Проект 604 (МЗ-XII).
Модернизация ПЛ типа "М" XII серии.
1. Количество подводных лодок проекта: 1
2. Изображение проекта:
3. Состав проекта:
№ |
Наименование корабля |
Заводской номер |
Даты |
Примечания |
||
закладки |
спуска |
модернизации |
||||
ЛЕНИНГРАД: «Судомех» (№196) (1) |
||||||
1 |
88 |
10.09.1936 |
10.07.1937 |
1944 |
модернизация на заводе №402 |
4. История проекта:
Как показал опыт войны, оказалось недостаточным количество подводных минных заградителей. Один из путей решения проблемы Наркомат ВМФ видел в создании мин, которые можно было бы принимать вместо торпед и ставить через торпедные аппараты (ПЛТ-3). На этом пути встретился ряд препятствий технического характера, в том числе и связанных с конструкцией систем торпедного вооружения, которые не позволили быстро решить проблему. Другой путь состоял в оборудовании обычных торпедных лодок горизонтальными минными трубами, как на "Ленинцах". В ходе боевых действий командиры-подводники, особенно на Балтике, неоднократно указывали в своих донесениях, что вооружение минами значительно расширило бы боевые возможности подводных лодок XII серии. Учитывая мнение подводников, в начале 1942 года ЦКБ-18 выступило с инициативным предложением разработать проект довооружения лодок XII серии минами заграждения, с сохранением основного торпедно-артиллерийского оружия, за счет незначительного снижения скорости и дальности плавания.
Впервые подобное переоборудование было проведено в 1942 г. заводом №202 на подводной лодке Щ-101 Тихоокеанского флота, где в бортовых наделках - булях - легкого корпуса разместили 40 мин типа ПЛТ — по 20 с каждого борта. Управление кораблестроения (УК) ВМФ одобрило предложение ЦКБ-18 и выдало заказ на разработку соответствующего проекта, получившего номер 604 и обозначенного МЗ-ХII. Главным конструктором назначили С.А. Егорова, в проектировании активное участие принимали начальники отделов В.И. Васильев, И.К. Кагановский, начальник сектора Н.В. Анучин, конструкторы В.А. Бундзен, В.Я. Степанов, И.И. Шалаев и другие.
В окончательном варианте проект отличался исключительной простотой. С обоих бортов к прочному корпусу приварbвались проницаемые були, служившие шахтами для 18 мин типа ПЛТ(н). Погрузка и осмотр мин осуществлялись через широкие люки в верхней части булей. В момент постановки мины (длина 2110 мм, диаметр 850 мм, масса заряда 300 кг) двигаясь по направляющим и имея отрицательную плавучесть, просто выпадали в вырезы в кормовой части булей. Зарядное отделение разделялось с якорем уже на грунте и устанавливалось на заданное углубление с помощью гидростатической коробки.
Работы по проекту 604 началнсь на заводе № 402 в августе 1942 г. Завод № 340 (Зеленодольский судостроительный завод им. Горького) изготовил детали минного устройства, а № 402 - корпусные конструкции. Первоначально предполагалось переоборудовать в заградитель подводную лодку М-104, достраиваемую в то время в Молотовске, но УК ВМФ сообщило, что для этой цели будет выделена другая лодка. Такое решение диктовалось, видимо, тем обстоятельством, что к этому времени Северный флот потерял четыре подводные лодки XII серии, а М-172 и М-173 вышли из строя в результате полученных повреждений. Только летом 1944 года командование СФ направило на завод N 402 на переоборудование подводную лодку М-171 ей, к тому же, предстоял капитальный ремонт. Руководил работами инженер Д.Л. Гармашев.
Надводное водоизмещение М-171 увеличилось до 235 т (ширина — до 4,7 м), при этом максимальные скорости хода уменьшились незначительно (до 13,5/7,5 уз), а начальная метацентрическая высота в надводном положении с минами оказалась вполне достаточной (0,48 м).
Ходовые испытания в конце лета 1944г. дали положительные результаты: лодка успешно выставила в общей сложности 87 учебных мин, при этом каких-либо недостатков минного устройства не выявилось. Но к этому времени действия флота на Севере практически закончились и самому маленькому подводному минному заградителю советского ВМФ так и не пришлось принять участия в боевых операциях по своему основному назначению. В 1947 году за разработку проекта 604 С.А. Егоров был удостоен Сталинской премии III степени.
5. Схема проекта:
6. Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное - 221 (235-236 с минами) т
подводное - 274 (288 с минами) т
скорость в надводном положении - 13,5 узлов
в подводном положении - 7,5 узлов
дальность плавания в надводном положении - 1700 (7,5) миль
в подводном положении - 100 (2,5) миль
экипаж - 20 (22) человека.
размерения - 44,5х4,7х2,58 м
вооружение 533мм НТА - 2 шт.
орудие 21-К 45мм - 1 шт.
мины ПЛТ - 18 шт.
автономность - 10-15 суток.
глубина погружения - до 60 м
мощность: дизеля - 800 л.с.
электромотора - 400 л.с.
7. Источники:
- Широкорад А.Б. «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.», Харвест, Минск, 2002г.
- Голосовский П.З. "Проектирование и строительство подводных лодок" (очерки по истории ЛПМБ "Рубин"), т.2, Ленинград, 1979г.
- Игнатьев Э.П. "Подводные лодки XII серии", Гангут, Санкт-Петербург, 1996г.
- ЦКБ МТ «Рубин». Подводные лодки России. Т.IV, ч.1, Санкт-Петербург, 1996г.
- История отечественного судостроения, Т.4, Санкт-Петербург, 1996г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг", ч.2, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.
- Рисунок Апалькова Ю.В. из книги Гусева А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.2.
Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»
Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2016