Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 1851

Проект 18510 "Нельма" (NATO – “X-Ray”) и проект 18511 (NATO - "Paltus").



1. Количество подводных лодок проекта: 3


2. Изображение проекта:


Подводные лодки проекта 18510 и 18511


Источник: Сборник "С.М. Бавилин - создатель уникальных проектов подводных лодок"


Подводная лодка проекта 18510


Модель НИПЛ АС-23 проекта 18510. Автор – Сергей Ставилэ


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

вступления в строй

 ЛЕНИНГРАД: «Ленинградское Адмиралтейское Объединение» (3)

1

 АС-23

01429

25.09.1981

30.10.1983

30.12.1986

 на СРЗ "Звездочка" в отстое
 статус в СМИ не озвучен

2

 АС-21

01430

26.12.1984

29.04.1991

28.12.1991

 постройка по проекту 18511
 статус в СМИ не озвучен

3

 АС-35

01431

20.12.1989

29.09.1994

12.10.1995

 постройка по проекту 18511
 на СРЗ "Звездочка" в ремонте
 статус в СМИ не озвучен


Возможно существует 4-й корпус проекта, заложенный на ЛАО в 90-х годах, и, в дальнейшем, переведенный для достройки на СРЗ "Звездочка".



4. История проекта:


В 80-х годах в г.Ленинград, на заводе «ЛАО», началась постройка серии атомных подводных лодок специального назначения проекта 18510 (шифр "Нельма"), лишенных вооружения. Корабли предназначались, в частности, для проведения глубоководных работ. Корабли оснащены одним реактором мощностью 10 мВт. По классификации NATO они получили обозначение "X-Ray". Все корабли вошли в состав Северного флота. В различных источниках также встречается упоминание о дальнейшем развитии и модернизации - проекте 18511 (NATO - "Paltus").

Дальнейший текст дословно добавлен с новостной ленты сайта "Лента.Ру" от 04.12.2012:

Северодвинский центр судоремонта "Звездочка" возобновил строительство атомной глубоководной специальной станции, которая станет уменьшенным вариантом проекта 10831 "Калитка", известного также как "Лошарик". Как пишет газета "Известия" со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе, название строящейся станции засекречено. Она, также как и "Лошарик", будет использоваться для проведения специальных работ на большой глубине, включая исследование дна в Арктике.

В Министерстве обороны России информацию по строящемуся проекту не комментируют, ссылаясь на секретность сведений. Назначение новой глубоководной станции, также как и назначение "Лошарика" также не раскрываются. В конце октября 2012 года стало известно, что "Лошарик" принял участие в исследовании арктического дна и сборе геологических образцов. В перспективе на основе этих исследований Россия намерена расширить свою арктическую зону свыше 370 километров, оговоренных международной конвенцией ООН.

По словам источника газеты, новая глубоководная станция по своей эффективности не будет уступать "Лошарику". Источник "Известий" в ВМФ России рассказал, что корпус новой станции будет титановым и, так же как и у "Лошарика", полисферическим. Бортовое оборудование с большой долей вероятности будет таким же, как и у станции проекта 10831. Атомный реактор будет новым; его производством занимаются предприятия в Обнинске Калужской области. Носителем новой станции станет доработанная атомная подводная лодка БС-64 "Подмосковье" проекта 667БДРМ "Дельфин".

Между тем, на "Звездочке" находится недостроенная глубоководная станция проекта 1851 "Нельма". На "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге в 1986-1995 годах были построены три таких корабля и заложен четвертый. Последняя "Нельма" в конце 1990-х годов была переведена на завод "Звездочка".


По данным сайта "Википедия": "4 декабря 2012 года появилась информация, что на судостроительном заводе «Звёздочка» в Северодвинске ведутся работы по строительству модернизированной АГС на основе корпуса заложенного в 1990-х годах на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге с адаптацией к новому поколению лодок-носителей типа БС-64 "Подмосковье". Но существует мнение, что на самом деле модернизацию в ходе капитального ремонта проходит АС-23, а 4-го корпуса нет".


5. Схема проекта:


? Нет данных.


6. Дополнительная информация:


1. Информация с сайта "Military Russia".
2. Информация с сайта "Общественное объединение "Союз инженеров флота".


7. Тактико-технические данные проекта:


  водоизмещение  
  нормальное 550 тонн
  полное 1000 тонн
  скорость  
  в подводном положении ? узлов
  глубина погружения  
  рабочая: 1000 метров
  кораблестроительные элементы  
  длина: 40,0 метров
  ширина: 5,3 метра
  осадка: 5,0 метров
  обитаемость  
  экипаж:

? человек

8. Источники:


- Сборник "С.М. Бавилин - создатель уникальных проектов подводных лодок", Санкт-Петербург, 2023г.
- ерехов В.Ю. "История создания в ВМФ России технических средств освоения больших глубин", Санкт-Петербург, 2024г.
- Ильин В.Е., Колесников А.И. "Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
- Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА, №7, 2001г.
- Апальков Ю.В. "Подводные лодки", Галея Принт, Санкт-Петербург, 2006г.
- "Адмиралтейские Верфи" подводному флоту", Гангут, Санкт-Петербург, 2003г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2024