С-79 (ВМФ СССР)
KRI "Pasopati" (ВМС Индонзии)
проект 613
фотография:
KRI "Pasopati" проекта 613. Музей в Сурабае (Индонезия).
историческая справка:
1952 год 19 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1953 год 18 июля
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А.Марти (завод № 444) в г.Николаев как средняя подводная лодка;
1953 год 31 декабря
Спущена на воду. Экипаж подчинен 139-му ДнСПЛ ЧФ;
1954 год зима
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний. Экипаж подчинен 180-й УБрСПЛ ЧФ;
1954 год 30 мая
Вступила в строй;
1954 год 7 июня
Временно вошла в состав Черноморского флота;
1954 год лето
Переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Беломорск и далее своим ходом - в г.Полярный;
1954 год 2 сентября
Перечислена в состав Северного флота. Вошла в состав 162-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;
1955 год весна (предположительно)
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были установлены
съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;
1955 год май
Вошла в состав 8-й ОБрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;
1955 год июнь
В составе 8-й ОБрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;
1955 год 7 июля - 19 августа
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон;
1955 год 20 - 27 августа
Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса;
1955 год 27 - сентябрь
В составе бригады перешла из бухты Провидения к бухте Крашенинникова. После того как 31.8 часть кораблей ушла в бухту для постоянного базирования, отправилась далее на юг в Приморье;
1955 год 7 сентября
Перечислена в состав Тихоокеанского флота. Зачислена в состав 124-й БрПЛ 40-й ДиПЛ ТОФ с базированием на бухту М.Улисс (г.Владивосток);
1955 год - 1956 год
Прошла послепоходовый ремонт со снятием ледовой защиты и артиллерийского вооружения на "Дальзаводе" в г.Владивосток;
1956 год 8 мая
В сильном тумане села на мель в сотне метров от маяка на о.Скрыплев на входе в пролив Босфор Восточный. Была снята с мели буксиром. Повреждений не получила. Командир был снят в должности и понижен в звании;
1956 год 7 ноября
В составе бригады перешла для базирования в бухту Конюшкова залива Стрелок;
1957 год
Находилась на "Дальзаводе" (г.Владивосток) в текущем ремонте. Входила в состав 52-го ДнСРПЛ (с 30.06.1957 - 52-й ДнУСРПЛ) 4-й БрУСПЛ ПС (с 08.1957 - 4-я ОУБрПЛ) ТОФ;
1957 год сентябрь - 1958 год
Прошла среднй ремонт на Дальзаводе. ПЛ предназначена к передаче в ВМС Индонезии. На ПЛ были произведены отделочные работы под экспорт и установлены артустановки по первоначальному проекту;
1959 год весна
В г.Владивосток конфиденциально прибыла группа старших и высших морских офицеров ВМС Китая с целью ознакомления с лодками проекта 613
и изучения их боевых возможностей. Выбор командования Тихоокеанского флота для показа гостям пал на С-79. ПЛ принимала китайских офицеров,
оставаясь в базе в бухте Золотой Рог. На ней демонстрировались приборы, оружие и механизмы, порядок базового содержания;
1959 год 8 - 25 августа
Совместно с ПЛ С-91 и танкером "Полярник" осуществила переход из г.Владивосток в порт Сурабая (Индонезия, о-в Ява);
1959 год сентябрь
После соответствующей подготовки индонезийских экипажей на месте была передана ВМС Индонезии. Переименована в KRI "Pasopati" (c 1963? - б/н 410). Советский корабль
в силу секретности и внутриполитических реалий передавался от имени Польши и под польским флагом. Экипаж вернулся в СССР на транспорте "Тобольск";
1959 год 19 октября
Исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Индонезии. Расформирован экипаж ВМФ СССР;
1959 год - 1963 год (приблизительно)
В ВМС Индонезии имела бортовой номер S-02 (предположительно). В ходе эксплуатации в 60-х годах была демонтирована носовая артустановка;
1959 год
Участвовала в операциях по защите независимости Индонезии и операции "Трикора";
1994 год
В ходе эксплуатации была произведена замена АБ на новую, производства Англии. Исключена из списков ВМС Индонезии и установлена в качестве Музея в Сурабае (Индонезия), на берегу реки Калимас.
командиры ВМФ СССР (в/ч .....):
1. Рулюк А.А. (09.1953-10.1955)
2. Перегудов В.В. (10.1955-05.1956)
3. Шумилов Ю.В. (05.1956-1957-1958?)
4. Гаврильченко А.С. (1958, 1959) ВРИО
5. Сусоев В.С. (1958-1959)
командиры ВМС Индонезии:
1. Куусно (09.1959-196?)
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "С-91" и "С-79" проекта 613 при передаче в ВМС Индонезии. Сентябрь, 1959 год.
2. Фотография ПЛ проекта 613 ВМС Индонезии с бортовым номером S-02.
список источников:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Рыжиков Р. "Топи их всех!", Техника-Молодежи, №11, 1995г.
4. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1995гг.)", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.
5. Таргонин Г.В. "Морями теплыми омытая, лесами древними покрытая...", ВТА "Тайфун", №8-9, 2001г.
6. Коваленко В.А., Остроумов М.Н. "Справочник по иностранным флотам", Воениздат, Москва, 1971г.
7. Тарас А.Е. "Дизельные подводные лодки 1950-2005", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2006г.
8. Данные по соединениям с портала "Подводный флот России";
9. Лебедько В.Г. "На службе Советскому Союзу";
10. Информация от ветеранов подводников КСФ и КТОФ.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.
© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All
rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.