К-475
проект 667Б
фотография:
АПКСН К-475 проекта 667Б в Гремихе.
историческая справка:
1972 год 17 октября
Заложена на стапеле цеха № 50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как крейсерская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами;
1973 год 6 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й БрСПЛ БелВМБ;
1974 год 25 юиня
Спущена на воду (выведена из цеха);
1974 год
Второй экипаж КрПЛ К-171 переформирован во второй экипаж КрПЛ К-475;
1974 год 23 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй. Ответственный сдатчик - Головцов В.В., сдаточный механик - Кондрашов Ю.В.;
1975 год 23 января
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 41-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ с базированием на Гремиху (пос.Островной);
1975 год
Выполнила ракетную стрельбу с необорудованных позиций;
1975 год 1 марта
В ПБП КСФ в прибрежной зоне с первым экипажем на борту (командир - Зубков Д.П.), имел место факт столкновения с ПЛ Б-105 проекта 641 в надводном положении. В результате столкновения был поврежден
лёгкий корпус правого борта. Причиной столкновения явилось нарушение правил кораблевождения со стороны командиров ПЛ (предположительно основная вина лежала на командире ПЛ Б-105). Восстановительный ремонт потребовал
докования обоих кораблей и обошелся ТУ КСФ в несколько миллионов рублей;
1977 год 25 июля
Переклассифицирована в ракетный подводный крейсер;
1982 год
Выполнил задачи БС с первым экипажем (командир - кап.2р. Колбунов М.И.). Находился подо льдом 11 суток;
1982 год
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ржанов О.В.). Находился подо льдом 21 сутки;
1983 год
Выполнил задачи БС с первым экипажем (командир - кап.2р. Колбунов М.И.). Находился подо льдом 27 суток;
1984 год лето
При стоянке в базе (или на СРЗ-10 в г.Полярный ?) из-за нарушения правил пользования ДУК был затоплен трюм 5-го отсека;
1986 год - 1987 год 21 декабря
Прошел средний ремонт на СРЗ «Звёздочка» в г.Северодвинск;
1987 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Фурсов В.М.) выполнил задачи БС на РПК К-450. Находился подо льдом 21 сутки;
1988 год
Первый экипаж (командир - кап.1р. Фурсов В.М.) выполнил задачи БС на РПК К-450. Находился подо льдом 48 суток;
1988 год весна
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ржанов О.В.). Находился подо льдом 32 суток. 19 мая 1988 года РПКСН следовал в подводном положении курсом 122° со скоростью 3,8 узла на глубине 48 метров. На море - полярный день, штиль,
туман. На море отмечен битый лед сплоченностью до 8 баллов, видимость не превышала 10 кабельтовых. Командир РПКСН грубо нарушил рекомендации плавания, выбрав для плавания глубину 48 метров вместо полагающейся - 90 метров. Он знал о наличии в
районе плавания айсбергов с осадкой 50-70 метров, но не принял никаких мер безопасности. В 23 часа 15 минут последовал сильный удар о подводную часть айсберга. В момент удара командир РПКСН находился а центральном посту и немедленно дал команду:
"Стоп турбина!". После чего командир совершил грубейшую ошибку и не приказал немедленно дать задний ход для отхода от айсберга, а приказал начать поворот влево с одновременным погружением на 120 метров. Глубина дна в месте удара составляла 160 метров.
РПКСН почти десять минут разворачивался, будучи вклиненным в подводную часть айсберга, что привело к еще более значительным разрушениям наружной обшивки легкого корпуса. Только в 23 часа 30 минут РПКСН получил внезапно резкий крен на левый борт и
затем освободился от айсберга. РПКСН начал удаляться от айсберга курсом 240°, постепенно набирая скорость с двух до пяти узлов. Через двадцать минут был приготовлен к работе тракт миноискания гидроакустического комплекса и еще через шесть минут
начат поиск подходящей полыньи. В 23 часа 49 минут РПКСН вновь подвсплыл на глубину 50 метров и начал циркуляцию влево на курс 120°. Через семь минут на РПКСН застопорили турбину н начали всплытие в полынье. В 0 часов 20 минут РПКСН всплыл. В 1 час
29 минут 20 мая 1988г. в дистанции 16 кабельтовых визуально был обнаружен по пеленгу 43° огромный столообразный айсберг. Его высота глазомерно определена около 12 метров. РПКСН из-за этой аварии был досрочно снят с боевой службы. При доковом осмотре
были обнаружены значительные повреждения легкого корпуса в носовой части, обтекателя гидролокатора и щитов торпедных аппаратов, рубки и выдвижных устройств. После возвращения с БС встал в аварийный ремонт;
1988 год
Выполнил задачи БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Фурсов В.М.). Находился подо льдом 36 суток;
1989 год 11 июля - 18 октября
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.3р. Гридюшко Г.С.). Находился подо льдом 10 суток;
1990 год 16 мая - 19 июля
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.2р. Гридюшко Г.С.);
1991 год 17 апреля - 3 июля
Выполнил задачи БС со вторым экипажем (командир - кап.2р. Гридюшко Г.С.);
1992 год 3 июня
Переклассифицирован в атомный подводный крейсер стратегического назначения;
1992 год 24 июня - 4 августа
Выполнил задачи БС со вторым экипажем на борту (командир - кап.2р. Гридюшко Г.С.). БС окончена досрочно;
1993 год январь
Выведен в резерв;
1993 год
Второй экипаж АПКСН К-475 переформирован во второй экипаж АПКСН К-447;
1994 год
Перечислен в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ СФ;
1995 год 28 марта
Исключен из боевого состава ВМФ. Передан в ОРВИ для демонтажа и утилизации и в губе Гремиха (г.Островной) поставлен на прикол;
1995 год 1 октября
Перечислен в состав 14-й БрПЛ Йоканьгского района базирования, выведенных из боевого состава (с 1998 - 319-й ДнПЛ СФ);
1997 год (приблизительно)
Отбуксирован на МП "Звездочка" в г.Северодвинск для долговременного хранения на плаву и последующей утлизации;
1998 год
На ГМП "Звёздочка" после вырезки реакторного отсека разделан на металл;
1999 год
Трехотсечный реакторный блок переведен на для временного хранения на плаву в ПВХ в губе Сайда;
2002 год январь
Трехотсечный реакторный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда;
2015 год
Трехотсечный реакторный блок хранился на плаву в ПВХ в губе Сайда;
2017 год 29 августа
Поднят для проведения работ по консервации;
2018 год 26 февраля
Разделан до одноотсечного;
2018 год 15 июня
Обследован после формирования и подготовки к длительному хранению. Установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда".
командиры первого экипажа (в/ч 51320):
1. Зубков Д.П. (30.10.1972-17.10.1980)
2. Колбунов М.И. (17.10.1980-1983)
3. Фурсов В.М. (1983-12.1990)
4. Хотян В.В. (1991?-01.1992-12.1992)
5. Петрикевич А.Е. (30.12.1992-1998?)
командиры второго экипажа (в/ч 51320-А):
1. Тимирханов Р.Г. (1974-27.09.1976)
2. Овчаренко А.М. (27.09.1976-19.09.1979)
3. Ржанов О.В. (19.09.1979-19.11.1988)
4. Гридюшко Г.С. (12.1988-08.1992)
5. Гудков С.Н. (11.1992-01.1993)
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на РПКСН К-475:
1. Журавлев В.А. (1978) 1-й экипаж РПК К-279
2. Соколов Н.С. (1984) 2-й экипаж РПК К-465
3. Гатчинский Е В. (1985) 1-й экипаж РПК К-465
4. Кравчун В.С. (1986) 2-й экипаж РПК К-450
5. Нестерец Г.И. (1987) экипаж РПК К-450
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Апальков Ю.В. Мант Д.И. Мант С.Д. "Отечественные баллистические ракеты морского базирования их носители", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство", Санкт-Петербург, 2004г.
6. Информация с форума сайта "Гремиха".
7. Завьялов Ю. "Я единственный прямой наследник...", Полярная правда, 15.11.2000г.
8. Информация от членов экипажа.
9. Корабельная сторона от 13.03.2007.
10. Лисин С.А. "Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2011г.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2008-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part
in any form or medium without express written permission of author is prohibited.