|
С-288, РЗС-445, ПЗС-72 проект 613
фотография:
ПЛ С-288 проекта 613 (дальняя) у ПКЗ. Фотография из архива Полухина Е.
историческая справка:
1955 год 25 марта Заложена на эллинге судостроительного завода №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как средняя подводная лодка. Экипаж включен в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;
1955 год 6 апреля Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1955 год 16 августа Спущена на воду;
1955 год осень Переведена в доке по внутренним водным системам на достроечную базу завода в бухту Копли (г.Таллинн). Там же была выполнена программа сдаточных испытаний;
1955 год 31 декабря Вступила в строй;
1956 год 24 января Временно зачислена в состав КБФ;
1956 год лето Переведена по Беломор-Балтийскому каналу из Балтийского в Белое море;
1956 год 28 августа Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии;
1957 год весна - лето Перечислена в состав 19-й ОБрПЛ для подготовки к переходу на Дальний Восток и переведена в г.Полярный;
1957 год 25 июля - 8 сентября В составе ЭОН-67 под общим командованием кап.1р. Яйло А.Г. выполнила межфлотский переход по трассе Севморпути на Дальний Восток. Всего в составе ЭОН
совершало переход 17 ПЛ проекта 613 (не включая ПЛ, которые зимовали на Колыме) и 2 ПЛ проекта 611 в обеспечении 2 ПБПЛ и ледоколов;
1957 год 8 октября В составе группы из 5 ПЛ проекта 613 в сопровождении плавбазы "Бахмут" прибыла в бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1957 год 14 октября Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 19-й БрПЛ 40-й ДиПЛ (с 13.07.1961 - 6-я ЭскПЛ) ТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);
1958 год декабрь При производстве контрольного упражнения для проверки надежности торпедного боезапаса на борт взамен штатного боезапаса была принята одна боевая торпеда с арсенала на
мысе Эгершельд. При выполнении стрельбы по полигону на о-ве Карамзина, за которой наблюдал командующий флотом адм. Фокин В.А., находившийся на борту эсминца проекта 30-бис, торпеда вылетела на
поверхность и взорвалась, не причинив ПЛ вреда, в то время как наблюдатели на борту эсминца посчитали, что взрыв произошел в точке погружения ПЛ. Комиссия, расследовавшая инцидент, пришла к
заключению, что причиной взрыва были неисправности рулей и взрывателя торпеды, претензий к действиям экипажа не было. Повторная стрельба прошла успешно;
1959 год Выполнила задачи дальнего похода в Тихий океан;
1960 год Экипаж ПЛ завоевал приз ГК ВМФ по торпедной подготовке и удостоен Переходящего Красного Знамени Бурятского обкома комсомола;
1961 год осень Перечислена в состав 171-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Находка;
1962 год 3 ноября В составе 3-х ПЛ 171-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ (с 20.04.1963 - 171-я ОБрПЛ) ТОФ перебазирована на бухту Нагаева (г.Магадан);
1963 год весна ПЛ столкнулась с небольшой айсбергом, который по весне вынесло из ГижигинскоЙ губы. С ПЛ льдом сорвало почти все ограждение рубки и согнуло под прямым углом зенитный перископ в
верхней его части на расстоянии 30 см от топа. В течении недели силами экипажа был заменен перископ, а новое ограждение рубки было изготовлено и установлено опять же силами экипажа с помощью плавмастерской;
1963 год весна - лето
Подготовка к длительному плаванию с выполнением научно-исследовательских работ в Охотском море. В мае - июле прошла докование в Петропавловске-на-Камчатке (с 21.05.66 по 19.07.66 была подчинена командованию 15-й ЭскПЛ
КчВФл ТОФ), приняла на борт научно-исследовательскую группу из пяти человек и на ПЛ было установлено соответствующее оборудование;
1963 год 17 июля - 23 сентября
Длительное плавание (командир - кап.3р. Щербавских В.П.) с выполнением научно-исследовательских работ и гравиметрической съемки в Охотском море. Несколько раз пополняла запасы в пунктах базирования;
1965 год Находилась в ремонте на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ (с 31.05.1966 - 4-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ) КТОФ;
1967 год Находилась в доке на СРЗ в бухте Диомид (г.Владивосток);
1967 год - 1968 год На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);
1968 год май Из-за внезапной подвижки ледяного поля получила пробоины в 4-х ЦГБ (3,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №6 и 7 и 1,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №7 и 8, кроме этого по правому борту
в районе ЦГБ №3 горизонтальная щель 1,5 на 0,6 метра) при стоянке в бухте Нагаево. По другим данным подвижка льда произошла весной 1969 года;
1968 год - 1970 год Провела в бухте Нагаева в ремонте, по устранению повреждений после столкновения с ледовым полем. В августе 1970 года ремонт был закончен. Ремонт осуществлялся силами судоремонтного цеха МРМЗ.
Также были отремонтированы дизеля и баллоны высокого давления. Во время ремонта команда ПЛ произвела замену аккумуляторов;
1970 год сентябрь Перешла в бухту Золотой Рог (г.Владивосток);
1970 год октябрь - ноябрь Прошла ремонт в доке на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. Во время ремонта производился ремонт балластных цистерн и антенны
гидроакустической станции, замена правого винта;
1970 год декабрь Перешла в бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка) для проведения глубоководных испытаний;
1970 год декабрь В конце месяца перешла в бухту Нагаева (г.Магадан) в надводном положении. Во время перехода, который длился 12 суток, ПЛ попала в сильный шторм;
1970 год - 1971 год На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);
1972 год Боевое дежурство при стоянке во льду в течении 30 суток. На борту 2 торпеды с ядерными боеголовками, остальные тактические. Весь экипаж, включая офицеров, находился в бригаде. ПЛ была вморожена у пирса
бригады, а лед до морского порта был минирован;
1972 год - 1973 год На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);
1973 год октябрь Перешла для ремонта в бухту Постовая (п.Советская Гавань) и встала в док;
1973 год октябрь - декабрь В доке производилась чистка корпуса и ремонт забортной арматуры. После докового ремонта в Советской Гавани во время глубоководных испытаний на глубине 170 метров в 4-ом отсеке прорвало
трубопровод спуска воды с системы РДП. ПЛ произвела аварийное всплытие;
1973 год декабрь Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);
1973 год - 1974 год Для зимовки перешла в бухту Ильичева (п.Завойко). Во время зимовки производился ремонт главных двигателей силами судоремонтного цеха МРМЗ. Приняла участие в учениях "Сигнал-74";
1974 год май Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);
1974 год - 1975 год На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);
1975 год - 1976 год На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);
1976 год - 1978 год Материальная часть ПЛ была очень сильно изношена. ПЛ постоянно находилась в переходах и ремонтах, с невероятными трудностями сдавая задачи курса БП;
1976 год май Перешла в бухту Постовая (п.Советская Гавань), затем прошла ремонт в доке посёлка Военпорт;
1976 год сентябрь Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);
1976 год октябрь Совершила переход в бухту Золотой Рог (г.Владивосток) для постановки в док. Во время перехода ПЛ попала в тайфун, вынуждена была отстаиваться в течении двух суток, после чего продолжила переход. В
Японском море на половине пути к Владивостоку заглохли дизеля и какое то время ПЛ шла под ГЭД. Мотористы сумели запустить один из дизелей и ПЛ до пункта назначения дошла на нем;
1977 год январь После выгрузки торпед стала для ремонта в док на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;
1977 год июль - август Окончила ремонт и выполнила программу испытаний;
1977 год - 1978 год На зимовке находилась в бухте Северная залива Владимир (п.Ракушка);
1978 год апрель Перешла в бухту Ильичева (п.Завойко);
1978 год июнь Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);
1982 год 9 июня Выведена из боевого состава, переформирована и переклассифицирована в РЗС;
1982 год 19 августа Переименована в РЗС-445;
1992 год 28 апреля Переклассифицирована в ПЗС, переименована в ПЗС-72 и в бухте Нагаева (г.Магадан) поставлена на прикол;
1996 год (приблизительно) Выведена из состава ВМФ и продана частной фирме для использования в качестве плавсредства;
1997 год (приблизительно) При стоянке корпуса ПЛ на бочке в бухте Нагаева затонула из-за водотечности донно-запорной арматуры;
2015 год Корпус ПЛ лежал на грунте правым боком, носом к берегу, кормой к торговому порту, вдоль отсыпки на глубине 10-14 метров в зависимости от прилива под углом примерно 45 градусов. Рубкой лодка легла на борт недостроенного пирса,
часть рубки присыпана грунтом.
командиры (в/ч 51338):
1. Карменок Г.Р. (11.1954-12.1956)
2. Донаканян А.А. (12.1956-1959-1962?)
3. Щербавских В.П. (12.1962-10.1970)
4. Козеев И?Н? (1970-1971)
5. Колодин А.И. (1971-05.1973)
6. Пономарев А.С. (1973-1974)
7. Щекин (1974-1976)
8. Путинцев А.И. (1976-1980-1981?)
9. Блюменсон И.И. (10.1981-04.1983)
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Титушкин С.И. "Подводные лодки 613 проекта", АНТ-Принт, Санкт-Петербург, 2002г.;
4. Теминдаров Н.А. "Воспоминания командира С-256", ВТА "Тайфун", №6, 1999г.;
5. Щербавских В.П. "Воспоминания командира средней подводной лодки";
6. Воспоминания ветеранов-подводников КСФ и КТОФ.;
7. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.;
8. Статья "С-288, РЗС-445, ПЗС-72 (проект 613). Служба в 171 ОБрПЛ" с сайта "Моя родина - Магадан";
9. Комаров М.П. "Уникальные походы подводных лодок в интересах науки", Стратегия будущего, Санкт-Петербург, 2020г.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved. Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
|