К-488, Б-488
Проект 671РТ
фотография:
ПЛ К-488 проекта 671РТ
историческая справка:
1973 год 6 февраля
Зачислена в списки кораблей ВМФ СССР;
1973 год 21 февраля
Начало формирования экипажа. Офицерский состав экипажа формировался в основном из выпускников училищ 1973 года, а мичманским составом экипаж укомплектовывался уже в учебном центре в г.Обнинске в 1974 году;
1974 год - 1976 год
Экипаж прошел обучение в УЦ в г.Обниск и стажировку в 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ;
1976 год 15 декабря
Заложена на стапеле судостроительного завода "Красное Сормово" им. А.А.Жданова в г.Горький как крейсерская подводная лодка К-488;
1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу БПЛ;
1977 год 3 сентября - 1978 год 17 мая
Экипаж был подчинен командованию 104-й ОБрСПЛ ВМФ;
1977 год 8 октября
Спущена на воду. Переход на Северный флот (на сдаточную базу "Дубрава" на территории завода СМП в г.Северодвинск) был отложен до весны 1978 года из-за окончания навигации по северным рекам;
1978 год 21 марта
Произведен физический пуск реакторов обоих бортов;
1978 год 17 мая - 10 июня
По внутренним водным системам переведена в г.Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава" на СМП для прохождения заводских ходовых и сдаточных государственных испытаний;
1978 год 4 - 25 июля
Выполнила программу заводских ходовых испытаний;
1978 год 6 - 21 августа
Выполнила программу государственных испытаний. Ответственный сдатчик - Ю.Чукин, сдаточный механик - Ю. Мурашкин;
1978 год 29 сентября
Подписание приемного акта. Вступила в строй ВМФ СССР;
1978 год 10 октября
Прибыла к месту постоянного базирования в Западную Лицу;
1978 год 23 ноября
Вошла в состав Северного флота. Включена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ;
1979 год март - апрель
В марте АПЛ К-488 была запланирована на боевую службу одновременно с ПЛ К-387, но т.к. приказ о вводе в линию экипажа АПЛ К-488 появился бы только в мае, то АПЛ
К-488 принял 246-й экипаж (командир - кап.2р. Костенко О.Н.), а экипаж АПЛ К-488 был разделён на две части. Одна была прикомандирована к 246-му экипажу, другая во главе с командиром
кап.2р. Чулимовым А.И. прикомандирована к АПЛ К-387 (командир капитан 2 ранга Пашук Н.И.). Таким образом, с 13.03.1979 по 11.04.1979 года экипаж АПЛ К-488 на разных кораблях выполнил
задачи первой боевой службы;
1979 год апрель - май
После отработки полного курса задач боевой подготовки, экипаж АПЛ К-488 (командир - кап. 2 р. Чулимов А.И.) вошел в состав сил ПГ;
1979 год май - август
Выполнила задачи БС с 246-м экипажем (командир - кап.2р. Костенко О.Н.) на борту длительностью 90 суток. Это была первая длительная БС для кораблей этого проекта;
1979 год май - октябрь
Экипаж с мая по август несколько раз принимал и передавал АПЛ К-513. В сентябре, получив её с заломленным после заныривания под лёд правым СГР (средним горизонтальным рулём),
провел ремонт и начал подготовку к боевой службе;
1979 год 21 ноября - 1980 год 21 января
Экипаж выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) на АПЛ К-513. На борту находился походный штаб (зам. командира 33-й ДиПЛ кап.1р. Шевченко А.И., зам. нач. ПО кап.2р. Дмитриев Н.П.,
зам НЭМС Пантелеев Л.Н.). Первоначально планировался заход на Кубу в порт Ольгин. Это мероприятие достаточно широко освещалось среди подводников. Офицеры и мичманы готовили белые тужурки, на ПЛ грузилась
тропическая форма, пропагандистская литература на испанском языке, значки, флажки и т.д. Однако, после выхода АПЛ получила изменение плана. АПЛ спустилась к Азорским островам, где произвела слежение за АУГ во главе с
авианосцем "Энтерпрайз", возвращающуюся из Средиземного моря и вела её до Норфолка. Декабрь и январь контролировала выходы из ВМБ (Норфолк, Джексонвилл, Чарльстон). 27 декабря были введены наши войска
в Афганистан, а 28-го АПЛ был назначен контрольный сеанс связи. Двое суток все попытки связаться были безуспешными - глушили помехами. Пришлось отходить на сотню миль на восток и устанавливать связь
через гидрографическое судно "Селигер". В ГШ ВМФ эти двое суток были очень неспокойными;
1980 год февраль - август
Выполнила задачи БС с 534-м экипажем (командир - кап.2р. Кудрявцев В.Б.) и 246-м экипажем (командир - кап.2р. Костенко О.Н.) в Индийском океане длительностью 180 суток. Часть БС экипажи провели на
вспомогательном судне ВМФ "Березина", часть на АПЛ. Смена экипажей осуществлялась в ПМТО ВМФ на о. Дахлак (Эфиопия). С 534-м экипажем на борту осуществила заход в порт Аден (НДРЙ);
1980 год сентябрь
Была принята экипажем АПЛ К-513 (командир - кап.2р. Масалов В.А.). Для улучшения обитаемости в тропических условиях во 2 и 4 отсеках были установлены фреоновые холодильные машины;
1980 год август - сентябрь
Экипаж АПЛ К-488 (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) 3 августа самолётом из Североморска-3 переправлен в Качу, далее в Севастополь. 10 августа вместе с экипажем кап.1р. Ураева А.К. (289-й экипаж
АПЛ 671 проекта) на ПСК "Донбасс" начали переход через Чёрное море, пр.Босфор, Мраморное море, пр.Дарданеллы, Эгейское море, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пр. в г.Аден (Йеменская
Народно-Демократическая Республика). На Аденском рейде 1 сентября экипажи перешли на плавбазу "Магаданский комсомолец" (ТОФ) и вернулись в Красное море на остров Дахлак (Эфиопия). Экипаж АПЛ К-488
26.09.1980 принял АПЛ К-517 (командир - кап.2р. Чеботаревский Р.З., экипаж находился на БС 30.06.1980-05.10.1980);
1980 год 5 октября - 1981 год 10 января
Экипаж АПЛ К-488 выполнил задачи БС (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) на АПЛ К-517 в течении 154 суток (по времени отсутствия экипажа в пункте базирования), осуществляя слежение за авианосными
поисково-ударными группировками в Индийском океане. С 05.10 по 02.11 находилась на патрулировании, с 03.11 по 10.11 - проведен МПР на рейде п. Аден, с 11.11 по 24.11 - второе патрулирование, с 25.11 начался переход в базу.
В р-не Азорских островов получили радио о задержке на 10 суток для контроля движения кораблей вероятного противника через Гибралтар. 10.01.1981 прибыла в базу.;
1981 год 15 апреля - 27 октября
Экипаж К-513 (командир - кап.2р. Масалов В.А.) на АПЛ К-488 выполнил задачи БС (15.04.1981-05.08.1981, даты БС для обоих экипажей даны по времени отсутствия в пункте базирования) в
районе Красного моря с заходом в Мозамбик, Йемен и Эфиопию. Через три месяца после начала похода в ПМТО на о-ве Дахлак была произведена смена экипажей на основной. Экипаж АПЛ К-488
(командир - кап.1р. Чулимов А.И.) 10 июня на плавбазе "Иван Колышкин" вместе с экипажем кап.2р. Шпортько А.Н. (АПЛ К-481 671 проекта из Гремихи) прошли вокруг Европы, Гибралтарский пролив,
Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море на о. Дахлак, куда прибыли 6 июля. 15 июля АПЛ К-488 (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) вышла в Красное море, на ходу пополнив запасы продовольствия
с сухогруза "Борис Бутома", и ещё до Баб-Эль-Мандебского пролива погрузилась для продолжения БС (10.06.1981-27.10.1981, 12.08-20.08 МПР в п.Аден НДРЙ), осуществляя слежение за авианосными поисково-ударными группировками в Индийском океане. Плановый
переход домой затянулся на 2 недели. В Атлантике была получена команда зайти в Луанду (Ангола). В это время армия ЮАР двумя колоннами рвалась в Луанду, а их наступление сдерживал кубинский экспедиционный корпус. СССР обозначил
свою твёрдую позицию в отношении ангольского вопроса вводом кроме сухопутного спецназа группировки кораблей в составе: БПК, ПЛА, БДК, ПМ. Наступление юаровской армии прекратилось и начались переговоры. На борту
АПЛ К-488 побывал Полномочный посол СССР в Республике Ангола Тимофеев. От имени Советского Правительства он вручил командиру АПЛ кап.1р. Чулимову А.И. орден "Красной звезды".
1981 год
По итогам года экипаж (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) объявлен "отличным";
1982 год февраль - май
ПЛ приводилась в порядок на СРЗ-10 (г.Полярный) после 2-х лет интенсивного использования в Индийском океане, проходила поддерживающий ремонт в т.ч. доковый ремонт по ремонту надстройки;
1982 год май
Принята 172-м экипажем (командир - кап.1р. Малацион С.П.) для подготовки к БС;
1982 год август - октябрь
172-й экипаж (командир - кап.1р. Малацион С.П.) на АПЛ К-488 выполнил задачи БС продолжительностью 67 суток;
1982 год октябрь
КБР АПЛ К-488 (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) на АПЛ К-387 завоевал приз Главкома за лучшую торпедную атаку ОБК;
1982 год ноябрь
Принята основным экипажем (командир - кап.1р. Чулимов А.И.). Провели МПР в губе Малая Лопаткина на ПРЗ-7;
1983 год 15 января - 4 апреля
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) длительностью 80 суток. АПЛ обеспечивала дальнее противолодочное охранение первой боевой службы ТАПКСН ТК-208 проекта 941;
1984 год март - апрель
Проходила доковый ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;
1984 год июнь
Осуществила глубоководное погружение. В результате был раздавлен обтекатель выгородки ГАС;
1984 год 18 июля - 11 декабря
На СРЗ "Нерпа" в бухте Кут губы Оленья (пос.Вьюжный) в доке "Паллада" проходила аварийный ремонт обтекателя ГАС;
1985 год 30 мая - 10 августа
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Чулимов А.И.) длительностью 73 суток. Участвовала в операции "Апорт" в группе из 5 АПЛ по вскрытию районов патрулирования ракетных и многоцелевых АПЛ ВМС стран НАТО и выявлению тактических
приемов сил ПЛО вероятного противника к северу от Ньюфаундлендской банки;
1985 год октябрь
Перечислена в состав формирующейся 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ КСФ;
1985 год 6 декабря
Прибыла к новому месту базирования в бухту Ягельная губы Сайда;
1986 год осень
Начата операция № 1 (перегрузка активной зоны реакторов) на СРЗ-10 в г.Полярный;
1987 год апрель
Физический пуск реакторов после перегрузки активных зон;
1987 год май
При прострелке ТА произошло поступление забортной воды в аккумуляторную яму правого борта через прокорродировавший настил из ТЗЦ (торпедозаместительной цистерны), располагающейся под АЯ. При обследовании прочного корпуса изнутри ТЗЦ
выявлены множественные трещины длиной до полуметра от 0 до 33 шпангоута на правый борт от диаметральной плоскости. При толщине прочного корпуса 33 мм глубина трещин доходила до 30 мм. Было 2 версии причины разрушения ПК. Во-первых,
сказалось интенсивное использование ПЛ в Индийском океане. Солёность морской воды там более чем в 1,5 раза выше, чем в северных морях (в 1982 году во время докового ремонта на ПЛ была заменена часть ограждения рубки и легкого корпуса,
изготовленные из маломагнитной стали, которая просто расслаивалась). Вторая версия - нарушение технологии при изготовлении обечаек на заводе "Красное Сормово". По воспоминаниям ветеранов, из 4 заказов, построенных там, на 3-х забортная
вода находила путь внутрь корпуса (на АПЛ К-387 над реакторным отсеком, на АПЛ К-467 на пульте ГЭУ);
1988 год ноябрь
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ 11-й ФлПЛ КСФ. Однако перехода в Гремиху подводная лодка не совершала, т.к. нуждалась в ремонте;
1988 год - 1989 год
Проводился текущий ремонт на СРЗ-10 (г.Полярный). За этот период несколько комиссий из ГТУ, проектанты, изготовители и прочие отрабатывали возможность ремонта. Было принято решение о частичной замене прочного корпуса в условиях дока.
Времени для этого отводилось 9 месяцев. Но недостаток финансирования и общий развал в стране привел к тому, что ремонт так и не начался, а АПЛ К-488 больше с СРЗ-10 так и не вышла;
1992 год 3 июня
Отнесена к подклассу АБПЛ. Переименована в Б-488;
1993 год 30 июня
В соответсвии с приказом ГК ВМФ № 055 от 20.06.1993г. исключена из состава ВМФ России в связи со сдачей в ОРВИ для демонтажа и утилизации;
2001 год 6 июня
Торжественно спущен флаг. За время службы в ВМФ выполнила 9 БС. Передана гражданскому экипажу ФГУП "10 СРЗ" (г.Полярный);
2001 год - 2002 год)
Утилизирована с формированием трехотсечного реакторного блока. В дальнейшем блок был переведен в губу Сайда для временного хранения на плаву;
2015 год январь
Блок находился в губе Сайда;
2015 год 15 марта
Блок поднят с воды и разделан до одноотсечной секции;
2015 год 22 мая
Окончательно сформирован для долговременного хранения;
2015 год 10 августа
Обследован после формирования и подготовки к длительному хранению. Установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда.
командиры (в/ч 95465):
1. Фалеев О.М. (1973-1976) командиры других экипажей выполнявших учебно-боевые задачи на АПЛ К-488:
1. Костенко В.А. (1979, 1980) командир 246-го экипажа список источников:
1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", Наваль коллекция, №7, 2001г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн и верстка Николаев А.С.© 2002-2024
2. Чулимов А.И. (26.06.1976-1987)
3. Королев В.И. (08.1987-22.09.1988)
4. Мамонов В.П. (12.1988-2002)
2. Кудрявцев В.Б. (1980) командир 534-го экипажа
3. Масалов В.А. (1981) командир АПЛ К-513
4. Малацион С.П. (1982) командир 172-го экипажа
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.2, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Демьяновский В. Котлобовский А. "Подводный щит СССР", ч.1, Майор, 2003г.
5. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06,2000г.
6. Воспомнания ветеранов подводников.
7. Специальный выпуск №1 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2003г.
8. Специальный выпуск №10 ВТА "Тайфун", Санкт-Петербург, 2010г.
Подборка материала Шевченко И.И.© 2016-2017