АС-36
Проект 18270, 18273
фотография:
СПА АС-36 проекта 18270. 20.03.2017г.
историческая справка:
1989 год апрель командиры (СГА на испытаниях):
1. Подкопаев Д.М. (1994-1996-199?) дополнительная информация:
1. Фотография СГА "АС-36" перед спуском на воду. 90-е годы. список источников:
1. Самко Ю.Г. "Подводные аппараты ВМФ СССР и России", Тайфун, 3 (15), 1999г.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2024
Заложен на заводе "Красное Сормово" в г.Нижний Новгород (Горький) как ПЛ специального назначения. По другим данным заложен 06.07.1989;
1991 год весна
Спущен на воду. Длительное время достраивался;
1994 год 25 августа
После доставки г.Северодвинск спущен на воду;
1994 год 20 сентября - 4 ноября
Прошел заводские ходовые и государственные испытания в Белом море, участвовал в учениях по оказанию помощи ЗПЛ с фактическим выводом подводников;
1994 год 15 ноября
Был сдан ВМФ с условием, что в ближайшем будущем будут проведены глубоководное погружение и авто-авиа транспортировка аппарата. Принят на вооружение от промышленности. Вступил в строй;
1996 год 9 августа
Переведен для базирования в г.Североморск и перегружен на судно-носитель СС "Георгий Титов". Вошел в состав 88-й БрСС СФ;
1996 год 19 августа - 4 сентября
Проводилась проверка возможности транспортировки автомобилем и самолетом. Отправлен по морю в г.Мурманск, откуда на автомобиле должен был быть перевезен в г.Оленегорск в местечко Высокое, к аэродрому Северного
Флота. Для перегрузки аппарата использовались два мощных железнодорожных крана, кроме этого надо было загрузить на автомобили технологическое оборудование, контейнеры с аккумуляторами, выпрямительные агрегаты
и ящики с такелажным оборудованием. Транспортировка аппарата осуществлялась тягачом "Ураган" со скоростью 3-5 километров в час. На аэродроме аппарат был перегружен в военно-транспортный самолет АН-124 "Руслан"
грузоподъемностью 150 тонн, предоставленный акционерной авиакомпанией «Волга-Днепр». Загрузку аппарата с тележки в грузовой отсек самолета провели тяговой лебедкой. Автомобили и автобус зашли своим ходом, так же
в самолет разгрузили и упаковали выпрямительные агрегаты и ящики с оборудованием. Маршрут полета был кольцевой в районе аэродрома Оленегорска на высоте 6 километров, средняя скорость полета – 700 км/час,
видимость – почти нулевая, густая облачность, туман. Температура в салоне – плюс 15 градусов, время полета - 1 час 25 минут. Цель испытаний была достигнута - практически доказана возможность доставки
спасательного аппарата в любую точку не только России, но и других близ расположенных стран. На следующий день была произведена разгрузка самолета и весь обратный транспортный процесс в Мурманск, а затем
на судне-носителе в г.Североморск;
2000 год 17 - 19 августа
Входил в состав 88-й БрСС СФ. Участвовал в спасательных работах на АПЛ К-141 "Курск". 17 августа прибыл в район спасательной операции на буксире СБ-253. 18 августа в 11 часов 24 минуты при
погружении на глубину 110 метров в аппарат под давлением десять атмосфер стала поступать вода - из-за негерметичности в клапане системы осушения, замещения и дифферентовки. В 11 часов 28 минут аппарат произвел
аварийное всплытие, ремонт производился на плаву. В период с 13 часов 45 минут до 17 часов 50 минут 19 августа аппарат выполнил пять попыток сесть на аварийно-спасательный люк девятого отсека подводной лодки
(до полностью разряженных аккумуляторных батарей), три раза аппарат пытался присосаться - то есть сесть на комингс-площадку и откачать воду из камеры присоса. Однако эти усилия оказались безрезультатными;
2002 год
Участвовал в проведении учения по выводу личного состава из подводной лодки, лежащей на грунте, с глубины 58 метров. Было выведено шесть членов экипажа ПЛ;
2010 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав 88-й БрСС СФ с базированием на г.Североморск. Судно носитель - СС "Георгий Титов" проекта 05361;
2013 год
Находился в боевом составе ВМФ России. По сообщениям СМИ, планировался средний ремонт с модернизацией;
2015 год
По сообщениям СМИ, "Лазурит" должен былначать проработку технического проекта модернизации СГА, предположительно по проекту 18271;
2015 год ноябрь
По сообщению пресс-службы Северного флота экипаж СГА АС-36 провел цикл тренировок по оказанию помощи условно аварийной подводной лодке в Кольском заливе. В ходе тренировок были отработаны такие
элементы, как организация выгрузки глубоководного аппарата из спасательного судна "Георгий Титов" на воду, приготовление его к плаванию, движение, маневрирование и плавание глубоководного аппарата по заданному курсу в
надводном положении. Расчеты спасателей-глубоководников отработали дифферентовку спасательного аппарата, погружение на заданную глубину, маневрирование и поиск условно затонувшего объекта с помощью гидроакустической
станции. Одним из самых сложных упражнений, отрабатываемых спасателями, является посадка глубоководного спасательного аппарата на глубине 50 метров на комингс-площадку подводной лодки. Экипаж СГА также отработл
ряд задач по обследованию корпуса ПЛ и проведению подводно-технических работ. Экипаж спасательного судна "Георгий Титов", являющегося носителем глубоководного аппарата, провел тренировки по подготовке группы
медицинского обеспечения к использованию декомпрессионного оборудования для оказания квалифицированной медицинской помощи морякам-подводникам, поднятым с глубины;
2017 год 20 марта
Экипажи глубоководных спасательных аппаратов Северного флота АС-34 и АС-36 провели тренировки по выполнению глубоководных подводно-технических и поисково-спасательных работ в
полигонах Мотовского залива Баренцева моря. Программа тренировки включала в себя упражнения по надводному и подводному маневрированию и ориентированию, а также поиску условно затонувшего объекта на глубине 50 метров
с помощью гидроакустической станции;
2017 год 7 ноября
Прибыл с Северного флота на железнодорожную станцию "Новый порт" (г.Санкт-Петербург). Со станции "Новый порт" был перегружен на плавкран "Богатырь-4" для транспортировки аппарата на территорию Канонерского судоремонтного
завода для ремонта и модернизации по проекту 18273. После швартовки плавкрана "Богатырь-4" была проведена операция по перегрузке аппарата на платформу автотрейлера для перевозки спецтехники
и перемещение его в здание корпусного цеха КСЗ;
2017 год - 2020 год
Проходил ремонт и модернизацию на Канонерском судоремонтном заводе;
2020 год
Находился на Канонерском судоремонтном заводе. Согласно заключенному контракту, модернизация СГА должна завершиться в ноябре 2020 года;
2020 год 9 ноября
По словам главнокомандующего ВМФ РФ Николая Евменова, которого цитировала служба информационного обеспечения Главного командования ВМФ, в 2021 году "Канонерский судоремонтный
завод" завершит модернизацию спасательного глубоководного аппарата АС-36 "Бестер", который будет обладать рядом новых характеристик для применения в Арктике;
2021 год
Закончил средний ремонт с модернизацией основных систем на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге и отработал часть испытаний на Балтике;
2021 год 17 декабря
Вышел на приёмо-сдаточные испытания в Кольский залив Баренцева моря. Испытания спасательного аппарата проходят в Кольском заливе, а затем и в Баренцевом море. Были частично проверены его ходовые качества в надводном положении.
На очереди — подводное маневрирование и замеры различных технических параметров, проверка работы приборов, всех систем и механизмов;
2022 год 20 января
По данным пресс-службы Северного флота, испытания СГА продолжатся и в новом 2022 году. На их завершающей стадии аппарат выполнит погружение на рабочую глубину более 700 метров в
сопровождении автономного спасательного аппарата АС-34, который базируется на борту спасательного судна "Георгий Титов";
2022 год 24 июня
По данным пресс-службы Северного флота, СГА прходил приемо-сдаточные испытания в Кольском заливе. В Кольском заливе спасательный аппарат проверяет параметры работы приборов, всех
систем и механизмов, ходовые качества в надводном и подводном положении, отрабатывает маневрирование. На завершающей стадии испытаний аппарат выполнит погружение на свою рабочую
глубину – более 700 метров. СГА базируется на борту спасательного судна "Михаил Рудницкий";
2023 год 22 июля
По сообщению пресс службы Министерства Обороны принял участие в плановом учении сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота в акватории Белого моря. Было отработано оказание помощи «аварийной» подводной лодке. Аппарат выполнил задачи
поисково-спасательного обеспечения в Белом море. В одной из бухт Белого моря был спущен с борта судна-носителя "Михаил Рудницкий". Экипаж аппарата выполнил маневрирование в надводном и подводном положении. Затем отработал задачи по поиску объекта
по водой. В мероприятиях были задействованы военнослужащие и гражданский персонал управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота. Тренировка заняла несколько часов, в течение которых аппарат успешно выполнил работы под водой и
был возвращён обратно на борт носителя;
2024 год 12 марта
По сообщению пресс службы СФ принял участие в плановом учении сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота в одной из бухт Кольского залива. Экипаж СГА отработал алгоритм приготовления подводного аппарата к плаванию в
Кольском заливе. После выгрузки аппарата из трюма судна-носителя он был спущен на воду. Экипаж СГА провёл тренировку по управлению аппаратом сначала в надводном, а затем и в подводном положении. Подводники выполнили манёвры в акватории Кольского
залива: движение задним и передним ходом, изменение курса и скорости с помощью маршевого и лагового движительного комплекса. В ходе тренировки экипаж СГА учился взаимодействовать с расчётом главного командного пункта спасательного судна «Михаил
Рудницкий», а также проверил аппаратуру связи и выполнил команды, полученные от судового пункта управления;
2024 год май
Проведены плановые тренировки спасательных сил с участием экипажей обитаемых глубоководных спасательных аппаратов АС-34 и АС-36. Как сообщили в пресс-службе Минобороны РФ, аппараты спустили на воду с борта
спасательного судна "Михаил Рудницкий" на тренировочном полигоне в губе Эйна (Мотовский залив). По данным военного ведомства, 14 мая экипажи выполнили рабочую проверку систем и механизмов, отработали маневрирование в надводном и подводном
положении, а также задачи по поиску объекта под водой. Тренировки заняли несколько дней. В ходе них экипажи спасательных подводных аппаратов АС-34 и АС-36 отработали взаимодействие с расчетом главного
командного пункта спасательного судна "Михаил Рудницкий";
2024 год
Находился в боевом составе ВМФ России. Входил в состав аварийно-спасательного отряда управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота с базированием на г.Североморск. Судно носитель - СС "Михаил Рудницкий" проекта 05360.
2. Калугин А.И. (199?-1999-2000-200?)
3. Волков А. (2020?-2021-2022-202?)
2. Фотография СГА "АС-36" на параде в честь Дня ВМФ. 26.07.2015г.
3. Фотография СГА "АС-36" на борту CC "Георгий Титов". 20.07.2017г.
2. Лубянов А. "Прорыв в глубину", Таврида, Симферополь, 2003г.
3. "Антигосударственная тайна", Российская газета (http://www.rg.ru/Anons/arc_2002/0829/1.shtm).
4. Банько Ю. "Подъем со дна океана", "Мурманский вестник", 05.02.2005г.
5. "Байки и были в рассказах сдаточных команд Сормовских субмарин" (http://libnn.ru/content/view/283/292/)
6. Собщения новостных лент СМИ.
7. Воловик К. "Как началась модернизация глубоководного аппарата на КСЗ" (https://www.korabel.ru/)
8. Глубоководный спасательный аппарат АС-36 проходит приёмо-сдаточные испытания (https://severomorsk.life/)