|
С-150, УТС-577 проект 613, 613В, УТС-613
фотография:
ПЛ С-150 проекта 613 после переоборудования для испытаний перспективного ГАК. Фотография предоставлена Яковлевым А.Е.
историческая справка:
1951 год 13 ноября Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж включен в состав 104-го ДнСПЛ 101-й БрСК ВМФ (с 1952 - 104-я ОБрСПЛ ВМФ);
1952 год 16 июня Заложена на на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький как средняя торпедная подводная лодка;
1952 год 5 ноября Спущена на воду;
1953 год весна Переведена вниз по Волге и Каспию в г.Баку для прохождения сдаточных испытаний. В июне экипаж включен в состав 85-й бригады учебных и строящихся подводных лодок ККФл;
1953 год 25 сентября Вступила в строй;
1953 год 29 сентября Временно включена в состав ККФл;
1954 год 23 апреля Перечислена в состав СФ;
1954 год май Переведена по внутренним водным системам из г.Баку в г.Молотовск. Вошла в состав 96-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;
1954 год 10 июля - 14 сентября В составе ЭОН-64 (4 ПЛ проекта 613 и 4 ПЛ типа "С" IX-бис) совершила трансарктический межфлотский переход по трассе Севморпути
из Екатерининской гавани на Дальний Восток;
1954 год 29 октября Перечислена в состав Тихоокеанского флота. Зачислена в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);
1956 год Находилась в ремонте на "Дальзаводе" в г.Владивосток. Вошла в состав 52-го ДнСРПЛ 4-й БрУСПЛ ПС ТОФ;
1957 год - 1960 год Использовалась в качестве учебной. Входила в состав 4-й БрУСПЛ ПС (с 08.1957 - 4-я ОУБрПЛ, с 09.1960 - 4-я ОБрПЛ) ТОФ с базированием на г.Владивосток;
1958 год Приняла участие в итоговой атаке (командир - кап.3р. Кириенко В.Я.) отряда кораблей в составе крейсера и четырех эсминцев, следовавшего с Камчатки в залив Петра Великого. Успешно
атаковала ОБК, поразив самонаводящейся торпедой корабль охранения и двумя торпедами крейсер. Но получила оценку "неуд", т.к. перед покладкой на "боевой курс" командир кратковременно поднял перископ и был
засечен (а должен был быть на глубине не менее 30 метров);
1961 год - 1962 год (предположительно) На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла модернизацию по проекту 613В. На время ремонта включена в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ;
1962 год (приблизительно) Перечислена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Северная в заливе Владимир;
1964 год Совместно с ПЛ С-222, С-325 и С-327 участвовала в состязательных стрельбах на приз ГК ВМФ. 126-я БрПЛ заняла 2-е место в ВМФ;
1964 год лето Базировалась на бухту Северная. Переоборудована для испытаний перспективного ГАК и выполнила программу обеспечения НИОКР совместно с ПЛ Б-68 проекта
611. Во время одного из выходов в море при уклонении погружением от самолета базовой патрульной авиации провалилась на глубину 190 метров из-за ошибки матроса-дублера трюмного,
который ошибочно заполнил уравнительную цистерну, создав отрицательную плавучесть. В другой выход в море со старшим на борту командиром 126-й бригады кап.1р. Примаченко А.П. в р-не мыса Басаргина в
полигоне № 024 при выполнении опытной торпедной стрельбы по Б-68 обнаружила шумы подводной лодки. При использовании в активном режиме ГАС с дистанции 9 каб. неизвестная подводная лодка уклонилась;
1965 год лето Временно перебазирована в бухту Тарья на два месяца для продолжения испытаний ГАК и НИОКР совместно с ПЛ Б-68 проекта 611РЭ. В период нахождения
на Камчатке приняла участие в состязании на звание «Лучшая по электромеханической подготовке и по борьбе за живучесть подводная лодка ТОФ». При возвращении в пункт базирования в Охотском море в надводном
положении была атакована касаткой, которая на большой скорости ударила лодку и оставила вмятину по правому борту перед ограждением рубки;
1965 год сентябрь Завоевала приз ГК ВМФ по торпедной подготовке по результатам успешно атаки ОБК на ходу 27-28 узлов в составе крейсера проекта 68-бис и в охранении трех СКР проекта 159 и трех
эскадренных миноносцев проекта 57. Атака выполнена четырехторпедным залпом, две торпеды прошли под главной целью – одна под первой орудийной башней, вторая – под второй трубой;
1965 год 2 - 5 декабря 2.12 в полигоне БП при выполнении задач охранения района ракетной позиции у берегов Приморья вышел из строя и заклинил в переложенном положении вертикальный руль. Было принято
решение возвращаться в пункт базирования задним ходом. По замерам ход составлял 2,5-3 узла. Оперативным дежурным флота в помощь ПЛ был направлен буксир «СБ-12», шедший во Владивосток в ремонт, который
взял ПЛ на буксир за якорную цепь. В связи с запланированными учениями ОД приказал зайти в залив Рында и встать на якорь. Но через 2 часа вновь был получен приказ продолжить буксировку, не смотря на
разыгравшийся шторм с силой ветра до 20-25 м/сек. Через некоторое время лопнуло звено цепи и буксир выбрал на буксирном конце якорь и часть якорь-цепи. При повторной постановке на буксир вновь произошел
обрыв буксира. На следующие сутки к группе подошел РКР «Гордый», на котором находился руководитель стрельб - 26-й ДиПЛ кап.1р. Корбан В.Я. От КП флота было получено приказание снова встать на буксир.
Для этого корабли перешли ближе к берегу в бухту Лафулэ, и РКР зашел с наветренной стороны вплотную к подводной лодке и подал огон 47-мм буксирного троса, который завели за рубку лодки. При отходе от РКР
лодка получила несколько сильных ударов корпусом корабля. Но при попытке дать ход на палубе РКР не удержали буксирный трос и он ушел в воду, оставшись одним концом закрепленным за рубку лодки. В
результате на ПЛ, кроме заклиненного руля, были получены повреждения: свернут форштевень, заклинены и помяты щиты верхних торпедных аппаратов, потеряли герметичность все ЦГБ по правому борту, оборваны все
леерные стойки и леерная антенна. РКР получил 152 малоразмерных пробоин корпуса ниже ватерлинии (от ударов о шпангоуты ПЛ) и повредил левый винт и левая линия вала. На следующий день шторм стих до полного
штиля, из залива Владимира прибыл буксир и отбуксировал поврежденную лодку в пункт базирования;
1966 год март Поставлена в док "Дальзавода" в г.Владивосток для проведения аварийного ремонта;
1966 год весна Прошла аварийный ремонт. На время ремонта была подчинена 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1967 год Переведена для продолжения ремонта на СРЗ в бухту Диомид, где с ПЛ был демонтирован перископ и передан на другую ПЛ, которая на кануне выхода на боевую службу допустила столкновение с
судном физических полей при прохождении замеров на перископной глубине;
1967 год лето Находилась без перископа на СРЗ в бухте Диомид;
1967 год 27 июля - 31 августа На "Дальзаводе" в г.Владивосток завершила ремонт. На время ремонта была подчинена 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1969 год - 1970 год (приблизительно) Перечислена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир;
1969 год Выполнила задачи БС в Японском море;
1969 год Выполнила задачи БС в Жёлтом море;
1970 год апрель После смены экипажей ПЛ С-178 и ПЛ С-150 выполнила задачи БС (командир - Крицкий Н.Е.) и приняла участие в учениях "Океан-70";
1970 год Экипаж ПЛ С-150 принял из ремонта ПЛ С-178 и отработал на ней курсовые задачи;
1971 год - 1972 год (предположительно) Перечислена в состав 124-й БрПЛ (с 10.1978 - 9-я ДиПЛ) 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Конюшкова залива Стрелок (п.Шкотово);
1973 год Выполнила задачи БС в Японском море;
1977 год июль Началась подготовка к списанию;
1980 год 22 февраля Выведена из боевого состава, переформирована, перестроена в УТС и в бухте Павловского (г.Фокино) поставлена на прикол;
1980 год 14 августа Переименована в УТС-577;
2000 год 10 сентября Отбуксирована из бухты Павловского в плавдоке в бухту Дунай для ремонта;
2001 год декабрь Отбуксирована из бухты Дунай в бухту М.Улисс и перечислена в состав 19-й ОБрПЛ ТОФ;
2006 год Использовалась по основному предназначению для подготовки подводников 19-й БрПЛ Приморской флотилии разнородных сил ТОФ. Находилась на приколе в бухте М.Улисс (г.Владивосток);
2009 год 15 декабря Расформирован военный экипаж, введен гражданский штат;
2015 год Использовалась по основному предназначению в интересах 19-й БрПЛ ПС ТОФ;
2018 год Находилась в востановительном ремонте в доке АO "Центр судоремонта "Дальзавод" (г.Владивосток);
2020 год сентябрь В СМИ появилась информация об окончании востановительного ремонта.
командиры (в/ч 10519):
1. Попов В.А. (12.1951-10.1955)
2. Кириенко В.Я. (1955?-1956-1959-1960?)
3. Шехурдин В.А. (31.03.1960-24.10.1960) требует уточнения
4. Луцкий А.Н. (лето-10.1964) ВРИД, (10.1964-05.1966)
5. Сергиенко ?.?. (1966-1968) требует уточнения
6. Крицкий Н.Е. (29.10.1968-07.10.1970)
7. Свищ П.А. (1970?-1972?) требует уточнения
8. Гладенко (1972?-12.1972-06.1973)
9. Поздняков А.А. (06.1973-01.1977)
10. Овчинников В?Л? (01.1977-07.1977)
11. Петров В?П? (07.1977-197?) СПК Б-136
12. Шитов С.И. (199?-1998-2000-200?) начальник УТС
13. Лубский П.П. (200?-2009-2010-201?) начальник УТС
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ Б-68, ПЛ Б-71 и ПЛ С-150 в г.Владивосток.
2. Фотография УТС-577 в бухте М.Улисс. 2006 год.
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Кириллов Ю.В."2-я Краснознамённая флотилия атомных подводных лодок", ВТА "Тайфун", №48.
4. Фотография из архива Н.Григоренко
5. Воспоминания членов экипажа
6. Луцкий А.Н. "За прочность прочного корпуса", Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
7. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |