К-43, УТС-550,
S-71 "Chakra" (ВМС Индии),
К-43, Б-43
проект 670, 06709
фотография:
АПЛ "Chakra" проекта 670 в день передачи ВМС Индии (еще под флагом СССР, но уже с новым названием на борту). 05.01.1988г.
историческая справка:
1962 год 13 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ;
1962 год
Началось формирование первого и второго экипажей;
1964 год 9 мая
Заложена на стапеле ССЗ "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как головная ПЛ проекта 670;
1964 год - 1965 год
Первый и второй экипажи прошли обучение в 16-ом УЦ в г.Обнинск. После обучения экипажи подчинены 104-й ОБрСПЛ ВМФ;
1966 год 25 июня
Осуществлена загрузка активной зоны ядерного реактора;
1966 год 2 августа
Спущена на воду;
1966 год август
По внутренним водным системам переведена на достроечную базу завода в г.Северодвинск для прохождения сдаточных испытаний;
1966 год 18 августа - 1967 год 22 августа
Выполнена программа швартовых испытаний;
1967 год 21 июня
Произведен физический пуск ядерного реактора;
1967 год 26 августа - 5 октября
Выполнена программа заводских ходовых испытаний;
1967 год 6 октября - 5 ноября
Выполнена программа государственных ходовых испытаний. В Белом море с ПЛ провели 10 пусков ракет "Аметист", из которых 2 одиночных, 2 двухракетных залпа и один четырехракетный залп;
1967 год 6 (5?) ноября
Вступила в строй. Подписан приемный акт. Главный строитель Семашко В.В., ответственный сдатчик Преображенский Ф.Г., сдаточный механик Нахров А.И.;
1967 год ноябрь
Поход в Норвежское море для испытаний ГАС "Керчь";
1967 год 24 - 27 декабря
После устранения замечаний перешла к постоянному месту базирования в Западную Лицу. Переход был защитан как контрольный выход в море;
1967 год 27 декабря
Включена в состав КСФ, вошла в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;
1968 год 7 мая
Введена в кампанию;
1968 год
Выполнила задачи БС;
1968 год
В состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ включен второй экипаж АПЛ К-43;
1969 год
Выполнила задачи двух БС;
1970 год
Выполнила задачи двух БС;
1972 год июнь
АПЛ К-302 под командованием командира второго экипажа кап.1р. Кочегарова А.И. имела касание дна в Мотовском заливе (старший на борту ЗКД кап.1р. Семенов В.Г.). Командир ПЛ и штурман были сняты с должности;
1973 год 29 сентября
Второй экипаж КрПЛ К-43 переформирован в 327-й экипаж ПЛ 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1973 год 30 ноября - 1979 год 28 ноября
На СРЗ "Нерпа" в бухте Кут губы Оленья прошла средний ремонт;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу АБПЛ;
1978 год 15 января
Отнесена к подклассу КрПЛ;
1980 год
Выполнила задачи БС с 335-м экипажем на борту (командир кап.1р. Макаров В.С.);
1980 год 25 августа - 14 сентября
Совершила подледный трансарктический межфлотский переход (командир — кап.2р. Марьяшин Н.Я., старший на борту — контр-адм. Мочалов В.В.) из Мотовского залива в бухту Крашенинникова (г.Вилючинск).
Переход был совершён при осуществлении ближнего охранения РПКСН К-223 (командир — кап.1р. Новиков Д.Н., старший на борту - вице-адм. Матушкин Л.А.). В Чукотском море ПЛ были встречены
кораблями ТОФ. Не заходя в базу, КрПЛ К-43 убыла на БС в Берингово море (старший на борту — кап.1р. Шиков А.А.);
1980 год 17 декабря
Перечислена в состав КТОФ, вошла в состав 10-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ с базированием на бухту Крашенинникова (г.Вилючинск);
1981 год 20 марта
По плану учения обеспечивала (командир - кап.2р. Марьяшин Н.Я., старший на борту - ЗКД кап.1р. Шиков А.А.) глубоководное погружение КрПЛ К-184 проекта 675 (с 273-м
экипажем на борту - командир кап.2р. Москаленко Т.Л.) в полигоне боевой подготовки (ПБП). Схема и график погружения разрабатывались не в штабе
соединения, а непосредственно на борту лодки, где отсутствовал командир соединения. Предпоходовая подготовка была проведена формально. В 18 часов 35 минут 20 марта 1981 года обе лодки встретились в
надводном положении. По УКВ на КрПЛ К-43 был передан план погружения с ошибкой по долготе. В 19 часов 18 минут КрПЛ К-184 начала глубоководное погружение, но график
погружения не выдерживался и в 20 часов 36 минут был потерян контакт с КрПЛ К-43. Командир КрПЛ К-184 движением и местоположением соседней лодки не интересовался, боевой
информационный пост бездействовал. На мостике обеспечивающей ГВП КрПЛ К-43 находился помощник командира, командир лодки пребывал в центральном посту, радиолокатор был выключен, а БИП работал
плохо и не выдавал информации по КрПЛ К-184. В 21 час 19 минут командир КрПЛ К-184 передал по ЗПС (звукоподводной связи):"Следую в точку №3 (всплытия)", но фактическое
всплытие происходило с резким отклонением от предварительных расчетов. Нарушая все меры безопасности, КрПЛ всплыла в 21 час 41 минуту и увидев зеленый огонь КрПЛ К-43, его классифицировали,
как транспортное судно. На КрПЛ К-43 считали, что КрПЛ К-184 еще идет в точку всплытия и изменили курс, повернув на 0°. В 21 час 54 минуты вахтенный офицер КрПЛ
К-43 не поставил в известность командира лодки, что обнаружил на курсовом углу 70°-80° правого борта постоянные неравномерные проблесковые огни. На море в это время отмечалась полная ночная
видимость, волнение моря - 2 балла, скорость ветра (270°) - 8 м/ сек. В 21 час 56 минут штурман КрПЛ К-43 обнаружил красный огонь КрПЛ К-184 и немедленно доложил командиру,
который скомандовал на аварийный реверс турбин. В этот момент КрПЛ К-184 изменила курс (на 239°) влево и вплотную сближалась с КрПЛ К-43. В 22 часа на непогашенной инерции
переднего хода произошло столкновение атомоходов. В результате столкновения на обоих лодках поврежден легкий корпус;
1981 год - 1982 год
Выполнила задачи БС с 305-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Дорогин В.Ф.) в течении 270 суток с пополнением запасов в пунктах маневренного базирования (1981 осень - ПМТО на о. Нокра
(архипелаг Дахлак, Эфиопия), 1982 - ПМТО на о.Сокотра (НДРЙ));
1982 год июль
Совершила восьмисуточный межбазовый переход из бухты Крашенинникова в бухту Павловского;
1982 год август
Подводную лодку посетила делегация ВМС Индии во главе с командующим подводными силами адм. Шекхават;
1982 год август
Совершила переход на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень для ремонта и модернизации;
1982 год август - 1984 год июль
В связи с планируемой передачей ВМС Индии прошла средний ремонт и модернизацию по проекту 06709 на ДВЗ "Звезда" в п.Большой Камень, в ходе которых
на ПЛ было демонтировано секретное оборудование, не подлежащее передаче, перекомпонованы жилые помещения, система кондиционирования воздуха, холодильная система
дооборудованы для работы в тропических условиях. По другим, скорее всего ошибочным данным, прошла ремонт с 08.07.1983 по 27.12.1984 в б.Сельдевая (г.Вилючинск) на СРЗ №49;
1984 год лето
На ПЛ находился 228-й экипаж;
1984 год июль
Совершила межбазовый переход в бухту Павловского для окончательной отработки экипажа и освоения новой техники, временно подчинена 26-й ДиПЛ 4-й ФлПЛ КТОФ;
1984 год 30 августа
Временно переформирована в УТС. Переименована в УТС-550;
1984 год октябрь
Перебазирована к новому месту в бухту Малый Улисс, переподчинена 6-й ЭскПЛ КТОФ и начала подготовку к приему на обучение индийского экипажа;
1984 год 27 декабря
Исключена из состава ВМФ СССР;
1985 год март
На ПЛ для обучения прибыл индийский экипаж (прибыло 2,5 экипажа, т.к. изначально планировалась передача в аренду 2-х ПЛ);
1985 год июль
Индийские специалисты после отработки 1-й курсовой задачи допущены к самостоятельному обслуживанию своего заведования;
1985 год июль
Для замены основного экипажа на время отпуска из 10-й ДиПЛ прибыл 335-й экипаж;
1985 год октябрь
После кратковременных выходов в море с каждой боевой сменой индийского экипажа отдельно, ПЛ вышла со всем индийским экипажем в море на 15 суток, после чего в течении
2 суток экипаж сдал 2-ю курсовую задачу походному штабу во главе с командиром 26-й ДиПЛ контр-адм. Белоусовым А.А. Одновременно на борту находилось до 200 человек
при штатной численности 90 человек и 70 спальных мест;
1985 год декабрь
После окончания практической отработки индийского экипажа ПЛ в бухте Павловского прошла ППО и ППР;
1986 год январь
Индийский экипаж приступил к отработке боевых упражнений. При выполнении одного из противолодочных упражнений по дизельной ПЛ в дуэльной ситуации, после выполнения
выстрела торпедой СЭТ-53м, ПЛ прошла под атакованной дизельной ПЛ. К этому моменту торпеда навелась на цель и совершала под ней циркуляции. Проходящая глубже атомная
ПЛ перенацелила на себя циркулирующую торпеду. СЭТ-53м ударила в ограждение рубки, потеряла герметичность и затонула. Всего за 3 месяца ПЛ выполнила 35 стрельб;
1986 год апрель
После окончания практической отработки индийский экипаж убыл в Индию, а ПЛ прибыла на ДВЗ "Звезда" в п.Большой камень для подготовки ПЛ к передаче в аренду;
1987 год июль
После формирования инструкторской группы, на ПЛ прибыл индийский экипаж для восстановления навыков и сдачи курсовых задач;
1987 год 24 августа
Подписан контракт №80/712508415 на передачу ПЛ в аренду ВМС Индии. Срок аренды - 3 года;
1987 год октябрь
Начата прием-передача подводной лодки индийским экипажем, но за 2-е суток до окончания поступила команда передачу прекратить, а индийский экипаж убрать с ПЛ;
1987 год декабрь
После прибытия в Москву премьер-министра Индии Раджива Ганди с кратким рабочим визитом, дана команда на продолжение передачи;
1988 год 5 января
Поднят флаг ВМС Индии. Дата считается официальным началом аренды подводной лодки с переименованием в S-71 "Chakra";
1988 год 15 января
Расформирован экипаж "К-43", но часть советского экипажа вошла в состав группы инструкторов в количестве 30 человек и 2 переводчиков. Кроме того, в
состав группы были включены специалисты ракетно-технической позиции – 5 офицеров и 1 переводчик, с задачей обеспечения хранения ракет, и специалисты промышленности –
3 человека с переводчиком. Позже, в период ремонтов, группа промышленности достигала 40 человек. По условиям контракта на борту ПЛ в море и в базе круглосуточно
неслась вахта в центральном посту, на КП ракетной боевой части и на ПУ ГЭУ советскими инструкторами;
1988 год 15 января
Начала переход к новому месту базирования в Индию. Поход проходил в подводном положении от залива Петра Великого до Южно-китайского моря через Японское море,
Цусимский пролив, Желтое, Восточно-китайское, Филиппинское море в пролив Боши;
1988 год февраль
в Южно-китайском море ПЛ встретил корабль индийских ВМС и сопровождал до точки погружения в Малаккском проливе, после чего ПЛ прошла в
подводном положении через Адаманское море, Великий пролив в Бенгальский залив;
1988 год 3 февраля
По прибытию на внешний рейд Вишакхапатнама ПЛ приняла на борт премьер-министра Раджива Ганди. Вместе с ним на борт поднялись министр обороны Индии Панд, начальник
штаба ВМС Индии Надкартни, командующий восточным военно-морским командованием Чопра и два охранника. Подлодка погрузилась, гости осмотрели поверхность через перископ,
обошли отсеки и были приглашены на торжественный обед в кают-компанию. Через 5 часов ПЛ прибыла к месту базирования. На берегу корабль встречало все руководство
вооруженных сил Индии, посол СССР, старший группы советских военных специалистов в Индии генерал-лейтенант авиации Михайлин Ю.Д., представители ГИУ и ГТУ ГКЭС, большое
количество журналистов и представителей СМИ;
1988 год - 1989 год
Находилась в составе индийских ВМС. Участвовала практически во всех крупных учениях, и почти треть времени пробыла в автономках.
ПЛ индийцы эксплуатировали грамотно и добросовестно. Лишь дважды кораблю потребовался незначительный ремонт трюмных систем, не
менявшихся с постройки. Этому способствовали прекрасные условия берегового обеспечения, чего, к слову, лодке не хватало в отечественном флоте;
1989 год 1 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР под наименованием К-43;
1990 год 5 июня
На одном из последних выходов в море S-71 "Chakra" произошла авария. Индийский командир Ананд принял решение погрузиться на 250 метров, но
по совету советского командира-инструктора на ПЛ была объявлена тревога и увеличен ход. На глубине 180 метров вырвало резинометаллический патрубок системы
охлаждения вспомогательного оборудования в трюме 3 отсека в непосредственной близости от от обратимого преобразователя и главного распределительного щита
правого борта. За считанные секунды, трюм был заполнен забортной водой вместе с обратимым преобразователем и произошло короткое замыкание на подводящие
шины главного распредщита. При переключении питания на другой борт произошел сброс аварийной защиты реактора на мощности 90%, в результате чего подводная
лодка на глубине 160 метров остались без хода, с заклиненными рулями, с пожаром и водой на нижней палубе 3 отсека. В центральном посту, помимо индийских
моряков находился командир-инструктор кап.1р. Теренов А.И. командир 3-го дивизиона кап.3р. Лихачев В.И., под их руководством ситуация была взята под контроль,
устранено поступление воды, потушен пожар, после аварийного продувания ЦГБ ПЛ всплыла в надводное положение. В итоге были полностью залиты соленой водой обратимый
преобразователь и несколько трансформаторов, выгорели автоматы секции на отключаемой нагрузке ГРЩ;
1990 год июнь - август
Восстановительный ремонт;
1990 год декабрь
В связи с отказом советской стороны продлевать аренду, ПЛ выполнив условия контракта в срочном порядке вышла на переход в СССР;
1991 год 5 января
Окончание срока аренды ВМС Индии. Точно в соответствии с условиями контракта, ПЛ прибыла в бухту Малый Улисс, была начата обратная прием-передача от индийского
экипажа. Всего за время нахождения в составе ВМС Индии пройдено более 72000 миль, реактор проработал 430 суток. Выполнено 5 ракетных и 42 торпедных стрельб. Никто
из экипажа не погиб и не получил ни одной серьезной травмы;
1991 год 1 марта
Принята от индийского экипажа экипажем под командованием кап.1р. Арзамазова П. и возвращена в состав 42-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ КТОФ;
1991 год 18 апреля
Прибыла к месту постоянного базирования базирования в бухте Крашенинникова;
1991 год июль
Приняла участие в параде кораблей в честь дня ВМФ в Авачинской губе;
1992 год 28 апреля
Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в Б-43;
1992 год 3 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и в бухте Крашенинникова поставлена на прикол;
1992 год 31 декабря
Переформирована в состав 304-го ДнПЛ ТОФ с прежним местом хранения;
2004 год 29 апреля
Отбуксирована на ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр" в бухту Сельдевая для выгрузки активной зоны и последующей утилизации;
2006 год 23 октября (21 ноября ?)
Торжественно спущен флаг, ПЛ передана гражданским специалистам ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр" на утилизацию;
2006 год - 2007 год
Утилизирована на ФГУП "Северо-Восточный Ремонтный Центр" в г.Вилючинск с формированием трехотсечного реакторного блока;
2007 год 26 февраля
Расформирован экипаж;
2009 год
Сформированный трехотсечный реакторный блок хранился на плаву. До решения вопроса о передаче сформированных плавучих реакторных блоков в пункт длительного хранения «ДальРАО» их хранение производилось на акватории предприятия ОАО "СВРЦ"
в специально организованном пункте временного содержания;
2017 год
Завершена транспортировка 12-ти трехотсечных блоков реакторных отсеков из Камчатского в Приморский край, в пункт временного хранения реакторных отсеков отделения Фокино ДВЦ "ДальРАО";
2018 год
Продлен на один год срок содержания на плаву и выполнения мероприятий по обеспечению непотопляемости. После этого планируется разделка блока до одноотсечной секции и установка его на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный";
2020 год
Предположительно реакторный отсек уже установлен на стапельное основание в ПДХ РО "Устричный" для долговременного хранения.
командиры основного экипажа (в/ч 63947):
1. Савицкий В.В. (09.1962-05.1969)
2. Золотарев Е.Н. (1969-1973)
3. Бушуев Ю.И. (1973-1980)
4. Марьяшин Н.Я. (1980-1981)
5. Заборский М.И. (1981?-1983?)
6. Теренов А.И. (1983-1988)
7. Арзамазов П.Н. (1991-1992?)
8. Низов И.В. (1992?-1993)
9. Скляров А.Б. (02.1993-2000)
10. Линде Э.В. (08.11.2000-22.04.2008)
командиры второго экипажа (в/ч 63947-2):
1. Кочегаров А.И. (09.1962-1972)
2. Семенов В.Г. (1972)
3. Малышев Г.Л. (1972?-1973)
командиры ВМС Индии:
1. Теренов А.И. (1988-1990) инструкторский экипаж ВМФ СССР
2. Ананд (1988-1990-1991?) ВМС Индии
командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-43 (Б-43):
1. Макаров В.С. (1980) командир 335-го экипажа
2. Дорогин В.Ф. (1981-1982) командир 305-го экипажа
3. Бузин Б.М. (1984) командир 228-го экипажа
4. Фомин И.А. (1985) командир 335-го экипажа
дополнительная информация:
1. Фотография АПЛ К-43 на испытаниях. 1967 год.
2. Фотография АПЛ "Chakra" на маневрах ВМС Индии.
3. Фотография АПЛ "Chakra" в составе ВМС Индии.
4. Фотография АПЛ К-43 на параде в Авачинской губе. 07.1991г.
список источников:
1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В., Котлобовский А. "Подводный щит СССР" ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В., Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
6. Календарь "Подводные лодки России 2006", ФГУП "СПМБМ "Малахит", 2005г.
7. Буслаев В. "Ее звали "Чакра" (http://novostivl.ru/old.php?sstring=&year=&f=st&t=020111st01).
8. Тиренов А.И. "Хождение за три моря", АДВ-Капитал, 2007г.
9. Воспоминания ветеранов ВМФ.
10. Островский М.Л. "История утилизации АПЛ и судов АТО в ОАО "СВРЦ", "Вопросы утилизации АПЛ", №1 (18), 2009г.
11. Костриченко В.В., Айзенберг Б.А. "ВМФ СССР и России. Аварии и катастрофы", ч.1, (подводные лодки), Харьков, 1997г.
12. Осинцев В.В. "Формирование и становление 10-й дивизии подводных лодок".
13. Семёнов В.Н. "История подводных сил России на Дальнем Востоке", т.2, Владивосток, 2012г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2020