Rambler's Top100 Подводная лодка "Fulton", "Сом". Тип "Сом"

ПЛ "Fulton" (США)
миноносец "Сом"
ПЛ "Сом"

Тип «Сом»




фотография:


Подводная лодка Сом

ПЛ "Сом" типа «Сом» после именения надстройки.
г.Владивосток. 1909 год или позже.




историческая справка:
(все даты до февраля 1918 года даны по старому стилю)


1901 год
Заложена компанией "Holland Torpedo Boat С" на верфи Nixon's Crescent Shipyard в г.Элизабет (Нью-Джерси, США) под наименованием "Fulton";

1901 год 12 (2?) июня
Спущена на воду;

1902 год 28 апреля
Вышла из Нью-Йорка в Чесапикскую бухту в сопровождении парохода "Норфолк". В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв скопившегося в прочном корпусе "гремучего газа", вызванный электрической искрой. Корабль серьезных повреждений не получил, но через выбитые заклепки соленая забортная вода попала в АБ, вызвав образование ядовитого хлорного газа. Командир, четверо подводников и австрийский морской офицер получили ожоги. Экипаж был отравлен хлорным газом;

до 1904 года
Испытания лодки в рекламных целях;

1904 год 28 апреля
С Невским заводом, как с представителем фирмы "Голланд", был заключен договор на покупку ПЛ с доставкой ее в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря;

1904 год 31 мая
Приказом Морского ведомства получила название "Сом". Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии;

1904 год 13 июня
Была отправлена из Америки на пароходе "Менатик" под названием "паровой котел";

1904 год 1 июля
Прибыла в Кронштадт в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта "груз" отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы;

1904 год 6 сентября
Завершение сборки лодки;

1904 год 26 сентября
Перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны". Вступила в строй;

1904 год 10 октября
Перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей;

1904 год 15 ноября - 29 декабря
Погружена на специальную железнодорожную платформу и доставлена в г.Владивосток;

1905 год 1 января
Зачислена в Отдельный отряд миноносцев в составе Владивостокского Отряда крейсеров;

1905 год 1 февраля
Во Владивостоке ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см.;

1905 год
Во время русско-японской войны боевая деятельность ПЛ сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов;

1905 год 9 февраля
К Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи;

1905 год 16 - 19 февраля
16.2 совместно с ПЛ "Дельфин" и ТР "Камчадал" перешла в бухту Патрокл для отработки экипажей. Вышли в Уссурийский залив за о. Скрыплева. 19.2 вернулась во Владивосток;

1905 год 21 февраля
Вышла без торпед совместно с ПЛ "Дельфин" в сопровождении двух миноносцев на поиск японских кораблей. Около м. Гамов была возвращена обратно, т.к. информация о появлении кораблей японского флота оказалась ложной;

1905 год 2 марта
Вышла к южным бухтам Амурского залива, но из-за поломки машины вернулась от о. Рикорд;

1905 год 11 - 13 марта
Еще один поход в Амурский залив. На этот раз удалось дойти до о. Римского-Корсакова. После возвращения во Владивосток стала в плавдок для ремонта и замены прогоревших насквозь газовых труб;

1905 год 27 марта
В Бухте Владивостока участвовала в учениях по прорыву противолодочной сети на рейде Владивостокска. Прорвав сеть ПЛ всплыла, произвела условный пуск торпеды и с частью сети, которая опутала корпус дошла до пристани порта;

1905 год 29 марта
Прибытие во Владивосток торпед;

1905 год 13 апреля
Произвела первую практическую стрельбу, торпеды вышли нормально;

1905 год 19 - 24 апреля
Боевой поход с целью освоения плавания по бухтам к югу от о-ва Русского и создания на одном из островов топливной базы. Запас бензина для топливной базы в 25 банках по 20 литров каждая был размещен снаружи на корпусе лодки (банки принайтованы к рубке). Выйдя 19.4 из пролива Босфор Восточный из-за сильного вера была вынуждена идти в бухту Патрокл и встать там на якорь до утра 20.4. К 20.00 20.4 подошла к о. Рикорда, встала на якроь и выгрузила бензин на сигнально-наблюдательный пост. В 05.00 21.4 проследовала мимо о-вов Римского-Корсакова на мыс Гамова. В 09.00 вошла в бухту Желяковского и встала на якорь. На берегу был организован отдых и обед. В 05.30 22.4 ПЛ направилась в залив Посьет. К 10.00 вошла в бухту Постовую, где пополнили запасы бензина. Отойдя от Владивостока на 120 миль начал барахлить двигатель. Командир решил не рисковать и в 18.00 23.4 начал возвращение во Владивосток. В 05.00 24.4 прошла мыс Гамова и в 19.00 отшвартовалась во Владивостоке;

1905 год 28 апреля - 4 мая
Боевой поход в район мыса Поворотный с целью поиска и атаки при обнаружении по пути следования судов противника в составе отряда подводных лодок из трех единиц ("Касатка", "Дельфин" и "Сом") под командованием командира ПЛ "Касатка". ПЛ снялась со швартовов у Эгершельда позже других ПЛ из-за необходимости пополнить запасы. После 09.00 у мыса Ахлестшева встретилась с ПЛ "Касатка" и "Дельфин". В 11.00 у о. Аскольд ПЛ разошлись, "Сом" обогнула остров с юга. В 15.45 вместе с ПЛ "Касатка" прошла о-в Аскольд. В 22.35 прошли мыс Поворотный и направилась в район, расположенный в 5 милях к югу от б. Судзухе, где ожидали встречи с неприятелем. Ночью ПЛ провела у залива Америка зарядку АБ. В 06.00 29.4 на траверзе мыса Сысоева, последовательно, одно за другим обнаружила два судна, идущих на пересечение курса. Установив, что перед ней два двухтрубных японских миноносца, ПЛ погрузилась на 30 футов и начала выход в атаку, сближаясь с первым кораблем. Подвсплыв под перископ, командир обнаружил, что миноносцы изменили курс и большим ходом удаляются на юг. Некоторое время ПЛ шла за миноносцами, но они быстро скрылись в тумане. В некоторых источниках говорится о том, что во время погружения для начала атаки ПЛ была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев, и, что попаданий в лодку не было. В 11.30 всплыла и перешла в бухту Находка где в 18.20 встала на якорь. Позже туда подошла ПЛ "Касатка". В 04.00 30.4 ПЛ снялась с якоря и попыталась выйти из залива, но из-за сильной зыби в 06.00 вернулась. В 16.15 30.4 обе ПЛ снялись с якоря и пошли в залив Стрелок. Около 19.00 было обнаружено судно (предположительно транспорт), который вскоре скрылся в тумане. После захода в залив Стрелок были осмотрены все бухты о-ва Путятина. Противника не обнаружили. В 00.20 1.5 обе ПЛ встали на якорь в бухте Абрек. В 05.00 сменили стоянку и перешли в бухту Назимова. Вечером на якорную стоянку пришла ПЛ "Дельфин". В 08.00 2.5 снялись с якорей. В кильватерной колонне ПЛ пошли на Владивосток. Но через 10 миль из-за сильной зыби все ПЛ были вынуждены вернуться в б. Назимова где в 15.00 встали на якорь. В 22.00 3.5 ПЛ начали переход во Владивосток. В тяжелых условиях (туман и ветер) в 06.00 4.5 ПЛ повернули в пролив Старка. ПЛ "Сом" сменила головную ПЛ "Касатка" (так как ты была вынуждена закрыть рубочный люк). Вскоре после того как в 07.40 прошли его, ПЛ "Сом" села на мель около камня Св. Матвея, чуть позже рядом с ней села на мель ПЛ "Касатка". ПЛ "Дельфин" была отправлена во Владивосток за подмогой. В 10.00 обе ПЛ были сняты с мели буксиром "Павел". В 12.30 ПЛ отшвартовались в порту Владивостока;

1905 год 9 мая
Переформирована в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского порта;

1905 год 4 июня
Переформирована в состав Отряда миноносцев Отдельного отряда судов для охраны вод Уссурийского края;

1905 год 11 июня
Подчинена Сибирскому флотскому экипажу (?);

1905 год 20 - 26 июля
Отработка совместного плавания подводных лодок отряда в Славянском заливе;

1905 год 9 - 19 августа
Находилась в крейсерстве у Киенчена. 10.8 во время запуска на полном газу бензодвигателя произошел локальный взрыв паров бензина. Серьезных повреждений и последствий не было (по другим данным авария с бензиновым двигателем произошла 16.8 или 19.8, причем по вине экипажа);

1905 год август - октября
Ремонт двигателя;

1906 год 6 (11?) марта
Отнесена к классу подводных лодок;

1906 год 16 октября
Переформирована в состав Отдельного отряда подводных лодок Владивостокского порта;

1907 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1907 год 8 декабря
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Владивостокского порта;

1907 год - 1908 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1908 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1908 год 1 апреля
Переформирована в состав Отряда подводного плавания Тихого Океана;

1908 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1908 год - 1909 год зима
Зимовка во Владивостоке. Надстройка ПЛ была переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода и немного модернезирована (для улучшения мореходности);

1909 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1909 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1909 год - 1910 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1910 год 1 января
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Тихого океана;

1910 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1910 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок. Выпустила 6 торпед;

1910 год - 1911 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1911 год 27 мая
Переформирована в состав Дивизиона подводных лодок Сибирской флотилии;

1911 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1911 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1911 год - 1912 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1912 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1912 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1912 год - 1913 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1913 год
Прошла капитальный ремонт (снятие бензомоторов и установка дизелей);

1913 год весна
Перешла в бухту Разбойник;

1913 год лето
Боевая подготовка в заливе Стрелок;

1913 год - 1914 год зима
Зимовка во Владивостоке;

1914 год июнь
Переход в бухту Разбойник и начало летнего периода боевой подготовки. Входила в состав 1-го отделения ДнПЛ;

1914 год 20 июля
После объявления военного положения перешла вместе с другими ПЛ во Владивосток, приняла боевые мины и полные запасы;

1914 год декабрь - 1915 год январь
В декабре подводную лодку погрузили на железнодорожную платформу и вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь, куда она прибыла 2 января 1915 г. Вошла в состав 4-го дивизиона бригады подводного плавания Черноморского Флота;

1915 год 15 февраля
Окончательно собрана и приведена в полную боевую готовность. Вышла в море совместно с ПЛ "Щука" на позицию в 30 милях от Балаклавы;

1915 год 15 марта
Совместно с ПЛ "Щука" совершила переход из Севастополя в Одессу и вошла в состав специального отряда судов, сформированного для обороны Одессы;

1915 год 21 марта
Совместно с ПЛ "Щука" вышла на разведку сил германо-турецкого отряда кораблей. Были обнаружены только торчащие из воды мачты и трубы турецкого крейсера "Меджидие", который ранее подорвался на минах;

1915 год март - июль
Находилась в Одесском порту в одночасовой готовности к выходу в море. Неоднократно выходила на позиции на дальних подступах к порту на сроки до пяти суток;

1915 год 29 июля
Совместно с ПЛ "Щука" перешла в Николаев для подготовки к отправке в Петроград по железной дороге;

1915 год 17 августа
ПЛ была погружена на железнодорожную платформу и отправлена в Петроград;

1915 год 23 августа
Прибыла в Петроград. Включена в состав Балтийского флота. Вошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1915 год 27 августа
Началась сборка и ремонт;

1915 год 26 сентября
Приступила к испытаниям;

1915 год 1 октября
Закончила испытания. Из Петрограда своим ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариенхамн. Вошла в состав отряда судов Або-Оландской шхерной позиции;

1915 год осень - 1916 год весна
Использовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в южную часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки;

1915 год 18 - 20 октября
Совершила боевой поход (командир - л-т Копьёв М.В.). 18 октября вышла к шведским берегам. Заняв около полудня позицию южнее маяка Свартклубб, лодка стала крейсеровать с норда на зюйд и обратно в трех милях от берега. В 16 ч. 40 м. обнаружила отряд из пяти-шести немецких пароходов, идущих с норда на зюйд. Подпустив их на дистанцию около трех миль, ПЛ пошла на пересечение курса, заметив в то же самое время, что с норда параллельно курсу пароходов идет корабль, показавшийся одной из подводных лодок типа "Кайман". Полагая, что с помощью подходящей подводной лодки все пароходы будут захвачены, ПЛ стала сближаться до дистанции ружейного выстрела, командир вызвал стрелков наверх, но в это время заметил клуб дыма над мнимой подводной лодкой и обнаружил, что к ПЛ полным ходом идёт шведский миноносец. Не дожидаясь подхода миноносца, ПЛ погрузилась на глубину 10 м и вынырнула в трех милях от берега. Минут через десять к ПЛ подошел миноносец, стал рядом и передал, что лодка находится в нейтральных шведских водах. Спустя 20 минут подошел еще миноносец, шедший у концевого парохода. Таким образом, оказалось, что немецкие пароходы конвоируются шведскими миноносцами, идущими в одной миле к осту от пароходов, сами же пароходы идут вплотную к берегу. Когда все немецкие пароходы прошли на зюйд, оба миноносца ушли вслед за ними. Погода в это время стала сильно свежеть и ветер усилился с 3 до 5 баллов. Командир решил отстаиваться в открытом море в виду маяка Симпнесклубб. Ввиду того что лодку все время сносило к норду, он прибег к следующему приему: заполнив кормовую систерну, подставлял корму под ветер, спускался с застопоренными машинами около часа по зыби, а затем разворачивался против нее и шел под электромоторами тоже около часа, не теряя из виду маяка. Дизельмотор работать не мог, так как лодка на большом ходу зарывалась. Рубочный люк был затянут парусиной и все же к утру оказалось, что в трюме было около 50 ведер воды. Ее выбрали ведрами вручную, так как помпы не брали, поскольку она представляла собою густую жидкость с большим количеством сбившегося с водой масла. Утром 19 октября, так как зыбь не уменьшалась, а электроэнергии оставалось всего на 3 часа последовательного хода, ПЛ направилась в Мариэхамн, держа нос против зыби, заполнив главную систерну. Вскоре пошел снег с дождем, дальность горизонта была не больше 7-8 каб. Считая, что при такой погоде лодке до своих берегов не дойти, командир повернул на вест, решив найти маяк Симпнесклубб и держаться в его видимости, дабы не терять обсервации. Электроэнергии к этому времени оставалось не более чем на 1 ч. 30 м. Около 14 часов, открыв маяк, лодка стала заржаться около него, то спускаясь по волне, то поднимаясь под электромоторами против нее. К 18 часам энергия батареи иссякла и командир решил заряжаться, но так как при этом было необходимо находиться на видимости маяка, приходилось производить зарядку в то время, когда лодку несло по волне и затем, останавливая зарядку, выгребать к маяку. К 7 часам 20 октября лодка окончила зарядку, не потеряв обсервации. 20 октября ветер ослабел. Воспользовавшись этим, лодка смогла вернуться в Мариэхамн;

1915 год ноябрь
Из-за того, что 14 ноября в районе Аландских островов было обнаружено появление германской подводной лодки U-17, находившиеся в Мариэхамне подводные лодки "Сом" и "Пескарь" получили приказание нести ежедневное дежурство в Оландсгафе на подходах к Мариэхамну с целью уничтожить немецкую лодку в случае появления ее в этом районе. Лодки по очереди выходили на рассвете в море и, продержавшись под водой целый день, с наступлением темноты возвращались обратно для зарядки батареи, которая производилась с базы "Оланд", чтобы не напрягать весьма ненадежные двигатели лодок. Ввиду отсутствия в Мариэхамне угля, "Оланд", а с ним и лодки вынуждены были 18 ноября перейти для погрузки угля в Дегербю и лишь 23 ноября вернулись обратно;

1915 год 25 декабря
Командир ПЛ л-т Копьёв М.В. убыл во Владивосток для приемки ПЛ типа "АГ". Возвратился обратно в апреле 1916 года, но в командование ПЛ "Сом" уже больше не вступал;

1915 год декабрь - 1916 год апрель
Зимовка в Ревеле (предположительно);

1916 год
В начале года перечислена в состав 6-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря;

1916 год 10 мая
В 4 часа утра ПЛ "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении (в некоторых источниках это столкновение называется - тараном) со шведским пароходом "Ингерманланд" ("Ангерманланд"). Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов. Возможно, что командир парохода преднамеренно протаранил ПЛ. Однако скорее всего причина аварии в маневрировании ПЛ из-за недостаточной подготовки офицеров ПЛ. Командир (ВРИД, вместо Копьёва М.В., который находился в командировке) Бугураев Х.К. (с 10.04.1916 - лейтенант, стаж службы в подплаве - 3,5 года) обязанности командира ПЛ исполнял с конца апреля 1916 года, последний выход в море ПЛ "Сом" был его первым в качестве командира (до этого он был старшим офицером ПЛ "Волк" и ПЛ "Крокодил" - ПЛ с гораздо большим водоизмещением). Старший офицер Саско Б.В. вообще почти не имел опыта плавания на ПЛ и ранее служил на эсминцах (22.03.1915 - лейтенант, стаж службы в подплаве - 0,3 года), а с 01.1916 по 04.1916 прошел краткие курсы офицеров подплава (в конце апреля участвовал в краткосрочном практическом плавании ПЛ "Белуга"). Последний выход в море ПЛ "Сом" был для него первым в должности на этой ПЛ;

2015 год 15 июля
Проведено обследование подводной лодки, обнаруженной на дне у восточного побережья Швеции в полутора морских милях от берега, в зоне активного мореплавания (по сообщению Expressen.se со ссылкой на организацию Ocean X Team, занимающуюся поиском исторических артефактов под водой). По размерам и характерным особенностям можно идентифицировать этот корабля как ПЛ "Сом". Подводная лодка не имеет видимых повреждений на корпусе, ее люки закрыты. Дайверы оповестили о своей находке Вооруженные силы Швеции в понедельник, 27 июля. По данным шведских СМИ, военные уже изучают предоставленные им материалы. Ocean X Team намерена продолжить изучение находки вместе с ними;

2015 год 1 августа
Проведено первое обследование подводной лодки дайверами Ocean X Team. Окончательно идентифицирована как ПЛ "Сом". По словам руководителя проекта "Поклон кораблям Великой Победы" водолазного исследовательского РГО Константина Богданова, участники проекта готовы присоединиться к исследованию и помочь увековечить память погибших моряков;

2016 год 23 сентября
Произведен осмотр подводной лодки с участием представителей Русского географического общества (РГО), Минобороны России и Службы береговой охраны (СБО) Швеции. «Операция проходила семь часов. Она была осуществлена на корабле СБО KBV031 с восемью членами команды с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата (ТНПА). Целью проведения работ были локализация субмарины, ее обследование в многолучевом режиме, всесторонняя съемка и съемка представляющих особый интерес участков посредством ТНПА на расстоянии минимум два метра», – рассказал советник российской дипмиссии Роман Миронов. Было проведено несколько погружений ТНПА. В результате эксперты сделали вывод о том, что подлодка лежит на грунте практически прямо и серьезных повреждений на корпусе нет. «Внешние признаки обследуемого объекта (размеры, очертания, надпись на борту) указывают на то, что это действительно подлодка Российского императорского флота «Сомъ». Визуальный осмотр субмарины и ее положение на грунте позволяют сделать предварительный вывод о возможности ее безаварийного подъема в случае принятия соответствующего решения», – подчеркнул Миронов;

2021 год 2 февраля
Россия готова запустить проект подъёма подводной лодки Русского императорского флота "Сом", которая затонула в шведских водах в период Первой мировой войны. Об этом 2 февраля заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Швеции Анн Линде в Москве.




дополнительная информация:


1. Подводная лодка "Сом" после прорыва сетевого заграждения. Владивосток. 27.03.1905г.
2. Фотография нижних чинов экипажа ПЛ "Сом". Предположительно осень 1915 года. (с сайта "Отечественная Гидронавтика").
3. Список погибших в боевом походе 10.05.1916.
4. Подводная лодка "Сом" на дне. Осмотр подводным аппаратом. 15.07.2015г.
5. Подводная лодка "Сом" на дне. Осмотр дайверами. 01.08.2015г.



командиры:
(по данным источника №10)


1. Калдвелл Х.Х (Caldwell H.H., 1901?-04.1902-1904?) ВМС США
2. Князь Трубецкой В.В. (13.09.1904-22.10.1905)
3. Штер А.П. (22.10.1905-02.03.1906)
4. Домерщиков М.М. (21.08.1906-30.12.1906)
5. Блюменталь В.И. (01.07.1907-1907) ВРИД
6. Барон Майдель 2-й В.Э. (08.01.1907-14.12.1907), 04.04.1907 - принял корабль
7. Лагидзе И.Б. (14.12.1907-01.05.1908) ВРИД
8. Гаевский Н.-М.Д. (21.05.1908-03.06.1908) ВРИД
9. Голубев В.В. (24.05.1908-27.07.1912), 03.06.1908 - принял корабль
10. Петров С.Н. (08.03.1910-02.05.1910) ВРИД
11. Лагидзе И.Б. (08.01.1912-1912) ВРИД, по данным источника №5 - скорее всего ошибочно, т.к. в это время он был старпомом ПЛ "Плотва" и ПЛ "Осетр"
12. Фон(?) Дихт Г.Е. (27.07.1912-17.11.1912) ВРИД
13. Бохенский Ф.Ф. (17.11.1912-21.08.1914)
14. Копьёв М.В. (21.08.1914-10.05.1916), с 04.1916 в командование уже не вступал
15. Бугураев Х.К. (04.1916-10.05.1916) ВРИД



список источников:


1. "Русские подводные лодки 1834-1923гг", т.1, ч.1, Санкт-Петербург, 1994г.
2. Тарас А.Е. "Подводные лодки Великой войны (1914-1918)", Харвест, Минск, 2003г.
3. Трусов Г.М. "Подводные лодки в русском и советском флоте", ГСИСП, Ленинград, 1957г.
4. Рассол И.Р. "Подводная лодка "Дельфин"", издательство "Гангут", Санкт-Петербург, 2000г.
5. Ковалев Э.А. "Командиры первых российских подводных лодок", ИИА "Подводник России", №2, 2003г.
6. Мужеников В.Б. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2003г.
7. Александров Ю.И. "Отечественные подводные лодки до 1918 года", ВТС "Бастион" №6, 2002г.
8. Тарас А.Е."История подводных лодок 1624-1904", АСТ Москва, Харвест, Минск, 2002г.
9. Ковалев Э.А. "Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава", Центрполиграф, Москва - Санкт-Петербург, 2005г.
10. Пожарский А.М. "Подводное плавание в России 1834-1918гг.", Блиц, Санкт-Петербург, 2011г.
11. Томашевич А.В. "Подводные лодки в операциях русского флота на Балтийском море в 1914-1915гг.", Военмориздат, 1939г.
12. Информация с сайтов новостных СМИ.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2021