|
С-45 проект 613
фотография:
Старший помощник командира ПЛ С-45 проекта 613 ст.л-т Голованов Э.В. на мостике. 1957 год. Новая Земля.
историческая справка:
1949 год 26 ноября Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1951 год 30 декабря Заложена на на эллинге ССЗ №112 "Красное Сормово" им. А.А. Жданова в г.Горький как средняя торпедная подводная лодка. Входила в состав 104-го ДнСПЛ 101-й БрСК ВМФ (с 1952 - 104-я ОБрСПЛ ВМФ);
1951 год 16 июня Спущена на воду;
1952 год Переведена вниз по Волге и Каспию в г.Баку для прохождения сдаточных испытаний. Подчинена командованию 85-й БрСПЛ ККФл;
1952 год 31 декабря Вступила в строй;
1953 год 15 января Включена в состав ККФл. Вошла в состав 85-й БрСПЛ ККФл;
1953 год лето Переведена по внутренним водным системам из г.Баку в г.Молотовск;
1953 год 9 ноября Перечислена в состав СФ. Вошла в состав 96-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярное;
1957 год июнь Включена в состав 73-го ОДнПЛ СФ с базированием на Новой Земле — для участия в испытаниях ядерного оружия. Прибыла в губу Белушья;
1957 год июль В составе дивизиона переведена для базирования в губу Белушья;
1957 год 10 октября По боевой тревоге дивизион был рассредоточен по своим точкам (по плану стрельбы ядерной торпедой с ПЛ С-144). Придя в точку, ПЛ легла в дрейф в крейсерском положении и стала
ожидать ядерного взрыва. Наверх были вынесены приборы радиационно-химической разведки и дозиметрического контроля. На мостике находились командир кап.3р. Белый, старпом кап.л-т Голованов Э.В. и инструктор-химик, наблюдавший за приборами.
На ПЛ отчётливо видели сначала яркую вспышку, а потом огромное зарево и мощный поток света, как будто светило второе солнце. Ударной волны не почувствовали, так как находились на большом расстоянии от эпицентра взрыва. После наблюдения
взрыва, производства замеров уровней проникающей радиации и записи показаний приборов, ПЛ сразу погрузилась для производства дезактивации. Под водой ПЛ ходила шесть часов разными курсами и скоростями в соответствии с заданием, а затем
всплыла и вернулась в губу Белушья к своему причалу;
1957 год октябрь Отряд кораблей в составе ПБ “Неман”, ПЛ С-44, С-45 и С-142 совершил поход вдоль западного побережья Новой Земли до мыса Желания и далее с заходом в
Карское море и обратно с задачей освоения новых мест базирования. Видимо, это была «легенда» (фактически изучались последствия ядерного взрыва), так как, кроме съёмки радиолокационных и гидроакустических карт побережья и промера глубин
эхолотом, ПЛ неоднократно становились на якоря в губах для производства различных замеров, взятия проб воды и грунта на берегу;
1957 год 6 - 7 ноября Под проводкой ледокола убыла в г.Полярный. Переход проходил в тяжелых ледовых условиях. Были пробиты две ЦГБ;
1957 год 9 ноября Произвела выгрузку торпедного боезапаса;
1957 год 10 - 11 ноября Перешла для переоборудования на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск;
1957 год декабрь Переведена к стенке СРЗ № 402;
1958 год зима - весна Прошла переоборудование для обеспечения испытаний на Ладожском озере. С ПЛ была выгружена аккумуляторная батарея из четвёртого отсека, а яму АБ нашпиговали различными системами с атомных и ракетных ПЛ. По
всей лодке установили тензодатчики. На отдельных боевых постах аппаратуру поставили на амортизаторы. Даже кое-где для личного состава установили сидения на амортизаторах;
1958 год май Вышла из завода. Сразу же начала переход на Ладожское озеро. До Беломорска шла своим ходом, а там встала в плавдок. До Ладоги ПЛ буксировали по внутренним водным путям и Беломорско-Балтийскому каналу. В озере ПЛ
вышла из дока и пошла своим ходом в одну из северных бухт, где встала на специально установленные для нее бочки. Предположительно на время испытаний входила в состав 60-го Отдельного дивизиона опытовых кораблей с подчинением Центральному
научно-исследовательскому институту № 16 ВМФ;
1958 год лето На специально оборудованном полигоне проверялось воздействие ударной волны от взрывов на корпус подводной лодки, технику и личный состав. Вместо личного состава на ПЛ были посажены собаки и кошки. Снизу к ПЛ
прикреплялась многотонная балластина на тросах нужной длины. Осуществлялось медленное и осторожное погружение подводной лодки без хода, пока балластина не ляжет на грунт. Затем лодка удифферентовывалась на определенной глубине с небольшой
положительной плавучестью. После этого ПЛ всплывала, и личный состав высаживался на катера. На ПЛ оставались командир ПЛ, командир БЧ-5 и старшина команды трюмных. Старпом ПЛ находился в шлюпке у борта ПЛ в районе ограждения рубки. Командир ПЛ
задраивал верхний рубочный люк и вместе с механиком и трюмным выполнял медленное погружение лодки, порциями заполняя среднюю группу ЦГБ. Когда от уровня воды до верхнего рубочного люка оставалось примерно два метра, старпом три раза бил по
корпусу железным прутком. Трюмный открывал эпроновские клапана продувания средней группы водолазом, и быстро выскакивал из лодки. Следом за ним стремительно выскакивал механик. Командир ПЛ вылетал последним и задраивал снаружи верхний рубочный люк.
Все трое прыгали в шлюпку и мгновенно отходили от подводной лодки и гребли к берегу. Далее ПЛ самостоятельно погружалась на заданную глубину. Балластина удерживала подводную лодку на месте и на заданной глубине. Место лодки обозначалось буйками,
а также плотиками, на которых были закреплены концы воздушных шлангов, присоединённых к эпроновским штуцерам на подводной лодке для продувания средней группы ЦГБ. На глубину погружения подводной лодки на определенном расстояниях от борта по
траверзу погружался и затем подрывался заряд. Прогибы корпуса фиксировались тензометрическими датчиками. Уровни всех физических полей и химических параметров регистрировались самописцами, магнитофонами, фотокамерами и другой аппаратурой. Через
час-два к лодке подходил водолазный бот, подключался к шлангам, и компрессором продувал среднюю группу ЦГБ. Подводная лодка всплывала в позиционное положение. Старпом с членами специальной комиссии на шлюпке подходил к борту ПЛ и спускался в
лодку и осматривали её. Комиссия фиксировала результаты испытаний и снимала регистрирующую аппаратуру. Затем, после доклада старпома, на ПЛ приходил на катере командир ПЛ и личный состав. Все производили тщательный осмотр ПЛ и проверяли
механизмы по своему заведованию. Фиксировались все нештатные ситуации, происшедшие после взрыва, выходы из строя техники и так далее. После этого запускались дизеля и продувался главный балласт. Среди "нештатного личного состава", то есть
кошек и собак, после первого взрыва были раненые. У стоявших на палубе были сломаны ноги. А у находившихся на сидениях с амортизаторами повреждений не было. При каждом новом испытании заряд приближали к подводной лодке. Количество повреждений
корпуса и механизмов увеличивалось. После первых четырех взрывов испытания продолжались, однако после одного из последующих взрывов из-за нарушения герметичности сальников забортных устройств подводная лодка приняла воду и легла на грунт.
Внутри отсеков были пожары. Собаки и кошки погибли. Подводную лодку быстро подняли и в плавдоке отбуксировали в г.Ломоносов для очистки перед ремонтом. После чистки ПЛ, её отвели в г.Ленинград на Адмиралтейский завод для восстановления и ремонта;
1958 год 17 октября После нахождения на грунте в течении 15 суток поднята силами АСС, отбуксирована в Ломоносовскую гавань и передана в 70-й ДнПЛ 68-й ОБрУРПЛ Лен ВМР для восстановительного ремонта;
1958 год осень Встала в восстановительный ремонт на Адмиралтейском заводе;
1958 год 12 ноября Перечислена в состав ЛенВМБ. Вошла в состав 39-й ОБрСПЛ ЛенВМБ с базированием на г.Ленинград;
1958 год 29 ноября Отнесена к подклассу опытовых ПЛ;
1959 год весна После восстановления переведена на Ладожское озеро. Предположительно на время испытаний входила в состав 60-го Отдельного дивизиона опытовых кораблей с подчинением Центральному
научно-исследовательскому институту № 16 ВМФ;
1959 год - 1960 год Проходила тестирование при взрывах около корпуса на Ладожском озере;
1960 год 15 сентября Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации;
1960 год 5 октября Расформирован экипаж. Впоследствии на Ленинградской базе "Главвторчермета" на Турухтанных о-вах разделана на металл. Возможно что часть этой ПЛ в дальнейшем продолжала использоваться в опытных целях для тестирования
воздействия взрывов на корпус ПЛ на полигоне в устье пролива Рувитсалми между о.Хепосалонсари и о.Кюльвяянсари (Ладожское озеро). До сих пор часть ПЛ находится на глубине 5,5 м, нижняя часть - на 19 м, длина отсека - около 30 м.
командиры (в/ч .....):
1. Белый И.С. (1956?-1957-12.1958)
2. Паргамон И.Н. (12.1958-09.1959)
3. Маслич Р.Н. (09.1959-1960)
источники:
1. Бережной С.С. «Подводные лодки России и СССР», рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России";
4. Информация от ветеранов соединений ПЛ СФ и КБФ.
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights
reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины» |