К-278, "Комсомолец"
604-й экипаж
проект 685
фотография:
ПЛ К-278 проекта 685 на испытаниях.
историческая справка:
1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ;
1976 год
Сформирован экипаж АПЛ К-278;
1978 год 22 апреля
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как КрПЛ;
1978 год 25 июля
Переклассифицирована в большую ПЛ;
1981 год - 1982 год
Экипаж прошел обучение в учебном центре ВМФ в г.Сосновый Бор Ленинградской области;
1983 год 30 мая
Торжественно выведена из цеха;
1983 год 3 июня
Спущена на воду;
1983 год июль - август
Проведены швартовые испытания;
1983 год август - декабрь
Выполнила программу всех этапов заводских и государственных испытаний. 1 ноября 1983 при проведении заводских ходовых испытаний на перископной глубине произошло несанкционированное отделение всплывающей спасательной камеры,
однако и это не помешало продолжить испытания;
1983 год 28 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй и была передана в опытную эксплуатацию. Опытная эксплуатация предусматривала два этапа: на первом этапе ПЛ находилась в Северодвинске, продолжались некоторые испытания, затем ревизия всех механизмов и
технических средств с устранением заводом выявленных замечаний;
1984 год 18 января
Включена в состав 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Малая Лопаткина;
1984 год май
Сформирован резервный 604-й экипаж АПЛ К-278;
1984 год июнь - 1985 год ноябрь
604-й экипаж прошел обучение в учебном центре ВМФ в г.Сосновый Бор Ленинградской области;
1984 год август
Торжественно поднят Военно-морской флаг;
1984 год 14 декабря
Прибыла к постоянному месту базирования, к этому времени наплаванность корабля составляла 107 ходовых суток, в том числе около двух
месяцев плавания без гражданских специалистов на борту. В соответствии с совместным решением ВМФ и Минсудпрома руководство опытной эксплуатации поручено
председателю комиссии – командующему 1 флотилии подводных лодок – и проводилось по разработанной Главкоматом ВМФ и Мидсудпромом специальной программе;
1985 год 29 июня
Экипаж сдал курсовые задачи, был введен в состав перволинейных кораблей постоянной боеготовности и начал подготовку к глубоководному погружению;
1985 год июль
В губе Западная Лица проведены испытания отстыковки вслывающей камеры;
1985 год 31 июля - 7 августа
Глубоководные испытания. 31 июля вышла в Норвежское море для проведения глубоководных испытаний (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А., старший на борту - ком. 1-й ФлПЛ в.-а. Чернов Е.Д.).
4 августа выполнила программу глубоководного погружения. На борту находился Главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., технический руководитель погружения первый
заместитель главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П. В 12.43 АПЛ погрузилась на глубину 1000
метров и оставалась там 51 минуту, достигнув максимальной глубины 1027 метров. При всплытии на 800 метрах выполнила прострелку торпедных аппаратов болванками.
7 августа вернулась в пункт базирования, на пирсе АПЛ встречал командующий Краснознаменным Северным флотом адмирал Капитанец И.М. Поздравив всех с успешным проведением главных испытаний,
он назвал экипаж – «экипажем героев». Приказал представить всех его членов к государственным наградам. Наградные листы на членов экипажа были оформлены и доложены командующему Флотом.
Командир ПЛ Зеленский Ю.А. был представлен к присвоению ему звания Герой Советского Союза. Однако, награждение героев-подводников так и не состоялось. Как написал в своей книге "Тайны
подводных катастроф" Чернов Е.Д., против этого возразили политуправления флота и ВМФ. Политработники не увидели в покорении боевой ПЛ километровой глубины — заслуги экипажа;
1985 год август - ноябрь
Ревизия механизмов на ПО "Севмашпредприятие" в г.Северодвинск;
1985 год ноябрь
Резервный 604-й экипаж прибыл к постоянному месту дислокации в губу Малая Лопаткина (Мурманск-150);
1985 год декабрь
Выполнена доковая операция на СРЗ-10 в г.Полярный для ремонта штока лага;
1985 год 30 декабря
Выведена из дока и перешла из губы Пала к месту постоянного базирования в губу Лопаткина;
1986 год
В период опытных тактических учений выполнила в Норвежском море испытания аварийной газогенераторной системы всплытием с рабочей глубины 800 метров;
1986 год 30 ноября - 1987 год 28 февраля
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А, старший - ЗКД кап.1р. Богатырев А.С.);
1987 год июнь
Закончена опытная эксплуатация, принята в эксплуатацию по прямому назначению;
1987 год август - октябрь
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.1р. Зеленский Ю.А). В период выполнения задач боевой службы, 25 сентября совершила кратковременный заход в пункт базирования
для передачи на берег ИГАГ-1 ст.л-та Диденко Ю.Н., в связи с обострением у него симптомов сердечной недостаточности;
1988 год
Корабль получил звание "отличный". В период с 1986 по 1988 годы ПЛ более 450 суток находилось в море, выполняя задачи боевой службы, боевой и тактической подготовки;
1989 год 31 января
Получила почетное наименование «Комсомолец»;
1989 года 28 февраля
Вышла на боевую службу с 604 экипажем на борту (командир - кап.1р. Ванин Е.А.);
1989 год 7 апреля
Погибла при возвращении с боевой службы в Норвежском море. Подводная лодка шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов, когда около 11.00 в 7-м отсеке возник очаг
пожара, истинная причина которого так и осталась не установленной. В 11.12 на лодке была объявлена аварийная тревога, лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин
ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на
глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда, продуть группу
ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл
разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к
перерастанию локального пожара в объёмный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла
главной машины, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16
лодка всплыла на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта в 3
отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита ядерного реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание
перешло на аккумуляторную батарею. Была подана команда запустить аварийный дизель-генератор, которую экипаж выполнял в течении двух с лишним часов. В 11 час 37 мин
был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за разрушения систем гидравлики в этот момент выдвижные устройства начали опускаться под собственным весом,
возможно, в этом заключается причина ненадёжности передачи аварийного сигнала - на берегу он был принят и расшифрован лишь после 8 раза, в 12 час 19 мин. Тем временем
через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт.
Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха
под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения - личный состав начинает выходить
из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков. С опозданием подана команда - переключиться в ИДА,
однако в экипаже уже появились первые жертвы. В 12.39 к месту аварии вылетает патрульный Ил-38, а в 13 час 20 мин командование Северного флота передаёт координаты
лодки на плавбазу "Алексей Хлобыстов", которая выходит к месту аварии. В 14.40 установлен визуальный контакт с самолетом Ил-38. На лодке всё это время продолжались
попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на
правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ и воздуха высокого давления. К 16.30 ситуация начала стремительно
обостряться и в 16.40 по кораблю был отдан приказ готовиться к эвакуации лодки, приготовить ВСК, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты,
однако удалось спустить на воду лишь один из них. В 17.08 лодка с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула на глубине 1858 метров в точке с
координатами 73°43'17 с.ш. 13°15'51 в.д. Вместе с кораблем в районе затопления утонуло 23 члена экипажа. В воде оказались 59 человек, пятеро, включая командира лодки,
остались в ВСК, из них после всплытия камеры выжил лишь один человек, а камера затонула. Всего погибло 42 подводника, тела 16 погибших и оставшиеся в живых были
подняты на борт рыбопромысловой базы «Алексей Хлобыстов» и промыслового судна «Ома». Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится -
руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных
действиях экипажа. Однако очень тяжело судить о правильности или ошибочности действий экипажа, попавшего в экстремальную ситуацию. 12.05.1989 все члены экипажа были награждены
орденом "Красного Знамени";
1989 год 17 - 26 мая
Первая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. 27 апреля 1989 года НИС
«Академик Мстислав Келдыш» прервал работы в Атлантике и вышел в Норвежское море. Перед экипажами были поставлены задачи: выяснить причины пожара в кормовом отсеке, оценить степень разрушения легкого и прочного корпусов, определить скорость
и направление течения у затонувшей лодки, измерить утечку радионуклидов из реактора, оседание их в грунте и растворение в воде, проверить глубину коррозии оболочки, состояние плутониевых боеголовок. Источниками радиационной опасности на АПЛ
являлись ядерный реактор, охлаждаемый водой под давлением, и две ядерные торпедо-ракеты, содержащие около 6 кг плутония. Затонувшую ПЛ нашли локатором кругового обзора, установленном на буксируемом аппарате Института экспериментальных
подводных технологий ДВНЦ АН. Буксировку осуществляло научно-исследовательское судно «Персей». Помимо ПЛ, находящейся в миле от места ухода под воду, были обнаружены еще две малоразмерные цели. В районе поиска с борта
научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» опустили 5 донных маяков-ответчиков. Затем под воду пошел "Мир-1" (И.Е. Михальцев, А.М. Сагалевич и Д.В. Васильев). 11-часовой поиск с помощью
локатора кругового обзора, при очень плохой видимости, положительного результата не дал. Последующее сравнение определений навигационных систем «Персея» и «Академика Мстислава Келдыша» дало расхождение в 600 м. Корректировка
целей на карте помогла экипажу "Мир-2" (Е.С. Черняев, Н.Л. Шашков, М.В. Фалин) довольно быстро выйти на лодку. Пилотский датчик показывал глубину 1690 м. Лодка лежала на склоне с уклоном 0,5°. Судя по типу
разрушений легкого корпуса и профилю грунта, лодка сначала ударилась о грунт носовой частью, а затем на дно опустилось хвостовое оперение. В пяти метрах от носовой части образовался двухметровый вал, вдоль бортов — небольшие рвы.
Лодка лежала с дифферентом 2° и креном 0,5° на правый борт, курсом 9°. Корпус лодки заглубился в мягкий грунт в среднем на 2 м. Видимые разрушения были в носовой части. В 700 м от лодки гидронавты обнаружили спасательную камеру —
вторую цель. Третья цель была идентифицирована как нераскрывшийся спасательный плот. Первый экипаж на "Мир-1" в третьем погружении практически повторил программу второго погружения, правда, не обошлось без
происшествия. Удары о корпус лодки при очень сильном придонном течении вывели из строя маршевый двигатель. Замеренный радиационный фон в непосредственной близости от лодки и на поверхности моря не превышал естественного и
составил 20 микрорентген в час;
1989 год 1 декабря
Расформирован 604-й экипаж АПЛ;
1990 год 6 июня
Исключена из состава ВМФ. Расформирован основной экипаж;
1991 год август - сентябрь
Вторая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты
совершили шесть погружений. В экспедиции использовался буксируемый аппарат Института океанологии «Звук» с локатором кругового обзора. С его помощью были уточнены координаты местоположения АПЛ и ВСК. Внешний осмотр, видеозаписи и
фотографии дали возможность получить представление о состоянии лодки. Легкий корпус в средней и кормовой частях повреждений практически не имел. В районе 7 отсека по правому
борту металл легкого корпуса был открыт, отслоившееся во время пожара резиновое покрытие отсутствовало. Не было на месте и кормовой подпалубной телекамеры. Волнорезные щиты шести торпедных аппаратов приоткрыты. Прочный корпус сильно
поврежден в районе от носа до рубки. Разрушения наблюдались по правому борту в нижней части носовой оконечности около обтекателя гидроакустической антенны и в верхней части в районе рубки; около аварийного буя; и самые значительные
— по всему периметру прочного корпуса в районе расположения горизонтальных рулей и их приводов. В результате последующего анализа картины разрушений прочного корпуса специалисты сделали заключение о том, что взрыв, произошедший за
несколько мгновений до отделения ВСК, имел очень большую силу и соизмерим только с взрывом торпеды. Кормовая палуба, кормовые стабилизаторы и лопасти винта видимых повреждений не имели. Всего экспедиция в районе работ провела 14
суток, из них под водой 66 часов 33 минуты. Было снято 10 часов видеозаписи, сделано около 100 фотоснимков, взято 32 пробы воды и грунта у корпуса АПЛ;
1992 год
Третья экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты
совершили шесть погружений глубоководных обитаемых аппаратов. Как и в предыдущей экспедиции, аппараты оснащались измерительными приборами: гамма-спектрометром,
измерителями радиоактивности, а также пробоотборниками воды и грунта. В различных местах на лодке устанавливались сорбенты для определения концентрации радионуклидов урана-235 и плутония-239. Буйковые и донные станции
измеряли на разных горизонтах температуру и скорость течений. Было ясно, что морская вода способствует коррозии локализирующих оболочек ядерных зарядов. Частицы продуктов коррозии плутония могут выйти из АПЛ, в частности — из
открытых крышек торпедных аппаратов. Было принято решение подготовиться к исследованию различных вариантов герметизации носового отсека в экспедициях следующего года;
1993 год август
Четвертая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "МирР-2" на борту к месту гибели АПЛ. Аппараты проводили
испытания различных вариантов заливки для носовой части в 16 погружениях экспедиции. Стоимость работ по полной консервации лодки застывающим компаундом оценивалась в 15 млн. долларов. Эту работу планировалось провести в следующем — 1994 году.
Одной из важных подводных операций, проведенных экипажами "Мир-1" и "Мир-2" была попытка поднять со дна всплывающую спасательную камеру. В подъеме принимали участие научно-исследовательское судно "Академик
Мстислав Келдыш" и киллектор Северного флота КИЛ-164. 26 - 27 августа аппараты "Мир-1" (командир - А.М. Сагалевич) и "Мир-2" (командир - В.А. Нищета) смогли обеспечить захват и крепление камеры. В 7.41
27 августа начался подъем камеры. В 12.30 корма киллектора взлетела на крупной волне на высоту около 4 м, резко пошла вниз и снова поднялась на ту же высоту. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см. сложился в узел и
оборвался. Камера в этот момент находилась на глубине 190 м. В этой ситуации оставалось только зафиксировать координаты ухода камеры: 73°43'25" с. ш.; 13°05'55" в.д.;
1994 год
Пятая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. По координатам утери ВСК локатор
буксируемого аппарата «Звук» обнаружил ВСК, а затем "Мир-2" вышел к камере, лежащей на грунте. После ее осмотра стало ясно, что устройство с кольцом по-прежнему находится внутри и готово для нового подъема ВСК. В экспедиции
были выполнены задачи первых этапов герметизации носового отсека. Первый этап герметизации заключался в закрытии шести открытых волнорезных щитов торпедных аппаратов и отверстий в носовой части АПЛ. Для этого ЦКБ «Рубин» изготовило 9
титановых заглушек, 6 заглушек меньшего размера и кронштейны-защелки для крепления заглушек, специально сконструированные для этой операции. Подводные аппараты доставили 7 больших заглушек диаметром 2 м, 3 заглушки-крышки и 12 кронштейнов для
открытых волнорезных щитов. Эта непростая операция велась в условиях сильного сноса течением, когда аппарат необходимо было удерживать в нескольких сантиметрах от носовой оконечности АПЛ. Затем 6 заглушек установили на кронштейны,
7-я заглушка осталась рядом с лодкой на грунте как запасная. Тремя заглушками-крышками закрыли отверстия в носовой оконечности лодки. Конструкция одной из заглушек торпедных аппаратов предусматривала возможность отбора проб воды из лодки.
Начальник Главного управления по проведению работ на морях и водных акваториях Министерства по ЧС контр-адмирал М.Г. Толоконников заявил по итогам экспедиции: «Специалисты пришли к выводу, что лучше всего не трогать лодку. При подъеме она
может разрушиться»;
1995 год лето
Шестая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. Продолжение работ по герметизации
носового отсека. Наблюдения и съемка носовой части лодки, проведенные в 1994 году при помощи выдвижных устройств аппаратов со светильником и миниатюрной цветной телекамерой, позволили определить характер разрушений внутри прочного корпуса:
носовая и кормовая части 1 отсека завалены металлическими конструкциями, переборка отсека разрушена, левый верхний торпедный аппарат также разрушен. Прочный корпус фактически разломлен в районе расположения горизонтальных рулей. Этапу подводных
работ предшествовал инженерно-технический, когда были изготовлены специальные ферменные раскрывающиеся диафрагмы, многосекционные складные пластыри из прочного армированного материала, рулонные пластыри, заглушки, эластичные мешки и автономные
гидравлические станции для заполнения мешков водой. Доставка всего этого оборудования, размеры которого часто были соизмеримы с размерами самих аппаратов, осуществлялась подводными аппаратами в несколько этапов. После этого начинались сложные
«хирургические» операции. Прежде всего в разлом корпуса установили две ферменные диафрагмы, перед ними раскрыли диафрагму «зонтик». Перекрытый объем носовой части был заполнен 19 эластичными мешками емкостью по 3 м3 каждый. Гидравлические
автономные станции, работающие от аккумуляторов и установленные на палубе лодки, закачивали в них воду. 4-5-секционные пластыри, закрепленные зажимами на леерах палубы, были развернуты по бортам. Они закрыли отверстия и плотно обтянули борта
лодки, так как к их нижним секциям подвесили тяжелые грузы. Люк штокового устройства и решетки вентиляции были заглушены крышками из титана. Внутрь изолированного объема заложили более 100 пакетов с химическим веществом, способным уничтожить
микроорганизмы, выносящие из лодки радионуклиды. Для отбора из воды плутония в носовой части разместили молекулярные сита. Измерение скорости потока внутри носовой части лодки до и после окончания монтажа показало, что скорость потока уменьшилась
в 10 раз и составила 0,5 см/с. Понадобилось 19 погружений аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" для герметизации носовой части лодки. Параллельно велись научные наблюдения и измерения. Результаты этих измерений говорят о
стабильной обстановке в районе реактора. Данные по измерениям концентрации цезия-137 в трубе вентиляции реакторного отсека позволяют сделать вывод: тепловыделяющие элементы не начали разрушаться;
1998 год июль
Седьмая экспедиция научно-исследовательского судна Академии наук «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными аппаратами "Мир-1" и "Мир-2" на борту к месту гибели АПЛ. "Мир-2" ( Е.С. Черняев, И.В.
Пономарев, Н.В. Пименов) прошел над палубой и далее работал в районе рубки. Гидронавты взяли образцы воды вместе с микроорганизмами специальным засасывающим устройством — «слэпганом». Затем "Мир-2" опустился на грунт в носовой части
лодки, где были взяты пробы осадка. Записывающих станций, установленных аппаратами возле лодки еще в 1995 году, обнаружено не было, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Нашли и забрали в бункер лишь измеритель течения. В это время
"Мир-1" (А.М. Сагалевич, Д.В. Войтов, К.К. Родионов) вышел в район реакторного отсека, где с 1995 года стоял гамма-спектрометр. И здесь от прибора остались только якорь и кусок фала. Первое впечатление было такое, что приборы сняты
или срезаны с помощью других подводных аппаратов, может быть, и необитаемых телеуправляемых роботов. Осмотр герметизирующиx элементов в носовой части лодки, подвергшейся наибольшим разрушениям, показал, что все конструкции, в том числе и титановые
заглушки, остались на своих местах. Но морская вода и время не пощадили алюминиевые части конструкций, установленных в месте разлома. В результате электрохимических реакций они были разрушены. До сих пор остается открытым вопрос о подъеме АПЛ
К-278 и ВСК со дна Норвежского моря. Для решения этого вопроса нужен взвешенный подход и тщательные рассчеты специалистов по подъему нестандартных объектов с больших глубин. Стоимость такой операции оценивается сотнями миллионов
долларов;
2007 год март
Была проведена российская экспедиция по осмотру затонувшей АПЛ;
2019 год июль
Ученые из России и Норвегии обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей АПЛ в сто тысяч раз. Об этом телеканалу TV2 сообщила руководитель экспедиции Хильда Элиза Хелдаль. Исследовательское судно «G.O. Sars» отправилось из Тромсё, чтобы
выяснить экологическую обстановку и произвести замеры уровней загрязнения. В экспедиции принимали участие специалисты из ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости с реактором. Хелдаль отметила, что данные о превышении уровня радиации в сто тысяч раз
предварительные. «Мы рассмотрим образцы более тщательно, когда вернемся домой», — заявила она. Ученый подчеркнула, что утечка радиации не представляет угрозу для рыболовства в этом районе. Однако ее уровень оказался выше зафиксированного российскими
учеными в ходе предыдущей экспедиции в 2007 году. Исследователи применили спускаемый подводный аппарат AEGIR 6000, который может добраться до обломков лодки и передать изображение на судно.
командир основного экипажа (в/ч 69199):
1. Зеленский Ю.А. (03.1981-31.12.1989)
командир 604-го экипажа (в/ч 09640):
1. Ванин Е.А. (1984-07.04.1989)
список источников:
1. Александров Ю.И., Гусев А.Н. "Боевые корабли на рубеже XX-XXI веков" ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2000г.
2. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
3. Апальков Ю.В. "Подводные лодки" т.1 ч.1, "Галея Принт", Санкт-Петербург, 2002г.
4. Информация о соединениях с портала "Подводный Флот России".
5. "Отечественные подводные лодки. Проектирование и строительство" под общей редакцией академика РАН В.М. Пашина, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, Санкт-Петербург, 2004г.
6. Спирихин С.А. "НК, суда и ПЛ постройки ССЗ №402 - СМП (1942-2001)", ПО "Севмаш", Правда Севера, Архангельск, 2004г.
7. Войтов Д.В. "Подводные обитаемы аппраты", Астрель, АСТ, Москва, 2002г.
8. Информация с сайта www.submarine.id.ru.
9. Информация с сайта новостных агентств.
Воспроизводство
страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.
© 2002-2022 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without
express written permission of author is prohibited.