|
С-91 (ВМФ СССР), "Nanggala"(?) (ВМС Индонезии) проект 613
фотография:
ПЛ С-91 проекта 613. 1954 год, ЧФ. Фотография предоставлена Заблоцким В.П.
историческая справка:
1953 год 27 октября Заложена на Черноморском судостроительном заводе им. А. Марти (ССЗ № 444) в г.Николаев как средняя торпедная подводная лодка;
1953 год 14 ноября Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1953 год 23 декабря Спущена на воду. Экипаж подчинен 139-му ДнСПЛ ЧФ;
1954 год июнь Переведена на достроечную базу завода в г.Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, экипаж подчинен 180-й УБрСПЛ ЧФ;
1954 год 28 августа Вступила в строй;
1954 год 7 сентября Включена в состав СФ;
1954 год 15 - 16 сентября Перешла из г.Севастополь в г.Жданов (Мариуполь) для постановки в транспортный док;
1954 год 17 сентября - 1 ноября Переведена в транспортном доке по внутренним водным системам из Азовского моря в г.Беломорск;
1954 год 3 - 5 ноября Перешла из г.Беломорск в г.Полярный;
1954 год 11 ноября Перечислена в состав 162-й БрПЛ 33-й ДиПЛ СФ с базированием на г.Полярный;
1955 год весна На СРЗ в п.Роста прошла навигационный ремонт, размагничивание, приём всех запасов и другие мероприятия необходимые для подготовки к переходу в ледовых условиях - для защиты
лодки ото льда были установлены съёмные дерево-металлические щиты вместо волнорезов торпедных аппаратов, буксирные устройства для буксировки лодки впритык за ледоколом, а также защищены
обтекатели гидроакустических станций;
1955 год май Вошла в состав 8-й БрПЛ для перехода в составе ЭОН-65;
1955 год июнь В составе 8-й БрПЛ выходила в море для отработки совместного плавания в строю кильватера, а также в специальном ордере в двух кильватерных колоннах;
1955 год 7 июля - 19 августа Совершила межфлотский переход в составе ЭОН-65 по Севморпути из Екатерининской гавани (г.Полярный) на Дальний Восток в бухту Провидения с заходом в порт Диксон;
1955 год 20 - 27 августа Экипаж занимался планово-предупредительным ремонтом и осмотром водолазами корпуса. При водолазном осмотре выяснилось, что у нас оторван один угольник защиты обтекателя
гидроакустической станции "Феникс", вогнута во внутрь защита балластной цистерны № 1, погнуты восемь лопастей обоих гребных винтов;
1955 год 27 - 31 августа В составе бригады перешла из бухты Провидения в бухту Крашенинникова;
1955 год 7 сентября Перечислена в состав ТОФ (по другим данным - 21.05.1955). Вошла в состав 125-й БрПЛ 10-й ДиПЛ КчВФл ТОФ (директива ГШ ВМФ №1/53118сс от 21.05.1955) с базированием на бухту Тарья (бухта Крашенинникова);
1955 год 24 сентября Встала в док на СРЗ в Петропавловске-Камчатском для замены винтов, снятия ледовой защиты и артиллерийского вооружения;
1955 год 1 ноября Включена в боевой состав 2 линии;
1955 год 30 ноября Вышла из бухты Крашенинникова для определения маневренных элементов на мерной линии в Авачинской губе. После прохождения двух-трёх галсов усилился западный ветер, поднимая от
недалеко находящегося берега крупные волны. В зависимости от направления движения лодки волны всё чаще и чаще перекатывались через кормовую надстройку, на которой была закреплена сходня. То, что сходня
покосилась и вот-вот рухнет за борт, первым увидел сигнальщик. После доклада командиру кормовую швартовую команду вызвали наверх. Лейтенант Венедиктов А.Н. отправился закрепить сходню. Внезапный удар
волной с левого борта был такой силы, что страхующего оторвало от ограждения рубки и швырнуло в пустую нишу артиллерийского орудия, а лейтенант Венедиктов А.Н. полетел спиной за борт и на него сверху
полетела сходня, страховочный конец был оборван. Лодка круто повернула вправо и через некоторое время, уменьшив ход, перейдя на электромоторы, стала подходить к упавшему за борт. Признаков жизни он
не подавал. Вздувшийся капковый бушлат гнал его по ветру в центр Авачинской губы. Вдруг из швартовой команды бросился за борт моторист матрос Гебель А.Я. Он подплыл к Венедиктову и потащил его к лодке.
Их обоих подняли на борт. Венедиктов А.Н. был мёртв. На лодке приспустили флаг и начали движение в базу;
1956 год 22 августа - 20 сентября
Совершила автономный поход (командир - кап.2р. Милованов В.П.) в район атолла Мидуэй. Основной целью похода являлось вскрытие оперативной обстановки в океане, уточнение характера деятельности
ударных и противолодочных сил США. Дополнительной задачей являлась гравиметрическая съёмка по маршруту плавания. На борту ПЛ находилась экспедиция Академии наук СССР из четырёх человек: руководитель
кандидат технических наук М.Е. Хейфиц и три его помощника. 21.8 в 19.17 снялись со швартовов в Авачинской губе. По плану похода ПЛ вышла в Охотском море, зашла в порт Корсаков на Сахалине,
а затем, следовала на юг вдоль острова Хоккайдо, после прохода широты Сангарского пролива, повернула на юго-восток, дошла до 30 градуса северной широты и осуществила переход на восток вплоть до атолла
Мидуэй. В районе атолла Мидуэй повернула на северо-запад и затем возвратилась на Камчатку. 2.9 командир ПЛ получил травмы ног и нходился на постельном режиме. 20.9 в 22.30 ошвартовались к причалу в бухте
Крашенинникова. ПЛ прошла 5605 миль за 31 сутки (из них - 681 милю под водой);
1956 год 11 декабря Переведена в состав боевого ядра II очереди;
1957 год 6 июня Переведена в состав боевого ядра I очереди;
1957 год 5 августа Перешла на "Дальзавод" в г.Владивосток. Входила в состав 52-го ДнСРПЛ (с 30.06.1957 - 52-й ДнУСРПЛ) 4-й БрУСПЛ ПС (с 08.1957 - 4-я ОУБрПЛ) ТОФ;
1957 год 2 октября Переведена в в состав резерва II очереди в связи с проведением ремонта;
1957 год 31 октября Исключена из кампании;
1957 год сентябрь - 1958 год февраль Прошла среднй ремонт на Дальзаводе. ПЛ предназначена к передаче в ВМС Индонезии. На ПЛ были произведены отделочные работы под экспорт и установлены
артустановки по первоначальному проекту;
1958 год весна Переведена в в состав резерва II очереди. Отрабатывала задачи во Владимиро-Ольгинских полигонах боевой подготовки;
1959 год весна Во Владивосток конфиденциально прибыла группа старших и высших морских офицеров ВМС Китая с целью ознакомления с лодками проекта 613 и изучения их
боевых возможностей. Выбор командования Тихоокеанского флота для показа гостям пал на С-91. ПЛ выходила с китайскими военными на борту в недальнее плавание на полигон ТОФ в район о-ва
Скрыплева, где состоялись срочное учебное погружение, имитация торпедной атаки и были продемонстрированы небольшие учения по борьбе за живучесть;
1959 год 8 - 25 августа Совместно с ПЛ С-79 и танкером "Полярник" осуществила переход из г.Владивосток в порт Сурабая (Индонезия, о-в Ява);
1959 год сентябрь После соответствующей подготовки индонезийских экипажей на месте и контрольного выхода в море (3-5 сентября) была передана ВМС Индонезии. Предположительно
переименована в KRI "Nanggala") (c 1963? - б/н 407). Соответствие названий и номеров - по источнику №6. Советский корабль в силу секретности и внутриполитических реалий передавался от имени Польши и под
польским флагом. Экипаж вернулся в СССР на транспорте "Тобольск";
1959 год 16 ноября Исключена из состава ВМФ СССР (директива ГШ ВМФ № ОМУ-1-16286 от 19.10.1959 и штаба ТОФ № ОМУ-1-0912 от 29.10.1959) в связи с продажей ВМС Индонезии;
1959 год 31 декабря Расформирован экипаж ВМФ СССР;
1959 год - 1963 год (приблизительно) В ВМС Индонезии имела бортовой номер S-01 (предположительно). В ходе эксплуатации в 60-х годах была демонтирована носовая артустановка;
1972 год - 1974 год Выведена из боевого состава ВМС Индонезиии.
командиры ВМФ СССР (в/ч 70105):
1. Милованов В.П. (01.09.1954-08.1957)
2. Лебедько В.Г. (08.1957-12.1957, 1958, 1959) ВРИО
3. Антонов В.А. (12.1957-1958)
4. Воловик Ф.С. (1958-1959)
командиры ВМС Индонезии:
1. Пурнамо (09.1959-196?)
дополнительная информация:
1. Фотография ПЛ "С-91" проекта 613 на на рейде острова Диксон перед Днём ВМФ. Июль, 1955 год.
2. Фотография ПЛ "С-91" и "С-79" проекта 613 при передаче в ВМС Индонезии. Сентябрь, 1959 год.
3. Фотография ПЛ проекта 613 ВМС Индонезии с бортовым номером S-01.
источники:
1. Бережной С.С. "Подводные лодки России и СССР", рукопись;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Рыжиков Р. "Топи их всех!", Техника-Молодежи, №11, 1995г.
4. Лебедько В.Г. "Послевоенная подводная эпопея (1945-1995 гг.)", ВТА "Тайфун", №3, 1998г.
5. Таргонин Г.В. "Морями теплыми омытая, лесами древними покрытая...", ВТА "Тайфун", №8-9, 2001г.
6. Коваленко В.А., Остроумов М.Н. "Справочник по иностранным флотам", Воениздат, Москва, 1971г.
7. Тарас А.Е. "Дизельные подводные лодки 1950-2005", АСТ, Москва, Харвест, Минск, 2006г.
8. Данные по соединениям с портала "Подводный флот России";
9. Информация от ветеранов подводников КСФ и КТОФ.
10. Фотография из архива Заблоцкого В.П.
11. Безик И.В. "Советско-Индонезийское военно-морское сотрудничество".
12. Лебедько В.Г. "На службе Советскому Союзу".
13. Исторический журнал соединения (01.91.1952-29.11.1966).
Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru
© 2002-2022 Составитель Андрей Николаев.
Все права защищены. Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev.
All rights reserved. Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.
|