С-310, СС-310
проект 690
фотография:
ПЛ «СС-310». Фотография И.Курганова с сайта «Русский Подплав».
историческая справка:
1969 год 25 апреля
Заложена в г.Комсомольск-на-Амуре на завод имени Ленинского комсомола. Экипаж после формирования был подчинен 80-й ОБрСПЛ КТОФ;
1970 год 10 июля
Спущена на воду. В дальнейшем для прохождения программы испытаний переведена на достроечную базу на ДВЗ "Звезда" (п.Большой Камень) и подчинена командованию 72-й ОБрСРПЛ КТОФ;
1970 год 31 октября
Вступила в строй;
1970 год ноябрь
Вошла в состав Тихоокеанского флота, зачислена (или уже была подчинена) в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток). Позже (возможно сразу) перечислена в состав 171-й ОБрПЛ КТОФ;
1971 год 8 июня
Перечислена в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на буту Крашенинникова;
1971 год 17 июня
Прибыла к месту постоянного базирования;
1971 год 14 сентября
Перечислена в состав 182-й ОБрПЛ КТОФ с базированием на буту Бечевинская;
1972 год 31 августа
Перечислена в состав 45-й ДиПЛ 15-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;
1973 год июнь
Переведена Северным морским путем с Дальнего Востока на Север. По некоторым данным, скорее всего ошибочным, переречислялась в состав Балтийского флота;
1973 год осень
Переведена на Черное море по системе внутренних водных путей и включена в состав Черноморского Флота. Вошла в состав 475-го ДнПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на г.Феодосия. Использовалась в качестве корабля-мишени, неоднократно получала повреждения
от попадания торпед и приходила в базу с застрявшими в корпусе или обтекателе ГАС частями подводного оружия. В целях безопасности, после каждого попадания торпеды, корпус и винто-рулевая группа обследовались водолазами;
1973 год 26 декабря
Исключена из состава Тихоокеанского флота;
1975 год - 1976 год
Модернизирована для отработки испытаний по ней гравитационными противолодочными снарядами комплекса РПК-5 "Ливень". Испытания на ударостойкость проводились предположительно на ПЛ С-368 в пос.Большой Камень
(Приморский край) с 23.04.1975 по 09.06.1975;
1977 год - 1979 год
Испытания противолодочного комплекса РПК-5 "Ливень" на полигонах около Феодосии. В апреле 1978 г. было достигнуто два прямых попадания в ПЛ-мишень. Спустя год с небольшим были получены очень хорошие результаты: два
прямых попадания в ПЛ-мишень при стрельбе двухракетным залпом, два - четырехракетным и пять - шестиракетным;
1977 год (предположительно)
Переименована в СС-310;
1984 год
Объявлена "отличной";
1986 год
Приняла участие в съемках фильма "Крик Дельфина" (Мосфильм, 1987 год, сценарий - Н.Черкашин). Во время съемок для обеспечения визуального сходства с кораблем проекта 667А на
ограждении рубки были закреплены стабилизаторы (без элеронов) от самолета Як-40;
1986 год
Объявлена "отличной". Занесена в Книгу почёта и награждена грамотами ВС КЧФ;
1997 год август
Нуждалась в ремонте, находилась в составе 155-й БрПЛ КЧФ в Южной бухте г.Севастополь;
1997 год (предположительно)
Исключена из состава флота, поставлена на отстой;
1999 год апрель
Севастопольский отдел реализации военного имущества Черноморского флота Российской Федерации провел аукцион, на который были выставлены предназначенные на слом корабли и суда (включая CC-310).
Однако, как сообщил Интерфакс-Украина, ни один корабль продать не удалось;
1999 год
Моряки-ветераны Украины имели намерение сделать в Киеве музей, среди экспонатов которого была бы лодка. Их поддержали другие ветеранские организации. На запрос Украины в октябре 1999 г. председатель Совета министров РФ В.Путин подписал распоряжение
(распоряжение Правительства РФ № 1687 от 19.10.1999) о передаче в дар Украине СС-310 для организации военно-морского музея. Президент Украины поручил Кабинету министров Украины принять меры по созданию военно-морского
музея, обеспечению транспортировки и ремонта полученной от России ПЛ. В конце юнцов приняли решение о бесплатной её передаче Киевскому международному благотворительному фонду "Славутич";
2000 год
Разоружена и передана Украине. В конце года отбуксирована из Севастополя в Херсон на Херсонский судостроительный завод для временной стоянки;
2001 год 31 января
Передана фонду «Славутич» (Украина) для переоборудования в музей (г.Киев) распоряжением Кабинета Министров Украины №23-р от 31.01.2001. Стоимость работ,
которые по поручению Президента Украины должны были финансироваться кабинетом министров, должна была составить порядка 100 тысяч долларов США;
2003 год
Никаких работ на ПЛ не проводилось, Фонд просто "забыл" о ней, и она без охраны и присмотра за 2 года стоянки благополучно утонула у стенки, разграбленная
на металлолом. Администрация Херсона, видя такое положение дел, решила оставить ПЛ в Херсоне и сделать из неё музейный комплекс, основой которого станет питейное заведение - бар;
2004 год
Оставлена на Херсонском судостроительном заводе до ожидания принятия решений о дальнейшей судьбе;
2008 год август
Принято решение об организации Музея подводного флота в Киеве на Рыбальском острове. Корпус ПЛ СС-310 должен был стать главным экспонатом музея. Переместить корпус ПЛ на специальных
понтонах в Киев планировалось к 2012 году;
2008 год 25 сентября
Градсовет Киева одобрил проект строительства военно-морского музейного комплекса "Перемога" на базе подводной лодки СС-310. Проект разработан ООО "Арт-До" по заказу Международного
благотворительного фонда "Славутич". Дальнейшая деятельность по реализации проекта приостановлена;
2009 год март
Корпус ПЛ находился в полузатонувшем состоянии в затоне ОАО "Херсонский судостроительный завод". Глава областной администрации Силенков Б. подписал распоряжение о создании в Херсоне музейного комплекса
"Морской музей" на базе подводной лодки СС-310 и поручил создать оргкомитет по переоборудованию ПЛ для создания музейного комплекса. Несмотря на решения администрации в судьбе корабля ничего
не изменилось;
2010 год ноябрь
Херсонская областная государственная администрация в рамках сотрудничества с региональными организациями казацкого движения вернулась к идее создания в Херсоне отделения Морского музея Украины на базе ПЛ СС-310, находящейся в
полузатонувшем состоянии в одном из затонов Днепра на территории ОАО "Херсонский судостроительный завод". На ПЛ предполагается разместить масштабную экспозицию, посвященную развитию и достижениям казацкого флота в Украине и, в частности, на
Нижнем Поднепровье
2012 год март
Согласно сообщениям СМИ, решение о создании музея остается в силе;
2015 год
Находилась в полузатонувшем состоянии в акватории ОАО "Херсонский судостроительный завод". Судя по всему корабль там и сгниет;
2020 год
Находилась в полузатонувшем и полусгнившем состоянии в акватории ОАО "Херсонский судостроительный завод".
командиры (в/ч 81245):
1. Балтин Э.Д. (07.1968-04.1969)
2. Овчинников Е.И. (1969-1980)
3. Зыков В.А (12.1980-05.1986)
4. Ляшок В.Ф. (1986-1987)
5. Елисеев Ю.С. (14.11.1987-09.02.1997)
6. Дутчак Б.Н. (1997?-1998?)
дополнительная информация:
1. Фотография корпуса ПЛ С-310 в акватории ОАО "Херсонский судостроительный завод". Сентябрь, 2013 год.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.;
3. Глобке В. "Корабли Черноморского флота России и ВМС Украины в августе 1997", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.;
4. Постнов А.А. "Подводная лодка-мишень проекта 690", ВТА "Тайфун", №1, 2003г.;
5. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
6. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
7. Авторская фотография Курганова И.;
8. Распоряжение Кабинета Министров Украины №23-р от 31.01.2001
9. Сайты новостных агентств.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного
разрешения автора.
© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is rohibited.