Rambler's Top100 Тяжелый подводный крейсер ТК-17,"Архангельск". Проект 941

ТК-17, "Архангельск"
проект 941
614-й экипаж




фотография:


Тяжелый подводный крейсер ТК-17

ТАПКСН ТК-17 "Архангельск" проекта 941 в море.




историческая справка:


1983 год 9 августа
Заложена в цехе № 55 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как ТРПКСН проекта 941;

1984 год 3 марта
Зачислен в списки кораблей ВМФ;

1984 год 1 октября
Окончено формирование первого экипажа;

1985 год - 1986 год
Первый экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1985 год 31 декабря
Окончено формирование второго экипажа;

1986 год 12 декабря
Спущен на воду (выведен из дока). Первый экипаж временно подчинен 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1986 год - 1987 год
Второй экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР). Экипаж включен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1987 год 10 июня
Окончено формирование 614-го технического экипажа ТРПКСН ТК-17. Экипаж был сформирован для проведения ППО, ППР и межпоходовых ремонтов ТРПКСН ТК-17. Экипаж включен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;

1987 год ноябрь - 1988 год март
614-й экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1987 год 12 декабря
Прибыл к постоянному месту базирования в губу Нерпичья (Западная Лица);

1987 год 15 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй. Ответственный сдатчик - Дунаев С.Е., сдаточный механик - Ненашев А.В., председатель Государственной комиссии - к.а. Лойкканен Г.Г.;

1987 год 20 декабря
Поднят военно-морской флаг;

1988 год 19 февраля
Включен в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислена в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Нерпичья (Западная Лица);

1988 год 28 июня
Введен в состав сил постоянной готовности;

1988 год июль - сентябрь
Выполнил задачи боевого похода со вторым экипажем (командир - кап.1р. Лобастов Н.И.). Проведены расширенные акустические испытания;

1988 год 15 ноября - 1989 год 14 февраля
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Корбут Н.В., старший - ЗКД кап.1р. Швечков Г.А. ) в Баренцевом и Карском морях. Находился подо льдом 64 суток;

1989 год
Первый экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1989 год май - август
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Лобастов Н.И.). Находился подо льдом 9 суток;

1989 год декабрь - 1990 год февраль
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Корбут Н.В.). Находился подо льдом 35 суток;

1989 год - 1990 год
Второй экипаж прошел обучение в 93-м УЦ ВМФ в г.Палдиски (Эстонская ССР);

1990 год август - ноябрь
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Домнин В.И.). Находился подо льдом 12 суток. Выполнил ракетную стрельбу БРПЛ (оценка - "отлично");

1990 год
Присвоено звание "отличный корабль". Награжден переходящим Красным Знаменем Мурманского обкома КПСС и Мурманского областного Совета;

1991 год март - май
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Гришков И.Е.). Находился подо льдом 11 суток;

1991 год август
Выполнил ракетную стрельбу 2-мя БР со вторым экипажем (командир - кап.1р. Домнин В.И.);

1991 год 27 сентября
Во время ракетной стрельбы в Белом море в шахте взорвалась и сгорела практическая ракета. На борту находился первый экипаж (командир - кап.1р. Гришков И.Е., старший - КД к.а. Иванов В.В.). Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал, а крейсер вернулся в Северодвинск и был поставлен в аварийный ремонт. В поврежденную после взрыва БР ракетную шахту № 3 во время ремонтно-восстановительных работ был загружен грузовой макет весовой, а шахта была отсоединена от всех систем и заварена;

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу ТАПКСН;

1992 год июль - август
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Матвеев Г.Н.);

1993 год 3 марта
614-му экипажу поручено техническое обслуживание ТАПКСН ТК-20;

1993 год октябрь - декабрь
Выполнил задачи автономной БС с первым экипажем (командир - кап.1р. Зелюкин В.И.). Осуществил опытовую РС. 27.11.1993 на ТАПКСН имел место факт нештатной ситуации с ГЭУ;

1993 год
614-й ТЭПЛ в течении года нес службу по обслуживанию ТАПКСН ТК-17, ТК-20 и ТК-202;

1994 год сентябрь - ноябрь
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ушаков А.В.);

1994 год
614-й ТЭПЛ в течении года нес службу по обслуживанию ТАПКСН ТК-17, ТК-20 и ТК-202;

1995 год август
Выполнил задачи автономной БС со вторым экипажем (командир - кап.1р. Ушаков А.В.);

1995 год
614-й ТЭПЛ в течении года нес службу по обслуживанию ТАПКСН ТК-17, ТК-20, ТК-202, ТК-12 и ТК-13;

1995 год декабрь - 1996 год май
Выполнил задачи боевого дежурства в базе со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Чекмасов М.В.);

1996 год октябрь
Выполнил опытовую РС 2-мя БР (утилизация);

1996 год ноябрь
Выполнил РС 3-мя БР;

1996 год
614-й ТЭПЛ в течении года нес службу по обслуживанию ТАПКСН ТК-17, ТК-20, ТК-202, ТК-12 и ТК-13;

1997 год
Расформирован 614-й ТЭПЛ ТАПКСН ТК-17;

2001 год 17 июня
С первым экипажем ТК-20 на борту (командир - кап.1р. Богачев А.С.) убыл в г.Северодвинск для проведения востановительного ремонта;

2001 год 1 декабря
Первый экипаж ТАПКСН ТК-17 переформирован во второй, а второй - в первый;

2002 год 18 ноября
Присвоено наименование «Архангельск». Базировался на г.Северодвинск;

2002 год
Прошел востановительный ремонт на ФГУП "ПО "Севмаш" (г.Северодвинск);

2002 год
В конце года осуществил учебно-боевой пуск БР, которая успешно поразила цель на полигоне Кура на Камчатке;

2002 год
Расформирован второй экипаж;

2003 год июль
Принял участие в военно-морском параде в честь дня ВМФ на рейде г.Североморск;

2003 год сентябрь - октябрь
Выполнил задачи боевого дежурства в базе;

2003 год 15 октября
Произведена стрельба 1 БР по полигону Кура на Камчатке;

2004 год 10 - 14 февраля
Со вторым экипажем на борту (командир - кап.1р. Волков В.В.) принял участие в совместной командно-штабной тренировке по управлению Вооруженными Силами РФ, под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ;

2004 год 15 - 16 февраля
На ТАПКСН в море выходил в море Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ - Президент Российской Федерации Путин В.В. и сопровождающие его лица;

2004 год
Экипаж прошел обучение в 510-м УЦ ВМФ в г.Обнинск;

2004 год ноябрь - 2005 год январь
Выполнил задачи боевого дежурства в базе;

2005 год 26 января
Выведен из состава сил постоянной готовности в резерв 1-й категории;

2007 год август
Главком ВМФ РФ адмирал флота Владимир Масорин сообщил, что модернизация ТАПКСН проекта 941 под ракетный комплекс "Булава-М" не предусматривается до 2015 года;

2008 год
Находился в резерве в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новый ракетный комплекс по проекту 941УМ;

2009 год апрель
Корабль посетил Председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин. Он поддержал инициативу ОАО «ПО «Севмаш» сохранить тяжёлые атомные ракетные подводные крейсера проекта 941 "Архангельск" и "Северсталь" в составе ВМФ России. Будущее корабля находится под вопросом: либо ракетный крейсер продолжит службу, либо будет утилизирован;

2009 год июль
Переведен из губы Нерпичья в г.Северодвинск. Перечислен в состав 339-й ОБрСПЛ БелВМБ;

2011 год 29 - 30 сентября
29.9 несколько российских СМИ написали о том, что подводные корабли проекта 941 будут списаны. Так «Известия» сообщили, что утилизация ТАПКСН проекта 941 связана с невозможностью их использования по прямому назначению в связи с ограничениями, предусмотренными международным договором СНВ-3. Однако уже 30.9 по данным СМИ Минестерство Обороны РФ дало опровержение этой информации. Так Lenta.ru сообщила, по словам неназванного источника в МО РФ, что все три ТАПКСН проекта 941 находятся в боевом строю ВМФ России. Как долго еще будут корабли этого класса стоять на вооружении российских ВМС, источник не уточнил. По словам источника, ТАПКСН "Дмитрий Донской" останется в составе ВМФ «еще достаточное количество времени» и будет резервным кораблем для испытания баллистических ракет "Булава". Что касается ТАПКСН "Северсталь" и "Архангельск", то они выведены в резерв, поскольку современная Россия не имеет технических возможностей производить ракеты Р-39, под которые разрабатывались лодки этого типа;

2012 год сентябрь
Посольство США в Москве опубликовало заявление о том, что Россия на американские деньги закончила уничтожение целого класса межконтинентальных баллистических ракет – 78 единиц Р-39 (в договоре СНВ обозначены как РСМ-52), которые являлись ударным оружием ТАПКСН проекта 941. Полная утилизация ракет не оставляет иного выбора, кроме вынужденной утилизации самих носителей оружия;

2013 год май
Принято окнчательное решение о списании и утилизации ТАПКСН "Архангельск" и "Северсталь". Решение обосновано исключительно финансовыми соображениями, поскольку только поддержание в нормальном состоянии систем их жизнеобеспечения требует непомерно больших финансовых расходов. Экономически нецелесообразна и их модернизация – капитальный ремонт с переоборудованием одного ТАПКСН обойдется дороже, чем строительство двух новых АПРК класса "Борей";

2013 год осень
Базировался на порт г.Северодвинск. Находился в резерве;

2015 год 18 марта
Гендиректор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит в интервью ТАСС сообщил, что ТАПКСН ТК-20 и ТК-17 будут утилизированы, поскольку командование ВМФ России не имеет планов их боевого применения». Глава «Рубина» не уточнил сроков утилизации этих двух кораблей, подчеркнув при этом, что обе лодки «пойдут под нож», как только решение об этом будет принято командованием ВМФ;

2015 год 19 марта
Наименование "Архангельск" снято и передано новому АПК проекта 08851;

2016 год январь
Находился в г.Северодвинск на отстое в ожидании определения сроков утилизации;

2016 год 21 марта
Как сообщает ТАСС, корпус ТК-17 после утилизации корабля будет установлен в подмосковном парке «Патриот». Утилизацию ТАПКСН проведут таким образом, чтобы не причинить большого ущерба легкому корпусу. Стальную конструкцию длиной 175 метров привезут в парк "Патриот", где она будет выставлена в качестве музейного экспоната. На данный момент объявлен аукцион на демонтаж обтекателей и крышек ракетных пусковых шахт утилизируемого ТАПКСН;

2018 год 10 января
Главком ВМФ адмирал Владимир Королев в интервью журналу "Завод" предприятия "Севмаш" подтвердил то, что ТАПКСН будет утилизирован;

2019 год июнь
Бывший первый заместитель начальника главного штаба Военно-морского флота вице-адмирал Олег Бурцев сообщил прессе, что утилизация отменена. Вместо этого корабли отремонтируют, переоборудуют и дооснастят 200 шт. крылатых ракет. Достоверность этой информации на официальном уровне не подтверждалась;

2020 год январь
Находился в г.Северодвинск на отстое в ожидании определения дальнейшей участи.




командиры первого экипажа (в/ч 09605):


1. Корбут Н.В. (11.11.1984-10.04.1990)
2. Гришков И.Е. (10.04.1990-30.12.1993)
3. Зелюкин В.И. (1993-1995)
4. Герасимов И.В. (1995-1996)
5. Галынин Ю.Н. (1996-2000)
6. Козин Ю.А. (2000-2001)
7. Бугров В.В. (2001)
8. Волков В.В (2001-2004)
9. Богданов А.В (2004-2008)
10. Оленичев В. (2008-2009-201?)


командиры второго экипажа (в/ч 09605-А):


1. Лобастов Н.И. (26.10.1985-26.09.1989)
2. Домнин В.И. (26.09.1989-29.10.1991)
3. Матвеев Г.Н. (29.10.1991-13.10.1993)
4. Ушаков А.В. (1993-1995)
5. Чекмасов М.В. (1995-1997)
6. Ткачев А.В. (1997-1998)
7. Иванов А.В. (1998-1999)
8. Герасимов И.В. (1999-2000)
9. Бугров В.В. (2001-2002)
10. Волков В.В (2000-2001)


командиры 614-го технического экипажа (в/ч 30904):


1. Терехин В.А. (15.05.1987-05.06.1989)
2. Кравченко И.В. (05.06.1989- 03.10.1989) ВРИД
3. Воробьев И.К. (08.07.1989-09.09.1997)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на ТРПКСН ТК-17:


1. Богачев А.С. (2001) 1-й экипаж ТАПКСН ТК-20



дополнительная информация:


1. Фотография ТРПКСН ТК-17 в Северодвинске после аварии. 10.1991г.
2. Фотография ракетной палубы ТРПКСН ТК-17 после аварии 27.09.1991г. 10.1991г.
3. Фотография ТАПКСН ТК-17 в Западной Лице. 08.1994г.
4. Фотография ТАПКСН ТК-17 в море. 2004г. (предположительно)



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Статья В. Лебедько "Наш подводный ракетный …".
5. Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
6. Колдобский А.Б. "Стратегический подводный флот СССР и России прошлое, настоящее и будущее" (статья из приложения "Физика" к газете "Первое сентября" NN1,5, 2001).
7. Александров Ю.И. Гусев А.Н, "Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2000г.
8. Информация с сайтов информационных агентств.
9. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
10. "18-я дивизия подводных лодок Северного флота", спецвыпуск №13, ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2011г.
11. Комаров М.П. "Подводники уходят под лед", Морское наследие, Санкт-Петербург, 2014г.
12. Воспоминаня ветеранов подводников КСФ.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2002-2020 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2002-2020 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»