Rambler's Top100 Подводная лодка К-123, Б-123. Проект 705К

К-123, Б-123
168-й и 632-й экипаж
595-й технический экипаж
проект 705К




фотография:


Подводная лодка Б-123


АБПЛ "Б-123" в доке на ФГУП СРЗ "Нерпа", 26.07.2006. Фотография Д. Булкина.




историческая справка:


1962 год 16 октября
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1967 год 29 декабря
Заложена на стапеле цеха № 42 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как головная крейсерская подводная лодка проекта 705К;

1967 год
Сформирован 168-й экипаж как второй экипаж ПЛ К-123, однако в дальнейшем жесткой привязки к этому кораблю у экипажа не было;

1972 год
Остановка всех работ до выяснения причин аварии на КрПЛ К-64 проекта 705;

1973 год 5 мая
Основной экипаж начал межпоходовую подготовку в 270-м УЦ ВМФ в г.Сосновый Бор;

1974 год апрель
Возобновление строительства;

1976 год 4 апреля
Выведена из цеха;

1976 год 9 апреля
Спущена на воду и поставлена к достроечной стенке завода. Входила в состав 339-й ОБрСПЛ БелВМБ;

1976 год 28 ноября
Произведен физический пуск реактора;

1977 год 25 июля
Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1977 год 13 августа
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1977 год 13 августа - 5 октября
Проведены заводские ходовые испытания в акватории Белого моря;

1977 год 26 октября - 12 декабря
Проведены государственные испытания в акватории Белого моря;

1977 год 12 декабря
Подписан приемный акт, вступила в строй;

1978 год 17 февраля
Вошла в состав Краснознаменного Северного флота. Включена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Лопаткина;

1978 год 1 августа
Перечислена в состав вновь сформированной 6-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Западная Лица;

1978 год август
Впервые приняла участие в показе по плану мероприятия «Кумжа» в губе Сайда;

1978 год декабрь
По итогам года экипаж занял 1-е место по боевой и политической подготовке среди экипажей дивизии;

1979 год 17 марта
Введена в состав сил постоянной готовности с основным экипажем;

1979 год 5 - 12 апреля
Приняла участвие в КШУ «Разбег-79»;

1979 год апрель - май
Первой среди лодок своего типа выполнила задачи автономной БС под командованием кап.1р. Аббасова А.У., старший на борту - КД кап.1р. Волков В.Я.;

1979 год сентябрь
По плану государственных испытаний выполнила глубоководное погружение на предельную глубину 400 метров в Норвежском море;

1979 год
Выполнила задачи БС с экипажем ПЛ К-316 под командованием кап.1р. Бойко А.П., старший на борту - НШ кап.1р. Маргулис П.М.;

1980 год 25 января - 16 марта
Выполнила задачи БС (командир - кап.1р. Гайдук В.В., старший на борту - НШ кап.1р. Маргулис П.М.) с оценкой «отлично». В ходе похода ПЛ отрабатывала приледнение и выполнила слежение за иностранной ПЛ, прекращенное по приказанию КП флота;

1980 год декабрь
По итогам года экипаж занял 1-е место по боевой и политической подготовке среди экипажей дивизии;

1981 год
Экипаж "К-123" выполнил задачи автономной БС на АПЛ К-432 с оценкой «отлично»;

1981 год апрель
Совместно с ПЛ К-432 и К-373 по плану учений «Север-81» выполнила задачи слежения за ПЛ с оценкой с оценкой «отлично», а по результатам похода объявлена «отличным» кораблем Краснознаменного Северного флота;

1981 год 15 - 25 августа
Экипаж "К-123" участвовал на АПЛ К-432 в поисковой операции "Бетон" в Баренцевом море;

1981 год 11 сентября
По техническому состоянию выведена в резерв 2-й категории;

1981 год 12 октября
Экипаж "К-123" перевел АПЛ К-432 в г. Северодвинск для внепланового краткосрочного ремонта;

1981 год 13 октября
Введена в состав сил постоянной готовности;

1981 год декабрь
Первый состав экипажа за освоение новой техники награжден орденами и медалями, а первый командир ПЛ кап.1р. Аббасов А.У. удостоен звания Героя Советского Союза;

1982 год 15 марта
Вышла на БС с 537-м экипажем под командованием кап. 1 ранга Булгакова В.Т. (старший на борту - кап. 1 ранга Гринкевич В.В.);

1982 год 5 апреля
На пульте управления ГЭУ сработала сигнализация о наличии верхнего уровня воды в аварийном конденсаторе, вода из которого удалялась по штатной схеме. Начался поиск текущего парогенератора. Предварительная проверка показала, что парогенератор правого борта имеет межконтурную неплотность. Парогенератор левого борта явных признаков течи не показал, исходя из этого парогенератор правого борта был отключен в соответствии с требованиями эксплуатационной документации;

1982 год 8 апреля
Для уточнения факта течи был введен в работу отключенный 5 апреля парогенератор, в результате чего произошла авария ГЭУ с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек и ухудшение радиационной обстановки, ПЛ лишилась хода, всплыла в надводное положение, энергоустановка была переведена в режим расхолаживания, сплав теплоносителя заморожен, электропотребление переведено на аккумуляторную батарею и дизель-генератор, было передано радиодонесение об аварии ГЭУ. На помощь аварийной ПЛ прибыли ТАКР «Киев» с кораблями охранения, БПК «Маршал Тимошенко», спасательное судно «Алтай». При попытке буксировки оборвалось буксирное устройство, после чего буксирный конец завели в ограждение рубки и закрепили за фундамент ГАС миноискания;

1982 год 12 апреля
На буксире прибыла в базу для ликвидации последствий аварии и выяснения причин. Как было установлено последующими исследованиями специалистов ВМФ и промышленности, причиной аварии стало забитие шламом трубок парогенераторов и коррозийные разрушения;

1982 год 16 апреля
По техническому состоянию выведена в резерв 2-ой категории;

1982 год август
Отбуксирована на СРЗ "Звездочка" в г.Северодвинск для проведения дезактивационных работ с демонтажом радиоктивного оборудования;

1982 год сентябрь
ПЛ прнята своим основным экпажем;

1982 год декабрь
Переведена к стенке цеха № 42 на ПО "Севмашпредприятие" для продолжения дезактивационных работ. Переподчинена 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1983 год июнь
Поставлена в док;

1983 год 1 сентября
Сформирован 595-й технический экипаж ПЛ для проведения ППО и ППР, межпоходовых ремонтов ПЛ К-123. Обеспечивал эксплуатацию этой ПЛ до 1992 года;

1983 год 11 сентября
Переведена из дока на слип цеха;

1983 год 21 декабря
Заведена в цех на ПО «Севмашпредприятие». На ПЛ начаты работы, в ходе которых был полностью заменен реакторный отсек. Новый отсек был взят со строящейся уже 8 лет в Ленинграде АПЛ проекта 705 (после этого недостроенная АПЛ была разделана на стапеле). Аварийный отсек был подготовлен для временного хранения на плаву и предположительно стал числится под заводским номером 120 (смесь номера недостроенной АПЛ проекта 705 - 920 и номеров проекта 705К, которые начинались с "1"). После длительного хранения в Северодвинске ректорный блок был переведен с невыгруженным ОЯТ для временного хранения на плаву в губу Сайда;

1984 год 28 сентября
В связи с постановкой ПЛ К-123 в долгосрочный ремонт, 168-й экипаж расформирован;

1984 год 30 декабря
Перечислена в состав 339-й ОБрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 25 ноября
Выведена из цеха;

1989 год 26 ноября
Спущена на воду;

1989 год 30 декабря
Начаты швартовые испытания;

1990 год 17 ноября
Состоялся физический пуск реактора;

1990 год (?)
537-й экипаж ПЛ становится вторым экипажем ПЛ К-123;

1992 год 1 марта
Расформирован 537-й экипаж ПЛ;

1992 год 11 апреля
В качестве второго экипажа ПЛ К-123 сформирован 632-й экипаж ПЛ;

1992 год 3 июня
Переклассифицирована в атомную большую подводную лодку, присвоен тактический номер Б-123;

1992 год 21 июля
Подписан приемный акт. Ответственный сдатчик - Гулинин Б.П.;

1992 год 28 июля
Убыла в Западную Лицу. Перечислена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Западная Лица;

1992 год - 1995 год
Выполнила задачи по отработке курса боевой подготовки, участвовала в мероприятиях флота;

1993 год 12 января - 25 февраля
Основной экипаж прошел межпоходовую подготовку в 270-м УЦ ВМФ в г.Сосновый Бор;

1994 год 5 марта
При отработке противолодочных задач в полигоне боевой подготовки попала в ваер пелагического трала БМРТ «Профессор Кленов» Мурманского тралфлота АО «Севрыба», скорость ПЛ в подводном положении упала до нуля, стал расти дифферент на корму, командир соединения кап. 1 ранга Смелков А.Ф. вступил в командование ПЛ и начал маневрирование по освобождению от трала, после чего ПЛ всплыла в надводное положение. На дистанции около 10 каб. был обнаружен БМРТ. После радиобмена на УКВ ПЛ возвращена в пункт базирования;

1995 год (?)
Перечислена (возможно находилась в подчинении) в состав 7-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Ара;

1996 год (?)
Возвращена в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ с базированием на губу Западная Лица;

1996 год 31 июля
Исключена из боевого состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на отстой в губе Большая Лопатка;

1996 год 7 августа
Расформирован 632-й экипаж ПЛ;

1997 год май
Остановлен реактор;

2001 год июль
Перечислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ (до 01.09.2002) СФ. Позже переведена в п.Гремиха (Мурманская область) для выгрузки ЯТ;

2005 год лето - 2006 год весна
Передана гражданскому экипажу ФГУП "СРЗ "Нерпа". Находилась в п.Гремиха (Мурманская область). Произведена выгрузка активной зоны реактора;

2006 год - 2007 год (предположительно)
Реакторный блох под заводским номером 120 переведен (с поплавками) в СД-10 (п.Гремиха) и после выгрузки ОЯТ в доке доставлен на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (Снежногорск, Мурманская область) для окончательное формирование, По готовности был отправлен в составе партии блоков в ПД-42 в губу Сайда;

2006 год 23 - 24 мая
Отбуксирована в бухту Кут на ФГУП "СРЗ "Нерпа" (Снежногорск, Мурманская область) для последующей утилизации;

2007 год - 2008 год
Разделана на металл на ФГУП "СРЗ "Нерпа" с формированием реакторного блока под завдским номером 105;

2007 год 28 августа
Окончательно сформирован реакторный блох под заводским номером 120 для временного хранения на плаву и переведен в губу Сайда;

2007 год 21 ноября
Реакторный блох под заводским номером 120 обследован после формирования и подготовки к длительному хранению. Установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда";

2008 год июль
Окончательно сформирован реакторный блох под заводским номером 105 для временного хранения на плаву и переведен в губу Сайда;

2011 год июль
Реакторный блох под заводским номером 105 обследован после формирования и подготовки к длительному хранению. Установлен на стапельное основание для долговременного хранения в ПДХ РО "Сайда".




командиры основного экипажа (в/ч 69069):


1. Аббасов А.У. (12.1962-02.08.1979)
2. Гайдук В.Д. (02.08.1979-24.11.1981)
3. Богатырев А.С. (24.11.1981-05.11.1982)
4. Грогуленко М.В. (05.11.1982-10.1991)
5. Давыдов Н.Е. (25.10.1991-11.06.1996)
6. Мурзаев М.П. (20.08.1996-02.09.1998)
7. Антоненко В.А. (1998-2005)


командиры 168-го экипажа (в/ч 49384):


1. Игнатенко О.И. (09.02.1967-1972)
2. Бойко А.П. (21.10.1972-21.09.1979)
3. Мазин Н.И. (30.10.1979-03.09.1982)
4. Муравьев А.А. (07.09.1982-09.04.1984)


командиры 595-го технического экипажа (в/ч 20354):


1. Тюгин Ф.А. (01.09.1983-1989-1990?)
2. Гриценко А.И. (1989?-1990)
3. Касаткин Ю.И. (1990-1991)
4. Кашаев А.Н. (20.11.1991-30.05.1995)


командир 537-го экипажа (в/ч .....):


1. Зверев С.Ю. (1990?-11.10.1991)
2. Козарь С.Г. (25.10.1991-11.04.1992)


командир 632-го экипажа (в/ч .....):


1. Козарь С.Г. (11.04.1992-07.04.1996)


командиры других экипажей, выполнявшие учебно-боевые задачи на АПЛ К-123:


1. Бойко А.П. (1979) экипаж АПЛ К-316
2. Булгаков В.Т. (1982) 537-й экипаж АПЛ





список источников:


1. Бережной С.С. "Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России", МИА №7, Наваль коллекция, 2001г.
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.
3. Ильин В. Колесников А. "Отечественные атомные подводные лодки", Техника и вооружение №05-06, 2000г.
4. Апальков Ю.В. "Подводные лодки", т.1, ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
5. "Атомная подводная лодка К-123 пр.705К", Спецвыпуск №1 ВМА "Тайфун", 2003г.
6. Гайдук В.Д. "К-123 вступает в строй", Спецвыпуск №1 ВМА "Тайфун", 2003г.
7. Осинцев В.В. "Атомная подводная лодка проекта 705 (705К), Спецвыпуск ВМА "Тайфун", 2008г.
8. Нигматулин Б.И., Пивоваров В.А. "Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса", Атомная стратегия XXI, №210 05.2024



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru


© 2003-2024 Составитель Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения автора.

© 2003-2024 Design by Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»