Rambler's Top100 Подводный аппарат АС-28. Проект 18550 и 18551

АС-28

Проект 1855, 18551




фотография:



СГА "АС-28" проекта 18551 в море.




историческая справка:


1982 год январь
Заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как автономный снаряд, отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;

1985 год 10 декабря
Спущен на воду;

1986 год 28 (19?) января
Прибыл из г.Горький для заводских и госиспытаний на КЧФ с последующим убытием на КТОФ. Вошел в состав 288-й ГПЛСН КЧФ для прохождения испытаний;

1986 год июль
Закончил госиспытания;

1986 год 12 августа
Вступил в строй;

1986 год ноябрь
Закончил штормовые испытания;

1986 год 13 ноября
Участвовал в учениях с ПЛ;

1987 год 10 июня
Убыл на КТОФ в в/ч 62789 (г.Владивосток). Вошел в состав КТОФ;

1992 год 6 июня
Прибыл на Черноморский флот в состав 288-й ГПЛСН КЧФ для прохождения испытаний;

1992 год 6 августа
Убыл на КТОФ в в/ч 20933 (г.Владивосток);

2005 год 3 - 4 августа
Находился в составе 438-го отдельного дивизиона военно-спасательных судов объединенной групировки войск и сил на северо-востоке РФ. Был доставлен в Бухту Березовая (в 75 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского) судном-носителем СС "Георгий Козьмин". Совершил штатное погружение для работ с гидроакустическим оборудованием, расположенным на дне бухты. В 11.48 4.8 (по московскому времени – вечером 3.8) АС совершил второе погружение. Через час экипаж сообщил об аварийной ситуации на борту. На глубине 190 метров АС зацепился винтом за сети и антену берегового наблюдения и лишился возможности всплыть. На борту АС находилось 7 подводников;

2005 год 5 августа
Операцию по спасению АС начало судно КИЛ-168, которое вело траление при помощи якорей, пытаясь освободить аппарат от антены, удерживающей АС на глубине. Около 15.00 к операции по тралению присоединилось второе судно – «Бирюса». Всего же в районе бедствия работало около 10 военных судов. Спасательной операцией руководил заместитель командующего объединенной группировкой войск и сил на Северо-Востоке контр-адмирал Александр Заика. Около 23.00 спасателям удалось зацепить буксирным тросом АС и мешающую его всплытию антенну системы берегового наблюдения, а затем незначительно продвинуть их в направлении мелководья;

2005 год 6 - 7 августа
6.8 предпринимался ряд неудачных попыток освободить АС от удерживающих его тросов. По данным ВМФ, АС-28 запутался не только в сетях рыбаков-браконьеров, но и в тросах подводной антенны берегового наблюдения, а это сложный комплекс, состоящий из антенны- решетки, площадь которой составляет 750 кв. м, и 60-тонных якорей, удерживающих его на глубине. Освободить АС от металлических тросов, в которых он запутался на дне, удалось 7.8 благодаря британскому глубоководному аппарату "Скорпион" ("Scorpio"). Его главное оружие - клешни-манипуляторы. Своими клешнями аппарат может перекусить трос толщиной в 7 сантиметров. "Скорпион" несколько раз спускали под воду, и ему все-таки удалось перерезать все тросы. В 07.20 по московскому времени АС всплыл у борта судна "Алагез". После всплытия моряки самостоятельно открыли верхний люк подводного аппарата и без посторонней помощи вышли оттуда. Затем они были пересажены на катер и доставлены на борт корабля. После осмотра в военном госпитале в Петропавловске-Камчатском, сообщено о том, что серьезной медицинской помощи спасенным морякам не требуется. На АС-28 находились кап.1р. Валерий Лепетюха, кап.л-т Вячеслав Милашевский (командир АС), ст. л-т Александр Иванов, а также старшие мичманы Сергей Белозеров и Анатолий Попов, мичман Александр Уйбин и заместитель главного конструктора ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин;

2006 год июль
Убыл на ОАО "Завод "Красное Сормово" (Нижнй Новгород) для восстановительного ремонта (повреждения были в носовой части манипулятора и в системе гидравликии) и модернизации;

2006 год июль - 2007 год декабрь
Проведение ремонта и модернизации по проекту 18551 на ОАО "Завод Красное Сормово". Помимо восстановительных работ, на АС полностью заменено радиоэлектронное устройство и ряд других систем, установлена теле- и радиоаппаратура, а также новая система жизнеобеспечения. По сути модернизации прежним остался только корпус, вся начинка АС заменена. Также установлены два новых манипулятора, которые с ювелирной точностью режут десятимиллиметровые тросы и поднимают сотни килограммов и при этом робот запоминает движения - электронный мозг последнего поколения для аппарата собрали специалисты Бауманского института;

2008 год март
Окончание испытаний после ремонта и модернизации на ОАО "Завод Красное Сормово";

2008 год 23 марта - апрель
В док-камере по железной дороге доставлен в г.Владивосток;

2008 год 25 апреля
В г.Владивосток погружен на судно КИЛ-927;

2008 год 3 мая - 11 мая
Перевезен на КИЛ-927 из бухты Улисс в Петропавловск-Камчатский. Перегружен на судно-носитель - СС "Георгий Козьмин";

2008 год 11 мая - июль
Выполнены работы по программе заводских и государственных испытаний;

2008 год июль
Вступил в строй ВМФ России;

2009 год
Был доставлен с Камчатки в Татарский пролив, где успешно провел поиск упавшего 6 ноября самолета Ту-142;

2011 год
Находился в боевом составе ВМС России. Входил в состав 483-го отдельного дивизиона военно-спасательных судов объединенной групировки войск и сил на северо-востоке РФ с базированием на г.Петропавловск-Камчатский (губа Авачинская). Судно-носитель - СС "Георгий Козьмин";

2013 год ноябрь
По сообщению официального представителя ВМФ кап.1р. Игорь Дыгало, в ходе проверки СПСО ТОФ провели этап учений в бухте Русская (Камчатка), во время которого было произведено погружение обитаемого глубоководного спасательного подводного аппарата АС-28 с борта спасательного судна "Саяны". Аппарат спустился к условно аварийной подводной лодке, лежащей на глубине около 100 метров. "Экипаж "АС-28", состоящий из пяти человек, произвел обследование подлодки, осмотр ее корпуса, расчистку комингс-площадки и осуществил пристыковку к ней", - сказал Дыгало И.;

2015 год
На СС "Саяны" прибыл в г.Севастополь. СС "Саяны" встало в ремонт. На время ремонта переведен для базирования на СС "Комунна" в г.Севастополь;

2016 год 15 февраля
В рамках поисково-спасательного учения, по сигналу аварийной тревоги из г.Севастополя вышли дежурные суда спасательного отряда флота, в том числе спасательное судно "Коммуна" с глубоководным аппаратом АС-28 на борту. Эвакуация подводников с использованием СГА не производилась;

2017 год май
На учебном полигоне Черноморского флота прошло плановое учение по поиску и спасению аварийной подводной лодки, лежащей на грунте. "Аварийную" ПЛ имитировала ПЛ «Старый Оскол». После отработки совместных задач с противолодочными кораблями флота ПЛ в заданном районе легла на грунт. Для выполнения поиска и спасения в район предполагаемого нахождения ПЛ направили дежурные силы отряда спасательных судов Черноморского флота. К учению также привлекли малый противолодочный корабль «Суздалец». Когда ПЛ обнаружили, с борта спасательного судна «Коммуна» для обследования «пострадавшей» спустили обитаемый поисково-спасательный аппарат АС-28. В ходе учений АС-28 осуществил успешную стыковку с подводной лодкой, также «аварийную» ПЛ обследовали с помощью глубоководного телеуправляемого подводного аппарата «Тайгер». Наряду с «Коммуной» и «Суздальцем» в учении были задействованы спасательное судно «Эпрон» и несколько специальных спасательных судов, а также большой гидрографический катер;

2018 год ноябрь
После плановых доковых работ и технического обслуживания СС "Коммуна" участвовал в проверке работоспособности всех корабельных устройств и механизмов. В течение нескольких дней судно отлаживало взаимодействие с экипажем АС-28 и расчетом необитаемого комплекса "Пантера Плюс". Для этого на глубине около 40 метров на грунте был закреплен макет комингс-площадки подводной лодки. Спущенный с борта "Коммуны" АС-28 совершил стыковку и расстыковку с макетом. К учебным мероприятиям привлекались специализированные водолазные суда и суда обеспечения Черноморского флота;

2019 год сентябрь
В акватории Черного моря прошли учения по поиску терпящей бедствие подводной лодки, в учениях приняли участие 12 кораблей и судов из состава Черноморского флота. Роль "аварийной" ПЛ исполняла ПЛ "Колпино", опустившаяся на дно. Поиск затонувшей подлодки осуществляли корабли, вертолеты и самолеты из состава флота. После обнаружения, к "аварийной" подводной лодке со спасательного судна "Коммуна" был спущен глубоководный аппарат АС-28 с аварийной спасательной группой на борту, который пристыковался к объекту и поднял с глубины "раненых" членов экипажа;

2019 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Носитель СС "Комунна" входил в состав 1-й группы 145-го отряда спасательных судов с базированием на г.Севастополь;

2019 год 9 декабря
Доставлен на Канонерский судоремонтный завод (г.Санкт-Петербург) из порта Новороссийск по железной дороге. Операцию по транспортировке обеспечила транспортная компания "Универсальный экспедитор". На Канонерском заводе будет проведено сервисное обслуживание аппарата, а также ремонт движительно-рулевого комплекса, систем гидравлики и сжатого воздуха, стыковочного устройства и электрооборудования. Согласно государственному контракту, ремонт должен быть завершен к 10 ноября 2020 года;

2020 год 17 октября
Завершен плановый ремонт и модернизация. По данным военного ведомства, в ходе ремонта и модернизации на АС-28 был обновлен ряд бортовых систем. Экипаж спасательного глубоководного аппарата и сотрудники Канонерского судоремонтного завода провели все этапы испытаний в акватории Балтийского моря;

2020 год ноябрь
Прибыл железнодорожным транспортом в Новороссийск. После разгрузки с железнодорожной платформы специалисты управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ подготовят аппарат к спуску на воду и его подъёму на спасательное судно "Коммуна", после чего экипаж судна осуществит переход в Севастополь и подготовку аппарата к выполнению поставленных задач;

2020 год декабрь
Выполнил погружение на глубину 200 метров в рамках ходовых испытаний после проведённой модернизации. Мероприятие прошло в соответствии планом боевой подготовки аварийно-спасательного отряда Черноморского флота. Спуск аппарата обеспечивал экипажа штатного носителя СС "Коммуна";

2021 год январь
Прошел испытания (командир - Попов С.) с борта СС "Коммуна". Экипаж отработал действия по приготовлению аппарата к походу, спуска на воду, отход от судна-носителя и переход в назначенную точку погружения;

2021 год 5 июня
Успешно прошел отработки с погружением с борта СС "Коммуна";

2023 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав аварийно-спасательного отряда управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота с базированием на г.Севастополь. Судно носитель - СС "Коммуна".




командиры (СГА в составе ВМФ):


1. Катковский А.Г. (1986-1987-19??)
2. Трофимов (19??-1992-199?)
3. Милашевский В. (200?-2005)
4. Семенов С.В. (2007-2011-201?)
5. Матковский В. (201?-2017-2018-20??)
6. Попов С. (20??-2021-202?)



дополнительная информация:


1. Фотография СГА "АС-28" проекта 1855 после всплытия. 07.08.2005г.
2. Фотография СГА "АС-28" на гинях на борту СС "Саяны" (предположительно).
3. Фотография СГА "АС-28" в море.
4. Фотография СГА "АС-28" на борту СС "Комунна". 15.02.2016г.



список источников:


1. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", Тайфун 3 (15) 1999г.
2. Павлов А.С. "Военные корабли России 2001г.", Якутск, 2001г.
3. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
4. Сообщения информационных агентств.
5. Фотография из архива Семенова С.
6. Информация с сайта НТА "Поволжье".
7. Хазиева Ю. "Спасательный глубоководный аппарат АС-28 прибыл на Канонерский завод". Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", 12.2019г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2023