Rambler's Top100 Миноносец №113, миноносец №150, подводная лодка "Дельфин". Тип "Дельфин"

Миноносец №113, миноносец №150,
ПЛ "Дельфин"

тип «Дельфин»




фотография:


Подводная лодка Дельфин




историческая справка
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1901 год 5 июля
Заложен на вновь оборудованном стапеле Балтийского завода в Санкт-Петербурге как "миноносец № 113";

1902 год
Подобран первый экипаж и зачислен в состав 8-го флотского экипажа;

1902 год 14 сентября
Зачислен в списки судов флота под названием "миноносец № 150";

1903 год май
Спущен на воду;

1903 год 8 июня
Начало ходовых испытаний, первый выход в Финский залив;

1903 год 21 июля
Завершение предварительного этапа испытаний;

1903 год июль - август
Продолжение испытаний;

1903 год 16 августа
Осмотр корабля на Неве Императором;

1903 год 20 августа
Демонстрация возможностей "высочайшим особам" на кронштадском рейде;

1903 год 7 октября
Приказом по Морскому ведомству № 176 миноносец зачислен в III ранг судов и причислен к 8-му флотскому экипажу Балтийского флота;

1903 год 14 октября
Окончание ходовых испытаний. Корабль закончил компанию и был поставлен на клетки на Балтийском заводе;

1903 год осень - 1904 год весна
Устранение недостатков и доработка на Балтийском заводе. Установлен гребной винт с поворотными лопастями, увеличена площадь горизонтальных рулей с изменением формы носовой оконечности, увеличена высота рубки, установлен подводный гальюн. Также был заказан второй перископ;

1904 год 31 мая
Высочайшим повелением переименован в "Дельфин";

1904 год 6 июня
Вошла в кампанию как учебный корабль;

1904 год 6 - 16 июня
Произвела несколько погружений, имея на борту от 30 до 45 человек, чтобы приучить людей к обстановке подводного плавания;

1904 год 16 июня
Производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Оставшийся за командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 34 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут). В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. В 9.30 после команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка, так как не учел, что корабль перегружен. Из-за его ошибки миноносец ушел под воду с незакрытым люком и затонул. Наверх успели выскочить три матроса, а четвертый был прижат крышкой к комингсу, застрял и погиб, при этом через щель около 80 мм вовнутрь поступала вода. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. Убрав тело погибшего, удалось закрыть люк, воздушная подушка составляла около трети метра. 2 офицера и 7 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 24 нижних чина погибли. Черкасов имел возможность спастись, но отказался. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве;

1904 год 16 - 18 июня
К затонувшему кораблю был подведен подъемный кран. Во время подъема произошло два взрыва гремучей смеси (в 17.30 и 22.30), после второго взрыва работы прекратили и осушку и подъем корабля на поверхность для выгрузки тел произвели уже утром 17.6. 18.6 корабль поставили на берег для аварийного ремонта. Погибшие подводники были похоронены на Смоленском православном кладбище;

1904 год июнь - август
Ремонт и доработка корабля;

1904 год сентябрь - октябрь
Испытания в Финском заливе и кронштадском рейде;

1904 года 18 октября
После испытаний и учебной стрельбы минами перешла к Балтийскому заводу. Началась непосредственная подготовка корабля к перевозке на Дальний Восток;

1904 год начало ноября
Установлена на клетки в ожидании погрузки;

1904 год 15 ноября
Отправлена по железной дороге во Владивосток для участия в русско-японской войне;

1904 год 11 декабря
Переправа через Байкал, вместе с транспортером, на пароме-ледоколе;

1904 год 29 декабря
Эшелон благополучно прибыл во Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев Владивостокского отряда крейсеров с базированием на мыс Эгершельд под Владивостоком;

1905 год 14 января
Спущена на воду, начало сборочных и наладочных работ;

1905 год 6 (5?) февраля
Корабль подготовлен к использованию;

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год
Участвовала в русско-японской войне: несение позиционной и дозорной службы на подходах к заливу Петра Великого;

1905 год 12 февраля
Пробное погружение в полынье бухты;

1905 год 16 (14?) февраля
Переход совместно с ПЛ "Сом" и транспортом "Камчадал" в бухту Патрокл для отработки подводного плавания;

1905 год 21 февраля
Выход совместно с "Сом" на поиск неприятеля. Дошли до мыса Гамова, после чего были возвращены во Владивосток, так как донесение о противнике оказалось ложным;

1905 год 13 - 16 марта
Выход к острову Аскольд для изучения театра;

1905 год 21 марта
Выход к острову Рейнеке для изучения театра;

1905 год 28 марта - 4 мая
Боевой поход в район мыса Поворотный с целью поиска и атаки при обнаружении по пути следования судов противника в составе отряда подводных лодок из трех единиц ("Касатка", "Дельфин" и "Сом") под командованием командира ПЛ "Касатка". В 00.15 28.4 ПЛ снялась со швартовов у Эгершельда. Не найдя прохода в бонах и минных заграждениях, встала на якорь у мыса Поспелова. В 09.00 у мыса Ахлестшева встретилась с ПЛ "Касатка" и позже с ПЛ "Сом". В 11.00 у о. Аскольд ПЛ разошлись, "Дельфин" обогнула остров и в 17.30 повернула в бухту Гайдамак для ночевки, где встала на швартовы у пристани мыса Сотка близ китобойной фактории Кейзерлинга. Вечером 1.5 прибыла на якорную стоянку в бухту Назимова, там уже нходились ПЛ "Касатка" и "Сом". В 08.00 2.5 снялись с якорей. В кильватерной колонне ПЛ пошли на Владивосток. Но через 10 миль из-за сильной зыби все ПЛ были вынуждены вернуться в б. Назимова где в 15.00 встали на якорь. В 22.00 3.5 ПЛ начали переход во Владивосток. В тяжелых условиях (туман и ветер) в 06.00 4.5 ПЛ повернули в пролив Старка. Вскоре, после того как в 07.40 прошли его, обнаружила ПЛ "Сом" и "Касатка" на мели около камня Св. Матвея. ПЛ "Дельфин" была отправлена во Владивосток за подмогой. На помощь ПЛ был отправлен буксир "Павел", который и снял их с мели. После возвращения во Владивосток обнаружена неисправность привода вертикального руля;

1905 год 4 мая
Приступила к ремонту привода вертикального руля на стоянке в бухте Золотой Рог (г.Владивосток);

1905 год 5 - 12 мая
Для устранения возникшей неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. После возвращения в порт были сданы торпеды и началась подготовка к ремонту привода (перекачали топливо и вскрыли горловины цистерн). Людей удалили с корабля и начали вентилирование переносными вентиляторами. На борту остались машинный квартирмейстер Сюткин и минер Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 10.5 к подводникам пришел унтер-офицер с одного из миноносцев. Он хотел перейти на службу к подводникам, и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они оба спустились вовнутрь, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Через 2-3 минуты последовал второй взрыв, после которого корабль затонул (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Корабль погрузился кормой вперед в воду на глубину 13-14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения. При подъеме корабля произошел взрыв гремучих газов, после чего корабль опять притонул, при следующих подъемах 10, 11 и 12 мая взрывы повторились 5 раз. После разгазовки батарей вытащена на берег и поставлена в аварийный ремонт. Однако повреждения оказались достаточно серьезными и корабль ремонтировался капитально;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1905 год 11 июня
Подчинена Сибирскому флотскому экипажу (?);

1905 год 8 октября
Окончание капитального ремонта;

1905 год - 1906 год зима
Зимовка проходила в порту Владивостока у блокшкива "Абрек";

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год июнь
Совместно с другими ПЛ перешла в бухту Новик на острове Русском. По мере возможностей (из-за нехватки офицеров и матросов) на ПЛ проводилась тренировка команд;

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1907 год осень
Проводила тренировки в Славянском заливе;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год зима
В конце года встала в ремонт во Владивостоке. Помимо обычных работ требовалась переделка надстройки, изменение масляной системы и изготовление нового газоотвода;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год 2 сентября
Проведены маневры с участием подводных лодок. ПЛ успешно атаковала крейсер "Аскольд" у мыса Бартнева (остров Путятин);

1908 год ноябрь
Перешла во Владивосток, выгрузила батареи и стала на ремонт;

1908 год - 1909 год зима
Ремонт во Владивостоке. Закончена переделка надстройки, сменена деревянная обшивка корпуса, ремонт бензомотора и замена части электропроводки;

1909 год май
После докования совершила испытательный переход в бухту Житкова и обратно. За ним последовали минные стрельбы в бухте Улисс, поход вокруг островов Рейнеке и Рикорда;

1909 год июль
В конце июля перешла в бухту Разбойник, откуда проводила тренировочные походы вдоль побережья;

1909 год октябрь
Возвратилась во Владивосток;

1909 год ноябрь
После нескольких походов по бухтам острова Русский и Славянского залива, выгрузила батарею;

1909 год 2 декабря
Поднята на плавучий док для зимовки и проведения ежегодного зимнего ремонта;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год апрель
Получена новая батарея (старая прослужила с 1902 года);

1910 год май
Окончание ремонта;

1910 год июнь
Начала компанию и вскоре перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Произвела 43 минных выстрела из погруженного положения;

1910 год сентябрь
Отработка вместе с другими ПЛ учебных атак по крейсеру "Аскольд" в проливе Стрелок;

1910 год 19 сентября
Возвратилась во Владивосток и после выхода в Славянский залив перешла к месту зимней стоянки в порт;

1910 год ноябрь
После выгрузки батарей поднята на берег и установлена на блоках для зимовки и ремонта;

1911 год апрель
В начале апреля закончен текущий ремонт;

1911 год апрель - май
Проведены испытания и первые тренировочные выходы в Амурский залив;

1911 год 8 мая
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год 28 июня
После приема полного запаса топлива в лодке появился запах бензина. Провентилировав лодку и промыв трюм, старшина Старовойтов спускаясь к трюмной помпе с лампой без защитного колпака, вызвал пожар. Батарею успели закрыть мокрым брезентом, лодку загерметизировали. Огонь погас, ничего существенного не повредив;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 16 торпед;

1911 год август
Перешла во Владивосток;

1911 год октябрь
Выгрузила батареи и была поставлена для зимней стоянки и ремонта в док;

1912 год апрель
В начале апреля закончила ремонт и в середине месяца перешла с другими ПЛ в бухту Разбойник;

1912 год лето
На тренировках совершала учебные атаки на приданные дивизиону суда. Некоторые атаки выполняла в чисто подводном положении, используя установленный на лодке гироскоп. За время походов был замечен большой расход масла, что указывало на сильную изношенность мотора;

1912 год сентябрь
С другими ПЛ дивизиона участвовала в маневрах Сибирской флотилии;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка проходила на берегу. Для выгрузки валов бензомотора и электродвигателя пришлось снять рубку. В крышке рубки врезали ниппели для аварийной подачи воздуха от водолаза, а рубку связали с машинным отделением звонковой сигнализацией;

1913 год июнь
Спущена на воду после окончания ремонта;

1913 год август
В начале августа вступила в кампанию и вскоре перешла в бухту Разбойник;

1913 год 7 августа
Участвовала в маневрах Сибирской флотилии. При попытке атаки "противника" в заливе Восток вышел из строя гирокомпас, и, потерявшей управление, ПЛ пришлось всплыть и быть причисленной к "уничтоженным" кораблям;

1913 год октябрь
Вернулась во Владивосток, практиковалась в Славянском заливе;

1913 год - 1914 год
За время зимнего ремонта на ПЛ установили нактоуз с компасом рядом с выносным штурвалом вертикального руля и изменили проводку вентиляционных труб, убрав высокий воздухозаборник;

1914 год май
Вступила в кампанию. Входила в состав 2-го отделения ДнПЛ;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год лето - осень
Учебные минные стрельбы в бухтах Житкова, Новик и Разбойник;

1914 год ноябрь
Встала в ремонт на плаву у мастерских Владивостокского порта;

1914 год 9 декабря
Произошел взрыв газов при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку. Пострадала большая часть аккумуляторов, а вахтенный электрик А. Сивалев получил легкие ожоги лица;

1915 год весна
Во время ремонта переделана вентиляция балластных цистерн;

1915 год лето
Испытания и продолжение боевой подготовки с минными стрельбами у острова Путятина и в Славянском заливе. Ознакомительные выходы в море с гардемаринами Морского корпуса;

1915 год - 1916 год зима
Зимовка в доке во Владивостокском порту;

1916 год 17 марта
Приказ об отправке в Архангельск, а затем в Александровск;

1916 год март
Выведена из дока, начата подготовка к транспортировке;

1916 год 30 апреля
Подготовлена к транспортировке;

1916 год 23 мая
Отправлена на транспортере по железной дороге в Котлас (первоначально планировалось в Вологду);

1916 год 20 июня
Прибыла в Котлас, погружена на баржи и отправлена по Северной Двине в Архангельск;

1916 год 25 июня
Прибыла в Архангельск, где была произведена сборка корпусных конструкций, сборку механизмов планировалось производить в Александровске;

1916 год 30 июня
Включена в состав отряда судов обороны Кольского залива. Экипаж прикомандирован к Архангельскому военному порту;

1916 год 22 июля
На буксире парохода "Сума" под конвоем ледокола "Вайгач" отправлена в Александровск;

1916 год август
Прибыла в Александровск;

1916 год 16 сентября
После шторма оказались поврежденными носовые и средние горизонтальные рули. Ремонт занял несколько дней;

1916 год 8 октября
Перечислена в Дивизион особого назначения в составе флотилии Северного Ледовитого океана;

1916 год сентябрь - 1917 год март
Сборка механизмов и ремонт. Длительные сроки обусловлены ожиданием поисков ошибочно отправленного оборудования и замены компрессора. К началу весны приведена в боеспособное состояние;

1917 год 16 февраля
Зачислена в отряд судов охраны Кольского залива. Место стоянки - Александровск-на-Мурмане. Плавбаза - ПМ "Ксения";

1917 год 26 апреля
В ночь на 26 апреля 1917 года ПЛ "Дельфин", стоявшая рядом с подводной лодкой №1, была сильно повреждена штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно (экипаж занимался приведением в порядок других кораблей, а службу обеспечивал экипаж базы "Ксения"), ударами о подводную лодку №1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, а подводная лодка №1 затонула;

1917 год 2 августа
Окончила кампанию;

1917 год 10 августа
Учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб принял решение лодки не восстанавливать и сдать их к порту. Сдана в порт. Исправное имущество и механизмы отправлены в Петроград;

1917 год 23 августа
Исключена из списков флота;

1921 год февраль
В ответ на просьбу начальника ДиПЛ Балтийского моря Я.К. Зубарева о сохранении ПЛ "Дельфин" как исторического памятника, от командующего флотом был получен ответ, что ПЛ уже продана Латвии и введении Моркома не находится;

после 1922 года
Передана Госсудоподъему, затем - Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон;

1932 год 16 марта
Решением Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР исключена из списков плавсредств Наркомвода в связи с передачей "Рудметаллторгу" для разделки на металл.




дополнительная информация:


1. Список погибших на учебном погружении 16.06.1904.
2. Список погибших при аварии 05.05.1905.



командиры:
(по данным источника №10)


1. Беклемишев 3-й М.Н.(07.10.1902-07.09.1904)
2. Черкасов А.Н. (16.06.1906) ИО
3. Фон Липгарт Р.Э. (07.09.1904-25.10.1904)
4. Завойко Г.С. (25.10.1904-10.12.1905)
5. Желтухин Н.Ф. (10.12.1905-04.03.1906)
6. Петров С.Н. (04.03.1906-03.10.1906)
7. Домерщиков М.М. (1906-1907) по данным источника №8, скорее всего ошибочно, т.к. в 1906 командовал ПЛ "Сом", а 25.01.1907 предан суду.
8. Шидловский Б.-К.Ф. (30.12.1906-02.1907) ВРИД
9. ? нет данных (03.10.1906-12.05.1907)
10. Дудкин 1-й В.Ф. (12.05.1907-02.05.1910)
11. Проффен Е.Е. (15.03.1910-21.01.1913)
12. Игнатов Н.А. (02.12.1910-09.12.1910) ВРИД, (21.01.1913-09.08.1913) ВРИД
13. Гадон А.С. (09.08.1913-12.12.1913)
14. Леонович С.К. (07.12.1913-05.02.1914) ВРИД?, 12.12.1913 - принял корабль
15. Леман 2-й Н.М. (18.11.1913-13.07.1915), 06.02.1914 - принял корабль
16. Фон Дрейер Д.А. (29.01.1915-13.07.1915) ВРИД, (13.07.1915-22.01.1916)
17. Бохенский Ф.Ф. (22.01.1916-03.04.1916)
18. Ломан 5-й М.В. (04.04.1916-10.08.1917)



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг" том 1, часть 1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС Бастион, ООО "Восточный горизонт", 2002г.
3. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
4. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
5. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
6. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин", Гангут, Санкт-Птербург, 2000г.
7. Тарас А.Е. "История подводных лодок (1624-1904)", Харвест, Минск, 2002г.
8. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", альманах "Подводник России", № 2, Москва, 2003г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.



Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки,
свяжитесь с автором по e-mail: nas@deepstorm.ru



© 2002-2018 Составители Илья Курганов и Андрей Николаев. Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.
© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»