Rambler's Top100 Подводная лодка С-91, "Nanggala" (?). Проект 613

С-91 (ВМФ СССР),
"Nanggala"(?) (ВМС Индонезии)

проект 613




фотография:

Подводная лодка C-91

ПЛ С-91 проекта 613. 1954 год, ЧФ.
Фотография предоставлена Заблоцким В.П.





историческая справка:


1953 год 27 октября
Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;

1953 год 14 ноября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1953 год 23 декабря
Спущена на воду. Экипаж подчинен 139-му ДнСПЛ ЧФ;

1954 год июнь
Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, экипаж подчинен 180-й УБрСПЛ ЧФ;

1954 год 28 августа
Вступила в строй;

1954 год 7 сентября
Включена в состав СФ;

1954 год 15 - 16 сентября
Перешла из г.Севастополь в г.Жданов (Мариуполь) для постановки в транспортный док;

1954 год 17 сентября - 1 ноября
Переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Беломорск;

1954 год 3 - 5 ноября
Перешла из г.Беломорск в г.Полярный;

1954 год 11 ноября
Перечислена в состав 162-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;

1955 год весна
На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты лодки ото льда были установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены обтекатели гидроакустических станций;

1955 год май
Вошла в состав 8-й БрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;

1955 год июнь
В составе 8-й БрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;

1955 год 7 июля - 19 августа
Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон;

1955 год 20 - 27 августа
Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса. При водолазном осмотре выяснилось, что у нас оторван один угольник защиты обтекателя гидроакустической станции "Феникс", вогнута во внутрь защита балластной цистерны № 1, погнуты восемь лопастей обоих гребных винтов;

1955 год 27 - 31 августа
В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Крашенинникова;

1955 год 7 сентября
Перечислена в состав ТОФ (по другим данным - 21.05.1955). Вошла в состав 125-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ (директива ГШ ВМФ №1/53118сс от 21.05.1955) с базированием на бухту Тарья (бухта Крашенинникова);

1955 год 24 сентября
Встала в док на СРЗ в Петропавловске-Камчатском для замены винтов, снятия ледовой защиты и артиллерийского вооружения;

1955 год 1 ноября
Включена в боевой состав 2 линии;

1955 год 30 ноября
Вышла из бухты Крашенинникова для определения маневренных элементов на мерной линии в Авачинской губе. После прохождения двух-трёх галсов усилился западный ветер, поднимая от недалеко находящегося берега крупные волны. В зависимости от направления движения лодки волны всё чаще и чаще перекатывались через кормовую надстройку, на которой была закреплена сходня. То, что сходня покосилась и вот-вот рухнет за борт, первым увидел сигнальщик. После доклада командиру кормовую швартовую команду вызвали наверх. Лейтенант Венедиктов А.Н. отправился закрепить сходню. Внезапный удар волной с левого борта был такой силы, что страхующего оторвало от ограждения рубки и швырнуло в пустую нишу артиллерийского орудия, а лейтенант Венедиктов А.Н. полетел спиной за борт и на него сверху полетела сходня, страховочный конец был оборван. Лодка круто повернула вправо и через некоторое время, уменьшив ход, перейдя на электромоторы, стала подходить к упавшему за борт. Признаков жизни он не подавал. Вздувшийся капковый бушлат гнал его по ветру в центр Авачинской губы. Вдруг из швартовой команды бросился за борт моторист матрос Гебель А.Я. Он подплыл к Венедиктову и потащил его к лодке. Их обоих подняли на борт. Венедиктов А.Н. был мёртв. На лодке приспустили флаг и начали движение в базу;

1956 год 22 августа - 20 сентября
Совершила автономный поход (командир - кап.2р. Милованов В.П.) в район атолла Мидуэй. Основной целью похода являлось вскрытие оперативной обстановки в океане, уточнение характера деятельности ударных и противолодочных сил США. Дополнительной задачей являлась гравиметрическая съёмка по маршруту плавания. На борту ПЛ находилась экспедиция Академии наук СССР из четырёх человек: руководитель кандидат технических наук М.Е. Хейфиц и три его помощника. 21.8 в 19.17 снялись со швартовов в Авачинской губе. По плану похода ПЛ вышла в Охотском море, зашла в порт Корсаков на Сахалине, а затем, следовала на юг вдоль острова Хоккайдо, после прохода широты Сангарского пролива, повернула на юго-восток, дошла до 30 градуса северной широты и осуществила переход на восток вплоть до атолла Мидуэй. В районе атолла Мидуэй повернула на северо-запад и затем возвратилась на Камчатку. 2.9 командир ПЛ получил травмы ног и нходился на постельном режиме. 20.9 в 22.30 ошвартовались к причалу в бухте Крашенинникова. ПЛ прошла 5605 миль за 31 сутки (из них - 681 милю под водой);

1956 год 11 декабря
Переведена в состав боевого ядра II очереди;

1957 год 6 июня
Переведена в состав боевого ядра I очереди;

1957 год 5 августа
Перешла на "Дальзавод" в г.Владивосток. Входила в состав 52-го ДнСРПЛ (с 30.06.1957 - 52-й ДнУСРПЛ) 4-й БрУСПЛ ПС (с 08.1957 - 4-я ОУБрПЛ) ТОФ;

1957 год 2 октября
Переведена в в состав резерва II очереди в связи с проведением ремонта;

1957 год 31 октября
Исключена из кампании;

1957 год сентябрь - 1958 год февраль
Прошла среднй ремонт на Дальзаводе. ПЛ предназначена к передаче в ВМС Индонезии. На ПЛ были произведены отделочные работы под экспорт и установлены артустановки по первоначальному проекту;

1958 год весна
Переведена в в состав резерва II очереди. Отрабатывала задачи во Владимиро-Ольгинских полигонах боевой подготовки;

1959 год весна
Во Владивосток конфиденциально прибыла группа старших и высших морских офицеров ВМС Китая с целью ознакомления с лодками проекта 613 и изучения их боевых возможностей. Выбор командования Тихоокеанского флота для показа гостям пал на С-91. ПЛ выходила с китайскими военными на борту в недальнее плавание на полигон ТОФ в район о-ва Скрыплева, где состоялись срочное учебное погружение, имитация торпедной атаки и были продемонстрированы небольшие учения по борьбе за живучесть;

1959 год 8 - 25 августа
Совместно с ПЛ С-79 и танкером "Полярник" осуществила переход из г.Владивосток в порт Сурабая (Индонезия, о-в Ява);

1959 год сентябрь
После соответствующей подготовки индонезийских экипажей на месте и контрольного выхода в море (3-5 сентября) была передана ВМС Индонезии. Предположительно переименована в KRI "Nanggala") (c 1963? - б/н 407). Соответствие названий и номеров - по источнику №6. Советский корабль в силу секретности и внутриполитических реалий передавался от имени Польши и под польским флагом. Экипаж вернулся в СССР на транспорте "Тобольск";

1959 год 16 ноября
Исключена из состава ВМФ СССР (директива ГШ ВМФ № ОМУ-1-16286 от 19.10.1959 и штаба ТОФ № ОМУ-1-0912 от 29.10.1959) в связи с продажей ВМС Индонезии;

1959 год 31 декабря
Расформирован экипаж ВМФ СССР;

1959 год - 1963 год (приблизительно)
В ВМС Индонезии имела бортовой номер S-01 (предположительно). В ходе эксплуатации в 60-х годах была демонтирована носовая артустановка;

1972 год - 1974 год
Выведена из боевого состава ВМС Индонезиии.



командиры ВМФ СССР (в/ч 70105):

1. Милованов В.П. (01.09.1954-08.1957)
2. Лебедько В.Г. (08.1957-12.1957, 1958, 1959) ВРИО
3. Антонов В.А. (12.1957-1958)
4. Воловик Ф.С. (1958-1959)


командиры ВМС Индонезии:

1. Пурнамо (09.1959-196?)


дополнительная информация:

1. Фотография ПЛ "С-91" проекта 613 на на рейде острова Диксон перед Днём ВМФ. Июль, 1955 год.
2. Фотография ПЛ "С-91" и "С-79" проекта 613 при передаче в ВМС Индонезии. Сентябрь, 1959 год.
3. Фотография ПЛ проекта 613 ВМС Индонезии с бортовым номером S-01.



источники:

1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Рыжиков Р. "Топи их всех!", Техника-Молодежи, №11, 1995г.
4. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1995 гг.)", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.
5. Таргонин Г.В. "Морями теплыми омытая, лесами древними покрытая...", ВТА "Тайфун", №8-9, 2001г.
6. Коваленко В.А., Остроумов М.Н. "Справочник по иностранным флотам", Воениздат, Москва, 1971г.
7. Тарас А.Е. "Дизельные подводные лодки 1950-2005", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2006г.
8. Данные по соединениям с портала "Подводный флот России";
9. Информация от ветеранов подводников КСФ и КТОФ.
10. Фотография из архива Заблоцкого В.П.
11. Безик И.В. "Советско-Индонезийское военно-морское сотрудничество".
12. Лебедько В.Г. "На службе Советскому Союзу".
13. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).


Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»