Проект 611РУ.
Модификация ПЛ проекта 611 (NATO – “Zulu”).
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
вид сбоку по ватерлинию
3. Состав проекта:
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации | ||
начало |
окончание |
вступление в строй | ||
ВЛАДИВОСТОК: Завод №202 | ||||
402 |
1963 |
12.1964 |
1966 |
4. История проекта:
Совет Министров СССР 10 июня 1963 года
поручил Военно-Морскому Флоту и Государственному комитету по судостроению СССР
провести испытания на подводной лодке нового гидроакустического комплекса
«Рубин», создаваемого для ПЛ проекта 661, с последующим его внедрением на
других атомных подводных лодках. Выполнить технический проект и разработать
рабочую документацию на переоборудование ПЛ Б-71 проекта 611,
выделенной для этих целей ВМФ, было поручено ЦКБ-16.
Техническое задание на
переоборудование выдал НИИ-3 — разработчик гидроакустического комплекса
«Рубин», а переоборудовал ПЛ завод № 202.
Под руководством главного
конструктора А.П. Антоновича одновременно выполнялся технический проект и
разрабатывались рабочие чертежи. В техническом проекте предусматривались
демонтаж легкого корпуса в носовой части и снятие штатной гидроакустической
станции: демонтаж носовых торпедных аппаратов, рубки гидроакустики и СПС;
снятие одной группы аккумуляторной батареи II отсека. Во вновь разработанной
носовой части, по форме и размерам аналогичной проекту 661, размещался прибор №
1 комплекса «Рубин», а в торпедном отсеке и гидроакустической рубке —
аппаратура этого комплекса.
Штатный навигационный комплекс был
заменен на комплекс «Сила-Н», предназначенный для выработки курса и скорости
подводной лодки и передачи этих величин в гидроакустический комплекс «Рубин».
Для питания приборов комплекса «Рубин» на подводной лодке дополнительно
установили четыре преобразователя постоянно-переменного тока мощностью 500,
65, 10 и 3,5 кВт.
Технический проект Бюро завершило в
декабре 1963 года и к этому же времени выпустило и передало заводу № 202 всю
рабочую документацию. В первом квартале 1964 года была разработана и отправлена
заводу эксплуатационная и сдаточная документация, а также рабочие чертежи на
установку дополнительной гидроакустической аппаратуры «Лучеграф» и «Береста»,
предназначенной для измерения скорости звука в воде и прогнозирования
распространения гидроакустического сигнала. В течение всего года на заводе
находилась группа техпомощи, которая на месте решала возникавшие вопросы.
В декабре переоборудование было
закончено. ПЛ была передана НИИ-3 для настройки аппаратуры. Водоизмещение подводной лодки возросло с 1844 до 1865 м3; осадка
увеличилась с 4,99 до 5,02 м; скорость снизилась до 12 узлов. Переоборудование
стоило около 1 млн. рублей (без стоимости опытного образца комплекса «Рубин»),
а его продолжительность составила 200 календарных дней.
На период заводских ходовых испытаний автономность была установлена равной 10 суткам, глубина погружения - 150 м. Численность экипажа уменьшили относительно штатной на 10 человек и сняли 9 коек. После заводских ходовых испытаний на подводной лодке были устранены выявленные недостатки и проведены государственные испытания гидроакустического комплекса «Рубин», которые завершились в ноябре 1965 года, после чего комплекс был принят на вооружение отечественных ПЛ.
Во второй половине 1965 года Бюро
разработало по техническому заданию НИИ-3 и договору с ним рабочие чертежи и
техническую документацию на установку аппаратуры «Мамакан» на подводной лодке
проекта 611РУ для
научно-исследовательских испытаний.
В первом квартале 1966 года завод произвел дооборудование подводной лодки Б-71 и затем предоставил ее НИИ-3 для проведения научно-исследовательских работ по совершенствованию гидроакустических комплексов. На этом все работы Бюро по проекту 611РУ были завершены.
5. Схема проекта:
вид сбоку по ватерлинию
Укрупненная схема (253 Кб)
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
надводное нормальное: | 1865 тонн | |
скорость хода | ||
полная подводная: | 12 узлов | |
экономическая подводная: | 2,0 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в подводном положении: | 290 (2,0), 12,5 (12) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 150 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 90,5 метров | |
ширина: | 7,5 метра | |
осадка средняя: | 5,02 метра | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
вооружение | ||
533-мм кормовые торпедные аппараты: | 4 | |
533-мм носовые торпедные аппараты: | демонтированы | |
энергоустановка | ||
тип: | дизель-электрическая | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 3 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101), 1 х 2700 (ПГ102) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 1 х 140 л.с. (ПГ104) | |
количество валов: | 3 | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 3 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 10 суток | |
экипаж: | 62 (55?) человека |
7. Источники:
- "История Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»", т.2, СПМБМ «Малахит», Санкт-Петербург, 1995г.
- "Малахит"- подводным силам России", Гангут, Санкт-Петербург, 2006г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2017