Rambler's Top100 Подводная лодка К-74, Б-74. 47-й экипаж. Проект 675

К-74, Б-74(?)
проект 675
47-й экипаж




фотография:


Подводная лодка К-74

Подводная лодка Б-74 (К-74) проекта 675 в губе Ара. 2004 год.




историческая справка:


1962 год 29 сентября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1963 год 23 июля
Заложена на стапеле цеха №50 ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск как КрПЛ. По другим данным была заложена 27 июля 1963 года;

1964 год 30 сентября
Спущена на воду. Экипаж после формирования и обучения вошел в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1964 год 8 октября - 31 декабря
Швартовые испытания механизмов и оборудования;

1965 год 25 мая
Поднят Военно-морской Флаг СССР. День объявлен годовым праздником корабля;

1965 год 27 - 30 мая
Заводской выход;

1965 год 30 мая - 30 июня
Государственные испытания;

1965 год 30 июня
Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний. Вступила в строй;

1965 год 11 августа
Вошла в состав Северного флота;

1965 год 17 августа
Зачислена в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина (Мурманская область);

1965 год 20 ноября
Отрабатывала задачи в полигонах боевой подготовки СФ. Уверенно выполнив все предусмотренные Курсом боевой подготовки элементы, возвращались в базу. Вдруг маневровое устройство отказалось слушать вахтенного. Ходовой клапан пошел на открытие, и в считанные секунды турбина набрала обороты выше критических. Раздался грохот, весь отсек заволокло туманом. Когда он рассеялся, моряки увидели торчащие из корпуса турбины лопатки. После прибытия в базу был вскрыт главный турбозубчатый агрегат правого борта. Зрелище было печальное: лопаточный аппарат турбины и главный конденсатор полностью оказались разрушены. Комиссия, возглавляемая кап.1р. М.М. Будаевым, стала разбираться в причинах аварии. В итоге было установлено, что причиной разноса главной турбины правого борта явилось попадание в систему ее автоматического управления постороннего предмета, а именно - ветоши;

1965 год
Встала в аварийный ремонт на Северное машиностроительное предприятие (г.Северодвинск) для замены в заводских условиях всего главного турбозубчатого агрегата на новый;

1966 год август - сентябрь
Принимала участие в зачётном тактическом учении 1-й ФлПЛ КСФ в Норвежском море и выполняла практическую ракетную стрельбу по береговой цели ракетой П-5Д за что была награждена грамотой Командующего КСФ;

1966 год октябрь
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Курдасов Е.А.) в Норвежском море;

1966 год
Отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей, пройдено в надводном положении 2281 миля, в подводном положении — 6828 миль;

1967 год февраль - март
Выполнила автономный поход на БС (командир - командир К-166 кап.1р. Устьянцев А.М.) в центральной Атлантике (от Бермудских до Азорских островов);

1967 год
Выполнила РС КР "П-6" по подвижной морской цели и была награждена призом и грамотой ГК ВМФ СССР. По итогам боевой подготовки за 1967 год, безаварийность плавания, высокую готовность боевых постов АПЛ награждена призом Военного Совета КСФ и Переходящим Красным Знаменем Минского областного комитета комсомола, боевая часть-5 признана лучшей на Северном флоте и награждена переходящим призом;

1967 год 23 декабря
Закончено формирование 47-го экипажа (резервный экипаж КрПЛ);

1968 год 15 мая
47-й экипаж КрПЛ переформирован во второй экипаж КрПЛ К-74;

1968 год
Выполнила совместную с КрПЛ К-35 РС по одной цели;

1969 год
Выполнила автономный поход на БС;

1967 год - 1969 год
Выполнила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 100 суток;

1970 год
Предположительно выполнила автономный поход на БС со вторым экипажем на борту. Требует уточнения;

1970 год декабрь - 1973 год ноябрь
Находилась в среднем ремонте на СРЗ «Звездочка» (г.Северодвинск);

1972 год
Расформирован второй экипаж КрПЛ К-74. Предположительно был переформирован в первый экипаж РПК К-457 проекта 667Б;

1973 год
Перебазирована в губу Нерпичья (Западная Лица);

1974 год сентябрь - ноябрь
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Патрушев Ю.Н.) в Средиземное море;

1975 год июнь - сентябрь
Произведена перезарядка активных зон реакторов в Гремихе;

1976 год 22 июня - 30 августа
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Черичён Ю.П.) в Средиземное море;

1976 год
Поздно вечером при стоянке в губа Нерпичья в трюме центрального прорвало трубопровод системы охлаждения провизионной камеры. Фреон заполнил весь трюм и начал подыматся на среднюю палубу. Помощник дежурного по кораблю главный старшина Чугунков (старшина команды трюмных) при полном отсутствии видимости, на ощупь смог перекрыть поступление фреона в отсек. Гл.ст. Чугунков потерял сознание, но его удалось привести в чувство;

1977 год весна
Приняла участие в флотских учениях "Север-77";

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;

1977 год июль - сентябрь
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Черичён Ю.П.) в Средиземное море;

1978 год 15 января
Возвращена в подкласс КрПЛ;

1978 год
Выполнила автономный поход на БС в Средиземное море;

1979 год
Принимала участие в флотских учениях "Океанская охота". Выполнила автономный поход на БС;

1980 год
В составе дивизии перебазирована в губу Ара (Видяево, Мурманская область);

1980 год
Принимала участие в флотских учениях "Океанская охота" и "Эскиз-80". Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Шкирятов О.Т.) в Атлантическом океане;

1974 год - 1980 год
Выполнила задачи 6 автономных походов на БС общей продолжительностью около 330 суток;

1981 год
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Шкирятов О.Т.) в Средиземном море;

1982 год 3 октября - декабрь
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Катаев Е.В., старший - командир КрПЛ К-47 кап.1р. Сиденко В.В.);

1982 год 1 декабря
Переформирована в состав 7-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ;

1982 год декабрь - 1983 год март
Проходила текущий ремонт на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область);

1983 год май - 1987 год август
Проходила средний ремонт с модернизацией на СРЗ-10 (Полярный, Мурманская область). Произведена замена активной зоны;

1988 год 5 января - 6 марта
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.1р. Степанов М.З.) в Средиземное море;

1989 год 30 января - 1 апреля
Выполнила автономный поход на БС (командир - кап.2р. Мамлеев Ю.К.) в Средиземное море;

1989 год
Прошла в подводном положении 13132 мили;

1991 год 13 мая
Призошел несанкционированный аварийный сброс ракеты-мишени. Не были заглушены маршевые двигатели, а мичман БЧ-2 спустился в контейнер и состыковал стартовую цепь - сработал стартовый двигатель, ракета вылетела из контейнера и полетела в сторону штаба флотилии, но зацепилась за электрическую опору и упала на плацу. В результате этого старта ракеты-мишени мичман БЧ-2 Баландин В. погиб;

1991 год 31 декабря
Выведена из боевого состава ВМФ. По другим данным выведена 19.04.1990. Поставлена на отстой в губе Ара (Видяево, Мурманская область);

1992 год 3 июня
Предположительно переименована в Б-74;

1992 год 15 октября
Переформирована в состав 346-го ДнПЛ выведенных из боевого состава с прежним местом хранения;

1996 год
Хранилась на плаву в губе Ара (г.Видяево, Мурманская область);

2004 год
Доставлена для утилизации из губы Ара на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск);

2005 год
Выгружено ОЯТ на ПМ-12;

2006 год
Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Сформирован реакторный трехотсечный блок и поставлен на временное хранение. В дальнейшем (предположительно) блок был разделан до одноотсечной секции, переведен в губу Сайда и поставлен для долговременного хранения на ПДХ "Сайда".

Всего с момента постройки "К-74" выполнила задачи 14 боевых служб и прошла 227803 миль (из них - 211438,4 мили в подводном положении) за 27126 ходовых часов. Было выполнено 19 ракетных и 34 торпедных стрельб.




командиры основного экипажа (в/ч 99784):


1. Курдасов Е.А. (1963-1966-1967?)
2. Симонян Г.А. (1967-1970-1971?)
3. Толоконников М.Г. (1970?-1971-1972)
4. Патрушев Ю.Н. (1972-1975)
5. Черичён Ю.П. (1975-1979)
6. Шкирятов О.Т. (1979-1981-1982?)
7. Катаев В.Е. (1981?-1982-1983-1984?)
8. Степанов М.З. (1983?-1984-1990)
9. Мамлеев Ю.К. (1988-1990)
10. Молоков П.А. (19.04.1990-31.12.1991)
11. Болдырев А. (1992-1993?-199?)


командиры 47-го экипажа (в/ч 31115) и второго экипажа (в/ч 99784-А):


1. Щукин Б.Б. (1967-1969) с 1968 - второй экипаж
2. Крылов (1969-1970)
3. Толоконников М.Г. (1970-1971?)

командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-74:


1. Устьянцев А.М. (1967)командир АПЛ К-166
2. Сиденко В.В. (1982) командир АПЛ К-47, второй командир на БС
3. Мамлеев Ю.К. (1989-1990?) командир АПЛ К-111



дополнительная информация:


1. Список погибших 13.05.1991 года.



список источников:


1. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
2. "Подводные лодки России", т.4, ч.1, ЦКБ МТ "Рубин", Санкт-Петербург, 1996г.
3. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
4. Разлетов Б.К. "История СПМБМ "Малахит", т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г.
5. Справочник, составитель Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки завода № 402 - СМП (1942-2001)", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
6. Данные по соединениям с портала "Подводный Флот России".
7. Воспоминания ветеранов-подводников СФ.
8. "Корабелы "Звездочки", выпуск 2, ФГУП "МП "Звездочка", Северодвинск, 2004г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2022