Б-69, БС-69
проект 611, 611П
фотография:
ПЛ Б-69 проекта 611П. 1972 год.
Фотография из архива Климчука Б.С.
историческая справка:
1952 год 5 июля
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР. Экипаж после формирования и стажировки входил в состав 39-й БрПЛ 22-й ДиСРК 8-го ВМФ (с 15.12.1952 - в 93-й БрУСПЛ КВМК, с 08.01.1953 - 39-я БрСПЛ ЛенВМБ, с 15.03.1953 - 39-й ДнСПЛ ЛенВМБ,
с 15.05.1953 - 39-й ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК);
1953 год 14 сентября
Заложена на заводе №196 "Судомех" в г.Ленинград как большая подводная лодка;
1954 год 18 июня
Спущена на воду. Времено подчинена 39-й ДнСПЛ 93-й БрУСПЛ КВМК (с 01.08.1954 в составе бригады включена в 68-ю ДиУК(ПЛ) КВМК);
1955 год май
Переведена по внутренним водным системам в г.Молотовск для прохождения сдаточных испытаний. Временно подчинена 339-й БрУСПЛ БелФл;
1955 год 31 декабря
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1956 год 14 января
Зачислена в состав Северного флота. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;
1957 год лето
Прошла текущий ремонт и докование на СРЗ-35 в поселке Роста (г.Мурманск). После ремонта перешла к месту постоянного базирования в Екатерининскую гавань (г.Полярный). Отработала полный курс боевой
подготовки. Совершила 10-ти суточный переход к Новой Земле, на обратном пути с заходом в Гремиху на проведение торпедных стрельб;
1961 год 15 июля
В составе бригады переформирована в состав 4-й ЭскПЛ СФ;
1957 год октябрь
25.10 вышла в море для передачи топлива на ПЛ Б-76, на которой при возвращении с БС кончилось топливо. Передать дизтопливо не получилось из-за сильной волны. Швартовка борт о борт исключалась,
так как сильно штормило. 27.10 ПЛ Б-76 была взята на буксир, но завели почему-то пеньковый трос. Через некоторое время он оборвался. Командир ПЛ кап.2р. Очкас М.С. послал на корму помощника командира ПЛ ст.л-та Расса Р.П. посмотреть, не
намотался ли трос на винт ПЛ. Когда помощник был уже на корме, накатила огромная волна и смыла его за борт. Сыграли тревогу «Человек за бортом», но, увы, спасти помощника не удалось. Подняли на борт только его тело;
1962 год
Перечислена в состав 69-й БрПЛ 4-й ЭскПЛ СФ с прежним местом базирования;
1963 год осень
Выполнила задачи боевой службы длительностью 70 суток в центральной части Атлантического океана и у берегов о-ва Куба с целью сопровождения советских транспортных судов. После окончания БС перешла для ремонта на КМОЛЗ в г.Кронштадт.
Подчинена 116-му ОДнПЛ (с 06.1964 - 10-й ОДнРПЛ) 4-й УДиК ЛенВМБ;
1963 год - 1964 год
Ремонт на КМОЛЗ в г.Кронштадт;
1964 год декабрь - 1965 год февраль
Выполнила задачи боевой службы длительностью 73 суток в центральной части Атлантического океана и у берегов о-ва Куба. В тропической части океана из-за повышенных температур имелся случай гибели личного состава;
1966 год
Перечислена в состав ДКБФ После перехода в г.Кронштадт вошла в состав 10-го ОДнРПЛ ЛенВМБ;
1966 год - 1967 год лето
Прошла ремонт с модернизацией по проекту 611П на КМОЛЗ в г.Кронштадт для использования в качестве ПЛ-носителя комплекса "Архипелаг";
1967 год лето
В полигонах у о.Мощный и в Балтийском море прошла всесторонние испытания, в том числе и погружение наблюдательной камеры без экипажа и с экипажем на рабочую автономность (3 суток);
1967 год осень
Совершила испытательный поход (командир - кап.2р. Смирнов Н.Д., старший - начальник 19-го Центра МО кап.1р. Астрахов Е.Г.) в Северную Атлантику с опытовой глубоководной наблюдательной камерой "Архипелаг".
22.11.1967 камера под командованием кап.3р. Бариловича Е.А. произвела погружение на рабочую глубину. Из-за нештатной ситуации через 4 дня кабель-трос и гайдроп были отсечены, а камера аварийно всплыла. Экипаж камеры
удалось спасти, но сама камера затонула. После суточного контрольного поиска камеры ПЛ вернулась в г.Балтийск;
1968 год апрель
Перечислена в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
1969 год - 1970 год
Прошла модернизацию по проекту 611П на КМОЛЗ в г.Кронштадт для использования в качестве ПЛ-носителя комплекса "Селигер". Была подчинена 10-му ОДнРПЛ ЛенВМБ;
1970 год
Проведены (командир - кап.2р. Носов К.М.) первые испытания комплекса "Селигер". Переведена в транспортном доке по внутренним водным системам на Черное море для продолжения испытаний;
1971 год 2 декабря
Перечислена в состав Краснознаменного Черноморского флота для прохождения государственных испытаний, входила в состав 155-й (?) БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с базированием на Балаклаву;
1972 год весна
Переведена в транспортном доке по внутренним водным системам на Балтийское море;
1972 год 17 июля
После возвращения на Балтику, перечислена в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ;
1972 год осень
Переведена г.Балтийск выполнения задач БП в зимний период;
1972 год - 1973 год зима
Базируясь на г.Балтийск, выполнила задачи БП в зимний период, а затем - ответственное правительственное задание в Атлантическом океане (командир - кап.2р Носов К.М., старший на борту - командир 25-й БрПЛ кап.1р. Купцов Н.Ф., руководитель похода -
начальник 19-го Центра МО СССР кап.1р. Истратов Н.М.). Три экипажа инженеров-испытателей совершили поочередно шесть погружений. Группа подводников и командования 25-й БрПЛ была удостоена высоких правительственных наград. Весной 1973 года командирам
прикомандированных экипажей погружения - кап.3р. Шишкину В.М., кап.3р. Пыхину Ю.Г. и кап.2р. Филипьеву Ю.П. было присвоено звание Героев Советского Союза;
1972 год
Присвоено звание "отличной" ПЛ;
1973 год сентябрь - ноябрь
Совершила боевой поход из Кронштадта в Северную Атлантику (район о.Исландия) для поиск рубежей ПЛО и гидрофонов системы “SOSUS”. На борту находились экипажи комплексов "Селигер" вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра
Министерства обороны СССР. В походе ПЛ сопровождало НИС "Аджария";
1973 год 25 октября
Переклассифицирована в ПЛ специального назначения;
1973 год
Подтвердила звание "отличной" ПЛ;
1973 год - 1974 год
Прошла ремонт и дооборудование на КМОЛЗ в г.Кронштадт;
1974 год 25 апреля
Отнесена к проекту 611П;
1974 год
Совершила дальний океанский поход продолжительностью более 100 суток. На борту находились экипажи комплексов "Селигер" вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР.
Совершила деловой заход в Александрию (Египет);
1974 год
Подтвердила звание "отличной" ПЛ;
1974 год осень - 1974 год весна
Прошла ремонт и дооборудование на КМОЛЗ в г.Кронштадт;
1975 год 19 мая
После окончания модернизации и испытаний принята в эксплуатацию;
1975 год 1 июля
Переформирована в состав 160-го Отдельного дивизиона аварийно-поисковых ПЛ специального назначения с прежним местом базирования;
1975 год август - октябрь
Совершила переход из Кронштадта в плавдоке через Беломоро-Балтийский канал в г.Северодвинск, а затем для базирования в г.Лиинахамари;
1975 год октябрь - декабрь
В конце года выполнила задачи боевой службы в Северной Атлантике. На борту находились экипажи комплексов "Селигер" вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР.
После окончания северного похода вернулась в г.Кронштадт. Возвращена в состав 160-го ОДнАППЛСН ДКБФ;
1977 год 3 августа
Переименована в БС-69;
1980 год
Выполнила задачи дальнего похода. На борту находились экипажи комплексов "Селигер" вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР. Во время похода было совершено 6 погружений;
1983 год
Выполнила задачи дальнего похода. На борту находились экипажи комплексов "Селигер" вместе с офицерами отдела испытателей 19-го Центра Министерства обороны СССР. По результатам похода награждена вымпелом МО СССР
"За мужество и воинскую доблесть";
1986 год лето
На КМОЛЗ прошла подготовку для перехода в ледовых условиях. Переведена в ТПД по внутренним водным системам на Северный флот;
1986 год август - сентябрь
Совершила межфлотский переход по трассе СМП на Камчатку на буксире у спасательного судна Министерства морского флота. В бухте Сельдевой прошла докование, после чего перешла в бухту Конюшкова для постоянного базирования;
1986 год 1 октября
Печислена в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота и включена в состав 256-го ОДнПЛ КТОФ;
1987 год - 1990 год
Совершила три боевые службы. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, два офицера из числа прикомандированных закрытым указом получили звания Героя Советского Союза;
1989 год весна
Находилась в межпоходовом ремонте;
1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ и оставлена на плаву в бухте Конюшкова. Впоследствии корпус ПЛ затонул у пирса № 3 из-за водотечности донно-забортной арматуры;
1990 год 1 июня
Расформирован экипаж;
1991 год 31 мая
Сдана в ОФИ. Находилась в затопленном состоянии у пирса №3 в бухте Конюшкова;
1998 год (приблизительно)
Корпус ПЛ был поднят и разобран на металл силами частных фирм.
командиры (в/ч 51259):
1. Евсеев И.А. (12.1952-02.1953 ИО, 02.1953-12.1954)
2. Очкас М.С. (01.1955-04.1958)
3. Власов В.А. (04.1958-1962)
4. Сафонов В.В. (1962-1963-1966?)
5. Смирнов Н.Д. (1966-1970)
6. Носов К.М. (1970-1975)
7. Половинец В.М. (1975-1982)
8. Гончаров В.В. (1982-1984)
9. Морозов Г.Н. (1984-1986)
10. Козак П.П. (1986-02.1988)
11. Кабанячий С.Н. (02.1988-06.1990)
дополнительная информация:
1. Фотография подводных лодок 160-го ОДнАППЛСН ДКБФ в г.Кронштадт. 1979 - 1982 год.
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991гг.", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
2. Информация от Кабанячего С.Н. (к.1р. запаса, в прошлом командир БС-69);
3. Фотография из архива Севериненко С. (в прошлом ком. отд. мотористов БЧ-5 БС-69, весна 1987 - весна 1990);
4. Матвеев А.П. "Вместе с флотом", Спецвыпуск ВТА "Тайфун" №5, Санкт-Петербург, 2007г.
5. Специальный выпуск ВТА "Тайфун" №7, Санкт-Петербург, 2008г.
6. Информация от Носова Е.К.
7. Информация от Климчука Б.С. (в прошлом гл.старшина мотористов БЧ-5, 1972-1975)
8. Информация с сайта "Отечественная гидронавтика"
9. Информация из фотоальбома "Мужество и воинская доблесть", посвященного ветеранам 160-го ОДнАППЛСН ДКБФ и гидронавтам, Кронштадт, 2016г.
10. "Подводные лодки проекта 611", Морская коллекция №8, 2018г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2021 Design by Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.