Аннотация к статье в журнале "История в подробностях" № 2(8)/2011
Статья является попыткой
количественной достоверной оценки потерь подводных сил
военно-морского флота России и Советского Союза за весь период его
существования с момента появления по настоящие дни. Предоставленные данные
являются уникальными и, по оценке автора, наиболее полными на сегодняшний день.
Тем не менее, эти данные продолжают дополняться и корректироваться. Информация
о погибших подводниках собиралась из «Книг памяти» и архивных документов, корректировалась
и дополнялась по воспоминаниям очевидцев и участников событий.
Кроме этого в статье подробно описывается гибель подводной
лодки «С-3» и судьба одного из очевидцев трагедии, который считался погибшим.
Николаев А.С. 2011
Знаем… Помним… Чтим…
История подводного флота неотделимо связана с людьми, которые выполняли свой ратный долг перед Родиной, несмотря на то, что любая деятельность в глубинах морей и океанов опасна сама по себе даже в мирное время. Подводный корабль - это безумное сочетание агрегатов и механизмов, которые опасны, как и любое устройство, своими отказами в сложнейшей комплексной системе жизнеобеспечения и управления кораблем. Это - сочетание агрессивных сред, которые опасны при соединении даже на открытом воздухе. Это - высокие давления в воздушных системах. Это - замкнутый объем и опасность возникновения пожаров. Это - высокое забортное давление и ограниченная возможность борьбы с поступающей внутрь корпуса корабля водой. Это - обилие сложнейшей техники и мощнейшего вооружения. Это то, что только возможно придумать, чтобы сделать службу на подводном корабле опасной и требующей ответственности и высокого профессионализма каждого члена экипажа. Ничто так не сплачивает экипаж подводного корабля как равенство перед смертью.
Вся история подводного флота нашей страны это путь освоения, и по сей день эффективного, средства ведения боевых действий на море. Это путь, который щедро оплачен жизнями тех, кто до конца выполнил свой долг, как в мирной жизни, так и в боевой обстановке. Первыми открыли скорбный список 25 подводников, погибших 16.06.1904 на учебном погружении подводной лодки «Дельфин» на реке Неве [3, c.20-21], и продолжается он до наших дней, когда 09.11.2008 на Дальнем Востоке погибли 20 членов экипажа и сдаточной команды атомохода К-152 «Нерпа».
В период начала освоения подводных кораблей, как нового вида вооружений с 1904 по 1913 год погибло 57 человек при различных авариях и происшествиях, и была потеряна одна подводная лодка. Первая мировая война дала повод оценить подводный флот в полном объеме – и с точки зрения эффективности и с точки зрения потерь… Период 1914 – 1918 годов унес жизни 276 моряков, а также еще 30 английских подводников, воевавших в составе подводных сил Балтийского моря России, в боевых действиях были потеряны 8 ПЛ России и 1 ПЛ Великобритании (в составе подводных сил России), 3 ПЛ были утеряны по не боевым причинам, 25 ПЛ России и 8 ПЛ Великобритании (в составе подводных сил России) были уничтожены как материальное имущество по различным причинам, обусловленными ведением боевых действий [2]. 5 ПЛ были интернированы. Конечно же, на не боевые потери наложила отпечаток начавшаяся в России череда революций и Гражданская война, которые практически полностью уничтожили подводные силы России как вид вооружений.
Восстановление старых и строительство новых подводных лодок в СССР в период 1919 – 1940 годов продолжало сопровождаться и авариями и несчастными случаями, которые привели к гибели 277 подводников и потери 8 ПЛ и еще 1 ПЛ, погибшей при ведении боевых действий во время Зимней войны 1939-1940 годов [2]. Тем не менее, к 1941 году ВМФ СССР получил достаточное количество современных подводных лодок и подготовленных экипажей для них.
Великая Отечественная война Советского Союза оказалась серьезнейшим испытанием, как для всего народа, так и для его подводного флота. За период войны с 1941 по 1945 год СССР потерял 92 ПЛ в боевых действиях, 2 ПЛ по не боевым причинам и 11 ПЛ были уничтожены с целью предотвращения захвата врагом. Победа в войне была оплачена жизнями 3629 подводников (включая 1 гражданина США, офицера связи на ПЛ «Л-16» и 1 гражданина ВМС Великобритании, офицера связи на ПЛ «В-1») [2]. Данные по погибшим, в действительности могут быть незначительно больше (до 3650 человек). Потери ВМФ СССР по годам и флотам за период ВОВ выглядят следующим образом: 1941 год – 1021 погибший, непосредственно при боевых действиях погибло 32 ПЛ (22 ПЛ – КБФ, 8 ПЛ – ЧФ, 2 ПЛ – ТОФ); 1942 год – 1289 погибших, непосредственно при боевых действиях погибло 32 ПЛ (11 ПЛ – КБФ, 11 ПЛ – ЧФ, 1 ПЛ – ТОФ, 9 ПЛ - СФ); 1943 год – 813 погибших, непосредственно при боевых действиях погибло 18 ПЛ (5 ПЛ – КБФ, 3 ПЛ – ЧФ, 10 ПЛ – СФ); 1944 год – 374 погибших, непосредственно при боевых действиях погибло 9 ПЛ (1 ПЛ – КБФ, 4 ПЛ – ЧФ, 4 ПЛ – СФ); 1945 год – 130 погибших, непосредственно при боевых действиях погибла 1 ПЛ (1 ПЛ – КБФ) [2].
Период послевоенного развития ВМФ и «холодной войны» был богат на лавинообразное развитие технологий в подводном кораблестроении – появился атомный флот, ядерное оружие, баллистические ракеты, электронно-вычислительные комплексы и многое-многое другое. Новые знания и опыт, не смотря на отсутствие боевых действий между участниками «холодной войны» дались дорогой ценой – ВМФ СССР в период 1946 – 1992 годов безвозвратно потерял 9 боевых ПЛ (из них 3 ПЛ с атомной энергетической установкой). Из-за аварий и несчастных случаев погибли 690 подводников [2]. Данные по погибшим, в действительности могут быть незначительно больше (до 730 человек).
С 1992 года подводный флот, как и весь ВМФ России, опять гордо носит Андреевские флаги. Переход России к новым экономическим реалиям практически полностью развалил флот нашей страны, но каким-то чудом еще что-то от него осталось и в новом тысячелетии. Президент и Правительство России постепенно начинают восстанавливать один из самых могучих флотов мира. Подводные крейсера проходят так необходимые им ремонты и модернизации, достраиваются наши «долгострои», проектируются и закладываются новые подводные лодки, совершенствуются системы вооружения, управления, связи и снабжения. Но несмотря ни на что, и этот период был омрачен потерями кораблей и гибелью подводников. С 1993 по 2010 год флот безвозвратно потерял 1 атомный крейсер и 150 подводников [2].
Служба на подводном флоте это сплав знаний, умений и отработанных действий экипажа. Все аварии, боевые потери и несчастные случаи всегда имеют логическое объяснение и причину. На чудо подводники никогда не надеялись и не надеются, но чудеса иногда случаются. Примером тому судьба краснофлотца Носарева Валентина Григорьевича, который по всем историческим документам и публикациям в «Книгах Памяти», числится погибшим 24.06.1941 на подводной лодке «С-3».
Вот как описывает то, что произошло тогда, большинство тематических изданий о подводном флоте: ПЛ «С-3» IX серии к началу Великой Отечественной войны находилась в капитальном ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве (Лиепая). 23.6 немцы были уже на подступах к городу, но так как ПЛ могла идти самостоятельно (но только в надводном положении), командир, отказавшись взорвать корабль, взял на борт часть экипажа однотипной ПЛ «С-1», которая была взорвана экипажем, а так же рабочих с завода Тосмаре (всего на борту лодки было около 100 человек) принял решение покинуть Либаву. Подводная лодка вышла в море около 00 часов 24.6. На переходе в Усть-Двинск, скорость ее не превышала 5 узлов. В 03.30 24.6 в районе маяка Ужава она была атакована торпедами германских торпедных катеров "S-60" и "S-35" из состава 3-ей катерной флотилии. Торпеды прошли мимо, и в завязавшейся артиллерийской дуэли все решило не мощность 100-мм и 45-мм орудий подводной лодки, а скорострельность двух немецких 20-мм пушек. Ответным огнем катера получили незначительные повреждения, 4 человека были ранены. Подводная лодка упорно уходила на север, артиллеристы орудий и командный состав были уничтожены. Катера атаковали противника ручными гранатами, а затем в 03.39 катер "S-60" сбросил прямо по курсу лодки глубинную бомбу в непосредственной близости от нее (по другим данным по лодке были выпущены две торпеды, разломившие ее на три части). В 04.40 ПЛ «С-3» затонула. Из воды немцы подобрали 20 человек [1, c.38](в некоторых источниках говорится о 3-х спасенных, в некоторых - что людей в воде немцы расстреляли из автоматов).
Итак, теперь о чуде. Носарев Валентин Григорьевич родился в 1919 году и был призван на флот в 1937 году. В 1941 году он проходил службу радистом в экипаже ПЛ «С-1», которая 23.06.1941 была взорвана экипажем в Либаве, чтобы не допустить захвата корабля врагом. 24.09.1941 он вместе с другими 39-ю членами своего экипажа находился в море, прямо на верхней палубе ПЛ «С-3», которая пыталась прорваться в Усть-Двинск. Переход происходил под сильной бомбежкой, когда положение стало критическим лодка начала погружение. Все находящиеся на верхней палубе люди оказались в воде. Валентин Григорьевич вместе с другими моряками долго плыл к берегу, многие, потеряв силы, утонули. Оставшихся в живых подводников подобрали подошедшие утром немецкие катера. Так на третий день войны они стали одними из первых военнопленных моряков нашего флота в этой войне. Семья Валентина Григорьевича получила похоронку с извещением «геройски погиб в водах Балтийского моря», но этот мужественный человек не только смог выдержать бомбежку, студеные воды Балтики, унижение плена, допросы, тиф и выжить в нечеловеческих условиях концлагерей. Он бежал из плена и закончил войну в рядах Красной Армии в Германии. После войны работал на Украине и по состоянию на январь 2009 года был в добром здравии (дай Бог ему здоровья) и проживал вместе со своей семьей в г. Харькове.
Развитие подводного флота в России, за всю историю его существования, унесло жизни около 5100 человек. Причины этому самые различные, но дани памяти и уважения достоин каждый из погибших. Пусть это был юнга, рабочий завода, матрос, старшина, лейтенант или капитан 1 ранга. Навсегда останутся в памяти подводного флота и его самые черные страницы, когда счет погибших шел сотнями …
24.06.1941 – гибель около 100 подводников ПЛ «С-1», «С-3» и рабочих завода «Тосмаре» на подводной лодке «С-3» при эвакуации из Либавы;
08.03.1968 – гибель 98 членов экипажа подводной лодки «К-129» на боевой службе в Тихом океане;
12.08.2000 – гибель 118 членов экипажа атомного крейсера К-141 «Курск» на учениях в Баренцевом море.
Вечная память тем, кто до конца
исполнил свой долг перед Родиной!
Использованные источники:
1. Морозов М.Э. Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ч.1, Краснознаменный Балтийский флот, Москва, Полигон, 2001
2. Николаев А.С. Страницы памяти, Сайт «Штурм Глубины», www.deepstorm.ru
3. Рассол И.Р. Подводная лодка «Дельфин» , Санкт-Петербург, Гангут, 2000
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2011-2016