Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 640

Проект 640 (NATO – “Whiskey Canvas Bag”).


Модернизация ПЛ проекта 613.

Модернизации проекта 640 – 640Ц.



1. Количество подводных лодок проекта: 4.


2. Изображение проекта:


Подводная лодка С-149


ПЛ С-149 проекта 640 в составе КЧФ. Антена развернута в "фас". 1965 год.
Рисунок Витюка А.Г.


Подводная лодка С-62


ПЛ С-62 проекта 640, оборудованная для перехода по Севморпути на ТОФ (вид по ватерлинию). 1961 год.
Антена развернута в "профиль". Рисунок Дмитриева М.


Подводная лодка С-151


ПЛ СС-151 проекта 640Ц с ВБАУ "Параван" в составе КЧФ. 1979 год.
Рисунок Витюка А.Г.


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты модернизации

Примечания

начало

окончание

вступление в строй

 ГОРЬКИИ: Завод "Красное Сормово" (N 112) (4)

1

 С-62

377

15.11.1959

31.01.1961

1961

2

 С-73

411

15.10.1959

31.12.1960

1961

3

 С-149

305

14.03.1955

28.02.1958

1958

 1967 - мод. по пр. 640Ц

4

 С-151

402

04.04.1959

30.09.1960

1960

 1967 - мод. по пр. 640Ц



4. История проекта:


В связи с увеличением скорости и радиуса действия самолетов встал вопрос об увеличении дальности обнаружения летящих самолетов противника в морских секторах противовоздушной обороны страны. Эта задача могла решаться путем размещения мощных радиолокационных станций на кораблях, несущих дозорную службу на определенном удалении от нашего побережья. При этом ПЛ были предпочтительнее надводных кораблей, так как они могут скрытно занимать позицию, уклоняться от обнаружения самолетами, погружаться под воду и обладают большей автономностью, чем надводные корабли.

В марте 1955 года СМ СССР принял решение о переоборудовании ПЛ проекта 613 в ПЛ радиолокационного дозора (проект 640). Разработка комплекса радиолокационного вооружения для этого проекта поручалась ЦНИИ-49. Предэскизный проект выполнялся ЦКБ-18 по тактико-техническому заданию, выданному Управлением кораблестроения ВМФ. Предэскизный проект был закончен в ноябре 1955 года и по результатам его разработки было откорректировано ТТЗ, утвержденное заместителем Главнокомандующего ВМФ Н.В.Исаченковым в январе 1956 года. В первой половине 1956 года, минуя стадию эскизного проекта, был разработан технический проект. Главным конструктором проекта 640 был Я.Е.Евграфов, его заместителем - Г.В.Соловьев.

Размещение радиолокационной станции обнаружения самолетов «Касатка» было произведено за счет снятия одной группы аккумуляторной батареи (IV отсек), запасных торпед, кормовых торпедных аппаратов, зенитной артиллерийской установки 2М-8, устройства РДП и некоторой перекомпоновки размещения оборудования в отсеках и надстройке. Для ПЛ радиолокационного дозора не менее важное значение, чем обнаружение самолетов, имело своевременное и надежное оповещение противовоздушной обороны (ПВО) об обнаруженных целях. Для этого на лодке устанавливалась дополнительная аппаратура радиосвязи, в том числе и быстродействующая аппаратура, а также командно-трансляционная установка «Нерпа» в сокращенной комплектации для связи оператора станции «Касатка» с командиром корабля и рубкой радиосвязи. По произведенным расчетам установленный состав средств связи обеспечивал надежную круглосуточную связь на расстоянии до 300 миль.

Снимаемое с ПЛ оборудование было в 1,5 раза тяжелее вновь устанавливаемого. Разница в весах составляла около 53 тонн и была компенсирована твердым балластом. Новое оборудование располагалось преимущественно на высоте, превышающей центр тяжести лодки. Поэтому для сохранения величины остойчивости в подводном положении в допустимых пределах часть балласта была размещена в специальном киле коробчатого сечения, установленном ниже основной линии. Всего твердого балласта было 85 тонн. Наиболее сложным конструктивным узлом явилось поворотное устройство антенны станции «Касатка». Это устройство должно было обеспечивать вращение с определенной скоростью антенны, имеющей большой вес и размеры, как вокруг вертикальной, так и вокруг горизонтальной оси, при стабилизации ее на качке при состоянии моря до 6-7 баллов. Вращение станции обеспечивалось электроприводом, а стабилизация - устройством стабилизации, работающим от автономной системы гидравлики. Все требования ТТЗ были выполнены полностью и в июле 1956 года технический проект был утвержден совместным решением МСП и ВМФ.

Для переоборудования в лодку радиолокационного дозора была выделена ПЛ проекта 613 С-149 (зав. № 305, постройки завода «Красное Сормово»). Энергетическая установка соответствовала проекту 613, за исключением второй группы аккумуляторной батареи и устройства РДП, которые были сняты. Выпуск рабочих чертежей фундаментов для нового оборудования и изменения чертежей монтажных судовых систем, связанных с переоборудованием лодки, были возложены на ЦКБ-112. А ЦКБ-18, помимо технического проекта 640, разработало рабочие чертежи поворотного устройства антенны «Касатка» и других принципиально новых конструкций, а также внесло необходимые изменения в принципиальные схемы всех судовых систем и устройств.

Переоборудование ПЛ производилось на заводе «Красное Сормово» и на его сдаточной базе в Баку в 1957 году. Заводские ходовые испытания проводились с 15 ноября по 12 декабря 1957 года на Каспийском море. Государственные испытания были закончены 28 февраля 1958 года и был подписан приемный акт. Переделки, которые выполнялись при переоборудовании в основном состояли в следующем:
- вместо запасных торпед в I отсеке было размещено 25 спальных мест;
- увеличена радиорубка II отсека за счет ликвидации каюты командира;
- на место устройства РДП устанавливалось подъемно-поворотное устройство совмещенной антенны РЛС «Накат» с ответчиком «Нихром»;
- было снято подъемное устройство РЛС «Факел-МО»;
- в IV отсеке вместо снятой группы аккумуляторной батареи и обслуживающих ее механизмов были установлены рубка с приборами станции «Касатка» и «Нихром», система воздушного охлаждения приборов этих станций, автономная система гидравлики для обеспечения стабилизации антенны, шестиместная каюта.

Поворотное устройство антенны «Касатка» размещалось в отдельной прочной рубке, которая имела общее ограждение с боевой рубкой лодки. Камбуз был перенесен из IV отсека в VII, а трубы кормовых торпедных аппаратов были использованы в качестве провизионки. Были произведены и другие более мелкие изменения. Особое внимание было уделено защите личного состава, находящегося на ходовом мостике и радиоэлектронных устройств от воздействия мощного высокочастотного излучения станции «Касатка». С этой целью по рекомендации ЦНИИ-49 на ограждении рубки была установлена экранная решетка из вертикально расположенных металлических труб диаметром 12 мм с расстоянием между их центрами не более 25 мм.

Высота защитной решетки не превышала высоту козырька ограждения рубки. Государственные испытания показали, что экранная решетка обеспечивает безопасное длительное пребывание личного состава на мостике при работе станции «Касатка». При этом обеспечивается также одновременная работа аппаратуры средств связи, штурманских приборов, средств радиолокации, за исключением работы станции «Накат» в десятисантиметровом диапазоне, когда происходило выгорание кристаллов аппаратуры этой станции при одновременной ее работе со станцией «Касатка». Комиссия Государственной приемки согласилась с отказом от десятисантиметрового диапазона у станции «Накат». Скорости и дальности плавания ПЛ в часовом подводном режиме уменьшились по сравнению с проектом 613 из-за снятия одной группы аккумуляторной батареи, увеличения сопротивления подводной лодки, вызванного установкой антенны станции «Касатка», и увеличения поверхности ограждения рубки. Дальность плавания экономической скоростью уменьшилась по тем же причинам, а также вследствие увеличения расхода электроэнергии из-за работы станции «Касатка».

Проведенные государственные испытания ПЛ С-149 показали, что ее тактико-технические данные соответствуют спецификационным, что опытный образец станции «Касатка» достаточно надежен и выдержал испытания по всем пунктам программы. При волнении 6-7 баллов система стабилизации антенны работала надежно, поворотное устройство антенны работало устойчиво. Успешное проведение государственных испытаний ПЛ С-149 и размещение на ней радиолокационной опытной станции «Касатка» позволили комиссии Государственной приемки рекомендовать переоборудовать первую партию подводных лодок проекта 613 по проекту 640. Всего было переоборудовано четыре ПЛ. В некоторых источниках есть упоминания о переоборудовании ПЛ по проекту 613РЛС, , но сокрее всего это вольная трактовка наименования все того же проекта 640.

В 1966(1972?)г. на Севморзаводе (завод №497) ПЛ С-151 (а затем до 1972 года и ПЛ С-149) оснастили системой космической связи «Циклон» вместо РЛС обнаружения воздушных целей (проект 640Ц, СКБ-112, главный конструктор С.Н.Якимовский). В дальнейшем ПЛ этого проекта использовались как опытовые и дооборудовались. Так, например, в 1975 г. на СМЗ ПЛ С-151 дооборудовалась буксируемой антенной «Параван» для проведения испытаний по осуществлению связи лодки в подводном положении с береговым командным пунктом. По данным некоторых зарубежных источников, также разрабатывались варианты модернизации по проектам 640У (прототип проекта 644(?)) и 640Т (ПЛ ретранслятор), но не были реализованы.


5. Схема проекта:


Подводная лодка проекта 640


Подробная схема. Укрупненный вид (159 Кб)


Подробная схема подводной лодки 640 проекта
1 - прочная шахта антенны "Касатка"; 2 - антенна РЛС "Касатка"; 3 - прочная рубка; 4 - торпедный аппарат; 5 - торпедный (жилой) отсек; 6 - аккумуляторный (жилой) отсек; 7 - центральный пост; 8 - приборный отсек; 9 - дизельный отсек; 10 - электромоторный отсек; 11 - кормовой отсек.


6. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное: 1062 тонн
  скорость хода  
  наибольшая надводная: 17,5 узлов
  наибольшая подводная: 8,9 узлов
  экономическая подводная: 3,0 узла
  дальность плавания (при скорости хода, уз)  
  экономическая надводная:

7500 (7-8) миль
  экономическая подводная:

90 (3) мили
  глубина погружения  
  предельная: 200(?) метров
  рабочая: 170(?) метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 76 метров
  ширина: 6,3 метра
  осадка средняя: 5,1 метра
  конструктивный тип: двухкорпусная
  вооружение  
  533-мм носовые торпедные аппараты: 4
  общее число торпед: 4
  энергоустановка  
  тип: дизель-электрическая
  количество х мощность дизелей, л.с.: 2 х 2000 л.с. (типа 37Д)
  количество х мощность ГЭД, л.с.: 2 х 1350 (ПГ101)
  количество х мощность ЭД ЭХ, л.с.: 2 х 50 л.с. (ПГ103)
  количество валов: 2
  тип АБ, число групп АБ х число элементов: 46СУ, 1 х 112
  обитаемость  
  автономность:

30 суток
  экипаж:

56 человек

7. Источники:


- Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
- Боечин И. "Новые средние", Техника-Молодежи, №3, 1996г. Рисунок Дмитриева М.
- "История отечественного судостроения", т.6, Судостроение, Санкт-Петербург, 1996г.
- Кулинченко В. “Стала субмарина полигоном”
- "Подводные лодки 613 проекта", Корабли и сражения, Санкт-Петербург, 2002г. - Гусев А.Н. "Подводные лодки специального назначения", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
- "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
- Постнов А.А. "Модернизация подводных лодок проекта 613", ВТС "Бастион", №2, 2000г.
- Альбом "Балаклава. Подводные лодки объекта 825ГТС. 1961-1991", рисунки Витюка А.Г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2019