Rambler's Top100 Проект 1840

Проект 1840 (NATO – “Lima”).

Нереализованная модернизация – проект 18401



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:



3. Состав проекта:


Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

ЛЕНИНГРАД: Адмиралтейское объединение (Завод № 196) (1)

1

БC-555

01665

26.10.1977

11.08.1978

12.1979

1989г – начата мод. по пр.18401, незакончена



4. История проекта:


При разработке и освоении метода "насыщенных" погру­жений водолазов длительного пребывания под повышенным давлением (ДП), для экспериментов в морских условиях использовались стационарные подводные лаборатории: в США - "Слаб"; во Франции - "Преконтинент"; в ФРГ - "Гельголанд". Эти лаборатории для своего функционирования нуждались в значительном количестве средств надводного или берегового обеспечения, зависели от состояния погоды на море, надежности стоянки, средств надводного обеспечения.

Учитывая специфику задач ПСС ВМФ, необходимость выпол­нения водолазных работ, независимо от состояния моря, для выполнения экспериментальных работ по методу ДП, было ре­шено создать автономную подводную базу-лабораторию (ПБЛ).

В сентябре 1967 г. по постановлению Правительства на­чалась разработка проекта ПБЛ (проект 1840) в СПМБ «Малахит».

ПБЛ предназначалась:

- для проведения экспериментов по жизнедеятельности водолазов при длительном пребывании под давлением в газовой среде и при выполнении работ в снаряжении в воде;

- для отработки организации спусков водолазов;

- для проверки режимов декомпрессии;

- для отработки и испытаний новых образцов водолазной техники;

- для выполнения аварийно-спасательных работ и ремонта подводных объектов.

Тактико-техническое задание на ПБЛ, было подготовлено специалистами 40 ГНИИ т.т. Березиным Г.Б., Духовским В.Г., Капустиным Б.В., Танкелюном В.И., а также главным конструктором СПМБ «Малахит» т. Евграфовым Я.Е. и его заместителем Поздняковым А.Ф.

При разработке эскизного и технического проекта ПБЛ рассматривалось несколько вариантов подводной лаборатории, отличавшихся как компоновкой камер и корпуса, так и энер­гетическими средствами, которые могли бы обеспечить зада­вавшуюся в ТЗ длительность (30 суток) пребывания базы (во­долазов) под водой.

Проработаны были следующие варианты энергетики:

- дизель-аккумуляторные, питаемые по кабелю с поверх­ности;

- автономные с капсульными реакторными агрегатами.

За основу проекта ПБЛ был принят вариант автономной диэель-электрической ПЛ, с размещением барокамер внутри её корпуса, с автономностью по запасам в 25 суток с учетом того, что декомпрессия водолазов будет проводиться на ба­зе. Водоизмещение ПЛ ограничивалось 1600 тоннами.

Технический проект (разработан под руководством Е.С. Корсукова (С.А. Дементьева?)) был утвержден в мае 1972 года, и было принято решение о строительстве ПБЛ на ЛАО со сроком  сдачи ВМФ в 1974 году. В составе проекта ПБЛ было разрабо­тано более 40 образцов специальных устройств оборудования, подводной техники и средств жизнеобеспечения водолазов в барокамере. Разработка этих средств выполнялась с учетом опыта экспериментов 40 ГНИИ на ГРК-30 ДП.

На стадии технического проекта в СПМБМ было выполнено натурное макетирование барокамеры и водолазного поста во II отсеке ПЛ.

В период постройки на ЛАО было выполнено натурное ма­кетирование для уточнения расположения оборудования в I отсеке, центрального поста IV отсека и водолазного поста II отсека.

БПЛ-Л выполнена как двухкорпусная. Внутри её прочно­го корпуса во II-ом отсеке установлены две барокамеры, соединенные между собой переходной шахтой; имеет шахту выхо­да водолазов для водолазных спусков и шахту шлюзовую для спасения подводников.

БПЛ-Л имела штурманское вооружение, соответствующее передовым технологиям своего времени.

Телевизионно-оптический комплекс "Шнур", состоящий из семи подводных телекамер, расположенных снаружи корпу­са ПЛ. (одна на носовой оконечности, две по бортам для на­блюдения за грунтом, две на площадке водолазов, одна у ша­хты всплытия в носу и одна в ограждении рубки), семи камер, размещаемых внутри барокамер и двух видеопросмотровых ус­тройств в центральном посту (ЦП) и на посту управления ба­рокамерами во II-ом отсеке, а также одной камеры, носимой водолазом.

Для обеспечения живучести прочный корпус БПЛ-Л разде­лен переборками на семь отсеков, причём носовая и кормовая переборки рассчитаны на давление 30 кгс/см2, а остальные на 10 кгс/см2.

В первом отсеке размещено оборудование автоматизирован­ной СЖО барокамер (компрессоры, фильтры, насосы, нагнетательные агрегаты), холодильные машины, преобразователи АПТ-20-50, приводы движительно-рулевых устройств, якорной лебедки, горизонтальных рулей, дифферентные цистерны.

Во втором отсеке размещены камеры ВД для длительного пребывания водолазов.

По верхней палубе ЛБ расположены преобразователи, приборы гидроакустики "МГ-25”, привод якорно-швартовного шпиля, кондиционер. На нижней палубе по ЛБ расположен пост обслуживания барокамер и водолазных спусков. В трюме размещены газгольдеры системы утилизации.

Камеры ВД выполнены в виде двух цилиндрических ка­мер, размещённых одна над другой. Верхняя палуба, разделена пере­боркой на жилой и рабочий отсеки (ЖО и РО). Нижняя камера разделена переборкой на декомпрессионный и приёмно-выходной отсеки (ДО и ПВО). В рабочем отсеке предусмотрена шлюзовая шахта спасательного люка.

Из ПВО, через прочный корпус расположена шахта для вы­хода водолазов, под нею в килевой части БПЛ-Л имеется вы­ходная площадка и вырез в киле для перехода водолазов с одного борта на другой. В РО и ПВО имеются шлюзы диамет­ром 800 мм для входа водолазов и передачи крупных пред­метов. В жилом и декомпрессионном отсеке имеются шлюзы D-500 мм для передачи пищи, медикаментов и т.п.

В третьем отсеке на ВП отсека размещены жилые каюты на 20 человек, каюта командира, рубка радиосвязи, распределительные щиты, батарейные автоматы, оборудование отсечной вентиляции и кондиционирования. В трюме размещены две группы аккумуляторных батарей, цистерны пресной воды.

В четвертом отсеке на ВП расположен центральный пост (ЦП), в котором расположено радиолокационное и навигационное обо­рудование, посты командира, главного механика, штурмана, посты управления вертикальным рулём и ВДРК, горизонтальны­ми рулями, общесудовыми системами "Лантан", гидроакустикой МГ-25, якорными лебёдками и стопорами.

На НП размещена 4-х местная каюта, каюта врача, изо­лятор, санузел, выгородка агрегатов кондиционирования и вентиляции.

В пятом отсеке размещены: на ВП - камбуз, провизионная  кладовая, две  2-местные каюты, кают-компания, буфет. На НП - провизионные кладовые, две каюты на 8 человек, трюм­ный пост, устройство ДУК. В трюме - топливные цистерны и общесудовые системы.

В шестом отсеке размещены: дизельная установка ЭД-42, два дизель генератора  ДГР-500, электро- и дизель компрессоры ЭК-10 и ДК-10-2 с блоками очистки, преобразователи АПТ-20--50М с пусковой аппаратурой и кондиционеры. В трюме - цис­терны масел.

В седьмом отсеке на ВП размещены: главные распределитель­ные щиты, щит соединения групп аккумуляторных батарей, при­воды ВДРК, вертикального и горизонтального рулей, якорной лебёдки и шпиля, на НП - гребной электродвигатель ПГ-101. В носовой оконечности расположен приёмник станции МГ-25, телевизионная камера системы "Шнур", донный якорь, стопоры подводного якорного устройства, поворотно-откидные ко­лонки ДРК, баллоны с дыхательными смесями для водолазных нужд.                        

В надстройке размещены лебёдки подводных якорных уст­ройств, швартовый и швартово-якорный шпиль, буксирное уст­ройство, две комингс-площадки с люками, буй-вьюшки, штоковое устройство, захлопки и трубопроводы системы газовыхло­па дизелей, баллоны с газами и воздухом, телевизионная ка­мера "Шнур", прибор станции HOK-1.

В ограждении рубки расположен ходовой мостик с постом управления  вертикальным рулём, прибор станции МГ-25, над­водный гальюн и душ, разъемы для питания с берега, разъёмы для передачи энергии с надводного судна и отсекатели тро­сов, вьюшки с тросом и проводником буксирного устройства.

На крыше ограждения расположены антенны радиолокаци­онной и радиосвязных станций, телекамера "Шнур".

В килевой части размещены телекамеры "Шнур", баллоны ВВД, приборы индукционного лага ЛИ-5М и эхолота НЭЛ-6.

В кормовой оконечности расположены поворотно-откидные колонки ВДРК, штоки вертикального и кормовых горизонтальных рулей.

Для обеспечения надводного и подводного маневрирования на БПЛ-Л предусмотрен вспомогательный движительно-рулевой комплекс в составе 4-х поворотно-откидных колонок (ПОК-45), установленных попарно в носовой и кормовой оконечности. ПОК-45 выполнены в виде откидных колонок с гребным винтом в насадке с раздельными приводами поворота и откидывания колонок и вращения винта со скоростью 700 об/мин, которые расположены в прочном корпусе. Приводы откидывания и поворота колонок гидравлические, а вращения винта - эле­ктрические. Мощность приводного двигателя - 24 кВт. В ра­бочем положении колонки откидываются под углом 45° к ДП лодки, при этом насадки с гребным винтом выносятся за пре­делы лёгкого корпуса.

Изменение направления упора гребных винтов обеспечива­ется за счет поворота гондолы с гребным винтом вокруг оси колонки.

ПОК-45 обеспечивает вертикальные, горизонтальные пе­ремещения БПЛ-Л (всплытие, погружение, перемещение лагом с погружением, всплытием, ход вперед-назад под углом вле­во, вправо с погружением, всплытием, разворот на месте).

БПЛ-Л является единственной в мире ПЛ снабженной та­ким движительным комплексом, который обладает хорошей ра­ботоспособностью, надежностью и обеспечивает подводную и надводную маневренность БПЛ-Л, а также движение вперед со скоростью до 3-х узлов.

Система УК-1 - дистанционного автоматизированного уп­равления ВДРК обеспечивает достаточно простое управление ВДРК в заданных режимах.

БПЛ-Л имела водоотливные средства производительностью 180 м3/ч на поверхности, до 100 м3/ч - на глубине 100м и 45 м3/ч - на глубине 200м.

Для изготовления корпуса БПЛ-Л использовалась сталь AK-33 с пределом текучести 8000 кгс/см2.

Вертикальный руль выполнен сварным, обтекаемой формы,  балансирного типа с площадью 7,35 м. Горизонтальные рули с разрезным баллером.

Для обеспечения якорной стоянки на глубине до 60 м предусмотрены якорь с поворотными лапами и укороченным веретеном массой 1000 кг.

Для обеспечения якорной стоянки в подводном положении на глубине до 300 м установлены специальные носовые и кор­мовые якорные устройства с лебёдкой ЛЯГС-7, якорными мас­сивами до 3000 кг и якорные канаты   стальные диаметром 23,5 мм, длиной около 600м. Якорные устройства обеспечива­ют возможность всплытия и погружения БПЛ-Л в режиме "Лиф­та" без снятия с якорей и автоматическое травление - выбирание каната до 12 м при стоянке в надводном положении на волнении.

Предусмотрены на БПЛ-Л швартовые и буксирное устрой­ство, штоковые устройства - 5 шт. ШУ-200, а также устрой­ство для передачи электропитания с надводного обеспечиваю­щего судна.

Закладка корпуса ПБЛ состоялась 26.10.1977г. II августа 1978 года ПБЛ была спущена на воду и подве­дена к достроечной стенке северной площадки ЛАО. Приказом ГК ВМФ ПБЛ стала именоваться БПЛ-Л пр. 1840, такти­ческий номер "БС-555". В январе 1960 года Приказом ГК ВМФ БПЛ-Л была принята в состав КЧФ, и 25.01.80 г. на ней был поднят Военно-Морской флаг.

Уже в процессе государственных испытаний БПЛ-Л выяви­лись возможности расширения круга задач, выполняемых ею, и были предложения по усовершенствованию и модернизации БПЛ-Л.

БПЛ-Л проектировалась с учетом выполнения задач при обязательном надводном обеспечении, поэтому на ней вместо перископа был установлен навигационный обнаружитель круговой HOK-1, отсутствовали средства гидроакустики, обеспе­чивающие надежный самостоятельный поиск необозначенных предметов, средства дальней радиосвязи.

Решение о необходимости разработки проекта модерниза­ции было принято в декабре 1981 г., ТТЗ утверждено в июле 1982 года. Договор на разработку проекта 18401 оформлен в октябре 1983г. Согласно ТПЗ на модернизацию, БПЛ-Л должна выполнять, кроме прежних функций экспериментальной лаборатории, задачи по самостоятельному поиску в ограниченном районе, оказанию помощи и спасению подводников, обеспечению подъема, "остропка" затонувших изделий военной техники с помощью водолазов на глубинах до 300 м в акватории Чер­ного моря. С этой целью на БПЛ-Л дополнительно предполага­лось установить:

- гидроакустическую систему "Крильон" для обнаружения затонувших предметов;

- перископ ПЗКА-5 для обеспечения более точной покладки у объекта работ и надежного безопасного всплытия;

- устройства, обеспечивающие передачу на аварийную ПЛ в подводном положении сжатого воздуха с давлением 200МПа;

- навигационную гидроакустическую систему СНП-10;

- станцию "Глетчер";

- автоматизированный комплекс средств связи "Микрон-М", а также средства по выполнению водолазных работ.

В соответствии с планом модернизации ПЛ была отправлена на ЛАО В 1989г. И наступил момент, когда Государство забыло о том, что стране нужен Военно-Морской флот и службы, обеспечивающие его боевую готовность. Лодка простояла у причалов завода, но как всегда не нашлось денег, руководители флота посчитали, что в данный момент страна сможет обойтись без квалифицированного обеспечения безопасности боевых кораблей и без дальнейшего движения вперед в области водолазного дела.

В 1994 году БПЛ-Л была разделана в Константиновском доке КМОЛЗ и продана на металлолом.

Так в нашей стране мы потеряли уникальную возможность исследования Мирового океана, воздействия на организм человека повышенного давления, разработки новых методов погружений в морских условиях.

Обидно, что, имея большой потенциал знаний и практической подготовки, наша страна не имеет аварийно-спасательной службы, соответствующей современным требованиям. Хочется надеяться, что возрождение наступит и будет это в ближайшее время.


5. Схема проекта:


Увеличенная схема (75,4 Кб)


Продольный разрез проекта 1840:

1 — антенна ГАС «Гамма-П» (ЗПС); 2 — антенна НОК; 3 — носовой якорный массив;

4 — баллоны системы ВВД; 5 — первый (носовой) отсек; 6 — агрегатная;

7 — второй (водолазный) отсек; 8 — верхняя камера глубоководного водолазного комплекса;

9 — нижняя камера глубоководного водолазного комплекса;

10 — шлюзовая камера с приемо-выходными отсеками; 11 — декомпрессионная камера;

12 — третий (жилой) отсек; 13 — каюты офицеров и водолазов; 14 — группы АБ;

15 — антенна ГАС МГА-8; 16 — ходовая рубка; 17 — прочная рубка; 18 — всплывающая камера;

19 — ПМУ антенны РЛС «Альбатрос»; 20 — ПМУ антенны радиопеленгатора «Рамка»;

21 — четвертый отсек; 22 — центральный пост; 23 — агрегатная; 24 — баллоны с газовыми смесями; 25 — пятый отсек; 26 — кубрики личного состава и медицинский блок;

27 — столовая и камбузный блок; 28 — шестой (дизельный) отсек; 29 — главный ДД;

30 — седьмой (кормовой или электродвижения) отсек; 31 — кормовой люк; 32 — ГГЭД;

33 — приводы горизонтальных рулей; линия вала; 35 — кормовой якорный массив.



Схема расположения камер ВД:

1 - рабочий отсек; 2 - жилой отсек; 3 - шлюзовая камера РО;

4 - приемно-выходной отсек; 6 - декомпрессионный отсек;

7 - шлюзовая камера ПВО; 8 - шлюзовая камера ДО;

9 - переходная шахта; 10,11 – газгольдеры


 

>

Схема расположения ВУ и антенн

1 - АП радиопеленгатора; 2 - ПМУ АП РЛС; 3 – перископ; 4 - антенна ГАС МГА-8



6. Тактико-технические данные проекта:


Водоизмещение, т:

надводное                                                      1872

подводное                                                      2654 (2564?)

Длина наибольшая, м.                                                85,0

Ширина корпуса наибольшая, м.                                 7,8

Осадка средняя, м.                                                    6,54

Диаметр ПК (наибольший), м.                                      6

Архитектурно-конструктивный тип                                двухкорпусный

Запас плавучести                                                       37%

Глубина погружения, м.

            рабочая                                                          300

            предельная                                                     375

Экипаж, чел.                                                               41 (9 офицеров)

Энергетическая установка:

Главные механизмы:

тип                                                                  ДЭУ

количество (тип) х мощность ДД, л.с.              1 (ЭД-42 (2Д-42?)) х 1900 (1490??)

количество (тип) х мощность ГЭД, кВт.            1 (ПГ-101) х 1350

количество (тип) х мощность ДГ, кВт.              2 (ДГР-500) х 500

количество х тип движителей                           1 х ВФШ

количество групп АБ х элементов в группах    2 (8СМ) х 112

Резервные средства движения:

количество х тип РСД                                      4 х ПОК-45

Скорость хода, уз:

наибольшая надводная                                   12

наибольшая подводная                                   8

лагового перемещения                                    0,5

под ПОК-45                                                     3

Автономность:

по запасам провизии, сут.                               25

Время непрерывного пребывания под водой, ч:

по запасам регенерации                                  127

по запасам электроэнергии                             36

Дальность плавания (при скорости хода, уз), мили:

подводная                                                      25 (8), 80 (0,3)

надводная                                                      200 (12)

Радиоэлектронное вооружение:

гирокурсоуказатель                                         ГКУ-2

автоматический радиопеленгатор                    АРП-53Р

РЛС                                                                «Альбатрос» (РЛК-101)

комплекс наблюдения за подводной

и надводной обстановкой                                «Шнур»

навигационный эхолот                                     НЭЛ-6

навигационный обнаружитель круговой            НОК-1

станция СПЗ                                                   МГ-25

ГАС поиска                                                     МГА-8

станция связи с водолазами                            МГВ-5П

 

7. Источники:


- Информация (взята за основу) предоставленная Гринаковским Сергеем Олеговичем (в прошлом - начальник лаборатории ПЛ БС-555).
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1 ч. 2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
- Информация с сайта http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ship/row/rus/1840.htm
- Информация с сайта http://n1l3m.narod.ru/baza/1840.htm
- Статья "Грозный "Феникс" и мирная "Пиранья" 29.03.2001 18:46 Российская Газета http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1576675
- Фотография с сайта http://www.hazegray.org/features/russia/sub-spec.htm


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2017