Проект 613Э (NATO – “Whiskey ?”).
Модернизация ПЛ проекта 613.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты модернизации |
Примечания |
|||
начало |
окончание |
вступления в строй |
|||||
ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (1) |
|||||||
1 |
714 |
27.10.1980 |
22.07.1986 |
1989? |
Модер. по проекту 613Э |
4. История проекта:
Основной недостаток дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) в сравнении с атомными подводными лодками - необходимость периодически подвсплывать в режим работы дизеля под водой для зарядки аккумуляторной батареи (АБ). Очевидно желание проектантов ПЛ создать энергетическую установку (ЭУ), независимую от атмосферного воздуха.
В СССР работы по созданию ПЛ с ЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ) были начаты в первой половине 70-х годов. Центральное конструкторское бюро «Лазурит», научно-производственные объединения «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок ВНЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Дизель-электрическую подлодку С-273 (в некоторых источниках ошибочно указывается на ПЛ С-296) проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э шифр «Катран». Опытная ПЛ проекта 613Э разработки ЦКБ "Лазурит" была предназначена для отработки корабельной опытной ЭУ с ЭХГ, обеспечивающей электроэнергией ГЭД и общекорабельные электропотребители в режиме экономического хода ПЛ. ЭХГ, состоящий из 28 блоков, представлял собой источник постоянного тока на базе низкотемпературных водородно-кислородных топливных элементов с металлокерамическими электродами и жидким электролитом. Переоборудование ПЛ было осуществлено при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ и уширения наружного корпуса и надстройки, в которой расположены цистерны-хранилища реагентов ЭХГ. Установка ЭХГ с обслуживающим оборудованием размещена в отдельном отсеке за центральным постом вместо демонтированных жилых помещений и второй группы АБ. С исходной ПЛ было также снято торпедное вооружение и один дизель.
В 1989 году ПЛ СС-273 с опытной ЭУ с ЭХГ успешно прошла Государственные испытания и подтвердила принципиальную возможность создания и эффективного использования новой энергетики на ПЛ. Если обычные подлодки 613 проекта на малой скорости в 2 узла без подзарядки аккумуляторных батарей могли находиться под водой в течение чуть более 7 суток (это по «паспорту», а на деле - не более 3-4), то СС-273 с ЭХГ на скорости 2,5 узла оказалась способной «бегать» в глубинах 4 недели.
Первая отечественная вспомогательная ВНЭУ с ЭХГ водородно-кислородного типа, установленная на СС-273, имела значительные габариты. Четыре большие емкости для хранения жидкого кислорода и водорода, смонтированные в легком корпусе, не украшали корабль, а главное - ухудшали его гидродинамические характеристики. Однако на этой установке и на самой подводной лодке были отработаны многие элементы перспективных анаэробных ЭУ, в том числе по обеспечению пожаровзрывобезопасности.
5. Схема проекта:
Подробная схема. Укрупненный вид (83,2 Кб)
1 - цистерны-хранилища реагентов ЭХГ, 2 - прочная рубка, 3 - жилой отсек,
4 - аккумуляторный (жилой) отсек, 5 - ЦП, 6 - отсек установки ЭХГ,
7 - дизельный отсек,
8 - электромоторный отсек, 9 - кормовой отсек.
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение | ||
нормальное надводное: | 1285 тонн | |
скорость хода | ||
наибольшая надводная: | около 15 узлов | |
наибольшая подводная: | 13,1 узлов | |
экономическая подводная: | около 2 узлов | |
в режиме РДП: | 5 узлов | |
в режиме ЭХГ: | 2,5 узла | |
дальность плавания (при скорости хода, уз) | ||
в надводном положении: | 4000 (9) миль | |
в подводном положении под АБ: | 20 (5,0) миль | |
в подводном положении под ЭХГ: | 1700 (2,5) миль | |
глубина погружения | ||
предельная: | 100 метров | |
кораблестроительные элементы | ||
длина: | 76,0 метров | |
ширина: | 7,3 метра | |
осадка средняя: | около 5 метров | |
конструктивный тип: | двухкорпусная | |
энергоустановка | ||
тип: | комбинированная (дизель-электрическая + ЭХГ) | |
количество х мощность дизелей, л.с.: | 1 х 2000 л.с. (типа 37Д) | |
количество х мощность ГЭД, л.с.: | 2 х 1350 (ПГ101) | |
количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: | 2 х 50 л.с. (ПГ103) | |
количество х мощность ЭХГ, кВт.: | 1 х 120 кВт (ЭХГ-280) | |
количество валов: | 2 | |
способ хранения реагентов ЭХГ: | криогенный | |
запас кислорода: | 32 т | |
запас водорода: | 4 т | |
тип АБ, число групп АБ х число элементов: | 46СУ, 1 х 112 | |
обитаемость | ||
автономность: | 30 суток | |
экипаж: | 54 человека |
7. Источники:
- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Никифоров Б.В., Соколов В.С., Юрин А.В "Электроэнергетические системы с
электрохимическими генераторами перспективных подводных лодок", ФГУП ЦКБ МТ Рубин (http://www.setri.spb.ru/rus/conference/p_8.html).
- Мозговой А. "Подводная война" за рынок ХХI века" (http://www.submarine.logicsystems.ru/review/market/08.htm)
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.;
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2016