ-5П
7. Источники:
- Информация (взята за основу) предоставленная Гринаковским Сергеем Олеговичем (в прошлом - начальник лаборатории ПЛ БС-555).
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1 ч. 2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Информация с сайта http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/1840.htm
- Информация с сайта http://n1l3m.narod.ru/baza/1840.htm
- Статья "Грозный "Феникс" и мирная "Пиранья" 29.03.2001 18:46 Российская Газета http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1576675
- Фотография с сайта http://www.hazegray.org/features/russia/sub-spec.htm
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017