|
Б-90, "Марс", УТС-423 проект 611
фотография:
ПЛ Б-90 проекта 611 во время океанографической экспедиции "Марс". Фотография из архива Леонова С.
историческая справка:
1956 год 25 октября Заложена в цехе № 50 судостроительного завода № 402 в г.Молотовск
1957 год 9 января Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки, предположительно вошел в состав 339-й БрСРПЛ БелФл;
1957 год 17 августа Спущена на воду;
1957 год 30 октября Вступила в строй;
1957 год 10 ноября Зачислена в состав СФ. Вошла в состав 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базрованием на г.Полярный;
1959 год Перечислена в состав 162-й ОБрПЛ СФ с базированием на губу Ура;
1959 год 27 октября - 1960 год 24 марта ПЛ Б-88 (командир – кап.2р. Мышкин Н.А.) и ПЛ Б-90 (командир – кап.2р. Зенченко П.Т.), в обеспечении теплохода «Михаил Калинин»
(на борту находился 152-й резервный экипаж 161-й БрПЛ СФ под командованием кап.3р. Глушкова В.С. для Б-88 и 153-й резервный экипаж 182-й БрПЛ ТОФ под командованием кап.2р. Киреева К.К.
для Б-90) и танкера «Вилюйск» под общим командованием кап.1р. Вешторта Б.А. по программе «Прилив» (ЭОН-259), совершили межфлотский переход с Северного флота южным путем через Атлантический, Индийский и Тихий океан
вокруг Африки и Австралии. За 150 суток отряд прошел более 23000 миль;
1960 год 16 апреля Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 182-й БрПЛ 10-й ДиПЛ (с 15.07.1961 - 15-я ЭскПЛ) КчВФл ТОФ с базированием на бухту Тарья (пос.Лахтажный),в дальнейшем бухта Крашенинникова;
1960 год 27 мая Перешла в г.Владивосток для проведения среднего ремонта. Была подчинена 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1961 год 1 июня Возвратилась к месту постоянного базирования;
1961 год 24 июля Переведена в состав 1 линии по боевой подгтовке;
1961 год 1 сентября Переведена в резерв в связи с проведением докования;
1961 год 29 сентября Переведена в состав 1 линии по боевой подгтовке;
1962 год 26 января Перечислена в состав 8-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ с прежним местом базирования;
1962 год 24 июля - 24 августа Выполнила задачи дальнего похода с 153-м резервным экипажем на борту (командир - кап.2р. Камышан В.Ю.). ПЛ была поставлена задача следовать в район островов Нампо (Япония)
и провести наблюдение за испытательными пусками крылатых ракет ВМС США. Режим перехода был необычный – надводный со скоростью 13 узлов, невзирая на сильный шторм (7-8 баллов). На маршруте похода боевым
распоряжением были определены контрольные точки. Прохождение этих точек строго по графику следовало подтверждать радиограммами в ГШ ВМФ. В связи со штормовой обстановкой
командир запросил ГШ ВМФ о разрешении изменить маршрут, обойти центр тайфуна. Ответ на радиограмму не поступил. Не получив разрешение ГШ ВМФ на изменение графика прохождения контрольных точек, ПЛ продолжила
движение в надводном положении через центр тайфуна (можно было бы погрузиться, но тогда был бы нарушен график прохождения контрольных точек). Первая неприятность случилась на третий день плавания. От носовой
части лёгкого корпуса оторвало большой лист обшивки, который встречными волнами перемещался во всех направлениях, через два дня злополучный лоскут железа оторвался окончательно. На шестой день плавания боцман
В.И. Божок доложил командиру, что ПЛ не слушается руля. При попытке уйти на погружение последовало новое неприятное сообщение – заклинило горизонтальные рули. Командир принял решение осмотреть в корме систему
вертикального руля. Для этого отобрали наиболее подготовленных и физически крепких моряков – боцмана Божка и матроса Котовича. В тяжелых условиях шторма морякам удалось определить почему лодка не слушалась
руля, – одну из тяг вертикального руля срезало, как бритвой. Через несколько суток у островов Нампо перед проходом пролива в подводном положении, необходимо было удифферентовать лодку. Пытались погрузиться
с заполнением цистерны быстрого погружения, но дифферент на нос до 30 градусов заставил продуть балласт, осмотреться в отсеках и повторить погружение - картина не изменилась. Была вероятность, что обвисли
кормовые горизонтальные рули, что подтвердилось визуально при осмотре кормы, когда лодку выбрасывало из воды. В ГШ была дана радиограмма о случившемс. И если на шифровку с просьбой изменить маршрут вообще
не было ответа, то на эту шифровку получили ответ через семь минут с указанием точки встречи с танкером "Полярник", который должен был будет буксировать подводную лодку до Камчатки. Через пару дней
состоялось рандеву с ТН "Полярник". Подойдя на близкое, но безопасное расстояние, танкер стал маневрировать в условиях шторма. С большим трудом после неоднократных неудачных попыток с ТН "Полярника" был
принят буксировочный трос (толщиной 48 мм), который предстояло закрепить за брагу (петлю из аналогичного троса, опоясывавшего рубку). Наконец-то это удалось сделать, и ТН "Полярник" начал буксировку. Однако
через 10-15 минут раздался резкий хлопок – лопнула брага, и буксировочный конец упал в воду. Оказалось, что брага, не заменявшаяся два-три года, проржавела и не выдержала многотонной нагрузки. На нет были
сведены усилия обоих экипажей. Пришлось всё начинать заново. Такую физическую и моральную нагрузку моряки выдержали с трудом, а некоторые не смогли выдержать это испытание. Командир, уверенно руководивший
работой аварийной группы, без колебаний отправил с мостика старпома, который стал проявлять признаки безволия и усталости (командир тогда отстранил старшего помощника от должности и исполнение обязанностей
старпома возложил на начальника медицинской части старшего лейтенанта С.А. Борисова – случай на подводном флоте исключительный.) Предстояло вручную изготовить из 64-мм троса брагу и завести её вокруг рубки.
Вновь был заведён буксир, который никак не попадал в проём носового клюза. Завести трос в отверстие клюза попытался командир БЧ-5 В.Белоусов, который ломом сумел подцепить непослушный трос. Стремясь
втолкнуть его в просвет клюза, он приложил большие усилия, используя лом как рычаг. В результате механик вместе с ломом, соскользнувшим с троса, оказался за бортом, однако произошло чудо – огромная волна
подхватила моряка и вынесла его на палубу лодки, где он, вцепившись в леерное ограждение, переждал следующую набежавшую волну. ТН "Полярник" вновь начал движение в сторону Камчатки. Переход в пункт
базирования Лахтажный занял несколько дней. На подходе к базе ПЛ принял буксир, сумевший причалить к пирсу. Комиссия в течение нескольких дней изучала причину и характер аварии. Оказалось, что тяга руля
сломалась из-за наличия заводского дефекта - раковины в тяге руля. Через несколько недель экипажу зачитали приказ Главкома ВМФ, где действия командира ПЛ оценивались как грамотные, а поведение экипажа - как героическое;
1963 год 4 - 21 января Выполнила задачи БС (командир - кап.3р. Хвощ В.А.) в Тихом океане;
1963 год 25 мая - 23 июня Выполнила задачи похода (командир - кап.3р. Хвощ В.А.) для обеспечение полёта космонавтов Быковского и Терешковой;
1963 год 15 - 16 августа Участвовала в групповом поиске ПЛ (в составе пяти ПЛ);
1964 год октябрь Выполнила задачи похода (командир - Сапрыкин А.Н.) для обеспечения полёта космонавтов Комарова, Егорова и Феоктистова;
1965 год февраль - март Выполнила задачи БС (командир - Сапрыкин А.Н.) в Тихом океане;
1965 год июнь В связи с тем, что экипаж Б-63 под командованием кап.3р. Толкуна В.Э. после выхода из 2-х летнего ремонта не смог сдать задачи, на ПЛ в полном составе был пересажен экипаж
Б-90. Произведено переименование экипажей (предположительно после перевода в г.Владивосток ПЛ Б-90);
1966 год 10 июля Возвратилась к месту постоянного базирования. Вошла в состав 8-го БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ;
1966 год 25 сентября Переведена в состав 2 линии по боевой подгтовке;
1967 год 21 мая Вошла в состав 6-й ЭскПЛ КТОФ, возможно на время ремонта;
1968 год Входила в состав 8-го ОДнПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;
1968 год Перечислена в состав 182-й БрПЛ 15-й ЭскПЛ КчВФл КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;
1969 год 1 июня Находилась в составе 1 линии по боевой подгтовке;
1970 год Находилась в составе 1 линии по боевой подгтовке;
1971 год 7 апреля Вошла в состав 6-й ЭскПЛ КТОФ, возможно на время ремонта;
1971 год Входила в состав 182-й ОБрПЛ КТОФ с базированием на бухту Бечевинская;
1973 год Выполнила задачи БС (командир - Королёв Ю.А.) восточнее Курильских островов;
1974 год июль Перечислена в состав в 19-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1974 год сентябрь - ноябрь Выполнила задачи похода (командир - Горячук О.А.) с целью гравимитрических измерений на полигоне в Авачинском заливе. Исследования проходили на навигационно-геофизическом полигоне, расположенном
вблизи пункта базирования атомных ПЛ, с целью обеспечения юстировки (калибровки) навигационных комплексов РПКСН проекта 667Б и последующих модификаций для определения места в подводном положении с учетом параметров ГПЗ.
На ПЛ находилась научная группа из офицеров геофизического отряда;
1975 год Выполнила задачи БС в Восточно-Китайском море;
1979 год декабрь (1980 год февраль ?) - 24 июля Выполнил задачи боевой службы на ПЛ Б-90 (командир основного экипажа - кап.2р. Мусихин В.Н., командир 332-го резервного экипажа - кап.3р. Кравченко В.Г.) с
целью гравиметрических измерений под наименованием "Марс" (ПЛ на время похода получила такое же бортовое наименование) по плану Академии Наук СССР совместно с ОИС "Леонид Соболев" в Индийском океанах, в ходе которой совершила
заходы в иностранные порты Вьетнама, Йемена, Маврикия и Шри-Ланка. Командир похода - начальник штаба 124-й БрПЛ кап.1р. Гриднев В.В.;
1983 год 7 июня Выведена из боевого состава ВМФ и переформирована в учебно-тренировочную станцию;
1983 год 12 августа Переименована в УТС-423;
1985 год 17 мая (июня?) Исключена из списка судов ВМФ;
1986 год 1 апреля Расформирован экипаж. В дальнейшем, скорее всего, утилизирована установленным порядком.
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ проекта 611 в дальнем походе "Марс". 1977 год.
командиры (в/ч 90047):
1. Тимашов В.Н. (12.02.1957-23.09.1959)
2. Зенченко П.Т. (09.1959-08.1960)
3. Хвощ В.А. (08.1960-08.1963)
4. Сапрыкин А.Н. (08.1963-05.1965)
5. Толкун Э.В. (13.07.1965-08.10.1968)
6. Королёв Ю.А. (17.01.1969-21.03.1974)
7. Горячук О.А. (30.05.1974-14.07.1975)
8. Литвиненко И.М. (07.1975-10.1979)
9. Лапуцкий Е.Т. (10.1979?-11.1979?) ? требует уточнения
10. Мусихин В.Н. (30.11.1979-04.03.1982)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на ПЛ Б-90:
1. Киреев К.К. (1959-1960) командир 153-го резервного экипажа
2. Камышан В.Ю. (1962) командир 153-го резервного экипажа
3. Кравченко В.Г. (1980) командир 332-го резервного экипажа
источники:
1. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996;
3. Курганов И. "Гарнизон в бухте Тарья-Крашенинникова-пос.Рыбачий-П-Камчатский-53-г.Влючинск".
4. Воспоминания членов экипажа;
5. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода №402 "Севмаша" (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Фотография из книги Тараса А.Е. "Дизельные подводные лодки (1950-2005)", АСТ, Москва - Харвест, Минск, 2006г.
7. Мелконов Ю.Ю. "Командир дивизиона подводных лодок".
8. Сенькин В.А. "История одного соединения".
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2024 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |