Rambler's Top100 Подводные лодки. Минные заградители типа "Щ"

Проекты минных заградителей на базе ПЛ типа «Щ».



1. Модернизация ПЛ Щ-101 типа «Щ» V серии


В середине 1941 года техническое бюро завода № 202 им. Ворошилова («Дальзавод») во Владивостоке по личной инициативе А.П. Соловьева, Л.В. Калачевой и В.Г. Желтовского разработало технический, а затем и рабочий проект «бортового минного устройства», с возможностью его установки на подводной лодке любого типа. В качестве примера служила подводная лодка типа «Щ» V серии.

По мысли разработчиков, их система обеспечивала возможность приема 40 мин типа ПЛТ. Конструкция была предельно простой: мины закреплялись на бортах лодки специальными тросовыми бугелями. Длина бугелей могла регулироваться винтовыми талрепами. Нижние концы крепились к специальным подушкам, а верхние зажимались гаками устройства, приводимого в действие изнутри лодки. Для отдачи мин через систему конических шестерен поворачивали вал, освобождая верхние концы бугелей. Мины, группами по пять, отделялись от лодки и приводились в боевое положение.

Особую ценность должна была предоставлять возможность установки и демонтажа устройства силами экипажа, стационарным был только вал сбрасывающего устройства, закрытый кожухом. Подушки и бугели предполагалось монтировать за час-полтора, запас мин принимать не больше, чем за пять часов. Съемные части могли храниться как на береговой базе, так и на лодке. Чтобы скрыть мины от посторонних глаз, предлагалось закрывать их окрашенным брезентом. Для снижения сопротивления в носовой и кормовой частях устанавливались небольшие обтекатели. Общий вес съемных частей составлял 2,2 т, привода с кожухом — 3,7 т, ком­плекта мин — 33,6 т. Утверждалось, что мины будут безопасны при любых кренах и дифферентах лодки, в надводном и подводном положении. Не рекомендовалось ходить самым полным надводным ходом, предельная величина волнения устанавливалась в 10 баллов. Сброс мин мог производиться в любой последовательности. При постановке рекомендовалось выдерживать дифферент не более 2 - 3°, а крен в пределах 1 - 1,5°. В подводном положении не рекомендовалось идти экономическим ходом — оптимальными признавались 5 - 6 узлов. После сброса мин следовало производить выравнивание дифферента. Работа над проектом закончилась 28 июля 1941 года. В следующем году были изготовлены детали и узлы бортового минного устройства. Его монтаж на подводной лодке Щ-101, проведение швартовых, заводских и ходовых испытаний завершились к весне 1944-го.

Несмотря на положительные результаты испытаний, система распространения не получила и в боевых действиях не применялась. Однако в 1946 году автор проекта А.П.Соловьев за эту разработку получил Сталинскую премию III степени.


тип Щ V серия



2. Модернизация ПЛ С-132 типа «Щ» Х серии


После войны проходило испытания любопытное устройство, получившее название БСПК (борьба с преследующими кораблями), выбрасывающее с подлодки малые плавающие мины. Оно создавалось в ЦКБ-18 под руководством С.А. Егорова с 1941 года. Образец мины ПЛТ-4, имевшей диаметр 533 мм, массу заряда 30—40 кг, углубление 1—2 м, время плавания до полутора суток, глубину выпуска от 10 до 100 м, был создан в ЦКБ-36. Постановку предполагалось производить из труб, идущих вдоль корпуса лодки. Боекомплект составлял 40 штук. В апреле 1945-го проект был утвержден.

В 1949 году на «Дальзаводе» изготовили это устройство и смонтировали его на ПЛ Щ-132 (типа «Щ» X серии). Испытания не дали положительных результатов. Через год БСПК в переработанном виде подвергли испытаниям сначала на стенде, а затем вновь на лодке. Устройство показало надежную работу, но оказалось совершенно невостребованным на подводных лодках нового типа.


БСПК



3. Модернизация ПЛ С-207 типа «Щ» V-бис 2 серии


В начале 50-х годов на ПЛ С-207 (типа «Щ» V-бис-2 серии) испытывалось устройство аналогичное БСПК (борьба с преследующими кораблями) - см. раздел о модернизации ПЛ Щ-132.


БСПК


3. Источники:


- Кулагин К.Л. Морозов М.Э. «Подводные лодки типа «Щ» (Х и Х-бис серии), Морская коллекция №4, 2002г.
- Гусев А.Н. "Советские подводные лодки 1922-1945гг" ч.1, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2004г.


Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»


Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2004-2019