Rambler's Top100 Подводная лодка Н-4, С-4. Тип "С" IX-бис серии

Н-4, С-4

Тип «С» IX-бис серии




фотография:


Подводная лодка С-4


ПЛ С-4 на зимней стоянке в Ленинграде (виден сетепрорезатель, орудие и рубка - очень качественный камуфляж)
Еще одна фотография ПЛ С-4 размещена в исторической справке ПЛ С-6




историческая справка:


1936 год 3 января
Заложена в г.Ленинград на Балтийском заводе (с 1937 - завод №189) под литерным обозначением "Н-4" как головная лодка серии;

1936 год 17 сентября
Спущена на воду. По некоторым данным спущена на воду 3.09.1936 или 18.09.1936;

1937 год 20 октября
Переименована в "С-4";

1939 год 10 октября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-44;

1939 год 30 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй. По другим данным приемный акт подписан 02.11.1939;

1939 год 27 ноября
Вступила в строй по приказу НК ВМФ-39. Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в состав 16-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ, с базированием на г.Либава. Поднят флаг ВМФ. Вступила в кампанию;

1939 год ноябрь - декабрь
Советско-Финскую войну встретила в Ленинграде, но в первые же дни войны в составе дивизиона перешла в Либаву;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-Финской войне. Выполнила 1 боевой поход;

1940 год 23 - 2? января
Возможно находилась в дозоре у Либавы;

1940 год 30 января - 8 февраля
Находилась в боевом походе по особому заданию на позици №2 в Балтийском море между о-вами Эланд и Готланд. 5.2 не дойдя до позиции, ПЛ попала в тяжелый леди дрейфовала во льду со скростью 0,5 узла. От сжатия и ударов о льдины на ПЛ разошлась обшивка ЛК в носовой оконечности с обоих бортов, ЛК в нескольких местах сгофрировал. 7.2 КЛ "Красное Знамя" вывела подводную лодку из ледового плена. В 09.15 8.2 вернулась в Либаву. После похода С-4 и С-5 выходы ПЛ на позиции из-за ледовой обстановки были отменены;

1940 год 31 мая
Подчинена командованию ЭОН (3 ПЛ типа "С" IX-бис серии и 2 ЭМ - "Стремительный" и "Сметливый") для перехода на Северный флот;

1940 год 17 июня
Возвращена в состав 1-й БрПЛ КБФ из-за того, что переход ЭОН был отменен;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ (с 06.09.1941 - БрПЛ) КБФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в Устъ-Двинске, числилась во 2-й линии;

1941 год 23 июня - 10 июля
Боевой поход. В 12 ч 23.6 вышла в район Мемеля (позиция №4). С 25.6 по 8.7 патрулировала на позиции, держась на расстоянии 15-20 миль от берега. Вечером 27.6 обнаружила неизвестную ПЛ. Командир ПЛ начал выходить в атаку, но через 12 мин опознал возвращавшуюся с минной постановки ПЛ "Л-3". 30.6 и 1.7 обнаруживались ТЩ противника, но вследствие их малой осадки командир от атаки отказался. Приказом командования лодка возвращена в базу и 10(9?).7 самостоятельно прибыла в бух.Триги;

1941 год 10 - 12 июля
За время стоянки в Триги шесть раз подвергалась налетам самолетов противника. Всего за кампанию 1941 года артиллеристы ПЛ участвовали в отражении 19 налетов самолетов противника, израсходовав 112 100-мм и 518 45-мм снарядов;

1941 год 12 июля - 3 августа
12.7 перешла в Таллин, 14-15.7 - в Кронштадт. 22-25.7 прошла докование. 2-3.8 перешла в Таллин;

1941 год 6 - 17 августа
Боевой поход. В ночь на 6.8 вышла в боевой поход в охранении БТЩ-207, -210, -211, -215, -218, 5 СКА и днем выведена в море в районе м. Ристна. 9.8 заняла позицию в районе Либава - Мемель (позиция №4). Держалась у маяка Паппензее, у берега, чтобы выявить курсы движения транспортов противника. В 13.29 10.8 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (1 ТН, 1 ТР, 2 ВСУ, 3 ТЩ, несколько СКА) (ТН 3000 т, атака=под/пр/2, д=6 каб., через 3 мин услышаны 2 взрыва, ошибочно принято считать что потоплен ТН "Кайя" (3223 брт)). После выстрела подводную лодку выбросило на поверхность, после чего командир принял решение лечь на грунт на глубине 21 м. ПЛ подвергалась бомбометанию и преследованию до 23.50 (с перерывом с 21.30 до 22.00; всего сброшено 33 глб). От сотрясения корпуса крышки входных люков пропустили воду, вышло из строя освещение, разбилось несколько плафонов. После всплытия 00.21 11.8 в надводное положение для того, чтобы принять бой в надводном положении, у носа и кормы обнаружены буи с постоянным освещением. КОрабли противника всплытия ПЛ не обнаружили и лодке удалось уйти незамеченной. Из-за сильных повреждений (повреждена обшивка цистерн главного балласта №1-5, обломано ограждение горизонтальных рулей, в ряде мест деформирован прочный корпус) ПЛ начала возвращение в базу. Днем 17.8 встречена у м. Ристна БТЩ-207, -211, -218, 2 СКА и отконвоирована в Таллин;

1941 год 28 - 29 августа
28.8 для перехода в Кронштадт включена в состав отряда главных сил и 29.8 благополучно прибыла к месту назначения;

1941 год сентябрь
В сентябре прошла аварийный ремонт;

1941 год 19 сентября - 18 ноября
Боевой поход. В 19.50 19.10 вышла в район зап. о. Гогланд (позиция №1). 1.11 при попытке проникнуть на финский шхерный фарватер в результате ударов о камни погнула вал левого винта. Из кораблей противника наблюдала только ТЩ и СКА. В 09.00 18.11 вернулась в Кронштадт;

1941 год 22 ноября
Перешла в Ленинград для ремонта. Во время ремонта на ПЛ было установлено пассивное устройство для защиты от антенных мин (т.н. «минные кринолины») конструкции А.В. Лепешкина, которые оказались крайне неудачными - система имела низкую живучесть, отрывалась и имела очень высокую шумность при движении средним подводным ходом (шум был настолько велик, что было невозможно разговаривать внутри прочного корпуса);

1942 год 11 июня
В ночь перешла в Кронштадт;

1942 год 13 июня - 26 июля
Боевой поход. В 22.25 13.6 вышла к о. Лавенсари в сопровождении 2 СКА, куда прибыла в 03.07 14.6. В 23.00 вышла в район Данцигской бух. (позиция №9). До середины Восточного гогландского плеса сопровождалась СКА "МО №213". В 17.40 15.6 из-за сильного шума миноотводного кринолина вернулась для его демонтажа к о. Лавенсари (в течение нескольких часов «минные кринолины» были срублены топорами). В 22.30 16.6 вышла в боевой поход повторно. В 01.45 19.6 в районе м-ка Порккалан-Каллбода атакована неск. СКА противника. В результате близких взрывов глб вышла из строя часть АБ, и, временно, рулевое управление. Нарушилась герметичность баллонов со сжатым воздухом и цистерны №3. 20.6 закончила форсирование Финского залива и перешла к о. Богшер для устранения повреждений. В ночь на 21.6 уклонилась погружением от обнаруженной ПЛ. Вечером 28.6 прибыла в район м-ка Риксгафт. В 23.08 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 6000 т, атака=подв/пр/2, д=6 каб., 1 торпеда не вышла из ТА из-за заклинивания волнорезных щитков, след другой не наблюдался - по-видимому, затонула - безуспешно атакован герм. ТР "Фриц Шуп"). Днем 29.6 в районе нахождения ПЛ корабли и самолеты противника сбросили около 20 глб. До 12.7 ПЛ имела контакты лишь с кораблями и самолетами ПЛО. 13.7 по приказу командования перешла для действий в районе Карлскроны (позиция №2). Утром 14.7 и днем 15.7 в районе м-ка Капелльуден командир ПЛ обнаруживал КОН, но, поскольку они двигались в шведских территориальных водах, от атак отказался. В ночь на 16.7 ПЛ получила приказ перейти в район западнее о. Борнхольм (позиция №1), но из-за плохого состояния АБ командир принял решение остаться на прежней позиции. КОН и ОТР в шведских территориальных водах были замечены 17.7 и 19.7. В 02.00 20.7 ПЛ начала возвращение в базу. Утром 24.7 приступила к форсированию Финского залива. В 17.58 ПЛ произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ТЩ) в районе м. Пакринем (ТР 11000 т, атака=подв/ви/2, д=7 каб., 1 торпеда прошла перед носом ТР, вторая не вышла из торпедного аппарата - не сработал автомат-коробка стрельбы, ни разу не проверявшийся за все время похода - зарубежных данных нет). В 23.33 26.7 самостоятельно прибыла на рейд о.Лавенсари;

1942 год 27 - 28 июля
Днем 27.7 во время атаки самолетов противника погрузилась на рейде. 23.40 27.7 - 05.46 28.7 в обеспечении БТЩ-215, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт. На переходе КОН подвергся обстрелу финской береговой артиллерии;

1942 год 14 - 15 августа
23.30 14.8 - 06.38 15.8 перешла в Ленинград для замены АБ. В 01.41 15.8 при входе в Морской канал на правой раковине ПЛ на расстоянии 40-50 м взорвалась донная акустическая мина. Легкий корпус, устройства и механизмы получили серьезные повреждения (пробита обшивка 4 цистерн главного балласта, сорван с креплений ТА №5, разбито 5 баков АБ). Погиб командир ПЛ, выброшенный за борт взрывной волной, 3 чел. получили ранения. Лодку выбросило на мель, откуда ее в 04.37 15.8 сняли буксиры. Несмотря на начавшийся обстрел, ПЛ достигла Ленинграда без дополнительных повреждений;

1942 год - 1943 год зима
В ходе зимнего судоремонта первой среди ПЛ КБФ прошла установку амортизаторов под все приборы и механизмы лодки;

1943 год 30 апреля
К 28.4 по плану командира БрПЛ должна была закончить подготовку к боевому походу. В 23.10 30.4 сразу после окончания зарядки, которая осуществлялась при помощи плавучей зарядовой станции Л-55, из-за случайной искры произошел взрыв скопившегося водорода одновременно в обеих группах аккумуляторной батареи. Основной причиной этого оказалось незадействование и неправильное включение элементов системы вентиляции батарей. Как показало расследование, в тот момент часть ответственных лиц находилась на берегу в увольнении, а другая не проявила интереса к действиям стоявшего на вахте молодого электрика. Три члена экипажа погибли, четыре получили серьезные ранения, а повреждения корабля по оценке специалистов требовали не менее чем трехмесячного ремонта и смены дефицитной батареи. Наказания были под стать повреждениям: приказом Наркома ВМФ командир ПЛ и замполит С.Ф. Заикин были сняты с должностей (Бащенко назначили командиром плавбазы «Иртыш»), комдив кап.2р. Е.Г. Юнаков понижен в должности до командира С-4, а инженер-механик Колтушенков, старшина группы электриков Самойлов и вахтенный электрик Михайлов преданы суду военного трибунала;

1943 год май - август
Находилась в аварийном ремонте. В июне на ПЛ смонтировали для испытаний сетепрорезатель подрывного типа;

1944 год май - сентябрь
В конце мая перешла в Кронштадт, где до октября осуществляла боевую подготовку. Получила на вооружение ГАС "Дракон-129";

1944 год 16 сентября
Получила приказ готовиться к походу. К этому времени Финляндия уже вышла из войны и стала союзником СССР. В кратчайшие сроки было достигнуто соглашение о проводке подлодок КБФ финскими прибрежными фарватерами и организации новых баз;

1944 год 1 - 23 октября
Боевой поход. 4-5.10 перешла из Кронштадта к о. Лавенсари, 5-6.10 в обеспечении БТЩ-217 и 3 БКА в Хельсинки, 7.10 - в район о. Корпо и 8.10 выведена в Балтийское море в районе о. Утё для дальнейшего следования в район восточнее банки Штольпе (позиция №6). В 22.00 11.10 прибыла в район в 50 милях севернее м-ка Стило. В 04.23 12.10 произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ЭМ, 1 СКА) северо-восточнее м-ка Стило в точке 55°04'5 с.ш./17°51°8 в.д. (ТР 6000 т, атака=надв/пр/2, д=4 каб., 1 торпеда не вышла из-за неисправности винтов и рулей, другая торпеда попала в цель через 53 сек, после чего наблюдалась гибель ТР - по-видимому потоплен герм. РТ "Таунус", 218 брт (В зарубежных исторических исследованиях существуют некоторые разночтения в датах гибели РТ "Таунус" (12 или 13.10) и ТЩ "М3619"(12, 13 или 15.10), погибших севернее м-ка Риксгафт. Возможно, что жертвой атаки "С-4" в 04.23 12.10.1944 был ТЩ, с другой стороны нельзя полностью исключить вероятность того, что ТЩ либо РТ были потоплены в результате торпедных атак ПЛ "Л-3" (в 00.50 15.10) либо "Лембит" (в 01.09 15.10)). Из-за ошибки трюмных машинистов лодка погрузилась с большим дифферентом и чуть было не ударилась о дно. ПЛ преследованию не подвергалась. В 14.01 произвела торпедную атаку ОТР сев. м-ка Стило в точке 55°06'3 с.ш./ 17°38'7 в.д. (ТР 5000 т, атака=подв/пр/2, д=4 каб., одна торпеда не вышла из-за неисправности крышки ТА, вторая из-за неправильного срабатывания НВС взорвалась преждевременно - зарубежных данных нет). В 14.30 произведена торпедная атака другого ОТР (ТР 9000 т, атака=подв/ви/2, д=12 каб., ТР уклонился от торпед - зарубежных данных нет, по-видимому атакована флотилия РТ). В 05.35 13.10 произвела торпедную атаку ОТР в 24 милях северо-западнее м-ка Стило (ТН 12000 т, атака=надв/ви/2, д=4 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель ТН - в точке 54°58' с.ш./18°19' в.д. потоплен германский ТН "Терра", 1533 брт). В 03.02 16.10 произвела торпедную атаку ОТР в точке 55°00' с.ш./19°00' в.д. (ТР 15-18000 т, атака=надв/вр/3, д=6 каб., вследствие нечеткости команды торпеды выпущены до прихода цели на угол упреждения - зарубежных данных нет). Утром вернулась в район севернее м-ка Стило. Днем 18.10 командир ПЛ отказался от атак 2 ОТР из-за малых глубин. Днем 19.10 по той же причине не был атакован КОН. В 06.16 20.10 произвела торпедную атаку ОТР севернее м-ка Стило в точке 54°58' с.ш./17°52' в.д. (ТР 8000 т, атака=надв/пр/2, д=7 каб., наблюдалось попадание торпеды и гибель ТР - зарубежных данных нет, возможно потоплен герм. РТ "Золлинг", 260 брт, официально числящийся невернувшимся с рыбной ловли 22.10.1944). В 07.00 в связи с израсходыванием торпед лодка начала возвращение в базу. 22.10 встречена БТЩ-215 и в 14.45 23.10 прибыла в Хельсинки;

1944 год 9 ноября - 1945 год 4 января
Боевой поход. Днем 9.11 вышла на позицию, ограниченную пеленгами 240-210° юго-западнее Либавы. На переходе в проливе Юнгфрунзунд лопнули 3 крышки цилиндров дизелей, после чего 10.11 ПЛ прибыла на Ханко. Утром 23.11 вышла на позицию, ограниченную пеленгами 230-250° юго-западнее Виндавы (сектор №2). 25.11 прибыла на позицию. Около 23.00 14.12 произвела две последовательные атаки КОН (1 ТР, 1 СКР) в 13 милях западнее м-ка Акменрагс. По донесению командира ПЛ, в результате второй атаки ТР в 6000 т получил повреждения - зарубежных данных нет. В ночь на 15.12 получила приказ командира БПЛ перейти в северную часть Данцигской бух. (позиция №5). В 03.36 16.12 в точке 55°24' с.ш./19°58' в.д. безуспешно атакована ПЛ противника - зарубежных данных нет. С 17.12 действовала на новой позиции. В ночь на 22.12 возможно наведена ВПУ на КОН, шедший из Либавы в Пиллау (по германским данным в 02.55 22.12 в 16 милях севернее м. Брюстерорт советская ПЛ всплыла внутри ордера КОН и обстреляла артиллерийским огнем ТР - "С-4" не доносила об артиллерийской атаке). 23.12 возможно обнаружена германской ПЛ "U 1063" юго-западнее м. Брюстерорт. В ночь на 26.12 командир ПЛ отказался от атаки буксира в 21 миле северо-западнее м-ка Риксгафт, посчитав, что его сопровождают 2 ПЛ противника. 27.12 в подводном положении в точке 54°59' с.ш./18°33' в.д. безрезультатно атакована ПЛ противника, а затем атакована СКР. Вечером 1.1 донесла, что потопила ТР противника и продолжает действовать в прежнем районе. В дальнейшем на связь не выходила (неразборчивая работа р/ст фиксировалась 7.1 и 18.1) и в базу не вернулась. Срок автономности истек 19.1. Наиболее вероятной причиной гибели является таран германским ММ "Т-3" в ночь на 4.1. Судя по немецким документам, дело происходило следующим образом: конвой в составе войскового транспорта «Вольта», миноносцев Т-3 и Т-8 4.1 вышел из Готенхафена в Либаву, когда в 22.45 по среднеевропейскому времени в 100 м от Т-3 всплыла советская подводная лодка. Миноносец увеличил скорость до 15 узлов и таранил ПЛ в левый борт сразу позади за рубкой. Немцы классифицировали свою жертву как лодку типа «С», при этом точно указали на наличие 40-мм орудия на задней площадке и красной звезды на передней части рубки. По их данным находившиеся на мостике моряки вели огонь по миноносцу из автоматов, и что-то кричали в открытый рубочный люк. Сразу после удара Т-3 дал задний ход. Он успел отойти на 30 м, как рубка скрылась под водой, а корма задралась вверх под углом 45 градусов. После того, как ПЛ погрузилась, миноносец, получивший надежный гидроакустический контакт, сбросил на нее четыре серии по пять глубинных бомб в каждой. В связи с темнотой результаты атаки не наблюдались, но прибывшие утром в район боя корабли 3-й охранно-сторожевой флотилии без труда нашли место тарана (55.01,5°с.ш., 19.40°в.д.), по-видимому, по широко разлившемуся соляровому пятну. Что же касается Т-3, то он с двумя частично затопленными носовыми отсеками и пробоиной в 1-м котельном отделении (по всей вероятности, результат удара о горизонтальные рули субмарины) вместе с конвоем вернулся в Пиллау. Тем не менее полностью не исключаются версии гибели ПЛ из-за ошибки личного состава или отказа техники, а также подрыв на британской донной мине. На ПЛ погибло 48 членов экипажа;

1945 год 31 марта
Исключена из состава ВМФ;

2013 год 23 декабря
В ходе Морской коллегии заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что на 2014 год запланированы поиск и обследование подлодок С-4 в районе мыса Таран и С-12 в районе мыса Большой Тютерс. "Эти мероприятия будут планироваться в рамках боевой подготовки и учений водолазов и операторов автономных и телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. Полученный практический опыт будет способствовать повышению уровня боевой готовности", - подчеркнул Федотенков А.;

2014 год май
В районе мыса Таран гидролокатор один из кораблей БФ зафиксировал очертания неизвестной до сей поры возвышенности. Немедленно в район была направлена специально оборудованная экспедиция. Аппарат «Фалькон» на глубине 72 метра обнаружил остов ПЛ. После ознакомления со съемкой ПЛ и сравнением полученных данных с характеристиками советских подлодок, специалисты Управления поисковых и аварийно-спасательных работ БФ установили, что ее внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии "С". Отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели подводной лодки ВМФ СССР С-4. И хотя видимость на морском дне была далека от идеальной, удалось определить, что ПЛ длиной более 70 метров имеет значительные разрушения легкого корпуса в районе кормы, носовое орудие и боевая рубка ее находятся в сохранности. По завершении процесса идентификации ПЛ, в месте ее залегания пройдет церемония отдания воинских почестей героическому экипажу лодки, для которых ее прочный корпус стал братской могилой. Водолазы закрепят на субмарине памятную доску и венок. Поднимать лодку со дна моря не будут, она станет мемориальным воинским захоронением. Точные координаты залегания подводной лодки будут занесены во всероссийский реестр подводных потенциально опасных объектов на Балтике. И хотя ПЛ не представляет опасности для судоходства в этом районе плавания, важно, чтобы о ее существовании знали рыбаки во время промысла;

2014 год 16 июля
В Балтийском море начались работы комплексной научно-поисковой экспедиции по идентификации подлодки С-4, предположительно затонувшей в январе 1945 года у калининградского побережья, в районе мыса Таран. Специалисты спасательного отряда Балтийского флота в течение двух дней проводили испытания глубоководного телеуправляемого необитаемого аппарата «Пантера плюс», поступившего на вооружение в июне. В рамках испытаний на борт гидрографического судна «Андромеда» были подняты фрагменты затонувшей в годы Великой Отечественной войны подводной лодки С-4. Идентификация окончательная;

2014 год 18 июля
Экипаж сторожевого корабля Балтийского флота «Ярослав Мудрый» вышел в район мыса Таран к месту гибели советской подводной лодки С-4, где отдал воинские почести погибшим морякам-подводникам. В мероприятии участвовали родственники погибших подводников, представители командования Балтийского флота, руководства АКВАСПАСА, Института океанологии, музея Мирового океана, аквалангисты Клуба подводных исследований и ветераны-подводники, благодаря общим усилиям которых лодка была обнаружена и теперь получила статус воинского захоронения. Дайверы из Клуба подводных исследований закрепили на рубке памятную доску с именами погибших.



дополнительная информация:


1. Список погибших в боевом походе 01.1945.




командиры:


1. Абросимов Д.С. (21.07.1938-14.08.1942)
2. Бащенко А.А. (20.08.1942-20.05.1943)
3. Юнаков Е.Г. (25.05.1943-20.08.1943)
4. Червинский В.А. (20.08.1943-09.03.1944)
5. Клюшкин А.А. (17.03.1944-01.1945)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Фотография из книги Морозова М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1.
9. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
10. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
11. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
12. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
13. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.
14. Информация с сайтов новостных агентств.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2018