К-149, "Украинский комсомолец",
КС-149, БС-149
проект 658, 658М
260-й экипаж, 280-й экипаж
фотография:
АПЛ БС-149 проекта 658Т (торпедный вариант с СОКС) в губе Ара. 2001 год.
историческая справка:
1961 год 25 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1961 год 12 апреля
Заложена в цехе №50 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ. Входила в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;
1962 год 20 июля
Спущена на воду;
1962 год 27 июля - 20 сентября
Швартовые испытания;
1962 год 30 августа
Физический пуск реактора;
1962 год 20 - 23 сентбря
Заводские ходовые испытания;
1962 год 24 сентября - 27 октября
Государственные испытания;
1962 год 27 октября
Подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;
1962 год 11 ноября
Вошла в состав Северного флота. Зачислена в состав 31-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице. Позже в состав соединения вошел 260-й экипаж ПЛ, который являлся вторым экипажем
АПЛ К-149;
1963 год
Занималась боевой подготовкой;
1964 год 8 июня - 5 июля
Совершила поход в Норвежское море по плану учений "Ограда";
1964 год ноябрь - 1965 год декабрь
Находилась на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск). Модернизирована по проекту 658М. Ответственный сдатчик В.П. Никулин, сдаточный механик А.П. Гончар;
1965 год 15 февраля
Переформирована в состав 31-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ СФ с базированием на бухту Ягельная губы Сайда;
1965 год декабрь
При нахождени ПЛ в губе Западная Лица, ее посетил первый космонавт Земли Гагарин Ю.А.;
1966 год
Прибыла к новому месту базирования;
1966 год - 1969 год
Совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 212 суток;
1968 год 30 октября
Перечислена с основным экипажем в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Оленья;
1968 год 28 ноября
260-й экипаж АПЛ К-149 перечислен в состав 18-й ДиПЛ 12-й ЭскПЛ (с 1970 - 3-я ФлПЛ) КСФ с базированием на губу Оленья;
1969 год
Получила наименование "Украинский комсомолец" (снято в 1992 году). Вручено переходящее знамя ЦК ВЛКСМ;
1969 год апрель
260-й экипаж переименован во 2-й экипаж К-149;
1969 год апрель - 1970 год июнь
Находилась в ремонте с перезарядкой активных зон реакторов на СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный);
1970 год
Перебазирована на бухту Ягельная губы Сайда (Гаджиево);
1971 год
Выполнила задачи 2 БС (одну из них со 2-м экипажем К-40, командир - Логинов В.П.);
1971 год
Второй экипаж занял 1-е место в ДиПЛ и был объявлен "Отличным";
1972 год
Выполнила задачи БС со 2-м экипажем на борту;
1972 год
Второй экипаж занял 1-е место в ДиПЛ и был объявлен "Отличным";
1973 год
Во время проверки инспекцией Министерства Обороны СССР второй экипаж на К-33 выполнил прорыв рубежа ПЛО и ракетную стрельбу с оценкой "отлично" (двухракетный залп);
1973 год
Второй экипаж занял 1-е место в ДиПЛ;
1973 год
Второй экипаж переименован в 280-й экипаж АПЛ проекта 658М;
1974 год май - июль
Выполнила задачи БС с основным экипажем на борту (командир - кап.1р. Шелютто И.В.) длительностью 50 суток. В Бискайском заливе, через пару часов после окончания боевого патрулирования и после того как АПЛ легла на курс возвращения в базу, ночью где-то
в 4 утра, произошел пожар в 1 отсеке (командир 1 отсека - кап.3р. Васильев В.Ю.). Пожар аналогичный пожару на АПЛ К-19 - возгорание фильтра ФМТ-200г из-за попадания гидравлики на фильтр. В это время л/с находился по боевой (учебной)
тревоге на БП и КП - АПЛ под перископом на сеансе связи. Это обстоятельство позволило избежать усугубления аварийной ситуации. 1-й отсек был полностью задымлен. Учитывая быстротечность развития пожара,который произошел на АПЛ К-19,
командир принял решение всплыть в позиционное положение для вентиляции отсеков (система ЛОХ тогда еще не была установлена). ВРЛ отдраить командир не смог по причине закисания клапана сравнивания давления на ВРЛ в боевой рубке. Открыли крышку шахты
радиосекстана «Самум». Через открытую крышку шахты штурманский электрик м-с Раков С. вылез в штормовом море на ограждение рубки, по нему проник внутрь ограждения и с помощью усилителя открыл клапан и подорвал крышку люка снаружи;
1974 год
280-й экипаж (командир - кап.1р. Гаврилов В.С.) признан лучшим экипажем ПЛ и награжден памятным Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и облисполкома;
1975 год
Расформирован 280-й экипаж АПЛ проекта 658М;
1975 год ноябрь - декабрь
Выполнила задачи БС. 25 ноября во время несения БС установлено наличие течи системы ГВД ЛБ в необитаемом помещении при работе ППУ на мощности 18%, ППУ ЛБ выведена из действия. 6 декабря было обнаружено падение давления в 1 контуре,
до возвращения в базу (25.12.1975) ППУ ЛБ эксплуатировалась с отключенными компенсаторами объема и периодической подпиткой ГВД;
1976 год
Проведение аварийно-восстановительных работ;
1976 год 31 мая
Соединение перебазировано в губу Гремиха (Йоканьга) и переформировано в 18-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1977 год 21 декабря
При плавании в полигоне БП произошло возгорание щита ТГ ЛБ, что привело к необходимости нахождения в сложных штормовых условиях без хода в течении 52 часов;
1978 год 3 марта
В базе произошло возгорание щита питания электрокомпрессора №1 системы ВВД, повреждены 47 кабелей на длине 1,5м. Получил ожоги 1 матрос;
1978 год
Выполнила задачи БС с основным экипажем на борту;
1979 год
Выполнила задачи БС с с 250-м экипажем на борту (командир - Долотов А.И.);
1970 год - 1979 год
Совершила 7 автономных походов на БС общей продолжительностью 282 суток;
1980 год - 1981 год
Занималась боевой подготовкой. Выполнила задачи БС с 250-м экипажем на борту;
1981 год
В составе соединения перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица), переформрована в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1982 год - 1984 год
Занималась боевой подготовкой;
1984 год январь - 1987 год апрель
Находилась в среднем ремонте с демонтажом ракетного вооружения на СРЗ-10 (г.Полярный) и установкой перспективных образцов СОКС (в формуляре изменение номера проекта не указывалось). 4 отсек был переоборудован в научный/жилой. На время ремонта
входила в состав 190-го ДнРПЛ 4-й ЭскПЛ КСФ;
1987 год
Перечислена в состав 46-й ОБрПЛ КСФ с базированием на губу Пала (г.Полярный);
1987 год - 1991 год
Занималась испытаниями новых СОКС как опытовая АПЛ;
1990 год 4 апреля
Отнесена к подклассу опытовых АПЛ и переименована в КС-149 (ДГШ ВМФ №730/1/0320 от 12.03.90, ДШ КСФ 34/1/0492 от 04.04.90 г.);
1991 год 24 июня
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и утилизации (Пр. ГК ВМФ №0410 от 24.01.91г., ДГШ ВМФ №730/1/00203 от 31.01.91 г.). Поставлена на прикол в губе Пала (г.Полярный);
1992 год - 1995 год
Дважды перебазировалась в губу Оленья, для освобождения причального фронта СРЗ-10 для вновь прибывших АПЛ для ремонта. Оставалась в подчинениии 46-й ОБрРПЛ СФ;
1995 год
Переименована в БС-149;
1995 год август
Переведена из губы Пала и поставлена на прикол в губе Ара (п.Видяево);
1996 год
Перечислена в состав 346-го дивизиона кораблей отстоя;
2001 год - 2004 год
Хранилась на плаву в пункте временного хранения в губе Ара (п.Видяево).
2004 год 7 августа
Доставлена для утилизации из губы Ара на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Вошла в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;
2005 год
Произведена выгрузка ОЯТ на ПМ-128;
2005 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Сформирован реакторный трехотсечный блок и оставлен на плаву для временного хранения;
2011 год
Трехотсечный реакторный блок разделан до одноотсечного и переведен в акваторию ПДХ РО "Сайда" для временного хранения на плаву;
2015 год
Предположительно к этому времени реакторный отсек уже был установлен на стапельную плиту для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда".
Всего с момента постройки "К-149" совершила 13 автономных БС и прошла 176978 миль за 20730 ходовых часов.
командиры основного экипажа (в/ч 13127):
1. Громов Б.И. (1961-12.1965)
2. Симаков В.Б. (12.1965-1968)
3. Бух Б.А. (1968-1969)
4. Шелютто И.В. (1969-1974)
5. Соловьев В.В. (1974-1978)
6. Новиков Н.И. (1978-1978)
7. Кащенко А.А. (07.1978-06.1984)
8. Тарасов (1984?-1987)
9. Прудников А.И. (1987?-1988-1990)
10. Иванов А.Н. (1990?-1991-1996-199?)
командиры 260-го экипажа (в/ч .....):
1. Дацко В.И. (196?-1968-04.1969)
командиры второго экипажа (в/ч 13127-А) и 280-го экипажа (в/ч .....):
1. Дацко В.И. (04.1969-1971)
2. Гаврилов В.С. (1971-1974-1975?) после 1973 - 280-й экипаж АПЛ проекта 658М
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-149 (КС-149):
1. Логинов В.П. (1971) 2-й экипаж АПЛ К-40
2. Долотов А.И. (1979,1980-1981) 25О-й экипаж АПЛ проекта 658М
дополнительные материалы:
1. Фотография К-149 проекта 658М на испытаниях. Вид с боку. 1965 год.
2. Фотография К-149 проекта 658М на испытаниях. Вид с носа. 1965 год.
3. Фотография КС-149 проекта 658М на переоборудовании для испытаний СОКС. 1991 год.
4. Фотография БС-149 проекта 658М с СОКС в губе Ара. 2001 год. Фотография с сайта "Подводный флот России".
5. Фотография БС-149 проекта 658М с СОКС в губе Ара в 346-м ДнПЛ.
6. Фотография БC-149 проекта 658М с СОКС в губе Ара. 2004 год.
список источников:
1. Кучер В.А., Мануйлов Ю.В., Новоселов С.А., Семенов В.П., Шмаков Р.А. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", ЦНИИК ВМФ МО РФ, РГА ВМФ, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
6. Апальков Ю.В., Мант Д.И., Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
7. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
8. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки ССЗ №402 - СМП (1942-2001)", ПО "Севмаш", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
9. Перовский В.А. "Об утилизации без прикрас" (http://www.proatom.ru), 26.05.2008.
10. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2024 Design by
Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.