Rambler's Top100 Подводная лодка С-222, УТС-307 Проект 613, 613В

С-222, УТС-307
проект 613, 613В, УТС-613



фотография:

УТС-307 в бухте Конюшкова

Торжественный подъем Военно-морского флага и флагов расцвечивания на ПЛ БС-69 проекта 611П.
На заднем плане УТС-307 проекта УТС-613.
26.07.1987 г. Бухта Конюшкова. Фотографии Вадима Проничкина.




историческая справка:


1954 год 3 мая
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А.Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1954 год 14 июня
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж подчинен 139-му ДнСПЛ ЧФ;

1955 год 19 февраля
Спущена на воду;

1955 год весна
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний. Экипаж подчинен 180-й БрУСПЛ ЧФ;

1955 год 31 мая
Вступила в строй;

1955 год 9 июня
Временно включена в состав ЧФ;

1955 год лето
Переведена по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Ленинград;

1955 год 20 сентября
Перечислена в состав 4-го ВМФ (с 24.12.1955 - в состав КБФ);

1956 год конец весны - начало лета
Переведена на Северный флот вокруг Скандинавии в составе отряда из 4 ПЛ;

1956 год 10 июня
Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 14-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1956 год лето
До июля шла подготовка к переходу (докование, замена гребных винтов на стальные, погрузка продуктов с учетом возможной зимовки). Продукты, в основном это были консервы, грузились в цистерны вспомогательного балласта (торпедозаместительную, дифферентные, кольцевого зазора). В уравнительную цистерну была принята пресная воду. Поэтому ПЛ погружаться под воду не могла;

1956 год июль - август
15 июля вышла из г.Полярный в составе ЭОН-66 для трансарктического перехода на Дальний Восток. ЭОН сделала остановку на Диксоне и ждала там около месяца, пока вскроется лёд в проливе Вилькицкого. Через месяц ЭОН продолжила движение дальше и дошла до о.Врангеля. В пролив Лонга ПЛ 613 проекта и несколько НК не пустили, так как там началось сжатие льдов. ПЛ с помощью ледоколов перешли на рейд реки Колыма. По прибытии было решено четыре подводные лодки (в их числе и ПЛ С-222) отправить обратно в г.Полярный, а оставшиеся 8 ПЛ и НК завести в реку Колыма и оставить там зимовать. Перед этим всех молодых матросов и старшин передали на остающиеся зимовать подводные лодки, а взамен перевели на уходящие в Полярный ПЛ матросов и старшин, подлежащих демобилизации в 1956 году;

1956 год август
После возвращение в г.Полярный подчинена командованию 161-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ;

1956 год 20 сентября
В соответствии с директивой НШ КчВФл №4/00559 от 20.09.1956г предназначена для включения в состав 125-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ;

1957 год апрель
При выполнении задач дальнего похода у корабельного врача В.Аникина начался аппендицит с угрозой перерастания в перитонит. Выполнение поставленной задачи было прекращено, а ПЛ направлена на рандеву с эсминцем СФ, на котором находился флагманский хирург флота. После встречи кораблей большая волна не позволяла шлюпке с эсминца подойти к ПЛ. И тогда больной врач предложил: к санитарной койке вместе с ним привязать пробковый матрац, выстрелить бросательный конец, чтобы его поймали в шлюпке, другим концом бросательный привязать к санитарной койке и бросить ее вместе с врачом в воду. После переговоров с командиром эсминца было принято предложение врача и осуществлено с большим мастерством моряками на шлюпке. Они приняли бросательный конец, быстро вытащили врача из воды и блестяще провели передачу его на борт эсминца. И очень своевременно, так как у врача В. Аникина начался опасный воспалительный процесс. Флагманский хирург флота сразу же произвел операцию, и только благодаря его высокому уровню квалификации, врач был спасен. После прихода в Североморск, он был помещен в госпиталь, пробыл в нем три месяца из-за тяжелых осложнений и был демобилизован по состоянию здоровья. Но главное, он остался жив;

1957 год весна
Вошла в состав 19-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-67 на ТОФ;

1957 год 25 июля - 1 сентября
Совершила трансарктический переход в составе ЭОН-67 из г.Полярный в на Дальний Восток в бухту Проведения и далее в бухту Тарья (г.Петропавловск-Камчатский);

1957 год 14 октября
Перечислена в состав ТОФ. С 10.10.1957 вошла в состав 125-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ с базированием на бухту Тарья (бухта Крашенинникова);

1957 год ноябрь - 1958 год август
Так как ресурс дизелей 37Д до текущего ремонта был уже выработан, 26.11.1957 была направлена для ремонта на "Дальзавод" в г.Владивосток. Находилась в составе 52-го ДнСРПЛ 4-й БрУСПЛ ПС ТОФ;

1957 год 23 декабря
Переведена из резерва I очереди в состав резерва II очереди;

1958 год 20 сентября
Выведена из боевого состава, законсервирована и в бухте Постовая (г.Советская Гавань) поставлена на прикол в составе 110-го ДнПЛ резерва 90-й ОБрПЛ ПС ТОФ;

1959 год 30 июля
Расконсервирована и вновь введена в строй. По данным источника №6 перечислена в состав 110-го ДнПЛ - 15.08.1959;

1959 год 8 августа
Перечислена в состав 126-й ОБрПЛ ТОФ (с 29.06.1961 - 126-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ ТОФ) с базированием на бухту Северная залива Владимир;

1961 год 30 июня - 1964 год 30 января
На "Дальзаводе" в г.Владивосток модернизирована по проекту 613В. Входила в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ. После ремонта перечислена в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1964 год июнь
Перечислена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ ТОФ с базированием на бухту Северная залива Владимир;

1964 год
Совместно с ПЛ С-150, С-325 и С-327 участвовала в состязательных стрельбах на приз ГК ВМФ. 126-я БрПЛ заняла 2-е место в ВМФ;

1964 год 13 сентября - 14 октября
Участвовала в тактическом учении ТОФ "Циклон" под руководством ГК ВМФ. Выполнила поход в Тихий океан на полную автономность;

1967 год 14 декабря - 1968 год 5 февраля
На "Дальзаводе" в г.Владивосток прошла средний ремонт. Входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. После ремонта возвращена в состав 126-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1969 год
Выполнила задачи боевой службы в Жёлтом море;

1970 год весна
Выполнила задачи боевой службы (командир - Федосеев М.Ф.) в Филиппинском море. Приняла участие в маневрах "Океан-70";

1970 год - 1971 год апрель
Находилась на ремонте силами плавмастерской в заливе Советская Гавань. Находилась в оперативном подчинении 90-й ОБрПЛ КТОФ с базированием на бухту Постовая (г.Советская Гавань);

1971 год май
Перешла в залив Владимира к месту постоянного базирования соединения;

1971 год июнь
Переведена для базирования в бухту Конюшкова;

1971 год 26 июля
Перечислена в состав 124-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1971 год 18-19 августа
На контрольном выходе в море перед выходом на БС, при выполнении противолодочной торпедной стрельбы в дуэльной ситуации в момент всплытия произошло столкновение с находящейся в надводном положении АПЛ К-45 проекта 659Т. ПЛ С-222 получила пробоины ЦГБ правого борта №1,2 и 3, были изогнуты все четыре ТА, в трех из которых находились боевые торпеды. В результате столкновения через задние крышки ТА в 1-й отсек начала поступать вода. Из-за короткого замыкания возник пожар в АБ 2-го отсека. ПЛ С-222 начала стремительно погружаться с большим дифферентом на нос. Благодаря решительным действиям в результате аварийного продувания ПЛ удалось всплыть в надводное положение с дифферентом 11 градусов на нос. К ПЛ подошел буксир-спасатель и через сутки, после того как был заведен за рубку буксирный конец, ПЛ отбуксировали кормой вперед в бухту Конюшкова. Жертв удалось избежать. Командир ПЛ был понижен в звании;

1971 год август - сентябрь
После заведения под носовую часть ПЛ понтона, в течении месяца с ПЛ выгружали боезапас. Торпеды из поврежденных ТА вытаскивали по частям;

1974 год март (приблизительно)
ПЛ С-222 под командованием Древятникова О.Д. таранила ПЛ С-240 в корму. Командира ПЛ С-222 сняли с должности, а командиру ПЛ С-240 было вынесено НСС;

1972 год 8 мая
Поставлена на капитальный ремонт;

1974 год 15 октября
Выведена из боевого состава, переформирована и перестроена в УТС. В бухте Павловского (г.Фокино) поставлена на прикол;

1974 год 25 октября
Переименована в УТС-307;

1987 год - 1991 год
Находилась в бухте Конюшкова (п.Шкотово);

1995 год 22 марта
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и реализации.



командиры (в/ч 63975):

1. Свешников В.А. (1954?-1955-1957)
2. Кандалинцев В.А. (10.1957-11.1959)
3. Дементьев П.А. (1959-1964)
4. Федосеев М.Ф. (1964?-1968-1971-1973?)
5. Древятников О.Д (1973-1974)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Лизунов А.А. "Однажды в океане", Морская Газета.
4. Воспоминания ветеранов-подводников КЧФ и КТОФ;
5. "Экспедиция особого назначения", Журнал "Фарватер", №3, 2011г.
6. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
7. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»