|
С-233
проект 613
фотография:
ПЛ С-233 проекта 613.
историческая справка:
1955 год 4 февраля Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А.Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;
1955 год 6 апреля Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и стажировки включен в состав 139-го ДнСПЛ 55-й ДиСРК ЧФ;
1955 год 30 марта Спущена на воду;
1955 год лето Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний. Экипаж временно подчинен 180-й БрУСПЛ ЧФ;
1955 год 26 декабря Вступила в строй;
1956 год 4 января Включена в состав ЧФ. Вошла в состав 154-й ОБрПЛ ПС ЧФ;
1956 год 7 мая Выведена из боевого состава, законсервирована и в Практической гавани Одесского порта поставлена на отстой;
1956 год 15 июля Перечислена в состав 131-го ДнПЛ резерва с подчинением командиру 152-й БрПЛ ПС ЧФ;
1959 год 1 января Переформирована в состав 131-го ОДнПЛ с подчинением непосредственно командующему ЧФ;
1960 год 1 сентября Переформирована в состав 131-го ДнПЛ 83-й БрКОВР ЧФ с прежним местом базирования;
1961 год 5 июля Расконсервирована и вновь введена в строй;
1964 год Выполнила задачи боевой службы (командир - Пронкин В.) на Черном море в районе Босфора;
1967 год 30 марта Переформирована в состав 381-го отдельного Севастопольского Краснознаменного ДнПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ с прежним местом базирования;
1967 год В состязаниях на Приз ГК ВМФ по атаке отряда боевых кораблей торпедным оружием приняли участие четыре подводные лодки 14-й ДиПЛ - С-74 (командир - Никифоров М.В.), С-230
(командир - Цветков Н.П.), С-233 (командир - Белкин С.А.) и С-384 (командир - Бондарец А.И.). Эта группа подводных лодок завоевала Приз ГК ВМФ. Они были отмечены в приказе, как и командир
155-й бригады Николай Александрович Маркелов. Стрельба проводилась торпедами 53-57 и 53-61 залпом из 2-х торпед. От имени ГК ВМФ командир ПЛ Белкин С.А. был награжден именным биноклем;
1970 год 5 марта При проведении испытаний в полигоне боевой подготовки при всплытии столкнулась с ОС "Стерлядь" ПЛ погнула зенитный перископ. Опытовое судно повреждений не получило.
Основная причина происшествия: несоблюдение при всплытии мер безопасности, предусмотренных "Правилами использования полигонов";
1970 год 1 ноября Переформирована в состав 27-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ (с 01.07.1984 - 475-й ОДнПЛ полигонного обеспечения испытаний морской техники и оружия) с прежним местом базирования.
За время службы в Феодосии использовалась для обеспечения испытаний новых противолодочных комплексов в качестве мишени. Была обшита тремя слоями дерева: внутренний лиственница, два наружных - дуб. Защита гребных винтов
обеспечивалась специальным кольцевым ограждением. Во время испытаний получила вмятину прочного корпуса по правому борту 1-го отсека. Использовалась в качестве мишени
до появления ПЛ проекта 690 и для обеспечения испытаний новых авиационных противолодочных комплексов (была переоборудована по теме "Енот", затем в 1 отсеке была установлена регистрирующая аппаратура
для обеспечения испытаний противолодочной аппаратуры и оружия авиации, был установлен комплекс УПАК, по ПЛ на попадание использовались противолодочные торпеды и ракеты морского и авиационного базирования);
1971 год Использовалась для обеспечения опытных испытания электромагнитной системы обнаружения лодок под названием "Гранит";
1976 год 6 мая - 1977 год 28 февраля На "Севморзаводе" им. С.Орджоникидзе в г.Севастополь прошла средний ремонт;
1977 год февраль При стоянке в базе ночью затопило трюм первого отсека через клапан осушения кольцевого зазора, под который попала ветошь. Залило трюмную помпу и блок станции МГ-15;
1979 год 16 марта Подводная лодка (командир - Исаев Е.) следовала в Балаклавскую бухту из Севастополя. Волнение моря - 1 балл, скорость ветра (225°) - 2 м/сек, туман с переменной видимостью 1-5 кбт. В 9 часов 10
минут из-за резкого ухудшения видимости на ПЛ была объявлена учебная тревога, а БИП переведен на "боевую готовность № 1". ПЛ имела скорость 7 узлов (курс 30°) и вскоре на экране радиолокатора
были обнаружены три цели в кильватерном строю. В 9 часов 30 минут радиометрист и гидроакустик обнаружили еще одну малую цель на курсовом углу 50° левого борта в дистанции 10,5 кбт. Командир ПЛ,
обнаружив эту цель впереди своего траверза не застопорил ход, а продолжал двигаться на циркуляции влево. Обнаруженной целью оказался торпедолов "ТЛ-12" завода "Гидроприбор", который опоздал с
выходом и следовал самостоятельно. Его командир спустился с мостика в ходовую рубку к экрану РЛС и обнаружив группу судов, от которой отстал, и сосредоточил на ней свое внимание и лег на курс,
равный пеленгу на группу судов. К 9 часам 34 минутам БИП доложил на мостик лодки об опасном сближении с целью. Одновременно на мостике визуально обнаружили торпедолов на дистанции 5 кабельтовых.
В 9 часов 35 минут на ПЛ начали подачу серии коротких гудков, но не предпринимали никаких других мер предотвращения столкновения. Командир торпедолова, услышав гудки, выскочил на мостик, но
никаких мер предпринять также не успел. Лишь через минуту, по приказу командира соединения, находившемуся на мостике ПЛ рядом с ее командиром, был дан самый полный ход назад электромоторами.
И в 9 часов 38 минут "ТЛ-12" на двенадцатиузловой скорости ударил форштевнем подводную лодку в левый борт. В результате столкновения была смята носовая часть торпедолова и разрублена обшивка
легкого корпуса подводной лодки;
1984 год Получила звание "отличный корабль";
1986 год 22 июля Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1987 год 1 октября Расформирован экипаж. Впоследствии на Севастопольской базе "Главвторчермета" в пос.Инкерман разделана на металл.
командиры (в/ч 69047):
1. Кандалинцев В.А. (04.1955-08.1957)
2. Пронкин В.В. (1961?-1964-1966)
3. Белкин С.А. (1966-1974)
4. Исаев Е. (1974-1979-1980?)
5. Бабинский В. (1979?-1980)
6. Ермолов В.В. (1980-1981)
7. Рязанов Ю. (1981-1982-1983?)
8. Гришин Н. (1983?-1984-1987?)
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Ничик Ю.М., Захар В.Р. "Подводные силы Черноморского флота", Таврида, Симферополь, 2004г.;
4. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР И России. Аварии и катастрофы", ч.1, приложение к ВМИО, спец.выпуск №1, Харьков, 1997г.;
5. Воспоминания ветеранов-подводников КЧФ.
Большая просьба ко всем, кто может
что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора. © 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |