Rambler's Top100 Подводная лодка С-288, РЗС-445, ПЗС-72. Проект 613

С-288, РЗС-445, ПЗС-72
проект 613



фотография:

Подводная лодка C-288

ПЛ С-288 проекта 613 (дальняя) у ПКЗ.
Фотография из архива Полухина Е.




историческая справка:


1955 год 25 марта
Заложена на эллинге судостроительного завода №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как средняя подводная лодка. Экипаж включен в состав 104-й ОБрСПЛ ВМФ;

1955 год 6 апреля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1955 год 16 августа
Спущена на воду;

1955 год осень
Переведена в доке по внутренним водным системам на достроечную базу завода в бухту Копли (г.Таллинн). Там же была выполнена программа сдаточных испытаний;

1955 год 31 декабря
Вступила в строй;

1956 год 24 января
Временно зачислена в состав КБФ;

1956 год лето
Переведена по Беломор-Балтийскому каналу из Балтийского в Белое море;

1956 год 28 августа
Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 339-й БрСРПЛ Беломорской флотилии;

1957 год весна - лето
Перечислена в состав 19-й ОБрПЛ для подготовки к переходу на Дальний Восток и переведена в г.Полярный;

1957 год 25 июля - 8 сентября
В составе ЭОН-67 под общим командованием кап.1р. Яйло А.Г. выполнила межфлотский переход по трассе Севморпути на Дальний Восток. Всего в составе ЭОН совершало переход 17 ПЛ проекта 613 (не включая ПЛ, которые зимовали на Колыме) и 2 ПЛ проекта 611 в обеспечении 2 ПБПЛ и ледоколов;

1957 год 8 октября
В составе группы из 5 ПЛ проекта 613 в сопровождении плавбазы "Бахмут" прибыла в бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1957 год 14 октября
Перечислена в состав ТОФ. Вошла в состав 19-й БрПЛ 40-й ДиПЛ (с 13.07.1961 - 6-я ЭскПЛ) ТОФ с базированием на бухту Малый Улисс (г.Владивосток);

1958 год декабрь
При производстве контрольного упражнения для проверки надежности торпедного боезапаса на борт взамен штатного боезапаса была принята одна боевая торпеда с арсенала на мысе Эгершельд. При выполнении стрельбы по полигону на о-ве Карамзина, за которой наблюдал командующий флотом адм. Фокин В.А., находившийся на борту эсминца проекта 30-бис, торпеда вылетела на поверхность и взорвалась, не причинив ПЛ вреда, в то время как наблюдатели на борту эсминца посчитали, что взрыв произошел в точке погружения ПЛ. Комиссия, расследовавшая инцидент, пришла к заключению, что причиной взрыва были неисправности рулей и взрывателя торпеды, претензий к действиям экипажа не было. Повторная стрельба прошла успешно;

1959 год
Выполнила задачи дальнего похода в Тихий океан;

1960 год
Экипаж ПЛ завоевал приз ГК ВМФ по торпедной подготовке и удостоен Переходящего Красного Знамени Бурятского обкома комсомола;

1961 год осень
Перечислена в состав 171-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Находка;

1962 год 3 ноября
В составе 3-х ПЛ 171-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ (с 20.04.1963 - 171-я ОБрПЛ) ТОФ перебазирована на бухту Нагаева (г.Магадан);

1963 год весна
ПЛ столкнулась с небольшой айсбергом, который по весне вынесло из ГижигинскоЙ губы. С ПЛ льдом сорвало почти все ограждение рубки и согнуло под прямым углом зенитный перископ в верхней его части на расстоянии 30 см от топа. В течении недели силами экипажа был заменен перископ, а новое ограждение рубки было изготовлено и установлено опять же силами экипажа с помощью плавмастерской;

1963 год весна - лето
Подготовка к длительному плаванию с выполнением научно-исследовательских работ в Охотском море. В мае - июле прошла докование в Петропавловске-на-Камчатке (с 21.05.66 по 19.07.66 была подчинена командованию 15-й ЭскПЛ КчВФл ТОФ), приняла на борт научно-исследовательскую группу из пяти человек и на ПЛ было установлено соответствующее оборудование;

1963 год 17 июля - 23 сентября
Длительное плавание (командир - кап.3р. Щербавских В.П.) с выполнением научно-исследовательских работ и гравиметрической съемки в Охотском море. Несколько раз пополняла запасы в пунктах базирования;

1965 год
Находилась в ремонте на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ (с 31.05.1966 - 4-я БрПЛ 6-й ЭскПЛ) КТОФ;

1967 год
Находилась в доке на СРЗ в бухте Диомид (г.Владивосток);

1967 год - 1968 год
На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);

1968 год май
Из-за внезапной подвижки ледяного поля получила пробоины в 4-х ЦГБ (3,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №6 и 7 и 1,5 на 1,5 метра в районе ЦГБ №7 и 8, кроме этого по правому борту в районе ЦГБ №3 горизонтальная щель 1,5 на 0,6 метра) при стоянке в бухте Нагаево. По другим данным подвижка льда произошла весной 1969 года;

1968 год - 1970 год
Провела в бухте Нагаева в ремонте, по устранению повреждений после столкновения с ледовым полем. В августе 1970 года ремонт был закончен. Ремонт осуществлялся силами судоремонтного цеха МРМЗ. Также были отремонтированы дизеля и баллоны высокого давления. Во время ремонта команда ПЛ произвела замену аккумуляторов;

1970 год сентябрь
Перешла в бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

1970 год октябрь - ноябрь
Прошла ремонт в доке на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ. Во время ремонта производился ремонт балластных цистерн и антенны гидроакустической станции, замена правого винта;

1970 год декабрь
Перешла в бухту Северная залива Владимир (п.Ракушка) для проведения глубоководных испытаний;

1970 год декабрь
В конце месяца перешла в бухту Нагаева (г.Магадан) в надводном положении. Во время перехода, который длился 12 суток, ПЛ попала в сильный шторм;

1970 год - 1971 год
На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);

1972 год
Боевое дежурство при стоянке во льду в течении 30 суток. На борту 2 торпеды с ядерными боеголовками, остальные тактические. Весь экипаж, включая офицеров, находился в бригаде. ПЛ была вморожена у пирса бригады, а лед до морского порта был минирован;

1972 год - 1973 год
На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);

1973 год октябрь
Перешла для ремонта в бухту Постовая (п.Советская Гавань) и встала в док;

1973 год октябрь - декабрь
В доке производилась чистка корпуса и ремонт забортной арматуры. После докового ремонта в Советской Гавани во время глубоководных испытаний на глубине 170 метров в 4-ом отсеке прорвало трубопровод спуска воды с системы РДП. ПЛ произвела аварийное всплытие;

1973 год декабрь
Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);

1973 год - 1974 год
Для зимовки перешла в бухту Ильичева (п.Завойко). Во время зимовки производился ремонт главных двигателей силами судоремонтного цеха МРМЗ. Приняла участие в учениях "Сигнал-74";

1974 год май
Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);

1974 год - 1975 год
На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);

1975 год - 1976 год
На зимовке находилась в бухте Нагаева (г.Магадан);

1976 год - 1978 год
Материальная часть ПЛ была очень сильно изношена. ПЛ постоянно находилась в переходах и ремонтах, с невероятными трудностями сдавая задачи курса БП;

1976 год май
Перешла в бухту Постовая (п.Советская Гавань), затем прошла ремонт в доке посёлка Военпорт;

1976 год сентябрь
Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);

1976 год октябрь
Совершила переход в бухту Золотой Рог (г.Владивосток) для постановки в док. Во время перехода ПЛ попала в тайфун, вынуждена была отстаиваться в течении двух суток, после чего продолжила переход. В Японском море на половине пути к Владивостоку заглохли дизеля и какое то время ПЛ шла под ГЭД. Мотористы сумели запустить один из дизелей и ПЛ до пункта назначения дошла на нем;

1977 год январь
После выгрузки торпед стала для ремонта в док на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ;

1977 год июль - август
Окончила ремонт и выполнила программу испытаний;

1977 год - 1978 год
На зимовке находилась в бухте Северная залива Владимир (п.Ракушка);

1978 год апрель
Перешла в бухту Ильичева (п.Завойко);

1978 год июнь
Перешла в бухту Нагаева (г.Магадан);

1982 год 9 июня
Выведена из боевого состава, переформирована и переклассифицирована в РЗС;

1982 год 19 августа
Переименована в РЗС-445;

1992 год 28 апреля
Переклассифицирована в ПЗС, переименована в ПЗС-72 и в бухте Нагаева (г.Магадан) поставлена на прикол;

1996 год (приблизительно)
Выведена из состава ВМФ и продана частной фирме для использования в качестве плавсредства;

1997 год (приблизительно)
При стоянке корпуса ПЛ на бочке в бухте Нагаева затонула из-за водотечности донно-запорной арматуры;

2015 год
Корпус ПЛ лежал на грунте правым боком, носом к берегу, кормой к торговому порту, вдоль отсыпки на глубине 10-14 метров в зависимости от прилива под углом примерно 45 градусов. Рубкой лодка легла на борт недостроенного пирса, часть рубки присыпана грунтом.



командиры (в/ч 51338):

1. Карменок Г.Р. (11.1954-12.1956)
2. Донаканян А.А. (12.1956-1959-1962?)
3. Щербавских В.П. (12.1962-10.1970)
4. Козеев И?Н? (1970-1971)
5. Колодин А.И. (1971-05.1973)
6. Пономарев А.С. (1973-1974)
7. Щекин (1974-1976)
8. Путинцев А.И. (1976-1980-1981?)
9. Блюменсон И.И. (10.1981-04.1983)



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Титушкин С.И. "Подводные лодки 613 проекта", АНТ-Принт, Санкт-Петербург, 2002г.;
4. Теминдаров Н.А. "Воспоминания командира С-256", ВТА "Тайфун", №6, 1999г.;
5. Щербавских В.П. "Воспоминания командира средней подводной лодки";
6. Воспоминания ветеранов-подводников КСФ и КТОФ.;
7. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.;
8. Статья "С-288, РЗС-445, ПЗС-72 (проект 613). Служба в 171 ОБрПЛ" с сайта "Моя родина - Магадан";
9. Комаров М.П. "Уникальные походы подводных лодок в интересах науки", Стратегия будущего, Санкт-Петербург, 2020г.


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»