Rambler's Top100 Н-5, С-5 Тип "С"; IX-бис серии

Н-5, С-5

Тип «С» IX-бис серии



фотография:


С-5


ПЛ С-5 на грунте. Латунные литеры на ограждении рубки.



историческая справка:


1935 год 28 декабря
Заложена в Ленинграде на Балтийском заводе (с 1937 - Завод №189) под литерным обозначентем "Н-5". По другим данным заложена 28.08.1935;

1937 год 16 мая
Спущена на воду. По другим данным спущена на воду 16.05.1936;

1937 год 20 октября
Переименована в "С-5";

1939 год 30 октября
Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1939 год 27 ноября
Вошла в состав Балтийского флота, зачислена в состав 16-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ, с базированием на г.Либава. Поднят флаг ВМФ. Вступила в кампанию;

1939 год ноябрь - декабрь
Советско-Финскую войну встретила в Ленинграде, но в первые же дни войны в составе дивизиона перешла в Либаву;

1939 год декабрь - 1940 год февраль
Участвовала в Советско-Финской войне. Выполнила 1 боевой поход;

1940 год 23 - 2? января
Возможно находилась в дозоре у Либавы;

1940 год 30 января - 8 февраля
Находилась в боевом походе по особому заданию на позици №3 в Балтийском море около Аландского архипелага на норд-ост от маяка Богшер. Не дойдя до позиции , 4.2 к северу от параллели Готска-Санден оказалась мреди полей толстого льда. Льдом была повреждена цистерна плавучести, ЦГБ №1, волнорезы и левый винт. Командиру пришлось повернуть на юг. 6.2 встала во льду без хода. 7.2 КЛ "Красное Знамя" вывела подводную лодку из ледового плена. В 12.51 8.2 вернулась в Либаву. У ПЛ оказалась деформирована верхняя палуба, сильно помяты легкий корпус и балластные цистерны, искривлены оба гребных вала. После похода С-4 и С-5 выходы ПЛ на позиции из-за ледовой обстановки были отменены;

1940 год 31 мая
Подчинена командованию ЭОН (3 ПЛ типа "С" IX-бис серии и 2 ЭМ - "Стремительный" и "Сметливый") для перехода на Северный флот;

1940 год 17 июня
Возвращена в состав 1-й БрПЛ КБФ из-за того, что переход ЭОН был отменен;

1941 год 11 февраля
Переформирована в состав 1-го ДнПЛ 1-й БрПЛ КБФ;

1941 год июнь
К началу ВОВ находилась в Устъ-Двинске, числилась во 2-й линии;

1941 год 24 июня - 10 июля
Первый боевой поход в ВОВ. Около 16ч 24.6 вышла в район Карлскрона - Борнхольм (позиция №2), где патрулировала с 26.6 по 8.7. 28.6 перешла к южной оконечности о. Эланд, затем к Карлскроне. Утром не смогла атаковать ОТР из-за плохих условий видимости. Несколько раз обнаруживала шведские СКР. В 05.56 8.7 в точке 56°04' с.ш./17°54' в.д. атакована самолетом противника. Две бомбы взорвались в воде после погружения лодки. В результате близких разрывов вышел из строя эхолот, получили повреждения гирокомпас, один их главных электродвигателей и прочный корпус. По приказанию командования вечером начала возвращение в базу и в 11.42 10.7 самостоятельно прибыла в бух. Кихелькона. Днем перешла в Триги;

1941 год 12 июля - 3 августа
12.7 перешла в Таллин, 14-15.7 - в Кронштадт. 16-22.7 прошла докование. 2-3.8 перешла в Таллин;

1941 год 6 - 25 августа
Второй боевой поход в ВОВ. В ночь на 6.8 вышла из Таллина в охранении БТЩ-207, -210, -211, -215, -218 и 5 СКА и сопровождалась ими до района м. Ристна. С 8.8 по 19.8 действовала в устье Данцигской бух. (позиция №3) и совершила торпедную атаку ОТР (ТР, атака=подв/пр/1 (по другим данным выпустила 2 торпеды), промах - зарубежных данных нет). Днем 24.8 встречена в устье Финского залива БТЩ-204, -207 и в ночь на 25.8 приведена в Таллин;

1941 год 28 августа
28.8 для перехода в Кронштадт включена в состав отряда главных сил. В 20.11 выйдя из кильватера КРЛ "Киров" в точке 59°48' с.ш./25°32' в.д. подорвалась на мине ЕМС, подсеченной ТЩ на заграждении "D.25" (выставлено германскими МТЩ 5-й флотилии). Мина ударилась о корпус в районе 2-го отсека. От взрыва сдетонировал артиллерийский боезапас и через 40 сек ПЛ затонула. Из состава экипажа и штаба 1-й БрПЛ спасено, по данным из разных источников, от 5 до 15 человек, в т.ч. командир ПЛ и командир 1-й БрПЛ, кроме того спасен командир Таллинского военного порта. Погибли командир 3-го ДнПЛ капитан 3 ранга Аверочкин А.К., начальник политотдела 1-й БрПЛ полковой комиссар Обушенков Г.М. (данных по такой фамилии на сайте "ОБД Мемориал" не обнаружено) и 34 члена экипажа. В некоторых источниках указывается о том, что на ПЛ погибли и другие офицеры штаба 1-й БрПЛ КБФ (фамилии не установлены);

1941 год 10 сентября
Исключена из состава ВМФ;

2010 год - 2011 год
Была найдена в ходе проведения работ по прокладке газопровода «Северный поток». Подводная лодка лежит на грунте в нескольких сотнях метров рядом с ПЛ П-1;

2012 год май
Корпус ПЛ был обследован на дне финскими дайверами.



командир:


1. Пасхин Б.Н. (21.07.1938-17.12.1939)
2. Бащенко А.А. (17.12.1939-09.1941)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Цитадель, Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945гг.", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.1, Полигон 2001.г.
7. Балакин С.А., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "С", Морская Коллекция, №02, 2000г.
8. Гавриленко Г.И. "История балтийского подплава", ВТА "Тайфун" №3(15), 1999г.
9. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
10. Чирва Е.В. "Подводная война на балтике 1939-1945", Яуза, Эксмо, Москва, 2009г.
11. Морозов М.Э., Кулагин К.Л. "Эски" в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина", Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008г.
12. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2002-2013