Rambler's Top100 Подводная лодка С-331, УТС-410. Проект 613, 613В

С-331, УТС-410
проект 613, 613В



фотография:

Подводная лодка С-331

ПЛ С-331 проекта 613 у борта плавбазы "Север" в бухте Нагаева. Снимок сделан из иллюминатора плавбазы "Кулу".
1965 год. Фотография из архива Ульянова А.




историческая справка:


1954 год 1 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1954 год 30 марта
Заложена на эллинге судостроительном заводе №199 им. Ленинского комсомола в г.Комсомольск-на-Амуре как средняя подводная лодка. Экипаж вошел в состав 80-й БрСК ТОФ;

1954 год 19 сентября
Спущена на воду;

1954 год 31 декабря
Вступила в строй;

1955 год 15 января
Зачислена в состав ТОФ;

1955 год 26 января
Вошла в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту Улисс (г.Владивосток);

1956 год 7 ноября
В составе бригады перебазирована на бухту Конюшкова залива Стрелок;

1957 год - 1959 год
Проходила модернизацию и ремонт на "Дальзаводе" (г.Владивосток). На время ремонта входила в состав 52-го ДнУСРПЛ 4-й ОУБрПЛ. По окончании ремонта возвращена в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ (с 13.07.1961 - 6-я ЭскПЛ) ТОФ;

1959 год август
Вышла в глубоководный район для проверки корпуса при погружении на рабочую глубину. Погружение обеспечивал корабль-контролер - ПЛ С-150. ПЛ С-331 при погружении задерживалась на всех глубинах, кратных 25-30 метрам, экипаж осматривал забортную арматуру, докладывал обстановку и погружался дальше. Подводная лодка-контролер удерживалась на дальности акустической связи. Все проходило в штатном режиме. Но на последней испытательной глубине 170 метров ПЛ сигнала не дала. Далее произошло то, отчего у наблюдавших с лодки-контролера волосы стали дыбом: внезапно на поверхность моря свечой вылетела ПЛ С-331, в воздухе был весь корпус ПЛ с 1-го по 6-й отсек (а это - 60-65 метров), и только 7-й отсек, кормовые рули и винты остались в воде. Такой же свечой ПЛ ушла под воду и снова взмыла вверх (уже по пятый отсек), погрузилась полусвечой, потом появилась на поверхности (по рубку), затем повалилась на борт, выпрямилась и закачалась на поверхности моря. На мостике появились люди. ПЛ С-150 приблизилась на голосовую связь и запросила: "Нужна ли помощь? Нужна ли буксировка?". С аварийной подводной лодки ответили семафором: "Лодка обесточена, запускаем дизель на винт-генератор, дойдем самостоятельно". После чего обе ПЛ своим ходом направились в в базу. По воспоминаниям старшего помошника ПЛ С-331 Луцкого А.: "Погружение шло по плану. Как мне и положено, я стоял под отдраенным нижним рубочным люком и наблюдал за арматурой боевой рубки, охватив руками вертикальный трап. И вдруг на глубине 170 метров по ушам, как кнутом, ударил резкий свист, мгновенно появился непроглядный туман. Лодку рвануло вверх, меня бросило грудью на вертикальный трап, и я от удара временно «вырубился». Но перед этим успел запомнить жест командира: «Продувать балласт!» Никаких голосовых команд не было, да это и бесполезно. Дальше ничего не помню, кроме того, что мои ноги рвануло вверх, Очнулся, когда меня снова рвануло вниз и я оказался в вертикальном положении. Как выяснилось впоследствии: вырвало сальник одного из клапанов колонки воздуха низкого давления, расположенной на подволоке. Это наше счастье, что вырвало сальник, а не весь шток клапана. Водяная струя толщиной в палец на такой глубине способна пробить тело человека. При аварийном продувании балласта подводная лодка рванулась носом вверх, до броскового нарастания дифферента почти до 90°. В ямах был разлит весь электролит батарей, сработала аварийная защита, погас свет... Весь личный состав посыпался к переборкам. Но, как потом выяснилось, искалеченных не было. Всякие сейфы, ящики и переносные приборы были надежно принайтовлены по-походному, это спасло многих от увечий. Словом, сказалась высокая организация экипажа";

1959 год осень ?
Выполнила задачи дальнего похода в Тихий океан;

1961 год ноябрь - 1963 год
На заводе № 892 ("Дальзавод") в г.Владивосток прошла ремонт и модернизацию по проекту 613В. На время ремонта входила в состав 4-й ОБрПЛ ТОФ;

1963 год
В составе группы с ПЛ С-140, С-263 и С-365 прибыла в бухту Нагаева (г.Магадан) и вошла в состав 171-й ОБрПЛ ТОФ;

1965 год
Выполнила задачи боевой службы в районе о-ва Гуам;

1966 год
При переходе (командир - Светловский Л.В.) на Камчатку села на мель при заходе в Авачинскую бухту. Происшествие произошло при проходе узкой части входного канала в Авачинскую губу в условиях пониженной видимости и сильного бокового ветра. ПЛ отклонилась от створа и села на каменистый грунт. Поставлена на ремонт в бухте Сельдевой;

1967 год
Находилась в ремонте в бухте Сельдевой;

1971 год
Выполнила задачи боевой службы (командир - кап.2р. Тарасов А.) в течении 30 суток;

1971 год
Участвовала в учениях "Восход";

1972 год август
Прибыла в п.Советская Гавань на ремонт в док;

1972 год ноябрь
После ремонта вернулась на свою базу в бухту Нагаева (г.Магадан);

1972 год - 1973 год
Зимовку провела в бухте Нагаева (г.Магадан);

1973 год лето
Заступила в боевое дежурство в бухте Нагаева (г.Магадан);

1973 год - 1974 год
Зимовку провела на Камчатке. Во время зимовки прошла докование и ремонт в бухте Ильичева (п.Завойко);

1974 год весна
Окончила ремонт;

1974 год май
В конце месяца совершила переход с Камчатки на базу в бухту Нагаева (г.Магадан);

1976 год 21 июня
Выведена из боевого состава, переформирована в УТС (по проекту УТС613 не перестраивалась) и в бухте Нагаева (г.Магадан) поставлена на прикол;

1976 год 13 августа
Переименована в УТС-410;

1979 год 30 января
Исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;

1979 год 1 марта
Расформирован экипаж;

1979 год весна
После безуспешной попытки поднять корпус ПЛ на берег для переоборудования в береговой УТК, оставлена на отмели в районе Марчеканской дамбы, частично вытащенная на берег;

1979 год лето
Во время шторма по большой воде ПЛ стащило с берега. Двумя бульдозерами ПЛ по отливу снова вытянули на берег в том же месте. Там же была частично разделана на металл;

1995 год
Корпус ПЛ был разделан на метал частной компанией на отмели в районе торгового порта в бухте Нагаева (г.Магадан, район Каменного карьера возле пожарной части).



командиры (в/ч .....):

1. Бурыгин Д.Н. (1954-1955?)
2. Никитин В.И. (1955?-1956-1958)
3. Завгородний И.Н. (12.04.1958-14.10.1959)
4. Дубяга И.Р. (03.1960–05.1961)
5. Светловский Л.В. (04.1963–1972)
6. Тарасов А.И. (1972-1974-1976?)



дополнительная информация:

1. Фотография УТС-410 на отмели в бухте Нагаева. 1981 год.
2. Фотография УТС-410 на отмели в бухте Нагаева. 1988 год.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Усов А.А. "Записки рядового адмирала", Орбита-М, Москва, 2005г.;
4. Информация с сайта "Герои страны";
5. Воспоминания ветеранов-подводников КТОФ.
6. Семёнов В.Н. "История подводных сил на Дальнем Востоке 1954-1991гг.", т.2, Владивосток, 2012г.
7. История Колымы: В память о 171-й отдельной бригаде подводных лодок (https://magadanmedia.ru/news/759059)


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2023 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2023 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»