АС-30
Проект 1855, 18551
фотография:
СГА "АС-30" проекта 1855 до модернизации.
Фотография Анькова В.
историческая справка:
1987 год сентябрь командиры (СГА в составе ВМФ):
1. Черемохин В. (1988-1989-199?) список источников:
1. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", Тайфун 3 (15) 1999г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2024
Заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Горький как автономный снаряд, отнесен к подклассу ПЛ специального назначения;
1988 год 26 июля
Спущен на воду;
1988 год
Прибыл из г.Горький для заводских и госиспытаний на КЧФ с последующим убытием на КТОФ. Вошел в состав 288-й ГПЛСН КЧФ для прохождения испытаний;
1988 год 10 ноября
Закончил госиспытания;
1988 год 12 ноября
Вступил в строй. Временно подчинен 37-й БрСС КЧФ;
1990 год 29 июня
Убыл на КТОФ на борту СС "Алагез". Зачислен в состав КТОФ. Вошел в состав 34-й БрСС ТОФ с базированием на г.Владивосток;
2003 год апрель
Участвовал в подъеме вертолета с глубины 73 метра. Доставил и подсоединил подъемный трос к вертолету;
2006 год
Входил в состав 34-й БрСС ТОФ с базированием на г.Владивосток. Судно носитель - СС "Саяны";
2006 год - 2008 год
Перебазирован на Камчатку вместе с СС "Саяны" в состав отдельного дивизиона военно-спасательных судов объединенной групировки войск и сил на северо-востоке РФ;
2009 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав 34-й БрСС ТОФ с базированием на г.Владивосток. Судно носитель - СС "Саяны";
2010 год
Проводились тендеры по модернизации комплектующих аппарата и продлению сроков эксплуатации;
2011 год - 2013 год
На ЗАО "Канонерский судоремонтный завод" в г.Санкт-Петербург прошел средний ремонт и глубокую модернизацию по проекту 18551. Сумма по контракту от 28.09.2011 составила 339,7 млн. рублей, плюс 275,3 млн. рублей
на изготовление новых комплектующих изделий силами ЦКБ "Лазурит" по отдельному контракту;
2013 год август
Проходил испытания, после которых в 2014 году вошел в состав сил постоянной готовности;
2014 год 7 июня
В Японском море успешно прошел глубоководные испытания. На глубине 1000 м экипаж выполнил весь запланированный комплекс мероприятий;
2014 год 27 июля
Принял участие в программе празднования Дня ВМФ в г.Владивосток;
2016 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав Тихоокеанского флота с базированием на СС "Алагез";
2017 год август
Специалисты поисковой и аварийно-спасательной службы камчатской флотской группировки провели учение по оказанию помощи условно аварийной ПЛ на глубине 85 метров. В ходе недельного выхода в море была проверена готовность личного
состава и техники спасательного отряда к выполнению задач по предназначению. Экипаж СС "Георгий Козьмин" в заданном районе морского полигона ТОФ произвел поиск стенд-макета подводной лодки, лежащего на глубине 85 метров. После
обнаружения был произведен спуск глубоководного аппарата АС-30, который в заданное нормативное время подошел к оборудованию, закрепился на комингс-площадке и провел тренировку по выводу экипажа условно аварийной
подводной лодки;
2017 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав Тихоокеанского флота с базированием на СС "Георгий Козьмин";
2018 год 29 марта
Экипаж спасательного судна Тихоокеанского флота «Алагез» отработал оказание помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2. В акватории Авачинского залива было проведено учение
по оказанию помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, в ходе которого была проверена готовность личного состава и техники спасателей к выполнению задач по предназначению. Для решения задач был задействован глубоководный
спасательный аппарат АС-30. В ходе учения в морском полигоне аппарат был спущен на воду с судна-носителя и выполнил поиск стенд-макета подводной лодки, лежащего на глубине более 80 метров. Экипаж глубоководного
аппарата произвел осмотр и очистку комингс-площадки «аварийной подводной лодки», а затем осуществил подход к ней, закрепился на комингс-площадке и провел тренировку по выводу экипажа ПЛ. В период проведения учения АС-30
осуществил пять стыковок со стенд-макетом подлодки. Объективный контроль за точностью работы глубоководников осуществлялся с использованием телеуправляемого подводного аппарата «Тайгер»;
2018 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав Тихоокеанского флота с базированием на СС "Алагез";
2019 год 5 июня
У побережья Камчатского полуострова в Авачинском заливе прошло тактико-специальное учение дежурных сил отдельного аварийно-спасательного отряда Тихоокеанского флота. Как сообщили в пресс-службе Минобороны РФ, темой учения стали отработка
практических действий при оказании помощи аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, и поддержание жизнедеятельности ее экипажа. Для проведения тренировки в море вышли спасательное судно "Георгий Козьмин", предназначенное для поиска и
обследования затонувших объектов и проведения спасательных операций с использованием подводных аппаратов, водолазное судно "ВМ-910" и морской буксир "МБ-105". В районе учения с судна-носителя "Георгий Козьмин" на воду спустили глубоководный
аппарат АС-30. После погружения экипаж аппарата нашел макет комингс-площадки "аварийной" подводной лодки, размещенный на глубине около 200 метров, обследовал его и закрепился на стенд-макете. Далее акванавты отработали вывод
экипажа, подключение систем жизнеобеспечения экипажа к разъемам на корпусе "подводной лодки", после чего произвели отстыковку аппарата и всплытие;
2019 год 9 октября
В акватории Авачинского залива прошло тактико-специальное учение дежурных сил отдельного аварийно-спасательного отряда Тихоокеанского флота. Задача - оказать помощь условно аварийной подводной лодке, лежащей на грунте, и использовать при этом
глубоководный аппарат АС-30. По сообщению пресс-службы Тихоокеанского флота, спасательное судно «Георгий Козьмин», на борту которого базируется аппарат АС-30, вышло в район боевой подготовки для выполнения упражнения.
Аппарат погрузился и осуществил поиск стенд-макета эпроновской выгородки подводной лодки, лежащего на глубине порядка 30 метров. В заданное нормативами время глубоководный аппарат подошел к макету, осмотрел его, а затем закрепился на комингс-площадке.
Экипаж аппарата отработал на практике алгоритм проведения спасательных работ по эвакуации экипажа условно аварийной подводной лодки. В паре с аппаратом на глубине находился и роботизированный аппарат «Веном», он контролировал и обеспечивал безопасность
проведения подводных работ;
2020 год 2 мая
В акватории Авачинского залива экипаж спасательного судна ТОФ «Георгий Козьмин» проверил готовность личного состава и техники на учении по оказании помощи аварийной подводной лодке. Аппарат АС-30 выполнил поиск стенд-макета
эпроновской выгородки, закрепленной на дне в водолазном полигоне у юго-восточного берега полуострова. Экипаж глубоководного аппарата произвел осмотр комингс-площадки «аварийной» подлодки, а затем, выполнив стыковку, произвёл вентиляцию отсеков
условно аварийной подводной лодки, подачу напряжения и питания, а также восстановил связь. Аппарат трижды состыковался со стенд-макетом подводной лодки;
2020 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав Тихоокеанского флота с базированием на СС "Георгий Козьмин";
2021 год 12 июля
По сообщению пресс-службы ТОФ к этому времени был доставлен на "Канонерский судоремонтный завод" в г.Санкт-Петербург для проведения среднего ремонта. Сроки ремонта не назывались;
2022 год 9 июня
В акватории Канонерского завода был произведен спуск на воду с борта СС "СС-750". Предположительно ПА проходил программу испытаний после окончания ремонта;
2023 год 9 июня
У побережья Калининградской области экипаж спасательного судна "СС-750" Балтийского флота отработал оказание помощи аварийной ПЛ, лежащей на грунте. Как сообщили в пресс-службе Минобороны РФ, в роли пострадавшей ПЛ задействовали ДЭПЛ "Уфа".
Для выполнения задач моряки применили ПА АС-30, с помощью которого они нашли лодку на глубине 50 метров. Спасатели провели визуальный осмотр комингс-площадки, очистили ее от донного ила, а затем провели эвакуацию членов экипажа ПЛ. В
учебном мероприятии также были задействованы водолазные катера, спасательные буксиры, малые противолодочные корабли и вертолет морской авиации Ка-27;
2024 год 15 января
Прибыл во Владивосток после завершения планового ремонта. В ходе ремонта на аппарате были произведены работы по замене двигателей, техническому обслуживанию средств связи, штурманского и радиотехнического оборудования. Аппарат был доставлен во Владивосток
железнодорожным транспортом. После спуска аппарата с платформы специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ТОФ приступили к основной сборке навесных элементов, так как его транспортировка осуществлялась в разобранном виде;
2024 год 10 апреля
На Камчатке состоялось первое погружение после возвращения в базу приписки из планового ремонта. Экипаж аппарата выполнил пуско-наладочные работы с борта спасательного судна-носителя «Георгий Козьмин». Погружение состоялось в рамках сдачи курсовой задачи
А-2;
2024 год 15 апреля
Совершил контрольное погружение на глубину 200 метров на Камчатке. Накануне экипаж спасательного судна «Георгий Козьмин», на борту которого базируется аппарат, вышел в Авачинский залив для выполнения упражнения. В ходе отработки задач по предназначению
в районе погружения экипаж аппарата провёл поиск стенд-макета, лежащего на глубине 200 метров. В заданное нормативами время аппарат подошел к нему, закрепился на комингс-площадке и осуществил имитацию спасательных работ по выводу экипажа аварийной
подводной лодки. В паре с аппаратом на глубине находился роботизированный аппарат, который контролировал и обеспечивал безопасность проведения подводных работ;
2024 год 25 августа
Аварийно-спасательный отряд Войск и Сил на северо-востоке России провёл учение по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке с применением глубоководного аппарата АС-30 в акватории Авачинского залива. Экипаж спасательного судна
«Георгий Козьмин» (носитель АС-30), вышел в район боевой подготовки для выполнения упражнения. В точке погружения руководством была поставлена задача по спуску аппарата на воду для поиска стенд-макета, лежащего на глубине 26 метров.
Глубоководный аппарат в заданное нормативами время подошёл к макету, закрепился на комингс-площадке и осуществил имитацию спасательных работ по выводу экипажа условно аварийной подводной лодки. В паре с обитаемым АС на глубине находился и роботизированный
аппарат, который контролировал и обеспечивал безопасность проведения подводных работ.
2. Персидский А. (201?-2014-201?)
2. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
3. Сообщения информационных агентств и пресс-служб.