К-69, К-369, Б-369
проект 671
фотография:
АПЛ К-369 проекта 671 у борта ГС "Обь" в районе о.Сокотра (НДР Йемен). 1980 год.
Фотография из Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11.
историческая справка:
1963 год 24 января
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-69;
1964 год 31 января
Заложена на стапеле ССЗ №196 "Судомех" в г.Ленинград;
1964 год - 1965 год
Экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ г.Обнинск;
1966 год
Экипаж проходил стажировку на АПЛ проекта 671 в составе 3-й ДиПЛ в поселке Заозерном. По возвращению со стажировки экипаж вошел в состав 39-й ОБрСПЛ ЛенВМБ;
1967 год 28 декабря
Спущена на воду (по данным завода, по другим данным - 22.12.1967);
1968 год май - июнь
Переведена в доке по внутренним водным системам в г.Северодвинск на СРЗ "Звездочка", где размещалась достроечная база Ново-Адмиралтейского завода, для прохождения сдаточных испытаний. Подчинена командованию 203-й(?) ОБрРПЛ БелВМБ;
1968 год иоль - август
Прошла программу ходовых испытаний. 28.7 в море произошло возгорание щита постоянного тока правого борта в пятом отсеке (причиной возгорания стало короткое замыкание из-за забытого строителями в щите гаечного
ключа. Из-за ряда ошибок сработала аварийная защита обоих реакторов. Однако в дальнейшем благодаря правильным действиям пожар был потушен, а реакторы запушены в рабочем режиме. ПЛ своим ходом вернулась в базу.
Жертв удалось избежать, однако 19 человек из состава сдаточной команды получили отравление угарным газом (всем была оказана своевременная медицинская помощь). На испытаниях реакторы выводились на 100%
мощность и была достигнута максимальная подводная скорость - 32,8 узла (в формуляр занесли - 32,6). На глубоководном погружении была достигнута глубина 320 метров;
1968 год 6 ноября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;
1968 год 9 - 11 ноября
Перешла к постоянному месту базирования на губу Лопаткина (Большая Лопаткина) в Западной Лице;
1968 год 20 декабря
Включена в состав КСФ, вошла в состав 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1969 год июль - сентябрь
Осуществляла слежение за РПК проекта 667А в течение 17 часов. Выполнила задачи БС в течении 2-х месяцев (командир - кап.1р. Кетов Р.А., старший - НШД кап.1р. Воловик Ф.С.) в Северной Атлантике.
30.07 имел место факт столкновения с осуществляющей за ней слежение АПЛ SSN-615 "Gato" ВМС США (командир доложил о столкновении с китом, при столкновении ПЛ качнуло на нос и всё). При осмотре, была обнаружена
на носу ПЛ вмятина диаметром 6-8 метров, защитное покрытие типа "Медуза" имело глубокие продольные разрывы и царапины;
1969 год сентябрь
Принята 289-м экипажем для сдачи задач;
1969 год декабрь
Проведены испытания системы "Турмалин";
1970 год февраль
Приняла участие во флотских учениях "Башня";
1970 год 9 - 12 марта
Выполнила контрольный выход в море (на борту 289-й экипаж, командир - кап.1р. Евдокименко А.М.). Около 3 часов 12 марта в полигоне БП АПЛ всплыла на глубину 40 м., отвернула влево на 45° для прослушивания кормовых курсовых углов левого борта.
После начала циркулировать вправо, раздался удар в верхнюю часть 2-го отсека. Лодка накренились на левый борт на 24°. Затем выровнялась. ПОсле всплытия при осмотре было обнаружено, что ограждение рубки лежит на левом борту, выходя за обводы ПЛ.
Обследование дало такие результаты: верхний рубочный люк из выпуклого стал вогнутым и оказался сдвинут с комингса на половину просвета, перископ, радиоантенна, РЛК согнуты на левый борт, ходовые огни горят, связь с мостиком есть. ПЛ легла в дрейф,
затем была отправлена в базу. По отечественным данным - произошло столкновение с АПЛ SSN-637 "Sturgeon" ВМС США. АПЛ США получила повреждения рубки и серьезные повреждения корпуса (по некоторым данным при аварии погиб 1 человек и ремонт обошелся
более чем в 1,5 млн долларов). Сразу после возвращения в базу К-69 перешла на СРЗ-10 в г.Полярный;
1970 год 19 марта - 21 апреля
Аварийный ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный);
1970 год весна
Принята 166-м экипажем;
1970 год
Выполнила задачи БС с 166-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Анохин В.В.);
1970 год
Заняла первое место на СФ в состязаниях по минным постановкам с 166-м экипажем на борту (командир - кап.1р. Анохин В.В.);
1971 год апрель - май
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Соколов М.Ф., второй командир - кап.1р. Евдокименко А.М., старший на борту - НШД кап.1р. Егоров Г.В.) в Средиземном море;
1972 год
Признана лучшим кораблем дивизии (командир - кап.1р. Соколов М.Ф.);
1973 год февраль
Принята 343-м экипажем для отработки курса задач БП. Из-за болезнии командира ПЛ в море экипаж вышел под командованием командира ПЛ К-370 кап.1р. Морозова В.Г.;
1974 год март
Прибыла на СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный);
1974 год апрель - 1978 год июль
Прошла средний ремонт на СРЗ "Нерпа" (г.Вьюжный);
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ. Переименована в К-369;
1977 год август
Перегрузка активной зоны;
1978 год
343-й экипаж принял от основного экипажа ПЛ, находившуюся на СРЗ "Нерпа" в г.Вьюжный и обеспечил выполнение программ заводских швартовых и государственных ходовых испытаний подводной лодки. ПЛ была принята в боевой состав Северного флота
после завершения среднего ремонта, впервые выполненного СРЗ "Нерпа" на ПЛ проекта 671;
1979 год 28 мая - 19 августа
Выполнила задачи БС в Средиземном море с 426-м экипажем на борту (командир - кап.2р. Мазовка Е.К., старший на борту - командир ПЛ К-323 кап.1р. Стемковский Ю.А.);
1980 год июль - 1981 год 10 февраля
Выполнила задачи БС в Аравийском море и Индийском океане в течении полугода сменными экипажами. Первую половину похода на корабле находился 166-й экипаж (командир - кап.1р. Киселев В.Н.). В период выполнения
поставленных задач в Индийском океане ПЛ зашла с деловым визитом в порт Бейра (Мозамбик). В районе о.Мадагаскар имел место факт навала на ТН "Ахтуба" - ПЛ при швартовке попала под его кормовой подзор и
погнула часть выдвижных устройств. ВУ пришлось заменять в условиях ПМТО на о-ве Дахлак (Эфиопия)в Красном море. В августе 1980 года ПЛ провела испытания на герметичность в Красном море погружением на 85 метров.
После этого была произведена смена экипажа и БС (26 суток) в Индийском океане продолжил 289-й экипаж (командир - кап.2р. Ураев А.К.). Из района БС ПЛ перешла в п.Аден (НДР Йемен) где в течении 12 суток прошла
ППО и ППР, после чего вышла на БС (24 суток) в зоне Оманского залва и Аравийского моря. Покинула район БС по приказанию ЦКП ВМФ и перешла в район стоянки 8-й ОпЭск ТОФ на о.Сокотра (НДР Йемен). В конце декабря
1980 года ПЛ начала переход на Север в пункт постоянного базирования;
1981 год 25 сентября
Переформирована в состав 3-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ;
1981 год декабрь
343-й экипаж принял от основного экипажа ПЛ и убыл на СРЗ10 "Шквал" в г.Полярный для проведения докового ремонта;
1981 год - 1982 год
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) прошла ремонт;
1982 год
343-й экипаж принял ПЛ находившуюся на ремонте на СРЗ-10 в г.Полярный для перевода её к новому месту службы в губу Гремиха (п.Островной). Уже на подходе к Гремихе ПЛ попала в шторм, и
приблизительно треть ограждения кормовой настройки была смыта за борт, так что стали торчать баллоны ВВД и арматура. В Гремихе было принято решение вернуть обратно
БПЛ в завод. Более тщательное обследование корпуса корабля показало, что протекторная защита за время плавания в Индийском океане выработала свой ресурс и коррозия
шла ускоренными темпами, что и дало о себе знать. В Полярном ПЛ была передана основному экипажу К-369;
1982 год - 1985 год 8 апреля
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) прошла средний ремонт. По другим данным ремонт начался 11 декабря 1984 года;
1988 год
На СРЗ-10 в губе Пала (г.Полярный) 343-м экипажем проводились работы по повышению сопротивления изоляции на обратимых преобразователях ПР-501;
1991 год 24 июля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для утилизации (Пр. ККСФ №-0410 от 24.07.1991г.) и в губе Гремиха (г.Островной) поставлена на прикол для долговременного хранения;
1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в Б-369;
1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;
2003 год
Отбуксирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Вошла в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;
2007 год 2 июля
Передана гражданскому экипажу. Утилизирована на ФГУП "СРЗ "Нерпа" с формированием реакторного блока. Предположительно, блок к 2015 году установлен на стапельное основание на ПДХ РО "Сайда" для долговременного хранения.
командиры (в/ч 87477):
1. Кетов Р.А. (12.1962-1969-1970?)
2. Соколов М.Ф. (1969?-1970-1972-1974?)
3. Поливода В.А. (1974-1983-1984?)
4. Шкруднев Ф.Д. (1984?-1985-198?)
5. Лебедев В.Л. (198?-1997)
6. Петров И.Б. (1997-2001)
7. Волков А.Л. (2001-2007)
командиры других экипажей, выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-369 (Б-369):
1. Евдокименко А.М. (1969-1970, 1971) командир 289-го экипажа
2. Анохин В.В. (1970) командир 166-го экипажа
3. Морозов В.Г.. (1973) командир ПЛ К-370
4. Коржев А.Н. (1973, 1978) командир 343-го экипажа
5. Мазовка Е.К. (1979) командир 426-го экипажа
6. Киселев В.Н. (1980) командир 166-го экипажа
7. Ураев А.К. (1980-1981) командир 289-го экипажа
8. Кузнецов М.Ю. (1981-1982) командир 343-го экипажа
9. Крюков А.Н. (1988) командир 343-го экипажа
список источников:
1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В., Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение, №05-06. 2000г.
6. Воспоминания ветеранов подводников СФ.
7. Никитин В.В. "Воспоминания начальника штаба 3-й дивизии ПЛ СФ", ВТА "Тайфун", №2, 2001г.
8. Спецвыпуск ВТА "Тайфун" № 11, 2011г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2021