Rambler's Top100 Подводные лодки. Проект 604

Проект 604 (МЗ-XII).


Модернизация ПЛ типа "М" XII серии.



1. Количество подводных лодок проекта: 1


2. Изображение проекта:


Подводная лодка М-171


3. Состав проекта:



Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Примечания

закладки

спуска

модернизации

 ЛЕНИНГРАД: «Судомех» (№196) (1)

1

 М-171

88

10.09.1936

10.07.1937

1944

 модернизация на заводе №402



4. История проекта:


Как показал опыт войны, оказалось недостаточным количество подводных минных заградителей. Один из путей решения проблемы Наркомат ВМФ видел в создании мин, которые можно было бы принимать вместо торпед и ставить через торпедные аппараты (ПЛТ-3). На этом пути встретился ряд препятствий технического характера, в том числе и связанных с конструкцией систем торпед­ного вооружения, которые не позволили быстро решить проблему. Другой путь состоял в оборудовании обычных торпедных лодок горизонтальными минными трубами, как на "Ленинцах". В ходе боевых действий командиры-подводники, особенно на Балтике, неоднократно указывали в своих донесениях, что вооружение минами значительно расширило бы боевые возможности подводных лодок XII серии. Учитывая мнение подводников, в начале 1942 года ЦКБ-18 выступило с инициативным предложением разработать проект довооружения лодок XII серии минами заграждения, с сохранением основного торпедно-артиллерийского оружия, за счет незначительного снижения скорости и дальности плавания.

Впервые подобное переоборудование было проведено в 1942 г. заводом №202 на подводной лодке Щ-101 Тихоокеанского флота, где в бортовых наделках - булях - легкого корпуса разместили 40 мин типа ПЛТ — по 20 с каждого борта. Управление кораблестроения (УК) ВМФ одобрило предложение ЦКБ-18 и выдало заказ на разработку соответствующего проекта, получившего номер 604 и обозначенного МЗ-ХII. Главным конструктором назначили С.А. Егорова, в проектировании активное участие принимали начальники отделов В.И. Васильев, И.К. Кагановский, начальник сектора Н.В. Анучин, конструкторы В.А. Бундзен, В.Я. Степанов, И.И. Шалаев и другие.

В окончательном варианте проект отличался исключительной простотой. С обоих бортов к прочному корпусу приварbвались проницаемые були, служившие шахтами для 18 мин типа ПЛТ(н). Погрузка и осмотр мин осуществлялись через широкие люки в верхней части булей. В момент постановки мины (длина 2110 мм, диаметр 850 мм, масса заряда 300 кг) двигаясь по направляющим и имея отрицательную плавучесть, просто выпадали в вырезы в кормовой части булей. Зарядное отделение разделялось с якорем уже на грунте и устанавливалось на заданное углубление с помощью гидростатической коробки.

Работы по проекту 604 началнсь на заводе № 402 в августе 1942 г. Завод № 340 (Зеленодольский судостроительный завод им. Горького) изготовил детали минного устройства, а № 402 - корпусные конструкции. Первоначально предполагалось переоборудовать в заградитель подводную лодку М-104, достраиваемую в то время в Молотовске, но УК ВМФ сообщило, что для этой цели будет выделена другая лодка. Такое решение диктовалось, видимо, тем обстоятельством, что к этому времени Северный флот потерял четыре подводные лодки XII серии, а М-172 и М-173 вышли из строя в результате полученных повреждений. Только летом 1944 года командование СФ направило на завод N 402 на переоборудование подводную лодку М-171 ей, к тому же, предстоял капитальный ремонт. Руководил работами инженер Д.Л. Гармашев.

Надводное водоизмещение М-171 увеличилось до 235 т (ширина — до 4,7 м), при этом максимальные скорости хода уменьшились незначительно (до 13,5/7,5 уз), а начальная метацентрическая высота в надводном положении с минами оказалась вполне достаточной (0,48 м).

Ходовые испытания в конце лета 1944г. дали положительные результаты: лодка успешно выставила в общей сложности 87 учебных мин, при этом каких-либо недостатков минного устройства не выявилось. Но к этому времени действия флота на Севере практически закончились и самому маленькому подводному минному заградителю советского ВМФ так и не пришлось принять участия в боевых операциях по своему основному назначению. В 1947 году за разработку проекта 604 С.А. Егоров был удостоен Сталинской премии III степени.


5. Схема проекта:


Подводная лодка М-171


6. Тактико-технические данные проекта:


 водоизмещение           надводное                       -      221 (235-236 с минами) т

                                    подводное                       -      274 (288 с минами) т

скорость                       в надводном положении -      13,5 узлов

                                    в подводном положении  -      7,5 узлов

дальность плавания      в надводном положении -      1700 (7,5) миль

                                    в подводном положении -        100 (2,5) миль

экипаж                                                                -      20 (22) человека.

размерения                                                         -      44,5х4,7х2,58 м

вооружение                  533мм НТА                      -      2 шт.

                                    орудие 21-К 45мм            -      1 шт.

                                    мины ПЛТ                       -      18 шт.

автономность                                                       -      10-15 суток.

глубина погружения                                             -      до 60 м

мощность:                    дизеля                            -      800 л.с.

                                     электромотора                -      400 л.с.

7. Источники:


- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
- ЦКБ МТ «Рубин». Подводные лодки России. Т.IV, ч.1, Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения, Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016