|
Б-63, Б-863, УТС-578 проект 611
фотография:
ПЛ Б-63 проекта 611 на Камчатке. 1957 год. Фотография из архива В.Целика.
историческая справка:
1951 год 15 октября Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1952 год 6 февраля Заложена на эллинге судостроительного № 196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка. Экипаж входил в состав 39-й БрПЛ 22-й ДиСРК 8-го ВМФ (с 15.12.1952 - в 93-й БрУСПЛ КВМК,
с 08.01.1953 - 39-я БрСПЛ ЛенВМБ, с 15.03.1953 - 39-й ДнСПЛ ЛенВМБ, с 15.05.1953 - 39-й ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК);
1952 год 18 июля Спущена на воду;
1954 год 30 июня Вступила в строй. Временно включена в состав 39-й ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК (с 01.08.1954 - в составе 68-й ДиУК(ПЛ) КВМК);
1954 год 14 июля Перечислена в состав Тихоокеанского флота;
1954 год осень Переведена по внутренним водным системам из г.Ленинград в г.Молотовск и далее в г.Полярный. Временно подчинена 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный. По другим данным переведена в мае 1955 года;
1955 год май (предположительно)
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были
установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;
1955 год май Вошла в состав 8-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;
1955 год июнь В составе 8-й ОБрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;
1955 год 7 июля - 19 августа Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон (12.07.1955 -
прибытие, 26.07.1955 - участие в параде на День ВМФ) и порт Певек (13.08.1955);
1955 год 20 - 27 августа Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;
1955 год 27 - 31 августа В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Тарья (в дальнейшем - бухта Крашенинникова);
1955 год 1 сентября Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ (директива НШ КчВФл №4/00294 от 14.07.1955) с базированием на бухту Тарья (пос. Лахтактный, в дальнейшем название устоялось как пос.Лахтажный);
1955 год 1 ноября Включена во 2 линию по боевой подготовке;
1955 год Демонтирована АУ СМ-24-ЗИФ;
1956 год Демонтирована АУ 2М-8;
1956 год 3 марта Приказом Командующего ТОФ №0023 14 апреля установлен днем годового праздника корабля;
1956 год 25 - 27 июня С целью участия в учении с эскадрой ТОФ совершила поход бухта Тарья - пролив Фриза - бухта Тарья;
1956 год 5 октября - 19 декабря Впервые в ВМФ совершила 75 суточное автономное плавание (командир - кап.3р. Попов В.В., старший на борту - НШ 182-й БрПЛ кап.2р. Гонтаев А.М.) За время похода в общей сложности пройдено 7124,4 мили
(под РДП - 4985,5 миль, 1173 мили - под электромоторами, 985,9 миль - над водой). В этом походе врачом-хирургом 20-го военно-морского госпиталя КВФ ТОФ капитаном м/с Сирадзе М.С. была проведена первая в истории подводного плавания операция
по удалению аппендицита. Протекала она в весьма сложных условиях, ибо сильный шторм "доставал" лодку даже на глубине. Впервые глубину хода командиру пришлось согласовывать с врачом;
1956 год 11 декабря Находилась в составе кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1956 год 18 декабря Участвовала в состязательных стрельбах на первенство по ТОФ;
1957 год 4 июня Исключена из 1-й линии в связи с постановкой в ремонт (исключена из компании с 25.03.1957);
1957 год 2 октября Переведена в состав резерва 1-й очереди;
1957 год 22 октября Включена в кампанию;
1957 год ноябрь - 17 декабря Выполнила задачи на выходе а море (командир - кап.2р. Попов В.В.);
1957 год 23 декабря Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 2 очереди";
1958 год 23 января - 5 апреля Выполнила задачи дальнего похода (командир - кап.2р. Попов В.В.) в южную часть Тихого океана до экватора. Часть экипажа была награждена орденами и медалями;
1958 год 1 сентября Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1959 год 13 января Переведена в резерв в связи с навигационным ремонтом;
1959 год 5 мая Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 2 очереди";
1959 год 30 мая - 5 июня Приняла участие в ЗТУ соединения;
1959 год 17 июня Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1959 год 12 августа Исключена из 1-й линии в связи с постановкой в средней ремонт;
1959 год 21 августа Перешла в г.Владивосток для проведения среднего ремонта. Была подчинена 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1961 год 15 июля Переформрована в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (пос.Лахтажный);
1961 год 22 октября Убыла в г.Владивосток;
1961 год 27 ноября Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1961 год 25 ноября - 1962 год 15 января Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Федюковский А.И., сменный командир - кап.3р. Камышан В.Ю., командир 153-го резервного экипажа (42-го по его воспоминаниям)) с задачей провести
замеры величины гравитационной составляющей ускорения силы тяжести в широтах до экватора на глубинах 30, 60, 90 метров. Для обеспечения замеров на судоремонтном заводе в первом торпедном отсеке ПЛ установили жёсткую стойку и аппаратуру: маятник,
часы, авиационный кинофотопулемёт. Киноаппаратура фотографировала величину отклонения маятника, затем производилось вычисление величины g. Поход проходил в сопровождении НИС "Витязь". В ходе дальнего плавания ПЛ преодолела 3 рубежа ПЛО, пересекла
экватор и достигла берегов Индонезии. Боевая служба в южных широтах проходила в тяжелых условиях: температура воды за бортом – 28 градусов до глубины 100 метров. Экипаж очень тяжело переносил такую жару, матросы теряли сознание. Аккумуляторные
батареи охлаждались забортной водой, что было крайне неэффективно и приводило к выделению дополнительных газов и в без того душную атмосферу лодки. Пришлось уменьшить время вахты в моторном отсеке, где обстановка была особенно тяжёлой. Задание
похода экипаж выполнил полностью. ПЛ после похода возвратилась в Находку для последующей постановки в ремонт;
1962 год 26 января Перечислена в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;
1962 год 9 июня Переведена в состав кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1963 год 6 января Окончила навигационый ремонт;
1963 год 18 января - 18 марта Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.3р. Федюковский А.И.) с задачей проведения гравитометрических исследований;
1963 год 29 марта Переведена в резерв в связи с поломкой горизонтальных рулей в походе и необходимостью ремонта;
1963 год апрель - 1965 год май Находилась в ремонте на СРЗ №178 (г.Владивосток). Была подчинена 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1965 год 7 мая Включена в кампанию;
1965 год май Возвращена в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова;
1965 год июнь В связи с тем, что экипаж Б-63 под командованием кап.3р. Толкуна Э.В. после выхода из 2-х летнего ремонта не смог сдать задачи, на ПЛ в полном составе был пересажен
экипаж Б-90. Произведено переименование экипажей;
1965 год сентябрь - октябрь Выполнила задачи двухмесячной БС (командир - Сапрыкин А.Н.);
1966 год 1 января Находилась в составе кораблей "Боевого ядра 1 очереди";
1966 год июнь - август Выполнила задачи БС (командир - Сапрыкин А.Н.);
1966 год декабрь - 1967 год февраль Выполнила задачи БС в Тихом океане (командир - Сапрыкин А.Н.);
1967 год Входила в состав сил постоянной боевой готовности;
1967 год 21 мая Перечислена в состав 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ (приказ Командующего КчВФл №0084 от 21.05.1967) с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1967 год 25 июня Перебазирована на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1968 год Выполнила задачи БС. Возможно под командованием Толкуна Э.В.;
1968 год Прошла ремонт на СРЗ №178 (г.Владивосток);
1970 год 20 апреля Переименована в Б-863;
1971 год - 1972 год Прошла ремонт. Установлены контейнеры УПАК. Располагались попарно в носу и корме;
1972 год июль Приняла участие в параде в честь Дня ВМФ в Амурском заливе;
1974 год лето Выполнила задачи БС в Японском море;
1976 год К этому времени была дооборудована перспективными средствами обнаружения АПЛ и использовалась в научных целях;
1978 год Прошла докование в бухте Чажма;
1978 год 19 апреля Переклассифицирована в опытовую ПЛ, в некоторых источниках упоминается о переименовании в БС-863. Предполагалась к использованию для испытаний новых
образцов оборудования (предположительно), однако в качестве опытовой не использовалась и была предназначена к списанию;
1980 год 22 июня Выведена из боевого состава, переформирована в УТС и в бухте Малый Улисс поставлена на прикол;
1980 год 14 августа Переименована в УТС-578;
1985 год 5 января Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии затонула у пирса из-за неисправности забортной арматуры;
1985 год 1 апреля Расформирован экипаж;
2006 год май Поднята и утилизирована.
командиры (в/ч 99400):
1. Коньшин В.И. (1951-1953)
2. Шишкин В.Н. (07.1953-09.1955)
3. Попов В.В. (09.1955-09.1958)
4. Милованов П.П. (09.1958-07.1960)
5. Мерзляков В.А. (07.1960-12.1960)
6. Федюковский А.И. (07.1961-12.1963)
7. Толкун Э.В. (12.1963-06.1965)
8. Сапрыкин А.Н. (06.1965-1968)
8. Петров А.Д. (1968-10.1970)
9. Сергиенко В.К. (1970-1976)
10. Шевченко В.А. (1976-1980)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ПЛ Б-63 (Б-863):
1. Камышан В.Ю. (1961-1962) командир 153-го резервного экипажа
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Информация с сайта "Русский Подплав".
4. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск".
5. Воспоминания членов экипажа.
6. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
7. Сенькин В.А. "История одного соединения".
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |