К-35, Б-35
проект 675, 675МКВ
300-й экипаж
фотография:
АПЛ Б-35 проекта 675МКВ в акватории СРЗ-10 в г.Полярный. 2004 год.
Фотография из архива Харитонова С.
историческая справка:
1963 год 24 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ;
1964 год 6 января
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ;
1965 год 27 января
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;
1965 год 16 февраля - 1 июня
Швартовые испытания;
1965 год 2 - 4 июня
Заводской выход;
1965 год 5 - 30 июня
Государственные испытания;
1965 год 30 июня
Государственной комиссией подписан акт о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;
1965 год 30 июля
Вошла в состав Северного флота. Зачислена (приказ по соединению - 06.08.1965) в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Западная Лица). Прибыла к месту постоянного базирования;
1965 год 11 декабря
Юрий Гагарин при посещении дивизии выходил в море на К-35. О ПЛ он сказал: "Отличный боевой корабль";
1966 год
Выполнила автономный поход на БС продолжительностью 29 суток;
1965 год - 1967 год
Сформирован 300-й экипаж КрПЛ проекта 675. Зачислен в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1967 год 31 марта
Успешно выполнила ракетную стрельбу. Экипажу объявлена благодарность от руководителей КПСС и государства (Л.И. Брежнева и А.Н. Косыгина);
1968 год
Выполнила ракетную стрельбу совместно с КрПЛ К-74;
1968 год 15 мая
Предположительно 300-й экипаж КрПЛ переформирован во второй экипаж КрПЛ К-35;
1968 год
По итогам года заняла первое место на соединении;
1969 год - 1970 год
Второй экипаж КрПЛ К-35 переформирован в экипаж РПК проекта 667А и перечислен в состав 31-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ.
Возможно это произошло несколько позже и тогда это стал экипаж РПК К-253;
1969 год сентябрь - 1973 год апрель
Находилась в среднем ремонте с заменой ПГ на СРЗ-10 "Шквал" (г.Полярный). Входила в состав 203-й БрСРПЛ БелВМБ;
1973 год
После ремонта перечислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Нерпичья (Западная Лица);
1973 год
Выполнила автономный поход на БС;
1974 год
Выполнила автономный поход на БС с 351-м экипажем на борту (командир - Симонян Г.А.);
1974 год март
Произошел пожар со взрывом баллонов воздуха высокого давления (ВВД);
1975 год
Выполнила автономный поход на БС;
1973 год - 1975 год
Выполнила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 221 сутки;
1975 год 7 декабря
В базе произошел взрыв воздушно-водородной смеси в аккумуляторной яме №2. Пострадали два члена экипажа;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;
1980 год
Перебазирована на губу Ара (Видяево, Мурманская область);
1981 год
Произведена перезарядка активных зон реакторов;
1982 год
Экипаж (командир - Ковальчук П.В.) выполнила задачи БС на борту КрПЛ К-235 (часть экипажа на БС была прикомандирована с К-235);
1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;
1983 год
С 461-м экипажем АПЛ выполнила автономный поход (командир - кап.2р. Захаров В.Н.) на БС продолжительностью 72 суток на Средиземном море;
1984 год
Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (Видяево, Мурманская область);
1984 год декабрь - 1987 год декабрь
Проходила средний ремонт с модернизацией по проекту 675МКВ. По другим, скорее всего ошибочным сведениям, модернизация была проведена в период 01.08.1986-28.09.1990;
1988 год
Занималась отработкой задач БП в море и в базе;
1989 год
Выполнила автономный поход на БС продолжительностью 62 суток;
1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Получила тактически номер Б-35;
1992 год
По заключению ТУ СФ признана не соответствующей силам постоянной готовности;
1993 год 20 июня
Исключена из боевого состава ВМФ в соответствии с директивой ГШ ВМФ. Поставлена на отстой в губе Ара (Видяево, Мурманская область). Перечислена в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава;
1996 год
Хранилась на плаву в губе Ара (Видяево, Мурманская область);
2005 год
Выгружено ОЯТ на ПМ-78;
2005 год - 2006 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ 10" (г.Полярный). Сформирован реакторный трехотсечный блок и поставлен для временного хранения на плаву в ПДХ "Сайда" (губа Сайда). В дальнейшем блок разделан до одноотсечной секции;
2020 год
К этому времени реакторный отсек установлен на стапельное основание для длительного хранения в ПДХ "Сайда".
Всего с момента постройки "К-35" прошла 171646 миль за 19543 ходовых часа.
командиры основного экипажа (в/ч 90998):
1. Бульон Э.Г. (1963-1968)
2. Ефремов А.А. (1968-1971)
3. Морозов Г.В. (1971-12.1973)
4. Мирошников И.Б. (1974-1976)
5. Ковальчук П.В. (1976-1983)
6. Зыков А.В. (1983-1984)
7. Сыроежко В.И. (1984-1988)
8. Васильев В.И. (1988-1992)
9. Челпанов В.Я. (1993-2003)
10. Тараненко А.Э. (2003-2005)
командиры 300-го экипажа (в/ч 87370, до 1968 года) и второго экипажа (в/ч 90998-А):
1. Комаров И.Б. (1967-1968-1969?), с 1968 - второй экипаж
2. Ефименко В.М. (1969?-1970?-1972?)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-35:
1. Симонян Г.А. (1974) командир 351-го экипажа
2. Захаров В.Н. (1983) командир 461-го экипажа
список источников:
1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ «Малахит»", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Статья "Цена небрежности" с сайта http://navycollection.narod.ru/library/mormul/140.htm.
8. Титрибоян Д.И. "На страже полярных глубин".
9. Специальный выпуск ВТА "ТАйфун" №6, Санкт-Петербург, 2008г.
10. Воспоминания ветеранов подводников КСФ.
11. "Корабелы "Звездочки", выпуск 2, Северодвинск, ФГУП "МП "Звездочка".
12. Информация из группы "Экипаж ПЛАРК К-35" на сайте "Одноелассники"
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022